Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 » »» самобытность нац. тегтр. иск-ва. В Индии работают и др. театр. коллективы: т-р "Бахурупи" (осн. 1949), "Нат Мандал" (осн. 1952), "Малый т-р для детей" (осн. 1954), "Индийский Нац. т-р" (осн. 1946). Наибольшее количество проф. т-ров находится в Калькутте ("Минерва", "Стар", "Ранг-махал", "Срирангам"), которые 4-5 раз в неделю играют спектакли на яз. бенгали. Постоянные т-ры имеются также в Каттаке (штат Орисса), Мадрасе, Бомбее, Бенаресе, Пуне и др. К 1959 в Индии насчитывалось ок. 30 проф. т-ров и около 300 любительских. Театры эти ставят спектакли на языках народов Индии (бенгали, гуджарати, хинди, каннада, малаялам, ория, телугу и тамильском). Кроме пьес совр. инд. драматургов, в репертуар включаются произв. Шекспира, Ибсена, Мольера, Тургенева, Горького и Чехова. В 1959 в Дели при Индийской академии музыки и драмы открыта первая гос. театр. школа, готовящая режисс„ров, художников и акт„ров. Кроме того, имеются 4 частные театр. школы. См. Ассамский театр и драматургия, Бенгальский театр и драматургия, Гуджаратский театр и драматургия Каннада театр и драматургия. Кашмирский театр и драматургия, Маратхский театр и драматургия, Малайялъский театр и драматургия, Тамильский театр и драматургия, Телугу театр и драматургия. Урду театр и драматургия. Хинди театр и драматургия. См. илл. на отдельном листе к стр. 881-882. Лит.: Мерварт А. М., Элемент народного творчества в классической драме древней Индии, "Сборник Музея антропологии и этнографии", 1928, .No 7; Э p м а н В. Г., Об элементах народности в индийской классической драматургии, "Советское востоковедение", 1957, .N" 4; его же, Теория драмы в древнеиндийской классической литературе, в сб.: Драматургия и театр Индии, М.. 1961; Потабенко С., К истории развития сценической драматургии и театра хиндустани, в сб.: Литературы Индии, М., 1958; Chandra Bhan Gupta, The Indian theatre, Banaras, 1954; B a Iwan t G., Theater und Tanz in Indien, B I960' L e v i S., Le theatre indien. P., 1890; Hillebrandt A., Uber die Anfange des indischen Dramas, Munch., 1914; К о no w S., Das indische Drama, B. - Lpz., 1920; Keith А. В.. The Sanskrit drama in its origin, development, theory and practice, Oxf., 1924. Мел. Б. ИНДОНЕЗИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ театр. представления в Индонезии с древних врем„н являлись составной частью нар. празднеств и культовых обрядов. Ни одно общественное и семейное торжество в Индонезии не обходится без театр. представления (считается, что успех какого-либо начинания зависит от удачного выбора сопровождающей его театр. постановки). В доколониальный период, кроме т-ров, принадлежавших далангам, существовали постоянные т-ры при дворах князей и знати. Представления строятся на сюжетах, заимствованных из др.-индийских эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата", а иногда из местных хроник и сказаний др.-индонезийского т-ра, т. н. традиционного т-ра. Этот традиционный т-р можно разделить на осн. разновидности: т-р теней, т-р объ„мных кукол, т-р живого акт„ра, или ваянг-оранг, т-р масок, или ваянг-топенг, а также представления, состоящие из сменяющихся рисованных картинок. Все эти традиционные театр. представления происходят из культовых обрядов вызова теней и образов предков и богов. Представления продолжаются целую ночь, а иногда и несколько ночей подряд. Для того чтобы зрители не уставали, делаются антракты, заполненные шутливыми, сатирич. бытовыми сценками-интермедиями. Культовый т-р теней - ваян г-к у л и т-упоминается в др.-яванских лит. памятниках уже в 1-й пол. 11 в. Действующие лица этих представлений - фигурки, искусно вырезанные из раскрашенной и раззолоченной тонкой буйволовой кожи и укрепл„нные в расщепл„нной роговой или деревянной ножке, сцена - экран, на к-рый отбрасывается тень от фигурок (экран освещается свешивающейся сверху лампой). Даланг, ведущий представление, передвигает фигурки за ножку и управляет движением рук кукол при помощи прикрепл„нных к их кистям роговых или деревянных палочек. Текст представления заимствован из религиозного эпоса ("Сказание о Сери Раме", "Махабхарата") и индонез. мифов. В т-ре ваян г-г е д о г сюжеты представлений черпались из др.-героич. эпоса ("Сери Панд-жи", "Сиюнг Ванара", "Дамар Вулан" и др.). В т-ре ваян г-к е л и т и к (или ваян г-к е р у ч и л ь), относящемся к более позднему времени, представления носят развлекательный характер. Используются сюжеты арабского происхождения о приключениях дяди пророка - Мухаммеда Амира Хамзы. Для этих представлений фигурки вырезались из тонкой деревянной дощечки, а фигурки злодеев и чудовищ - из более толстых досок, поэтому они приобретали объ„мные формы. Со временем все персонажи ваянг-келитик приобрели форму круглых объ„мных кукол, образовав новый вид т-ра - в а я н г-г о л е к (в этом т-ре, ставящем те же пьесы, что и ваянг-келитик, экран отсутствует, даланг сидит ниже сцены и скрыт от зрителя). Близок т-ру теней т-р ваянг-бебер (упоминание о н„м встречается в китайских источниках 15 в.), представление к-рого состоит из рассказа даланга, иллюстрируемого картинами, рисованными на полотняных или бумажных свитках (ширина свитков 50-70 см, длина - неск. метров; на свитке помещается 6-7 картин, каждый рассказ сопровождается демонстрацией 5-8 свитков). Концы свитка прикреплены к палкам, по ходу рассказа свиток перематывается с одной палки на другую. Т-р масок - т о п е н г (или в а я н г-т о п е н г), происходящий от религиозно-культового действа (вызов умершего родственника, друга и др.)" положил начало индонезийскому пантомимному т-ру. Сюжеты представлений также берутся из эпоса. Содержание спектакля излагается в песне даланга, служащей вступлением к действию. Исполнители носят маски, к-рые они держат перед лицом, взяв в зубы палочку или петельку на внутренней стороне маски. Постепенно маска заменяется гримом. На острове Калимантан сохранился особый вид т-ра масок - ваян г-б аранган, в представлениях к-рого изображаются животные. Тяж„лую деревянную маску, воспроизводящую голову животного, исполнитель нес„т на вытянутой руке, он закутан в раскрашенную ткань, изображающую шкуру животного или рыболовную сеть. В этих представлениях впервые текст роли произносит не даланг, а сам исполнитель. Пьесы носят шуточный, сатирич., иногда фривольный характер. В этих представлениях, так же как и в ваянг-топенге, маску заменяли гримированном лица. Из т-ра масок-топенг, возник т-р ваян г-о ранг, /т. е. т-р человека. Репертуар этого т-ра состоит из тех же пьес, к-рые исполняются в т-ре теней или кукол. В труппу т-ра входят только мужчины (в 17-18 вв. появились женские труппы ваянг-лангендрия, к-рые исполняли стихотворные пьесы на сюжеты из эпоса Дамар Вулана. Этот вид т-ра способствовал появлению в И. т. женщин-актрис). В совр. т-ре ваянг-оранг на Яве акт„ры Страницы: «« « 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |