Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 » »» на сцену острую сатиру, политич. карикатуру. В Чехии выросло поколение акт„ров-реалистов, опирающихся на нар. традиции,- И. Мошна (1837-1911), Э. Воян (1853- 1920) и др. В конце 19 в. в зап.-европ. т-ре начинается борьба за сближение И. а. с требованиями совр. реалистич. лит-ры, за обогащение социального содержания акт„рского творчества. Появление новой драматургии (Ибсен, Гауптман, Шоу и др.), отражающей рост социальных противоречий эпохи становления империализма, дало мощный толчок развитию реализма в И. а. На родине Ибсена, в Норвегии, под непосредственным воздействием его драматургии выросло целое поколение акт„ров-реалистов: Ю. Ф. Брун (1832-90), Л. Гунндерсен (1832-98), Л. Вольф (1833-1902), А. Реймерс (1844-99), Ф. Т. Гарман (1850-1907), С. Реймерс (1853-1932), И. Дюбвад (1867-1950), X. Э. Обель (1869-1961) и др. В конце 19 в. складывается тип режисс„рского т-ра, усиливается борьба с гастрол„рством, премьерством, пренебрежением к ансамблю (Мейнингенский т-р - Германия; т-р "Лицеум" под рук. Г. Ирвинга - Англия, и др.). Движение за новый т-р, в основе к-рого лежит принцип ансамбля, единого художеств. решения спектакля, подчиняющего себе все его элементы, проходило в ряде зап.-европ. стран на базе эстетики театр. натурализма, провозглаш„нной Э. Золя, режисс„рами А. Антуа-ном (1858-1943), О. Брамом и др. Принцип ансамбля становится важнейшим критерием оценки художеств. качества И. а. Передовые деятели т-ра Франции, Германии, Англии, Чехословакии, Польши и др. стран ведут борьбу за современность и содержательность репертуара, жизненную правдивость акт„рского исполнения, требуют подлинности акт„рского переживания, тонкого и точного воспроизведения на сцене бытовой, социальной, индивидуальной характерности. А. Антуан как акт„р, а также акт„ры руководимого им Свободного т-ра (Париж) стремились точно передавать на сцене оттенки нар. речи, особенности облика и поведения крестьян, мелких буржуа, рабочих. Тот же процесс определил и эволюцию нем. И. а. в Свободном т-ре, возникшем под руководством О. Брама. Здесь воспитались акт„ры Э. Рейхер (1849-1924), Э. Леман (1866-1940), Р. Ритнер (1869-1943) и др. Они подчиняли сво„ иск-во требованиям психологич. правды, слитности ансамбля, с глубокой человечностью и жизненной правдивостью раскрывали образы драматургии Гауптмана, Ибсена и др. совр. писателей. Но движение Свободных т-ров и декларируемая ими система "натуралистической" игры были противоречивы. Наряду с положительными реалистич. устремлениями это движение характеризовалось в области И. а. утратой героич., обличительного начала, пристрастием к изображению болезненных изломов человеческой психики, подч„ркиванию физиологич. моментов в поведении человека. Эти тенденции проявились и у акт„ров Италии-Э. Новелли (1851-1919), Э. Цаккони (1857-1948), Дж. Грассо (1873-1930) и т. д. Но в целом деятельность Свободных т-ров стимулировала многих режисс„ров к борьбе за дальнейшую демократизацию т-ра. Примером этого является творчество франц. акт„ра и режисс„ра Ф. Жемье (1869-1933). С 90-х гг. в т-р проникают характерные для бурж. иск-ва эпохи империализма модернистские течения, к-рые отрицательно сказываются на И. а. Провозглашая отказ от реализма, символистская режиссура приходит к требованию "дематериализации" сценич. пространства и к отрицанию акт„ра. Режисс„ру-символисту Г. Крэгу мешает живой, эмоциональный мир акт„ра, он мечтает заменить его "сверхмарионеткой", идеально послушной любому замыслу постановщика. И. а. з а п.-е вроп. стран в 20 в. Под руководством режисс„ров Ж. Копо (1879-1949), М. Рейн-хардта (1873-1943) и др., а иногда и без прямого режисс„рского влияния, в нач. 20 в. вырастает новое поколение талантливых акт„ров: А. Моисеи (1880- 1935), А. Бассерман (1867-1952), П. Вегенер (1874- 1948) - Германия; Ш. Дюллен (1885-1949), Л. Жуве (1887 - 1951) - Франция, и др. Восприняв глубоко разработанную их предшественниками технику перевоплощения, принцип ансамбля, акт„ры этой эпохи достигали особой тонкости психологич. рисунка, покоряли правдивостью, человечностью своего иск-ва. Но в то же время в их творчестве проявлялись типичные для бурж. интеллигенции этого периода настроения трагич. безысходности, неврастенич. растерянность, субъективистское неприятие действительностм. Типичный акт„р этого направления - А. Моисеи, его иск-во было проникнуто мучительной болью за человека, раскрывало душевную жизнь измученных, беспомощных людей, бессильных бороться против страшной действительности. После окончания первой мировой войны под воздействием идей Октябрьской революции в капиталистич. странах усиливается процесс идеологич. размежевания среди бурж. художеств. интеллигенции. В И. а. обнаруживается стремление отказаться от социальной характеристики человека, акцентировать биологич. инстинкты как основные стимулы его поведения. Бурж. критика объявляет "сексуальное обаяние" главным критерием оценки акт„рского творчества. Вс„ углубляющееся воздействие эстрады, мюзик-холльных представлений приводит к сочетанию в И. а. эксцентрики и эротики. Система "серийного" проката спектакля, характерная для многих буржуазных стран, при к-рой труппа набирается для одного спектакля и распускается, когда спектакль переста„т делать сборы, вед„т к разрушению ансамбля; антрепрен„р, набирающий труппу, ограничивается приглашением одной знаменитости - "звезды", получающей крупный гонорар, и привлекает для исполнения других ролей низкооплачиваемых посредственных акт„ров. Передовые деятели т-ра вели борьбу с системой "зв„зд", серийностью постановок коммерч. бурж. т-ров, отстаивали принцип "репертуарного" т-ра с постоянной труппой и разнообразным репертуаром. Они выступали за сохранение реалистич. нац. традиций и гу-манистич. содержания иск-ва [Дж. Барримор (1882- 1942), К. Корнелл- США; С. Торндайк, Дж. Гилгуд, Л. Оливье, Р. Ричардсон, М. Редгрев - Англия; Ю. Остэрва (1885-1947), С. Ярач (1883-1945) - Польша; К. Сарафов (1876 - 1952), А. Будевская (1878-1955)-Болгария; В. Выдра (1876-1953), Я. Пруха - Чехословакия, и др.]. Всовр. т-ре часто происходит слияние акт„рского и режисс„рского иск-ва: крупнейшие акт„ры становятся и ведущими режисс„рами своего т-ра. Вслед за Антуаном на этот путь встали Ф. Жемье, Ш. Дюллен, Л. Жуве, Ж. Питоев (1884 - 1939), Ж. Л. Барро, Ж. Вилар - Франция; Дж. Гилгуд, Л. Оливье-Англия; С. Ярач, Ю. Остэрва - Польша, и мн. др. Стремясь уловить многообразие обществ, явлений эпохи империализма и сложный внутр. мир сов р. человека, драматурги упорно ищут новых методов для создания "симфонической)) картины жизни многих людей и это порождает новые Страницы: «« « 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |