Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 955   956   957   958   959   960   961   962   963  964   965   966   967   968   969   970   971   972   973  » »»

   ИОГАННИС, Иван Иванович (1810-г. смерти  не-изв.)  -.капельмейстер  и
скрипач.   По   национальности   чех.   Музыке   обучался   в   Пражской
консерватории. В 1836 руководил  оркестром  князя  Юсупова,  дирижировал
первой оркестровой репетицией 1-го акта  "Ивана  Сусанина".  С  1840  И.
выступал как оперный дириж„р и скрипач в Москве. С 1841 -  капельмейстер
Большого т-ра. В 1842 руководил премьерой "Ивана Сусанина".  Выступал  в
симф. концертах, в т. ч. с исполнением отрывков из опер А. А.  Алябьева,
A.  H.  tepcTOBCKoro,  M.   И.   Глинки.   Инструментовал   неск.   одер
Верстовского. Пресса отмечала И. как та' лантлвого капельмейстера.
   Лит.:  Записки  старого  акт„ра,  "Русская  старина",   1905,   янв.;
Переписка А. Н. Верстовского с А. М. Гедеоновым, "ЕИТ", 1914,  вып.  IV.
Н. Каз.
   ИОГАНШН, Христиан Петрович  [8(20).V.1817-  12(24).  X  II.  1903]  -
русский артист балета, педагог. По национальности швед. Родился и учился
в Стокгольме, в 1836-38 совершенствовался в  Копенгагене  у  балетм.  А.
Бурнонвиля. В 1838 поставил в Стокгольме балет "Возвращение на  родину".
С 1841 - в Петербурге. Танец И., выразительный, плавный, стал  одним  из
лучших образцов романтич. стиля в балете. Партии: Акбар ("Дая" Келлера),
Ахмет-паша ("Пери"  Бургмюллера),  Альбер  ("Жизель"),  Колен  ("Тщетная
предосторожность"   Гертеля),   Сальватор   Роза,   Гренгуар,   Валентин
("Катарина, дочь разбойника",  "Эсмеральда",  "Фауст"  Пуни),  Дугманта,
герцог Мэнский, Божко ("Баядерка", "Камарго", "Роксана" Минкуса). С 1869
преподавал в Петерб. балетном уч-ще  (педагогич.  деятельность  начал  с
1860). В 1883 И. оставил  сцену.  Продолжая  и  развивая  традиции  рус.
балетной школы,  И.  своей  педагогич.  деятельностью  формировал  черты
исполнительского стиля 2-й пол. 19 в. Среди учеников И. танцовщики П. А.
Гердт, Н. Г. Легат, танцовщицы М. М. Петипа, М.  Ф.  Кшесинская,  О.  И.
Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина,  а  также  его  дочь  А.
Ио-гансон.
   Лит.: "Артист", 1892, ј 20, с. 174-75, ЕИТ". Сезон  1891-92гг.,  СПБ.
1893,  с.  248-50;  "Театр  и  искусство",  1903,  .К9  52,   с.   1009;
Борисоглебский М.В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1,
Л., 1938, с. 375;
   L eg a t N., The story of the Russian school, L., 1932. В. Кр.
   ИОЗАПАЙТИТЕ, Мария Иозовна [р. 14 (27).III. 1912]-литовская советская
артистка  балета.  Нар.  арт.  Лит.  ССР   (1953).   Занималась   у   О.
Дубенецкене-Кал-покене в Каунасе (1925)., в  1934  совершенствовалась  в
Париже у М. Кшесинской. С 1929 работала в Т-ре оперы и балета в  Каунасе
(с 1948 в Вильнюсе).
   Партии: Лиза ("Тщетная  предосторожность"),  Одетта-Одиллия,  Аврора,
Коппелия, Раймонда; Китри ("Дон Кихот"),  Была  первой  исполнительницей
партии Маруте ("Невеста" Пакальниса). Драматич. дарование И.  раскрылось
в  сов.  балетах:  Мария  ("Бахчисарайский  фонтан",  1938),  Тао'   Хоа
("Красный цветок", 1940), Светлана (о. п. Клебанова,  1951).  В  1935-39
вела педагогическую работу в балетной студии. А. Руз.
   "ИОЛАНТА" -опера П. И. Чайковского, либр. М. И. Чайковского по  драме
X. Герца "Дочь ко.роля Рене", соч. 1891, пост. 6 дек. 1892 в  Мариинском
т-ре (дириж„р Направник, декорации Бочарова; король Рене  -  Серебряков,
Роберт - Яковлев, Водемон -  Фигнер,  Эбн-Хакия  -  Чернов,  Альмерик  -
Карелин, Бертран -  Фрей,  Иоланта  -  М.  Фигнер,  Марта  -  Каменская,
Бригитта - Рунге, Лаура - Долина). Пост. в Большом т-ре 11  нояб.  1893;
возобн. 25 янв. 1917 (дириж„р Купер, реж. Лосский, худ. Коровин;
   Иоланта - Нежданова, король Рене - В. Петров,  Водемон  -  Лабинский,
Роберт - Минеев, Эбн-Хакия - Савранский).
   Первая пост. за рубежом 3 янв.  1893,  Гамбург  (на  нем.  яз.,  пер.
Шмидта). Последующие пост.: Копенгаген (1893), Стокгольм (1893),  Мюнхен
(1897), Вена (1900),  Болонья  (1907),  Осло  (1929),  Будапешт  (1929),
Скарборо, США (1933, на рус. яз.), Люблнна (1938) и др.
   Первая пост. на сов. сцене 16 марта 1923, Ленингр. Малый оперный  т-р
(дириж„р  Самосуд,  пост.  Пашковский,  худ.  Бобышов;  король  Рене   -
Молчанов,  Роберт  -  Ольховский.  Водемон  -  Большаков,  Эбн-Хакия   -
Сер„бровский, Альмерик - Мишин,  Бертран  -  Фомин,  Иоланта  -  Кернер,
Бригитта - Павлова, Лаура - Висленова,  Марта  -  Сабинина);  возобн.  в
1943, там же. В 1940 возобновлена в Большом т-ре (дириж„р Самосуд, пост.
Шарашидзе, худ. Штоффер;
   Иоланта - Жуковская, король Рене - А. Пирогов, Водемон  -  Большаков,
Роберт - Норцов, Эбн-Хакия - Батурин). Пост. в др. городах  Сов.  Союза:
Ереван (1947),  Одесса  (1952),  Баку  (1954),  Душанбе  (1955),  Казань
(1958), Ашхабад (1959), Алма-Ата (1961) и др.
   Издания: "И.", партитура и клавир, М., Юргенсон, [1892];  акад.  изд.
Чайковский П. И., Полное собр. соч., т. 10, партитура,  т.  42,  клавир,
М., Музгиэ 1953.
   Лит.: Домбаев Г., Творчество Петру Ильича Чайковского в материалах  и
документах, М., 1958. Ц. Г р.
   ИОНЕСКО (Ionesco), Эжен (р. 26.XI.1912) - французский драматург. Род.
в Румынии. До 14 лет  и  с  1938  жив„т  в  Париже.  Получил  филология,
образование в Бухарестском ун-те и в Сорбонне. Лит. деятельность начал в
1931  как  поэт.  И.-  лидер  "авангардистского"   течения   во   франц.
драматургии, сложившегося в нач. 50-х гг. 20 в. Написал пьесы:
   "Лысая певица" (1950, т-р "Ноктамбюль"), "Урок" (1951, "Т-р де Пош"),
"Стулья" (1952, т-р "Ланкри"), "Жертвы  долга"  (1953,  "Т-р  Латинского
квартала"), "Амедей, пли Как от него избавиться" (1954, т-р "Баби-лен"),
"Жак, или Повиновение" (1955, т-р "Юшет"),
   "Новый  жилец"  (1957,  т-р  "Ожурдюи").  Во  всех  этих  пьесах   И.
издевается над совр. обывателем, внешне респектабельным, а  по  существу
ничтожным. Он едко высмеивает бесцельность его существования, творческое
бесплодие, хаотично-автоматич. образ мышления. Сарказм  И.  направлен  и
против избитых  истин,  бессодержательных,  заученных  фраз.  Однако  И.
проповедует цинично-песси-мистич. взгляды на историч. процесс и обществ,
назначение личности. В произв. И., "теоретика" т. н. "абсурдного  т-ра",
алогизм речи и поведения персонажей, формалистич. при„мы  направлены  на
утверждение мысли о торжестве бессмысленного  над  разумным.  Сатира  на
буржуа граничит у И. с карикатурой  на  человека  вообще.  В  аллегорич.
драме  "Убийца  по  призванию"  (1958,  т-р  "Рекамье")   и   трагифарсе
"Носороги" (1959, т-р "Одеон" и  "Т-р  де  Франс")  И.  воссоздал  образ
"маленького человека", к-рый от пассивной жертвенности приходит к  этич.
неприятию смертоносной власти  фашиствующих  монстров.  В  1962  написал
пьесу "Небесный пешеход".
   Соч.: Theatre, v. 1-2, Р.. 1954-58; Notes et contre-notes, P.,  1962;
Experience du teatre. P., 1958.

Страницы: «« « 955   956   957   958   959   960   961   962   963  964   965   966   967   968   969   970   971   972   973  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия