Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 973   974   975   976   977   978   979   980   981  982   983   984   985   986   987   988   989   990   991  » »»

романтизма. Революц. выступления и нац.-освободительные движения 20-40-х
гг. 19 в. питали эти прогрессивные тенденции романтич.  иск-ва.  В  т-ре
шла борьба за новый тип человека-героя, восстающего против  угнетения  и
насилия, живущего мечтой о свободе и справедливости.
   Развитие романтизма в И. а. шло сложными путями. В т-рах, связанных с
аристократич. культурой, романтич. тенденции  пробивались  через  строго
регламентированные формы классицистского мастерства.
   У же в конце 18 в. романтич. черты проявились  в  твор-  честве  нем.
акт„ра И. Флекка (1757-1801). Величавое благородство и  просветительская
ясность  мысли  сочетались  у  Флекка,  особенно   при   исполнении   им
шилле-ровских  ролей,  со   стихийной   эмоциональностью,   подч„ркнутой
психологич. индивидуализацией образа, творч. субъективизмом,  отрицанием
обязательных норм и правил в И. а., выработанных эстетикой классицизма.
   Во Франции первыми исполнительницами  романтич.  драмы  были  актрисы
Марс (1779-1847) и Жорж (1787-1867), иск-во к-рых  еще  во  многом  было
связано с эстетич. нормами классицистского И. а. И  хотя  они  не  стали
подлинно романтич. актрисами, страстный пафос человеколюбия, к-рым  были
проникнуты образы, созданные ими в драмах В. Гюго, А. Дюма-отца,  А.  де
Виньи, разрушал рассудочность, условность классицистской манеры.
   Иными путями протекало становление романтизма  в  творчестве  акт„ров
демократич. т-ров,  на  сценах  к-рых  в  1-й  пол.  19  в.  утвердились
мелодрама, водевиль, пантомима.
   И.  а.  мелодрамы,  развивавшейся  на  основе   традиций   исполнения
мещанской драмы 18 в., отличалось домократич.  устремл„нностью.  Акт„ры,
игравшие для массового зрителя, стремились к правдивости исполнения, они
преодолевали  абстрактность  классицистского  образа,  насыщали  сценич.
действие дыханием страсти, с глубоким сочувствием раскрывали  героизм  и
душевное  благородство  простого  человека.  Перед  ними  встала  задача
передать  бытовые  или  конкретноисторич.   черты   своих   героев,   их
национальность, возрастные особенности.
   Но  правдивость  И.  а.  была  вс„  же  ограничена  исключительностью
характеров и чрезмерным  мелодраматизмом  ситуаций.  Присущая  мелодраме
пдеалистпч. морализация вносила в И. а, сентиментальность,  слезливость,
ходульность, преувеличенность чувств. Напыщенность игры  в  сочетании  с
каноническими амплуа (злодей, благородный  герой,  преследуемая  злодеем
невинная героиня) породили штампованные при„мы исполнения. И хотя  почти
все  крупнейшие  акт„ры  демократич.  театра  1-й  пол.  19  в.   играли
мелодраматич.   репертуар,   лучшие    из    них    всегда    испытывали
неудовлетвор„нность этим репертуаром.
   В  развитии  комедийного  И.  а.  большое  значение  имел   водевиль.
Зародившись  в  годы   французской   буржуазной   революции   как   жанр
демократический, он стал затем наиболее  распростран„нным  жанром  бурж.
т-ра 1-й пол. 19 в. Л„гкость,  иск-во  непринужд„нного  живого  диалога,
выразительность фразировки при исполнении куплетов, умение подсмотреть в
жизни и зафиксировать на сцене бытовые штрихи, характерность  персонажа,
блестящая техника внешней трансформации - вс„ это входило в  арсенал  И.
а. водевиля, достигая у таких мастеров, как  франц.  акт„ры  П.В.Дежа-зе
(1797-1875), Ш. Г. Потье  (1774-1838),  Э.  Арналь  (1794-1872),  П.  Ш.
Левассор  (1808-70)  и  мн.  др.,   подлинной   виртуозности.   Традиции
исполнения  водевиля  и  л„гкой  комедии   способствовали   формированию
реализма в И. а. (И.Хейберг, А. Поульсен, Ф. Шварц, П. Розинг - в Дании,
А. Жулковский, М. Френкель-в Польше и др.). Но, фиксируя лишь  отдельные
жизненные черты, водевиль не давал возможности исполнителям подняться до
создания социально-тнпич. характеров;  акт„ры  водевиля  обычно  ставили
перед собой чисто развлекательные задачи.
   В  пантомиме,  завоевавшей  в  первые  десятилетия  19   в.   большую
популярность у нар. зрителя, II. а., лиш„нное слова, продолжало говорить
языком жеста, мимики, акробатич. эксцентрики, буффонады.  Замечательными
мастерами пантомимы были Дж. Гримальди (1778-1837, Англия) и  Ж.  Б.  Г.
Дебюро (1796- 1846, Франция). Возрождая на новой основе  пск-во  комедии
дель арте и балаганно-цирковых ярмарочных зрелищ, они выражали  в  сво„м
творчестве сочувствие бедняку, прославляли неунывающую жизнерадостность,
острый ум, юмор и энергию человека пз народа.
   Жанровое многообразие демократич. т-ра необычап-но обогатило И. а. 19
в., расширило его выразительные средства. Традиции  нар.  т-ра  помогали
творч.  раскрепощению  акт„ров,  питали  их  стремление  к  новаторству,
укрепляли и обогащали реалистпч. основы И. а.
   В 1-й пол. 19 в. происходит бурный подъ„м И. а.,  порожд„нный  ростом
освободительной борьбы, вдохновляющей акт„ров прогрессивного романтизма.
   К высокому подвигу во имя освобождения родины  призывало  политически
страсчное, героич. искусство  итал.  акт„ров  Г.  Модены  (1803-61),  А.
Ристори (1822-1906), венг. акт„ра  Г.  Эгрешши  (1808-66);  бунт  против
ханжества  официальной   идеологии   бур-жуазно-аристократич.   общества
выражало вдохновенное искусство англ. трагика Э. Кина [1779 (?)  -1833];
скорбным, полным  трагич.  метаний,  звавшим  к  непримиримой  борьбе  с
филистерством, было искусство  нем.  акт„ра  Л.  Девриента  (1784-1832);
высокий  пафос  человечности,   беспощадное   обличение   бурж.   морали
пронизывали искусство франц. акт„ров - Фредери-ка-Леметра (1800-76),  П.
Бокажа (1799-1862), М. Дорваль (1798-1849). Все эти акт„ры, различные по
творч. индивидуальности, выражали в сво„м  иск-ве  революц.-демократич.,
национально-освободительные, республиканские  идеи.  Их  творчеству  был
присущ высокий гуманизм, протест против социальной несправедливости.
   Романтич. И. а. расцветало в годы революц. подъ„ма,  когда  у  акт„ра
возникало ощущение общности между его  идеалами  и  устремлениями  масс.
Воспевание подвига, страстность обличения, ненависть к  социальному  злу
порождали в иск-ве акт„ров-романтиков бурную эмоциональность,  неистовую
силу порывов. И. а. этого направления воздействовало на  зрителей  своим
бунтарским освободительным пафосом, напряж„нной эмоциональностью. Но оно
не  обладало  еще  способностью  раскрывать  явления  в  их  историч.  и
социальной типичности.  В  иск-ве  акт„ра-романтика  герой  противостоял
обществу  в  своей  исключительности,  утверждая  независимость   своего
внутреннего мира; ущемл„нный обществом, находясь в противоречии с  самим
собой, он стремился  возвыситься  над  окружающей  его  средой.  Протест
против обществ, несправедливости выражался акт„рами-романтиками преим. в
моральном плане и  получал  остро  трагич.  звучание.  Акт„ры  создавали
образы  бунтарей-одиночек,  утверждали  на  сцене  культ  исключительной
личности, противостоявшей злу и несправедливости  мира.  Типич.  чертами
романтнч.  И.  а.  стали  индивидуализм,  культ  воображения,   чувства,
склонность к меланхолич. раздумью, "мировой  скорби",  сарказм,  Горькая
ирония  по  отношению  к  собственным  мечтам  и  иллюзиям.   Преодолеть

Страницы: «« « 973   974   975   976   977   978   979   980   981  982   983   984   985   986   987   988   989   990   991  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия