|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 » »» Спектакли И. л. т. отличались от пост. англ. коммерч. т-ров простотой
оформления, статичностью и в то же время особой отточенностью,
выразительностью сценич. речи. Несмотря на противодействие католич.
церкви и ирл. реакц. буржуазии, т-р просуществовал до 1901, но и за это
время он в значит, степени выполнил свою задачу - вызвать к жизни ирл.
нац. драматургию.
Лит.: М а 1 о п е А. Е., The Irish drama. 1896-1928, L., 1929; Е 1 1
i s-F е г т о г U., The Irish dramatic movement, 2 ed., L., [1954]. .
Ел. К.
ИРЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Заво„ванная Англией (12 в.),
подавлявшей развитие самобытной ирландск. (гэльской) культуры, Ирландия
до конца 19 в. не имела нац. т-ра и драматургии. Но с языческих врем„н в
народе жило иск-во устной поэзии и декламационное мастерство
поэтов-сказителей, определившие впоследствии поэтичность языка ирл.
драматургов и эстетич. принципы ирл. нац. т-ра. В 16 в. в Дублине англ.
цеховыми гильдиями устраивались представления мистерий, а с 17 в.
создаются т-ры для англ. знати и чиновничества. В периоды усиления
нац.-освободит, борьбы против Англии .были созданы и пост. пьесы,
выражавшие интересы ирл. народа - трагедии "Гнев Колы, или Страдания
Ли-ренды" Берна-о восстании 1641 (1646, Килкенни), "Генералы-соперники"
Дж. Стерлинга, комедия "Источники Уэксфорды" М. Конканена (1721,
Дублин), историч. героич. пьеса "Бриан Боройн" Дж. Ноулса (1811,
Белфаст) и др. Наиболее одар„нные ирл. драматурги - У. Конгрив, Дж.
Фаркуар, О. Голдсмит, Р. Б. Шеридан, О. Уайльд, Б. Шоу переселялись в
Лондон, и их творчество принадлежит истории англ. лит-ры и т-ра.
В конце 19 в. в результате возникновения куль-турно-освободит.
движения, получившего название "Ирландского литературного Возрождения",
в Дублине был создан Ирландский литературный театр (1899- 1901). В 1901
основатели этого т-ра У. Б. Йитс, А. Грегори, объединившись с кружком
любителей, возглавляемым Ф. и У. Фей, основывают Ирл. нац. драм.
общество. В 1904 оно было преобразовано в постоянный т-р в Дублине,
игравший в спец. помещении на ул. Аббатства. Драматурги Т-ра Аббатства
("Эбби т-р") У. Б. Йитс, А. Грегори, Рассел, писавший под псевдонимом
"А. Е.", П. Колум, Дж. М. Синг создали своеобразный нац. репертуар, а
режисс„ры Йитс и бр. Феи нашли новые принципы создания спектакля.
Труппу составили любители, нек-рые из них стали впоследствии
известными проф. акт„рами (С. Олгуд, М. О'Нил, Э. Кроу, Б. Фицджералд и
др.). Драматурги Ирландии пишут на англо-ирл. яз., используя идиоматику
разговорной речи; источники сюжетов своих пьес черпают из мифологии и
истории Ирландии: "Кэтлин-ни-Холиэн", "У порога короля" Йитса, "Дейрдра"
Рассела, "Дейрдра, дочь печали" Синга и др. Нек-рые драматурги
обращались к сел. жизни Ирландии - "Когда восходит месяц" Грегори,
"Опустош„нная земля" и "Земля" Кол ума и к психологич. проблемам -
"Всадники моря" "Источник святых", "Удалой молодец, гордость Запада"
Синга. Хотя в нек-рых пьесах ирл. авторов выражены идеалистич.
тенденции, в целом их творчество дышало патриотич. свободолюбием,
ненавистью к бурж. об-ву. Постепенно в И. т. ид. укрепляются реалистич.
тенденции, репертуар пополняется пьесами новых драматургов-У. Бойла, Т.
С. Марри, Дж. Шилса, Л. Робинсона и др.
В 20-х гг. начинается новый подъ„м нац. театр. иск-ва, вызванный
пост. пьес Шона 0'Кейси "Тень стрелка" (1922), "Юнона и Павлин" (1924),
"Плуг и зв„зды" (1926), в к-рых воссозданы события освободительной
борьбы ирл. народа (1916-22). В 30-е гг. ставятся пьесы П. В. Кэрролла
"То, что принадлежит Цезарю", "Мудрые безмолвствуют" (4937), "Тень и
сущность" (1937), Т. Диви "Кэти Роуч" (1936) и'др. Ирл. т-р ставят и
переводной репертуар.
В 1904 возник Ольстерский т-р в Белфасте, объединившийся в 1939 с др.
труппами и получивший название - Ольстерский групповой т-р. Первые пост.
этого т-ра - историч. пьесы "Реформаторы" Л. Пер-селла и "Брайан из
Банбы" Б. Хобсона. Ставились также пьесы Сент-Джон Эрвина, Р. Мейна, Дж.
Шилса, Л. Доила, Д. Даффи, отражавшие жизнь Северной Ирландии.
В 1929 Э. Хилтон и акт„р, драматург, режисс„р М. Мак-Лиамоир
организовали в Дублине т-р (в помещении Гейт-тиэтр), в к-ром ставились
произведения Шекспира, Г„те, Эсхила, Шеридана, Чехова, Толстого,
Уайльда, Шоу, Стриндберга, О'Нила, Кайзера и пьесы ирл. драматургов:
"Старая дама отвечает - нет" (1929), "Невеста для Единорога" (1933),
"Песнь бури" (1934) Д. Джонстона, "Буря над Уиклоу" (1933), "Жаворонок в
ясном небе" (1934) М. Ман-нинга, "М„ртвые движутся быстро" (1931) Д.
Сирза. Новаторская режисс„рская деятельность Мак-Лиамои-ра принесла т-ру
большой успех.
Идея создания Гэльского т-ра возникает в нач. 20 в. Организуются
любительские труппы, поддерживаемые различными патриотич.
.организациями. Первая пьеса на гэльском яз. "Вить„ вер„вки" Д. Хайда
была исполнена любителями в Ирл. лит. т-ре (1901).
В 1912-14 успешно выступила труппа любителей, назвавшаяся "Акт„ры". В
1922 создан Драматич. союз, привл„кший к участию в спектаклях и
акт„ров-профессионалов. Здесь были пост. историч. пьесы "Датчане" и
"Доблестная женщина" П. Бислоу, социальная сатира "Восстание мышей" Ш.
Оада, мифо-логич. пьеса "Кухулин и Эйоф" М. Шифхра.
В 1928-31 существовал Гэльский т-р в Голуэй. М. Лиамоир пост. на
сцене этого т-ра пьесу "Диармуд и Гранни", он же перев„л на гэльский яз.
и пост. пьесы Уайльда, Чехова, Шоу. С 1939 спектакли на гэльском яз.
начал ставить и Т-р Аббатства.
Лит.: Гвоздев, Ирландский театр. "Искусство и жизнь", 1940, .ј 6; Ф о
к с Р., Современная ирландская драма, "Интернац. литература", 1940, .ј
3-4; М а 1 о п е А. Е., The Irish drama. 1896-1928. L., 1929; The Irish
theatre. Lectures delivered during the Abbey theatre festival held in
Dublin in Aug. 1938. Ed. byL. Robinson. L., 1939; Mac L i-a m m о i г
М., Theatre in Ireland,Dublin,1950; F а у G., The Abbey theatre cradle
of genius, Dublin. 1958; E 1 1 i s-F e r-mor U., The Irish dramatic
movement,2 ed.,L., [1954]. Ел.К.
ИРОДА АТТИКА ТЕАТР (Одеон)- греческий театр под открытым небом,
построенный в Афинах во 2 в. римским наместником в Греции Иродом
Аттиком. Считался одним из лучших античных т-ров. Хорошо сохранившийся
до наших дней, И. А. т. используется в наст. время в качестве летней
сцены для спектаклей оперного т-ра Лирики скини и др., а также для
театр. фестивалей и концертов. Юл. М.
ИРЧАН, Мирослав (наст. имя и фам.- Андрей Дмитрович Б а б ю к)
(14.VII.1897-1937) - украинский советский писатель, драматург. Чл.
Коммуни-стич. партии с 1920. В 1914 окончил Львовскую учительскую
Страницы: «« « 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |