|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 » »» ИОГАННИС, Иван Иванович (1810-г. смерти не-изв.) -.капельмейстер и
скрипач. По национальности чех. Музыке обучался в Пражской
консерватории. В 1836 руководил оркестром князя Юсупова, дирижировал
первой оркестровой репетицией 1-го акта "Ивана Сусанина". С 1840 И.
выступал как оперный дириж„р и скрипач в Москве. С 1841 - капельмейстер
Большого т-ра. В 1842 руководил премьерой "Ивана Сусанина". Выступал в
симф. концертах, в т. ч. с исполнением отрывков из опер А. А. Алябьева,
A. H. tepcTOBCKoro, M. И. Глинки. Инструментовал неск. одер
Верстовского. Пресса отмечала И. как та' лантлвого капельмейстера.
Лит.: Записки старого акт„ра, "Русская старина", 1905, янв.;
Переписка А. Н. Верстовского с А. М. Гедеоновым, "ЕИТ", 1914, вып. IV.
Н. Каз.
ИОГАНШН, Христиан Петрович [8(20).V.1817- 12(24). X II. 1903] -
русский артист балета, педагог. По национальности швед. Родился и учился
в Стокгольме, в 1836-38 совершенствовался в Копенгагене у балетм. А.
Бурнонвиля. В 1838 поставил в Стокгольме балет "Возвращение на родину".
С 1841 - в Петербурге. Танец И., выразительный, плавный, стал одним из
лучших образцов романтич. стиля в балете. Партии: Акбар ("Дая" Келлера),
Ахмет-паша ("Пери" Бургмюллера), Альбер ("Жизель"), Колен ("Тщетная
предосторожность" Гертеля), Сальватор Роза, Гренгуар, Валентин
("Катарина, дочь разбойника", "Эсмеральда", "Фауст" Пуни), Дугманта,
герцог Мэнский, Божко ("Баядерка", "Камарго", "Роксана" Минкуса). С 1869
преподавал в Петерб. балетном уч-ще (педагогич. деятельность начал с
1860). В 1883 И. оставил сцену. Продолжая и развивая традиции рус.
балетной школы, И. своей педагогич. деятельностью формировал черты
исполнительского стиля 2-й пол. 19 в. Среди учеников И. танцовщики П. А.
Гердт, Н. Г. Легат, танцовщицы М. М. Петипа, М. Ф. Кшесинская, О. И.
Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, а также его дочь А.
Ио-гансон.
Лит.: "Артист", 1892, ј 20, с. 174-75, ЕИТ". Сезон 1891-92гг., СПБ.
1893, с. 248-50; "Театр и искусство", 1903, .К9 52, с. 1009;
Борисоглебский М.В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1,
Л., 1938, с. 375;
L eg a t N., The story of the Russian school, L., 1932. В. Кр.
ИОЗАПАЙТИТЕ, Мария Иозовна [р. 14 (27).III. 1912]-литовская советская
артистка балета. Нар. арт. Лит. ССР (1953). Занималась у О.
Дубенецкене-Кал-покене в Каунасе (1925)., в 1934 совершенствовалась в
Париже у М. Кшесинской. С 1929 работала в Т-ре оперы и балета в Каунасе
(с 1948 в Вильнюсе).
Партии: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Одетта-Одиллия, Аврора,
Коппелия, Раймонда; Китри ("Дон Кихот"), Была первой исполнительницей
партии Маруте ("Невеста" Пакальниса). Драматич. дарование И. раскрылось
в сов. балетах: Мария ("Бахчисарайский фонтан", 1938), Тао' Хоа
("Красный цветок", 1940), Светлана (о. п. Клебанова, 1951). В 1935-39
вела педагогическую работу в балетной студии. А. Руз.
"ИОЛАНТА" -опера П. И. Чайковского, либр. М. И. Чайковского по драме
X. Герца "Дочь ко.роля Рене", соч. 1891, пост. 6 дек. 1892 в Мариинском
т-ре (дириж„р Направник, декорации Бочарова; король Рене - Серебряков,
Роберт - Яковлев, Водемон - Фигнер, Эбн-Хакия - Чернов, Альмерик -
Карелин, Бертран - Фрей, Иоланта - М. Фигнер, Марта - Каменская,
Бригитта - Рунге, Лаура - Долина). Пост. в Большом т-ре 11 нояб. 1893;
возобн. 25 янв. 1917 (дириж„р Купер, реж. Лосский, худ. Коровин;
Иоланта - Нежданова, король Рене - В. Петров, Водемон - Лабинский,
Роберт - Минеев, Эбн-Хакия - Савранский).
Первая пост. за рубежом 3 янв. 1893, Гамбург (на нем. яз., пер.
Шмидта). Последующие пост.: Копенгаген (1893), Стокгольм (1893), Мюнхен
(1897), Вена (1900), Болонья (1907), Осло (1929), Будапешт (1929),
Скарборо, США (1933, на рус. яз.), Люблнна (1938) и др.
Первая пост. на сов. сцене 16 марта 1923, Ленингр. Малый оперный т-р
(дириж„р Самосуд, пост. Пашковский, худ. Бобышов; король Рене -
Молчанов, Роберт - Ольховский. Водемон - Большаков, Эбн-Хакия -
Сер„бровский, Альмерик - Мишин, Бертран - Фомин, Иоланта - Кернер,
Бригитта - Павлова, Лаура - Висленова, Марта - Сабинина); возобн. в
1943, там же. В 1940 возобновлена в Большом т-ре (дириж„р Самосуд, пост.
Шарашидзе, худ. Штоффер;
Иоланта - Жуковская, король Рене - А. Пирогов, Водемон - Большаков,
Роберт - Норцов, Эбн-Хакия - Батурин). Пост. в др. городах Сов. Союза:
Ереван (1947), Одесса (1952), Баку (1954), Душанбе (1955), Казань
(1958), Ашхабад (1959), Алма-Ата (1961) и др.
Издания: "И.", партитура и клавир, М., Юргенсон, [1892]; акад. изд.
Чайковский П. И., Полное собр. соч., т. 10, партитура, т. 42, клавир,
М., Музгиэ 1953.
Лит.: Домбаев Г., Творчество Петру Ильича Чайковского в материалах и
документах, М., 1958. Ц. Г р.
ИОНЕСКО (Ionesco), Эжен (р. 26.XI.1912) - французский драматург. Род.
в Румынии. До 14 лет и с 1938 жив„т в Париже. Получил филология,
образование в Бухарестском ун-те и в Сорбонне. Лит. деятельность начал в
1931 как поэт. И.- лидер "авангардистского" течения во франц.
драматургии, сложившегося в нач. 50-х гг. 20 в. Написал пьесы:
"Лысая певица" (1950, т-р "Ноктамбюль"), "Урок" (1951, "Т-р де Пош"),
"Стулья" (1952, т-р "Ланкри"), "Жертвы долга" (1953, "Т-р Латинского
квартала"), "Амедей, пли Как от него избавиться" (1954, т-р "Баби-лен"),
"Жак, или Повиновение" (1955, т-р "Юшет"),
"Новый жилец" (1957, т-р "Ожурдюи"). Во всех этих пьесах И.
издевается над совр. обывателем, внешне респектабельным, а по существу
ничтожным. Он едко высмеивает бесцельность его существования, творческое
бесплодие, хаотично-автоматич. образ мышления. Сарказм И. направлен и
против избитых истин, бессодержательных, заученных фраз. Однако И.
проповедует цинично-песси-мистич. взгляды на историч. процесс и обществ,
назначение личности. В произв. И., "теоретика" т. н. "абсурдного т-ра",
алогизм речи и поведения персонажей, формалистич. при„мы направлены на
утверждение мысли о торжестве бессмысленного над разумным. Сатира на
буржуа граничит у И. с карикатурой на человека вообще. В аллегорич.
драме "Убийца по призванию" (1958, т-р "Рекамье") и трагифарсе
"Носороги" (1959, т-р "Одеон" и "Т-р де Франс") И. воссоздал образ
"маленького человека", к-рый от пассивной жертвенности приходит к этич.
неприятию смертоносной власти фашиствующих монстров. В 1962 написал
пьесу "Небесный пешеход".
Соч.: Theatre, v. 1-2, Р.. 1954-58; Notes et contre-notes, P., 1962;
Experience du teatre. P., 1958.
Страницы: «« « 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |