Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 964   965   966   967   968   969   970   971   972  973   974   975   976   977   978   979   980   981   982  » »»

Динамичные пьесы И. показывают  характеры  героев  в  развитии.  Сочный,
образный язык И. близок к народной речи. Первая комедия "Амирхан хазрат"
написана II. в 1914, трагедия "Райский мост" - в  1919.  Сатирич.  пьеса
"Переселение", разоблачающая контрреволюц. тат.  буржуазию  и  ханжество
мусульм. духовенства в эмиграции, была пост. в Башк. т-ре драмы (Уфа)  и
Тат. т-ре (1925). Комедии  И.,  воссоздающие  годы  нэпа  -  "Культурный
Шенгерей" (1925), "Пикуляй Шарафи" (1927) и
   "Портфель" (1929), пост. в  Башк.  т-ре  драмы.  В  Т-ре  им.  Камала
поставлены драма И. "Миркай и Айсылу" (1936) - о борьбе  против  религ.,
консервативных  устоев  и  комедия   "Забулачная   республика"   (1939),
разоблачающая национализм. С 1940 в репертуаре  этого  т-ра  сохраняется
вес„лая комедия И. "Хужа Насретдин"  -  о  популярном  герое  фольклора.
Борьбе сов. народа с фашизмом посвящена  трагедия  И.  "Марьям"  (1943).
Проблемы семьи, морали, борьбы с пережитками прошлого нашли отражение  в
пьесах "Райхан" (1952) и "Зифа" (1953).
   В псторич. драме "Мулланур Вахитов" (1948, Т-р им. Камала),  трагедии
о Герое Сов. Союза Мусе Джалиле (1956, Башк. т-р драмы,  1957,  Т-р  им.
Камала) И. с большим драматизмом показывает героя в  переломные  моменты
его судьбы, его связь с народом. И. обогатил  нац.  культуру  переводами
произведений Грибоедова, Пушкина, Шекспира, Мольера.
   По его либретто Н. Жиганов написал оперу "Туляк" (1945, Т-р  оперы  и
балета, Казань). Пьесы И. шли в т-рах  Татарии,  Башкирии,  Узбекистана,
Казахстана. И. является также автором статей, очерков  по  истории  тат.
т-ра.
   / Соч.: Комедия пэм драмалар, Казан, 1953;  Сэхнэ  эсэрла-ре,  Казан,
1958; Мулланур Вахитов. Драма, пер. с татарок., М., 1957.
   Лит.: Шамуков Г., Нэкый Исэнбэт, Казан, 1959;
   К p ы ж и ц к и и Г., Корифей татарского театра, "Театр",  1959,  .Ni
4. У. К.
   ИСАЧЕНКО,  Константин  Степанович  [р.5(17).III.  1882]   -   русский
советский артист оперы (тенор), хоровой дириж„р, педагог. Пению обучался
в Петерб. консерватории у С. И.  Габеля.  Впервые  выступил  на  оперной
сцене в 1908 в петерб. Народном  доме.  В  1911  выезжал  с  труппой  С.
Дягилева в Париж, Монте-Карло, Лондон. В 1911-12 выступал в оперном т-ре
в Киеве, затем в Петерб. т-ре муз. драмы. В 1918 вместе с труппой  этого
т-ра переш„л в состав Большого оперного т-ра в Нар. доме, где пел до его
закрытия  (1923),  после  чего  оставил  сцену,   занимался   педагогич.
деятельностью (с 1918 И.- проф. Ленингр. консерватории).
   Партии: Ленский; Берендей ("Снегурочка"), Шуйский ("Борис  Годунов"),
Вильгельм Мейстер ("Миньон" Тома), Альфред, Альмавива и др.
   ЙСЕНЕ (Isene),  Ула  (р.2.VI.1898)  -  норвежский  акт„р.  В  1Р23-37
выступал как камерный певец.
   С 1938-в драм. т-рах Осло: Тр„ннелагском (1938-39), Новом  (1939-46),
Национальном (1946-52), Народном (1952-60). И.- характерный  акт„р,  его
игра отличалась эмоциональностью, тонкой 'ироничностью, выразит. внешним
рисунком ро/пи.
   Роли: Яльмар Экдаль, Эйлерт Левборг, Вангель  ("Дикая  утка",  "Гедда
Габлер", "Женщина с моря" Ибсена), Петруч-чио ("Укрощение  строптивой"),
Бенедикт ("Много шума нз ничего"), Сведенхьельм (о. п.  Бергмана),  Менш
("Он сидит на кипящем котле" Мунка), Отец ("Дневник Анны Франк" Гудрич и
Хаккета).
   Лит.: Gjesdahl P., Premierer os portretter, Oslo, [l 957 ]. Вл. М.
   ИСЕЦКИИ   (наст.   фам.    -    Тер-Иоанесянн),    Леон    Николаевич
[8(20).IX.1890-10.V.1946] -советский артист оперы (бас). Нар. арт. Груз.
ССР (1943). Засл. арт. Арм. ССР  (1933).  В  1914  окончил  Брюссельский
ун-т, в этом же году, поселившись в Тифлисе, брал уроки пения у А. А.  и
В. И. Зеленых; совершенствовался в Милане. С 1916 И.- солист  Тифлисской
оперы, с 1937-Т-ра им. Палиашвили. Н. обладал голосом красивого тембра и
высокой вок. культурой. В 1923 принимал активное участие  в  организации
оперного т-ра в Александрополе (ныне - Ленинакан), в к-ром пел партии на
арм. языке. В Т-ре им.  Палиашвили  исполнял  партии  на  груз.  и  рус.
языках: Цангала ("Даиси" Палиашвили), царь Георгий ("Дареджан  Коварная"
М. Баланчивадзе), Надир-шах ("Алмаст" Спендиарова), Огсен  ("Лусаба-цин"
Степаняна); Кончак, Мельник, Дон Базилио, Мефистофель; Цунига ("Кармен")
и др. Принимал активное участие в  создании  Т-ра  оперы  и  балета  им.
Спендиарова. Б. Д., Л. Ц.
   "ИСКАТЕЛИ ЖЕМЧУГА" ("Les Pecheurs de Perles")- опера Ж. Би.зе,  либр.
M. Kappe и Э. Кормона, пост. 30 сент. 1863,  Париж.  Последующие  пост.:
Милан (1886, 1938), Женева (1887), Лондон (1887 и 1889, на  итал.  яз.),
Барселона (1887, на итал. яз.), Брюссель (1887), Мехико (1-887, на итал.
яз.), Буэнос-Айрес (1888, на итал. яз.), Будапешт (1888), Прага  (1889),
Париж (1889, на итал. яз.; 1893, 1.938), Берлин (1893, 1934), Копенгаген
(1900), Загреб (1900), Рио-де-Жанейро  (1902,  на  итал.  яз.),  Варшава
(1904), Стокгольм (1913), Нью-Йорк (1916, на франц. яз.), София  (1927),
Рига (1933), Сидней (1935)  и  др.  В  России  впервые  исполнена  итал.
труппой в Москве в 1863 (Надир - Мазини), На рус. яз. пост. 5 сент. 1889
Частной оперной труппой Картавова в Петербурге (дириж„р Плотников; Надир
- Любин, Лейла- Муран-ская, Зурга - Круглов, Нурабад - Петров).  В  1903
пост. в Новом т-ре в Москве (дириж„р Авранек, балетм. Манохин;
   Надир - Собинов, Лейла - Нежданова, Зура -  Гераси-менко,  Нурабад  -
Горяинов).
   На сов. сцене пост. в 1927  в  енингр.  Нар.  доме  (дириж„р  Ульрих;
Надир- Смирнов, Лейла - Попова, Зурга -  Бочаров,  Нурабад  -  Налимов).
Пост. в др. городах Сов. Союза: Ташкент  (1956),  Минск  (1956),  Каунас
(1957), Уфа (1961).
   Издания: "И. ж.", клавир, М., Юргенсон, [1894].
   Я. Гр. ИСКЕНДЕРОВ, Адиль Рза  оглы  (р.10.X.1912)  -  азербайджанский
советский режисс„р. Нар. арт. СССР (1959).  Чл.  Коммунистич.  партии  с
1940. Деп.  Верх.  Совета  Азерб.  ССР  4-го  и  5-го  созывов.  Окончил
Бакинский  театр.  техникум  (1930),  в  1936  -  ГИТИС.  В  1932-36   -
режисс„р-практикант в Т-ре им. Евг. Вахтангова. С  1936  -  режисс„р  (в
1937-60 - гл. режисс„р и директор)  Т-ра  им.  Азизбе-кова.  Уже  первый
спектакль   "Платон   Кречет",    пост.    И.    в    1935,    отличался
целеустремл„нностью, яркостью сце-нич. характеристик.  И.  способствовал
развитию  нац.  драматургии.  Работая  совм.  с  азерб.  драматургами  и
писателями, И. пост. новые пьесы С. Вургуна, М. Ибрагимова, С.  Рахмана,
Э. Мамедханлы и др. Среди " работ  И.  в  Т-ре  им.  Азизбекова:  "Хаят"
Ибрагимова (1937), "Вагиф" (1938) и  Фархад  и  Ширин"  (1941)  Вургуна,
"Счастливцы" Рахмана (1941), "Рассказ о Турции" Назыма  Хикмета  (1953),
"Намус"  Ширванзаде  (1952),  "Джаваншир"  М.  Гуссейна  (1957),  "Бухта

Страницы: «« « 964   965   966   967   968   969   970   971   972  973   974   975   976   977   978   979   980   981   982  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия