Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 » »» ИОГАННИС, Иван Иванович (1810-г. смерти не-изв.) -.капельмейстер и скрипач. По национальности чех. Музыке обучался в Пражской консерватории. В 1836 руководил оркестром князя Юсупова, дирижировал первой оркестровой репетицией 1-го акта "Ивана Сусанина". С 1840 И. выступал как оперный дириж„р и скрипач в Москве. С 1841 - капельмейстер Большого т-ра. В 1842 руководил премьерой "Ивана Сусанина". Выступал в симф. концертах, в т. ч. с исполнением отрывков из опер А. А. Алябьева, A. H. tepcTOBCKoro, M. И. Глинки. Инструментовал неск. одер Верстовского. Пресса отмечала И. как та' лантлвого капельмейстера. Лит.: Записки старого акт„ра, "Русская старина", 1905, янв.; Переписка А. Н. Верстовского с А. М. Гедеоновым, "ЕИТ", 1914, вып. IV. Н. Каз. ИОГАНШН, Христиан Петрович [8(20).V.1817- 12(24). X II. 1903] - русский артист балета, педагог. По национальности швед. Родился и учился в Стокгольме, в 1836-38 совершенствовался в Копенгагене у балетм. А. Бурнонвиля. В 1838 поставил в Стокгольме балет "Возвращение на родину". С 1841 - в Петербурге. Танец И., выразительный, плавный, стал одним из лучших образцов романтич. стиля в балете. Партии: Акбар ("Дая" Келлера), Ахмет-паша ("Пери" Бургмюллера), Альбер ("Жизель"), Колен ("Тщетная предосторожность" Гертеля), Сальватор Роза, Гренгуар, Валентин ("Катарина, дочь разбойника", "Эсмеральда", "Фауст" Пуни), Дугманта, герцог Мэнский, Божко ("Баядерка", "Камарго", "Роксана" Минкуса). С 1869 преподавал в Петерб. балетном уч-ще (педагогич. деятельность начал с 1860). В 1883 И. оставил сцену. Продолжая и развивая традиции рус. балетной школы, И. своей педагогич. деятельностью формировал черты исполнительского стиля 2-й пол. 19 в. Среди учеников И. танцовщики П. А. Гердт, Н. Г. Легат, танцовщицы М. М. Петипа, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, а также его дочь А. Ио-гансон. Лит.: "Артист", 1892, ј 20, с. 174-75, ЕИТ". Сезон 1891-92гг., СПБ. 1893, с. 248-50; "Театр и искусство", 1903, .К9 52, с. 1009; Борисоглебский М.В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 375; L eg a t N., The story of the Russian school, L., 1932. В. Кр. ИОЗАПАЙТИТЕ, Мария Иозовна [р. 14 (27).III. 1912]-литовская советская артистка балета. Нар. арт. Лит. ССР (1953). Занималась у О. Дубенецкене-Кал-покене в Каунасе (1925)., в 1934 совершенствовалась в Париже у М. Кшесинской. С 1929 работала в Т-ре оперы и балета в Каунасе (с 1948 в Вильнюсе). Партии: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Одетта-Одиллия, Аврора, Коппелия, Раймонда; Китри ("Дон Кихот"), Была первой исполнительницей партии Маруте ("Невеста" Пакальниса). Драматич. дарование И. раскрылось в сов. балетах: Мария ("Бахчисарайский фонтан", 1938), Тао' Хоа ("Красный цветок", 1940), Светлана (о. п. Клебанова, 1951). В 1935-39 вела педагогическую работу в балетной студии. А. Руз. "ИОЛАНТА" -опера П. И. Чайковского, либр. М. И. Чайковского по драме X. Герца "Дочь ко.роля Рене", соч. 1891, пост. 6 дек. 1892 в Мариинском т-ре (дириж„р Направник, декорации Бочарова; король Рене - Серебряков, Роберт - Яковлев, Водемон - Фигнер, Эбн-Хакия - Чернов, Альмерик - Карелин, Бертран - Фрей, Иоланта - М. Фигнер, Марта - Каменская, Бригитта - Рунге, Лаура - Долина). Пост. в Большом т-ре 11 нояб. 1893; возобн. 25 янв. 1917 (дириж„р Купер, реж. Лосский, худ. Коровин; Иоланта - Нежданова, король Рене - В. Петров, Водемон - Лабинский, Роберт - Минеев, Эбн-Хакия - Савранский). Первая пост. за рубежом 3 янв. 1893, Гамбург (на нем. яз., пер. Шмидта). Последующие пост.: Копенгаген (1893), Стокгольм (1893), Мюнхен (1897), Вена (1900), Болонья (1907), Осло (1929), Будапешт (1929), Скарборо, США (1933, на рус. яз.), Люблнна (1938) и др. Первая пост. на сов. сцене 16 марта 1923, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, пост. Пашковский, худ. Бобышов; король Рене - Молчанов, Роберт - Ольховский. Водемон - Большаков, Эбн-Хакия - Сер„бровский, Альмерик - Мишин, Бертран - Фомин, Иоланта - Кернер, Бригитта - Павлова, Лаура - Висленова, Марта - Сабинина); возобн. в 1943, там же. В 1940 возобновлена в Большом т-ре (дириж„р Самосуд, пост. Шарашидзе, худ. Штоффер; Иоланта - Жуковская, король Рене - А. Пирогов, Водемон - Большаков, Роберт - Норцов, Эбн-Хакия - Батурин). Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1947), Одесса (1952), Баку (1954), Душанбе (1955), Казань (1958), Ашхабад (1959), Алма-Ата (1961) и др. Издания: "И.", партитура и клавир, М., Юргенсон, [1892]; акад. изд. Чайковский П. И., Полное собр. соч., т. 10, партитура, т. 42, клавир, М., Музгиэ 1953. Лит.: Домбаев Г., Творчество Петру Ильича Чайковского в материалах и документах, М., 1958. Ц. Г р. ИОНЕСКО (Ionesco), Эжен (р. 26.XI.1912) - французский драматург. Род. в Румынии. До 14 лет и с 1938 жив„т в Париже. Получил филология, образование в Бухарестском ун-те и в Сорбонне. Лит. деятельность начал в 1931 как поэт. И.- лидер "авангардистского" течения во франц. драматургии, сложившегося в нач. 50-х гг. 20 в. Написал пьесы: "Лысая певица" (1950, т-р "Ноктамбюль"), "Урок" (1951, "Т-р де Пош"), "Стулья" (1952, т-р "Ланкри"), "Жертвы долга" (1953, "Т-р Латинского квартала"), "Амедей, пли Как от него избавиться" (1954, т-р "Баби-лен"), "Жак, или Повиновение" (1955, т-р "Юшет"), "Новый жилец" (1957, т-р "Ожурдюи"). Во всех этих пьесах И. издевается над совр. обывателем, внешне респектабельным, а по существу ничтожным. Он едко высмеивает бесцельность его существования, творческое бесплодие, хаотично-автоматич. образ мышления. Сарказм И. направлен и против избитых истин, бессодержательных, заученных фраз. Однако И. проповедует цинично-песси-мистич. взгляды на историч. процесс и обществ, назначение личности. В произв. И., "теоретика" т. н. "абсурдного т-ра", алогизм речи и поведения персонажей, формалистич. при„мы направлены на утверждение мысли о торжестве бессмысленного над разумным. Сатира на буржуа граничит у И. с карикатурой на человека вообще. В аллегорич. драме "Убийца по призванию" (1958, т-р "Рекамье") и трагифарсе "Носороги" (1959, т-р "Одеон" и "Т-р де Франс") И. воссоздал образ "маленького человека", к-рый от пассивной жертвенности приходит к этич. неприятию смертоносной власти фашиствующих монстров. В 1962 написал пьесу "Небесный пешеход". Соч.: Theatre, v. 1-2, Р.. 1954-58; Notes et contre-notes, P., 1962; Experience du teatre. P., 1958. Страницы: «« « 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |