Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 962   963   964   965   966   967   968   969   970  971   972   973   974   975   976   977   978   979   980  » »»

Спектакли И. л. т. отличались от пост. англ.  коммерч.  т-ров  простотой
оформления,  статичностью  и  в  то  же  время   особой   отточенностью,
выразительностью сценич.  речи.  Несмотря  на  противодействие  католич.
церкви и ирл. реакц. буржуазии, т-р просуществовал до 1901, но и за  это
время он в значит, степени выполнил свою задачу - вызвать к  жизни  ирл.
нац. драматургию.
   Лит.: М а 1 о п е А. Е., The Irish drama. 1896-1928, L., 1929; Е 1  1
i s-F е г т о г U., The Irish dramatic movement, 2 ed.,  L.,  [1954].  .
Ел. К.
   ИРЛАНДСКИЙ  ТЕАТР  И  ДРАМАТУРГИЯ.  Заво„ванная  Англией   (12   в.),
подавлявшей развитие самобытной ирландск. (гэльской) культуры,  Ирландия
до конца 19 в. не имела нац. т-ра и драматургии. Но с языческих врем„н в
народе  жило  иск-во   устной   поэзии   и   декламационное   мастерство
поэтов-сказителей,  определившие  впоследствии  поэтичность  языка  ирл.
драматургов и эстетич. принципы ирл. нац. т-ра. В 16 в. в Дублине  англ.
цеховыми гильдиями  устраивались  представления  мистерий,  а  с  17  в.
создаются т-ры для англ.  знати  и  чиновничества.  В  периоды  усиления
нац.-освободит, борьбы  против  Англии  .были  созданы  и  пост.  пьесы,
выражавшие интересы ирл. народа - трагедии  "Гнев  Колы,  или  Страдания
Ли-ренды" Берна-о восстании 1641 (1646, Килкенни),  "Генералы-соперники"
Дж.  Стерлинга,  комедия  "Источники  Уэксфорды"  М.  Конканена   (1721,
Дублин),  историч.  героич.  пьеса  "Бриан  Боройн"  Дж.  Ноулса  (1811,
Белфаст) и др. Наиболее одар„нные ирл.  драматурги  -  У.  Конгрив,  Дж.
Фаркуар, О. Голдсмит, Р. Б. Шеридан, О. Уайльд, Б.  Шоу  переселялись  в
Лондон, и их творчество принадлежит истории англ. лит-ры и т-ра.
   В  конце  19  в.  в  результате  возникновения  куль-турно-освободит.
движения, получившего название "Ирландского литературного  Возрождения",
в Дублине был создан Ирландский литературный театр (1899- 1901). В  1901
основатели этого т-ра У. Б. Йитс, А. Грегори,  объединившись  с  кружком
любителей, возглавляемым  Ф.  и  У.  Фей,  основывают  Ирл.  нац.  драм.
общество. В 1904 оно было преобразовано  в  постоянный  т-р  в  Дублине,
игравший в спец. помещении на ул. Аббатства. Драматурги  Т-ра  Аббатства
("Эбби т-р") У. Б. Йитс, А. Грегори, Рассел,  писавший  под  псевдонимом
"А. Е.", П. Колум, Дж. М. Синг создали своеобразный  нац.  репертуар,  а
режисс„ры Йитс и бр. Феи нашли новые принципы создания спектакля.
   Труппу  составили  любители,  нек-рые  из  них   стали   впоследствии
известными проф. акт„рами (С. Олгуд, М. О'Нил, Э. Кроу, Б. Фицджералд  и
др.). Драматурги Ирландии пишут на англо-ирл. яз., используя  идиоматику
разговорной речи; источники сюжетов своих пьес черпают  из  мифологии  и
истории Ирландии: "Кэтлин-ни-Холиэн", "У порога короля" Йитса, "Дейрдра"
Рассела,  "Дейрдра,  дочь  печали"  Синга  и  др.   Нек-рые   драматурги
обращались к сел. жизни  Ирландии  -  "Когда  восходит  месяц"  Грегори,
"Опустош„нная земля" и "Земля" Кол  ума  и  к  психологич.  проблемам  -
"Всадники моря" "Источник святых",  "Удалой  молодец,  гордость  Запада"
Синга.  Хотя  в  нек-рых  пьесах  ирл.  авторов   выражены   идеалистич.
тенденции,  в  целом  их  творчество  дышало  патриотич.  свободолюбием,
ненавистью к бурж. об-ву. Постепенно в И. т. ид. укрепляются  реалистич.
тенденции, репертуар пополняется пьесами новых драматургов-У. Бойла,  Т.
С. Марри, Дж. Шилса, Л. Робинсона и др.
   В 20-х гг. начинается новый  подъ„м  нац.  театр.  иск-ва,  вызванный
пост. пьес Шона 0'Кейси "Тень стрелка" (1922), "Юнона и Павлин"  (1924),
"Плуг и зв„зды"  (1926),  в  к-рых  воссозданы  события  освободительной
борьбы ирл. народа (1916-22). В 30-е гг. ставятся пьесы П.  В.  Кэрролла
"То, что принадлежит Цезарю", "Мудрые  безмолвствуют"  (4937),  "Тень  и
сущность" (1937), Т. Диви "Кэти Роуч" (1936) и'др.  Ирл.  т-р  ставят  и
переводной репертуар.
   В 1904 возник Ольстерский т-р в Белфасте, объединившийся в 1939 с др.
труппами и получивший название - Ольстерский групповой т-р. Первые пост.
этого т-ра - историч. пьесы "Реформаторы"  Л.  Пер-селла  и  "Брайан  из
Банбы" Б. Хобсона. Ставились также пьесы Сент-Джон Эрвина, Р. Мейна, Дж.
Шилса, Л. Доила, Д. Даффи, отражавшие жизнь Северной Ирландии.
   В  1929  Э.  Хилтон  и  акт„р,  драматург,  режисс„р  М.  Мак-Лиамоир
организовали в Дублине т-р (в помещении Гейт-тиэтр), в  к-ром  ставились
произведения  Шекспира,  Г„те,  Эсхила,  Шеридана,   Чехова,   Толстого,
Уайльда, Шоу, Стриндберга, О'Нила, Кайзера  и  пьесы  ирл.  драматургов:
"Старая дама отвечает - нет" (1929),  "Невеста  для  Единорога"  (1933),
"Песнь бури" (1934) Д. Джонстона, "Буря над Уиклоу" (1933), "Жаворонок в
ясном небе" (1934) М. Ман-нинга, "М„ртвые  движутся  быстро"  (1931)  Д.
Сирза. Новаторская режисс„рская деятельность Мак-Лиамои-ра принесла т-ру
большой успех.
   Идея создания Гэльского т-ра возникает  в  нач.  20  в.  Организуются
любительские    труппы,     поддерживаемые     различными     патриотич.
.организациями. Первая пьеса на гэльском яз. "Вить„  вер„вки"  Д.  Хайда
была исполнена любителями в Ирл. лит. т-ре (1901).
   В 1912-14 успешно выступила труппа любителей, назвавшаяся "Акт„ры". В
1922  создан  Драматич.  союз,  привл„кший  к  участию  в  спектаклях  и
акт„ров-профессионалов. Здесь были  пост.  историч.  пьесы  "Датчане"  и
"Доблестная женщина" П. Бислоу, социальная сатира "Восстание  мышей"  Ш.
Оада, мифо-логич. пьеса "Кухулин и Эйоф" М. Шифхра.
   В 1928-31 существовал Гэльский т-р в  Голуэй.  М.  Лиамоир  пост.  на
сцене этого т-ра пьесу "Диармуд и Гранни", он же перев„л на гэльский яз.
и пост. пьесы Уайльда, Чехова, Шоу. С 1939  спектакли  на  гэльском  яз.
начал ставить и Т-р Аббатства.
   Лит.: Гвоздев, Ирландский театр. "Искусство и жизнь", 1940, .ј 6; Ф о
к с Р., Современная ирландская драма, "Интернац. литература",  1940,  .ј
3-4; М а 1 о п е А. Е., The Irish drama. 1896-1928. L., 1929; The  Irish
theatre. Lectures delivered during the Abbey theatre  festival  held  in
Dublin in Aug. 1938. Ed. byL. Robinson. L., 1939; Mac L i-a m m  о  i  г
М., Theatre in Ireland,Dublin,1950; F а у G., The Abbey  theatre  cradle
of genius, Dublin. 1958; E 1 1 i s-F e  r-mor  U.,  The  Irish  dramatic
movement,2 ed.,L., [1954]. Ел.К.
   ИРОДА АТТИКА ТЕАТР  (Одеон)-  греческий  театр  под  открытым  небом,
построенный в Афинах  во  2  в.  римским  наместником  в  Греции  Иродом
Аттиком. Считался одним из лучших античных т-ров.  Хорошо  сохранившийся
до наших дней, И. А. т. используется в наст.  время  в  качестве  летней
сцены для спектаклей оперного т-ра Лирики  скини  и  др.,  а  также  для
театр. фестивалей и концертов. Юл. М.
   ИРЧАН, Мирослав (наст. имя и фам.-  Андрей  Дмитрович  Б  а  б  ю  к)
(14.VII.1897-1937)  -  украинский  советский  писатель,  драматург.  Чл.
Коммуни-стич. партии  с  1920.  В  1914  окончил  Львовскую  учительскую

Страницы: «« « 962   963   964   965   966   967   968   969   970  971   972   973   974   975   976   977   978   979   980  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия