Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 974   975   976   977   978   979   980   981   982  983   984   985   986   987   988   989   990   991   992  » »»

идеалистич.  ограниченность  творч.  метода  романтиков   удалось   лишь
немногим акт„рам.
   Тем не менее,  романтич.  И.  а.  сыграло  важную  роль  в  борьбе  с
эпигонскими  традициями  классицизма,  Оно  прокладывало  путь   сценич.
реализму, решительно порвало с рационализмом и абстрактной идеализацией,
преодолевало академич. каноны. Игра  акт„ра  характеризовалась  быстрыми
переходами от  одного  состояния  к  другому,  контрастами,  прерывистой
линией  сценич.  рисунка.  Вместо  напевной   стилизованной   декламации
акт„ры-романтики ввели разговорную интонацию, свободную,  текучую  речь,
пользовались стремительным эмоциональным жестом.
   Острый интерес к сложной внутр. жизни человека  определил  стремление
акт„ров романтич. т-ра к перевоплощению. Критерием оценки  И.  а.  стала
непосредственность  и   искренность   переживания.   В   то   же   время
консервативная критика упрекала  акт„ров  прогрессивного  романтизма  за
плебейскую вульгарность и  грубость,  стремилась  опорочить  демократич.
направленность иск-ва, проникнутого глубоким сочувствием к человеку.
   Борьба  за  реализм  особенно  отч„тливо   начинает   проявляться   в
зап.-европ. т-ре с сер. 19 в. Перед И. а. встают задачи  художественного
отражения нарастающих противоречий бурж. об-ва. Оно стремится показать в
социально-конкретных, жизненно-правдивых формах  характерную  для  бурж.
об-ва усложн„нность общественных  отношений,  безграничное  многообразие
вновь возникающих характеров.
   Крупнейшие  акт„ры  выдвинули  требование  прогрессивной   идейности,
утверждали воспитательное значение т-ра, стремились сочетать  в  сценич.
образах героику и психологич. правду, глубокую социальную  типичность  и
неповторимость  индивидуального  облика  человека.  Реалисты  продолжали
борьбу романтиков против обязательных эстетич. догм.  Примером  эволюции
И.  а.  от  романтизма  к  реализму  может   служить   творческий   путь
Фредерика-Ле-метра. Центральной темой его  творчества  было  изображение
исключительной личности, пытающейся перестроить мир пут„м подвига. Играя
положительных героев романтич. драмы, Фредерик-Леметр создавал лирич.  и
поэтич.  образы,  лиш„нные  социальной   конкретности.   Но   постепенно
демократич. устремл„нность акт„ра  расширила  диапазон  его  творчества.
Создавая образы людей из народа и людей, испытавших губительное  влияние
бурж. общества, Фредерик-Леметр вступил на путь реалистич.  исканий.  Не
удовлетвор„нный современным ему репертуаром,  он  сам  написал  сатирич.
комедию "Робер Макер" (1834), центральный образ  к-рой  стал  обобщающим
символом  власти  финансовой  аристократии.  Играя  эту   роль,   Леметр
обратился к социальной  типизации,  достиг  перевоплощения,  психологич.
индивидуализации   персонажа,   дал   яркую   бытовую    и    социальную
характеристику своего  героя.  В  творчестве  Фредерика-Ле-метра  И.  а.
встало на  путь  критич.  осмысления  действительности,  приблизилось  к
реалистич. иск-ву, дающему глубокое раскрытие обществ, противоречий.
   Путями реалпстнч. исканий ш„л в 1-й  пол.  19  в.  и  нем.  акт„р  К.
Зейдельман (1793-1843). Его глубоко интеллектуальное иск-во,  обладавшее
большой силон типизации, испытало воздействие  революц.  движения  1830.
Опираясь  на  классич.  драму,   Зейдельман   создавал   мощные,   остро
индивидуализированные характеры, достигая подлинного перевоплощения.
   И. а. Германии во 2-й пол. 19 в. усвоило реалистич. устремления школы
Зейдельмана, однако творчество  продолжателей  этой  школы  -  Ф.  Гаазе
(1825- 1911), Т. Д„ринга (1803-78) и др.-было лишено  высокого  идейного
пафоса. Исполнительское иск-во нем. т-ра отличалось пестротой, во многом
объяснявшейся стойкостью классико-романтич.  традиций  (их  поддерживали
многочисленные до 1870 придворные т-ры).
   Победа реализма наступала тогда, когда И. а.  вдохновлялось  большими
воспитательными  целями,  идеями  просвещения  народа,  борьбы  за   его
освобождение. Пафос свободолюбия и гуманизма породил горячую искренность
и психологич. правдивость творчества негритянского трагика  А.  Олдриджа
(1807-67). Стремление познакомить демократич.  зрителя  с  великой  нац.
драматургией определило направленность реа-лпстич. иск-ва англ. акт„ра и
режисс„ра С. Фелпса (1804-78).
   Но усилия отдельных выдающихся мастеров сцены еще, не  могли  сделать
реализм ведущим направлением зап.-европ.  т-ра.  Для  этого  была  нужна
драматургия, к-рая принесла бы в т-р подлинный историзм, ж1ь вое дыхание
современности,  раскрыла  обществ,   закономерности,   показала   типич.
характеры  и  типпч.  обстоятельства  действительности,  как  это   было
достигнутой романе 19 в. (Стендаль, Бальзак, Диккенс  и  др.).  В  т-ре,
несмотря на ряд попыток создания  драмы,  раскрывающей  социальную  тему
(Меримо, Бальзак), этот процесс оказался затрудн„нным  -  мешали  старые
традиции, цензура и вс„ усиливающийся процесс превращения бурж.  т-ра  в
коммерч.  предприятие,  подчин„нное  целям   наживы.   Будучи   массовым
искусством, т-р  испытывает  особенно  сильное  воздействие  со  стороны
господствующей  идеологии.  Драматургия  в  сер.   19   в.   оказывается
буржуазно-охранительной по  своему  духу,  лиш„нной  высоких  идеалов  и
больших  обществ,  тем.  В  И.  а.  проявляется  тенденция  академически
суженного понимания  требований  реализма,  увлечение  технич.  задачами
испол' нительского мастерства, исчезает подлинная эмоциональность.  Лишь
отдельные великие акт„ры вырывались из  круга  бурж.  ограниченности,  в
к-ром вс„ больше замыкался т-р.
   В канун революции 1848 расцветает  мощное  трагич.  дарование  франц.
актрисы Э. Рашель (1821-58). Но поиски героич. идеала уводят актрису  от
современности к репертуару Корнеля и Расина, к возрождению  классицизма.
В творчестве Рашель  героическое  приобретает  абстрактные  формы,  хотя
актриса  насыщает  сво„  иск-во  живой,  подлинной  страстью,   переда„т
ощущение приближающейся революц. бури, зов„т к подвигу, к действию.
   В  условиях  длительной  нац.-освободительной   и   революц.   борьбы
сложилась школа И. а. в  Италии.  Родоначальниками  е„  явились  трагич.
акт„ры Г. Моде-на (1803-61), А. Ристори  (1822-1906),  творчество  к-рых
было проникнуто  политич.  страстностью,  роман-тич.  порывом.  Накануне
революции 1848 начали свою сценич.  деятельность  ученики  Модены  -  Э.
Росси (1827-96) и Т.  Сальвини  (1829-1915).  Их  страстное  гуманистич.
иск-во,  поражающее  глубочайшими  психологич.  откровениями,   огромной
эмоциональностью,  полнотой,  логикой  и  последовательностью  -развития
характеров, стало величайшим достижением реализма в зап.-европ. И. а. 19
в. Сальвини  выступал  и  как  теоретик,  требуя  от  акт„ра  подлинного
переживания,  перевоплощения,   не   принимая   "школу   представления",
опиравшуюся на традиции классицизма. На этих же  позициях  стоял  Росси.
Реалистич. творчество крупнейших итал. акт„ров вобрало  в  себя  высокие
идеалы прогрессивного  романтизма.  Итал.  трагики,  получившие  мировое
признание, создавали титанич. образы людей, исполненные душевной силы  и

Страницы: «« « 974   975   976   977   978   979   980   981   982  983   984   985   986   987   988   989   990   991   992  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия