Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 » »» романтизма. Революц. выступления и нац.-освободительные движения 20-40-х гг. 19 в. питали эти прогрессивные тенденции романтич. иск-ва. В т-ре шла борьба за новый тип человека-героя, восстающего против угнетения и насилия, живущего мечтой о свободе и справедливости. Развитие романтизма в И. а. шло сложными путями. В т-рах, связанных с аристократич. культурой, романтич. тенденции пробивались через строго регламентированные формы классицистского мастерства. У же в конце 18 в. романтич. черты проявились в твор- честве нем. акт„ра И. Флекка (1757-1801). Величавое благородство и просветительская ясность мысли сочетались у Флекка, особенно при исполнении им шилле-ровских ролей, со стихийной эмоциональностью, подч„ркнутой психологич. индивидуализацией образа, творч. субъективизмом, отрицанием обязательных норм и правил в И. а., выработанных эстетикой классицизма. Во Франции первыми исполнительницами романтич. драмы были актрисы Марс (1779-1847) и Жорж (1787-1867), иск-во к-рых еще во многом было связано с эстетич. нормами классицистского И. а. И хотя они не стали подлинно романтич. актрисами, страстный пафос человеколюбия, к-рым были проникнуты образы, созданные ими в драмах В. Гюго, А. Дюма-отца, А. де Виньи, разрушал рассудочность, условность классицистской манеры. Иными путями протекало становление романтизма в творчестве акт„ров демократич. т-ров, на сценах к-рых в 1-й пол. 19 в. утвердились мелодрама, водевиль, пантомима. И. а. мелодрамы, развивавшейся на основе традиций исполнения мещанской драмы 18 в., отличалось домократич. устремл„нностью. Акт„ры, игравшие для массового зрителя, стремились к правдивости исполнения, они преодолевали абстрактность классицистского образа, насыщали сценич. действие дыханием страсти, с глубоким сочувствием раскрывали героизм и душевное благородство простого человека. Перед ними встала задача передать бытовые или конкретноисторич. черты своих героев, их национальность, возрастные особенности. Но правдивость И. а. была вс„ же ограничена исключительностью характеров и чрезмерным мелодраматизмом ситуаций. Присущая мелодраме пдеалистпч. морализация вносила в И. а, сентиментальность, слезливость, ходульность, преувеличенность чувств. Напыщенность игры в сочетании с каноническими амплуа (злодей, благородный герой, преследуемая злодеем невинная героиня) породили штампованные при„мы исполнения. И хотя почти все крупнейшие акт„ры демократич. театра 1-й пол. 19 в. играли мелодраматич. репертуар, лучшие из них всегда испытывали неудовлетвор„нность этим репертуаром. В развитии комедийного И. а. большое значение имел водевиль. Зародившись в годы французской буржуазной революции как жанр демократический, он стал затем наиболее распростран„нным жанром бурж. т-ра 1-й пол. 19 в. Л„гкость, иск-во непринужд„нного живого диалога, выразительность фразировки при исполнении куплетов, умение подсмотреть в жизни и зафиксировать на сцене бытовые штрихи, характерность персонажа, блестящая техника внешней трансформации - вс„ это входило в арсенал И. а. водевиля, достигая у таких мастеров, как франц. акт„ры П.В.Дежа-зе (1797-1875), Ш. Г. Потье (1774-1838), Э. Арналь (1794-1872), П. Ш. Левассор (1808-70) и мн. др., подлинной виртуозности. Традиции исполнения водевиля и л„гкой комедии способствовали формированию реализма в И. а. (И.Хейберг, А. Поульсен, Ф. Шварц, П. Розинг - в Дании, А. Жулковский, М. Френкель-в Польше и др.). Но, фиксируя лишь отдельные жизненные черты, водевиль не давал возможности исполнителям подняться до создания социально-тнпич. характеров; акт„ры водевиля обычно ставили перед собой чисто развлекательные задачи. В пантомиме, завоевавшей в первые десятилетия 19 в. большую популярность у нар. зрителя, II. а., лиш„нное слова, продолжало говорить языком жеста, мимики, акробатич. эксцентрики, буффонады. Замечательными мастерами пантомимы были Дж. Гримальди (1778-1837, Англия) и Ж. Б. Г. Дебюро (1796- 1846, Франция). Возрождая на новой основе пск-во комедии дель арте и балаганно-цирковых ярмарочных зрелищ, они выражали в сво„м творчестве сочувствие бедняку, прославляли неунывающую жизнерадостность, острый ум, юмор и энергию человека пз народа. Жанровое многообразие демократич. т-ра необычап-но обогатило И. а. 19 в., расширило его выразительные средства. Традиции нар. т-ра помогали творч. раскрепощению акт„ров, питали их стремление к новаторству, укрепляли и обогащали реалистпч. основы И. а. В 1-й пол. 19 в. происходит бурный подъ„м И. а., порожд„нный ростом освободительной борьбы, вдохновляющей акт„ров прогрессивного романтизма. К высокому подвигу во имя освобождения родины призывало политически страсчное, героич. искусство итал. акт„ров Г. Модены (1803-61), А. Ристори (1822-1906), венг. акт„ра Г. Эгрешши (1808-66); бунт против ханжества официальной идеологии бур-жуазно-аристократич. общества выражало вдохновенное искусство англ. трагика Э. Кина [1779 (?) -1833]; скорбным, полным трагич. метаний, звавшим к непримиримой борьбе с филистерством, было искусство нем. акт„ра Л. Девриента (1784-1832); высокий пафос человечности, беспощадное обличение бурж. морали пронизывали искусство франц. акт„ров - Фредери-ка-Леметра (1800-76), П. Бокажа (1799-1862), М. Дорваль (1798-1849). Все эти акт„ры, различные по творч. индивидуальности, выражали в сво„м иск-ве революц.-демократич., национально-освободительные, республиканские идеи. Их творчеству был присущ высокий гуманизм, протест против социальной несправедливости. Романтич. И. а. расцветало в годы революц. подъ„ма, когда у акт„ра возникало ощущение общности между его идеалами и устремлениями масс. Воспевание подвига, страстность обличения, ненависть к социальному злу порождали в иск-ве акт„ров-романтиков бурную эмоциональность, неистовую силу порывов. И. а. этого направления воздействовало на зрителей своим бунтарским освободительным пафосом, напряж„нной эмоциональностью. Но оно не обладало еще способностью раскрывать явления в их историч. и социальной типичности. В иск-ве акт„ра-романтика герой противостоял обществу в своей исключительности, утверждая независимость своего внутреннего мира; ущемл„нный обществом, находясь в противоречии с самим собой, он стремился возвыситься над окружающей его средой. Протест против обществ, несправедливости выражался акт„рами-романтиками преим. в моральном плане и получал остро трагич. звучание. Акт„ры создавали образы бунтарей-одиночек, утверждали на сцене культ исключительной личности, противостоявшей злу и несправедливости мира. Типич. чертами романтнч. И. а. стали индивидуализм, культ воображения, чувства, склонность к меланхолич. раздумью, "мировой скорби", сарказм, Горькая ирония по отношению к собственным мечтам и иллюзиям. Преодолеть Страницы: «« « 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |