|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 » »» самобытность нац. тегтр. иск-ва. В Индии работают и др. театр.
коллективы: т-р "Бахурупи" (осн. 1949), "Нат Мандал" (осн. 1952), "Малый
т-р для детей" (осн. 1954), "Индийский Нац. т-р" (осн. 1946). Наибольшее
количество проф. т-ров находится в Калькутте ("Минерва", "Стар",
"Ранг-махал", "Срирангам"), которые 4-5 раз в неделю играют спектакли на
яз. бенгали. Постоянные т-ры имеются также в Каттаке (штат Орисса),
Мадрасе, Бомбее, Бенаресе, Пуне и др. К 1959 в Индии насчитывалось ок.
30 проф. т-ров и около 300 любительских. Театры эти ставят спектакли на
языках народов Индии (бенгали, гуджарати, хинди, каннада, малаялам,
ория, телугу и тамильском). Кроме пьес совр. инд. драматургов, в
репертуар включаются произв. Шекспира, Ибсена, Мольера, Тургенева,
Горького и Чехова. В 1959 в Дели при Индийской академии музыки и драмы
открыта первая гос. театр. школа, готовящая режисс„ров, художников и
акт„ров. Кроме того, имеются 4 частные театр. школы.
См. Ассамский театр и драматургия, Бенгальский театр и драматургия,
Гуджаратский театр и драматургия Каннада театр и драматургия. Кашмирский
театр и драматургия, Маратхский театр и драматургия, Малайялъский театр
и драматургия, Тамильский театр и драматургия, Телугу театр и
драматургия. Урду театр и драматургия. Хинди театр и драматургия. См.
илл. на отдельном листе к стр. 881-882. Лит.: Мерварт А. М., Элемент
народного творчества в классической драме древней Индии, "Сборник Музея
антропологии и этнографии", 1928, .No 7; Э p м а н В. Г., Об элементах
народности в индийской классической драматургии, "Советское
востоковедение", 1957, .N" 4; его же, Теория драмы в древнеиндийской
классической литературе, в сб.: Драматургия и театр Индии, М.. 1961;
Потабенко С., К истории развития сценической драматургии и театра
хиндустани, в сб.: Литературы Индии, М., 1958; Chandra Bhan Gupta, The
Indian theatre, Banaras, 1954;
B a Iwan t G., Theater und Tanz in Indien, B I960' L e v i S., Le
theatre indien. P., 1890; Hillebrandt A., Uber die Anfange des indischen
Dramas, Munch., 1914;
К о no w S., Das indische Drama, B. - Lpz., 1920;
Keith А. В.. The Sanskrit drama in its origin, development, theory
and practice, Oxf., 1924. Мел. Б.
ИНДОНЕЗИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ театр. представления в Индонезии с
древних врем„н являлись составной частью нар. празднеств и культовых
обрядов. Ни одно общественное и семейное торжество в Индонезии не
обходится без театр. представления (считается, что успех какого-либо
начинания зависит от удачного выбора сопровождающей его театр.
постановки). В доколониальный период, кроме т-ров, принадлежавших
далангам, существовали постоянные т-ры при дворах князей и знати.
Представления строятся на сюжетах, заимствованных из др.-индийских
эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата", а иногда из местных хроник и сказаний
др.-индонезийского т-ра, т. н. традиционного т-ра. Этот традиционный т-р
можно разделить на осн. разновидности: т-р теней, т-р объ„мных кукол,
т-р живого акт„ра, или ваянг-оранг, т-р масок, или ваянг-топенг, а также
представления, состоящие из сменяющихся рисованных картинок. Все эти
традиционные театр. представления происходят из культовых обрядов вызова
теней и образов предков и богов. Представления продолжаются целую ночь,
а иногда и несколько ночей подряд. Для того чтобы зрители не уставали,
делаются антракты, заполненные шутливыми, сатирич. бытовыми
сценками-интермедиями. Культовый т-р теней - ваян г-к у л и
т-упоминается в др.-яванских лит. памятниках уже в 1-й пол. 11 в.
Действующие лица этих представлений - фигурки, искусно вырезанные из
раскрашенной и раззолоченной тонкой буйволовой кожи и укрепл„нные в
расщепл„нной роговой или деревянной ножке, сцена - экран, на к-рый
отбрасывается тень от фигурок (экран освещается свешивающейся сверху
лампой). Даланг, ведущий представление, передвигает фигурки за ножку и
управляет движением рук кукол при помощи прикрепл„нных к их кистям
роговых или деревянных палочек. Текст представления заимствован из
религиозного эпоса ("Сказание о Сери Раме", "Махабхарата") и индонез.
мифов. В т-ре ваян г-г е д о г сюжеты представлений черпались из
др.-героич. эпоса ("Сери Панд-жи", "Сиюнг Ванара", "Дамар Вулан" и др.).
В т-ре ваян г-к е л и т и к (или ваян г-к е р у ч и л ь), относящемся к
более позднему времени, представления носят развлекательный характер.
Используются сюжеты арабского происхождения о приключениях дяди пророка
- Мухаммеда Амира Хамзы. Для этих представлений фигурки вырезались из
тонкой деревянной дощечки, а фигурки злодеев и чудовищ - из более
толстых досок, поэтому они приобретали объ„мные формы. Со временем все
персонажи ваянг-келитик приобрели форму круглых объ„мных кукол,
образовав новый вид т-ра - в а я н г-г о л е к (в этом т-ре, ставящем те
же пьесы, что и ваянг-келитик, экран отсутствует, даланг сидит ниже
сцены и скрыт от зрителя). Близок т-ру теней т-р ваянг-бебер (упоминание
о н„м встречается в китайских источниках 15 в.), представление к-рого
состоит из рассказа даланга, иллюстрируемого картинами, рисованными на
полотняных или бумажных свитках (ширина свитков 50-70 см, длина - неск.
метров; на свитке помещается 6-7 картин, каждый рассказ сопровождается
демонстрацией 5-8 свитков). Концы свитка прикреплены к палкам, по ходу
рассказа свиток перематывается с одной палки на другую.
Т-р масок - т о п е н г (или в а я н г-т о п е н г), происходящий от
религиозно-культового действа (вызов умершего родственника, друга и
др.)" положил начало индонезийскому пантомимному т-ру. Сюжеты
представлений также берутся из эпоса. Содержание спектакля излагается в
песне даланга, служащей вступлением к действию. Исполнители носят маски,
к-рые они держат перед лицом, взяв в зубы палочку или петельку на
внутренней стороне маски. Постепенно маска заменяется гримом.
На острове Калимантан сохранился особый вид т-ра масок - ваян г-б
аранган, в представлениях к-рого изображаются животные. Тяж„лую
деревянную маску, воспроизводящую голову животного, исполнитель нес„т на
вытянутой руке, он закутан в раскрашенную ткань, изображающую шкуру
животного или рыболовную сеть. В этих представлениях впервые текст роли
произносит не даланг, а сам исполнитель. Пьесы носят шуточный, сатирич.,
иногда фривольный характер. В этих представлениях, так же как и в
ваянг-топенге, маску заменяли гримированном лица.
Из т-ра масок-топенг, возник т-р ваян г-о ранг, /т. е. т-р человека.
Репертуар этого т-ра состоит из тех же пьес, к-рые исполняются в т-ре
теней или кукол. В труппу т-ра входят только мужчины (в 17-18 вв.
появились женские труппы ваянг-лангендрия, к-рые исполняли стихотворные
пьесы на сюжеты из эпоса Дамар Вулана. Этот вид т-ра способствовал
появлению в И. т. женщин-актрис). В совр. т-ре ваянг-оранг на Яве акт„ры
Страницы: «« « 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |