Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 949   950   951   952   953   954   955   956   957  958   959   960   961   962   963   964   965   966   967  » »»

самобытность  нац.  тегтр.  иск-ва.  В  Индии  работают  и  др.   театр.
коллективы: т-р "Бахурупи" (осн. 1949), "Нат Мандал" (осн. 1952), "Малый
т-р для детей" (осн. 1954), "Индийский Нац. т-р" (осн. 1946). Наибольшее
количество  проф.  т-ров  находится  в  Калькутте  ("Минерва",   "Стар",
"Ранг-махал", "Срирангам"), которые 4-5 раз в неделю играют спектакли на
яз. бенгали. Постоянные т-ры имеются  также  в  Каттаке  (штат  Орисса),
Мадрасе, Бомбее, Бенаресе, Пуне и др. К 1959 в Индии  насчитывалось  ок.
30 проф. т-ров и около 300 любительских. Театры эти ставят спектакли  на
языках народов Индии  (бенгали,  гуджарати,  хинди,  каннада,  малаялам,
ория, телугу  и  тамильском).  Кроме  пьес  совр.  инд.  драматургов,  в
репертуар  включаются  произв.  Шекспира,  Ибсена,  Мольера,  Тургенева,
Горького и Чехова. В 1959 в Дели при Индийской академии музыки  и  драмы
открыта первая гос. театр. школа,  готовящая  режисс„ров,  художников  и
акт„ров. Кроме того, имеются 4 частные театр. школы.
   См. Ассамский театр и драматургия, Бенгальский театр  и  драматургия,
Гуджаратский театр и драматургия Каннада театр и драматургия. Кашмирский
театр и драматургия, Маратхский театр и драматургия, Малайялъский  театр
и  драматургия,  Тамильский  театр  и  драматургия,   Телугу   театр   и
драматургия. Урду театр и драматургия. Хинди театр  и  драматургия.  См.
илл. на отдельном листе к стр. 881-882. Лит.:  Мерварт  А.  М.,  Элемент
народного творчества в классической драме древней Индии, "Сборник  Музея
антропологии и этнографии", 1928, .No 7; Э p м а н В. Г.,  Об  элементах
народности   в   индийской    классической    драматургии,    "Советское
востоковедение", 1957, .N" 4; его же,  Теория  драмы  в  древнеиндийской
классической литературе, в сб.: Драматургия и  театр  Индии,  М..  1961;
Потабенко С.,  К  истории  развития  сценической  драматургии  и  театра
хиндустани, в сб.: Литературы Индии, М., 1958; Chandra Bhan  Gupta,  The
Indian theatre, Banaras, 1954;
   B a Iwan t G., Theater und Tanz in Indien, B I960' L e  v  i  S.,  Le
theatre indien. P., 1890; Hillebrandt A., Uber die Anfange des indischen
Dramas, Munch., 1914;
   К о no w S., Das indische Drama, B. - Lpz., 1920;
   Keith А. В.. The Sanskrit drama in its  origin,  development,  theory
and practice, Oxf., 1924. Мел. Б.
   ИНДОНЕЗИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ театр. представления в Индонезии  с
древних врем„н являлись составной частью  нар.  празднеств  и  культовых
обрядов. Ни одно  общественное  и  семейное  торжество  в  Индонезии  не
обходится без театр. представления  (считается,  что  успех  какого-либо
начинания  зависит  от  удачного  выбора   сопровождающей   его   театр.
постановки).  В  доколониальный  период,  кроме  т-ров,   принадлежавших
далангам, существовали  постоянные  т-ры  при  дворах  князей  и  знати.
Представления  строятся  на  сюжетах,  заимствованных  из  др.-индийских
эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата", а иногда из местных хроник и  сказаний
др.-индонезийского т-ра, т. н. традиционного т-ра. Этот традиционный т-р
можно разделить на осн. разновидности: т-р теней,  т-р  объ„мных  кукол,
т-р живого акт„ра, или ваянг-оранг, т-р масок, или ваянг-топенг, а также
представления, состоящие из сменяющихся  рисованных  картинок.  Все  эти
традиционные театр. представления происходят из культовых обрядов вызова
теней и образов предков и богов. Представления продолжаются целую  ночь,
а иногда и несколько ночей подряд. Для того чтобы зрители  не  уставали,
делаются   антракты,   заполненные    шутливыми,    сатирич.    бытовыми
сценками-интермедиями.  Культовый  т-р  теней  -  ваян   г-к   у   л   и
т-упоминается в др.-яванских лит.  памятниках  уже  в  1-й  пол.  11  в.
Действующие лица этих представлений -  фигурки,  искусно  вырезанные  из
раскрашенной и раззолоченной тонкой  буйволовой  кожи  и  укрепл„нные  в
расщепл„нной роговой или деревянной  ножке,  сцена  -  экран,  на  к-рый
отбрасывается тень от фигурок  (экран  освещается  свешивающейся  сверху
лампой). Даланг, ведущий представление, передвигает фигурки за  ножку  и
управляет движением рук кукол  при  помощи  прикрепл„нных  к  их  кистям
роговых или  деревянных  палочек.  Текст  представления  заимствован  из
религиозного эпоса ("Сказание о Сери Раме",  "Махабхарата")  и  индонез.
мифов. В т-ре ваян г-г  е  д  о  г  сюжеты  представлений  черпались  из
др.-героич. эпоса ("Сери Панд-жи", "Сиюнг Ванара", "Дамар Вулан" и др.).
В т-ре ваян г-к е л и т и к (или ваян г-к е р у ч и л ь), относящемся  к
более позднему времени, представления  носят  развлекательный  характер.
Используются сюжеты арабского происхождения о приключениях дяди  пророка
- Мухаммеда Амира Хамзы. Для этих представлений  фигурки  вырезались  из
тонкой деревянной дощечки, а  фигурки  злодеев  и  чудовищ  -  из  более
толстых досок, поэтому они приобретали объ„мные формы. Со  временем  все
персонажи  ваянг-келитик  приобрели  форму   круглых   объ„мных   кукол,
образовав новый вид т-ра - в а я н г-г о л е к (в этом т-ре, ставящем те
же пьесы, что и ваянг-келитик,  экран  отсутствует,  даланг  сидит  ниже
сцены и скрыт от зрителя). Близок т-ру теней т-р ваянг-бебер (упоминание
о н„м встречается в китайских источниках 15  в.),  представление  к-рого
состоит из рассказа даланга, иллюстрируемого картинами,  рисованными  на
полотняных или бумажных свитках (ширина свитков 50-70 см, длина -  неск.
метров; на свитке помещается 6-7 картин, каждый  рассказ  сопровождается
демонстрацией 5-8 свитков). Концы свитка прикреплены к палкам,  по  ходу
рассказа свиток перематывается с одной палки на другую.
   Т-р масок - т о п е н г (или в а я н г-т о п е н г), происходящий  от
религиозно-культового действа  (вызов  умершего  родственника,  друга  и
др.)"  положил   начало   индонезийскому   пантомимному   т-ру.   Сюжеты
представлений также берутся из эпоса. Содержание спектакля излагается  в
песне даланга, служащей вступлением к действию. Исполнители носят маски,
к-рые они держат перед лицом,  взяв  в  зубы  палочку  или  петельку  на
внутренней стороне маски. Постепенно маска заменяется гримом.
   На острове Калимантан сохранился особый вид т-ра  масок  -  ваян  г-б
аранган,  в  представлениях  к-рого   изображаются   животные.   Тяж„лую
деревянную маску, воспроизводящую голову животного, исполнитель нес„т на
вытянутой руке, он закутан  в  раскрашенную  ткань,  изображающую  шкуру
животного или рыболовную сеть. В этих представлениях впервые текст  роли
произносит не даланг, а сам исполнитель. Пьесы носят шуточный, сатирич.,
иногда фривольный характер. В  этих  представлениях,  так  же  как  и  в
ваянг-топенге, маску заменяли гримированном лица.
   Из т-ра масок-топенг, возник т-р ваян г-о ранг, /т. е. т-р  человека.
Репертуар этого т-ра состоит из тех же пьес, к-рые  исполняются  в  т-ре
теней или кукол. В труппу  т-ра  входят  только  мужчины  (в  17-18  вв.
появились женские труппы ваянг-лангендрия, к-рые исполняли  стихотворные
пьесы на сюжеты из эпоса  Дамар  Вулана.  Этот  вид  т-ра  способствовал
появлению в И. т. женщин-актрис). В совр. т-ре ваянг-оранг на Яве акт„ры

Страницы: «« « 949   950   951   952   953   954   955   956   957  958   959   960   961   962   963   964   965   966   967  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия