Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 976   977   978   979   980   981   982   983   984  985   986   987   988   989   990   991   992   993   994  » »»

на сцену острую сатиру, политич. карикатуру. В Чехии  выросло  поколение
акт„ров-реалистов, опирающихся на нар. традиции,- И. Мошна  (1837-1911),
Э. Воян (1853- 1920) и др.
   В конце 19 в. в зап.-европ. т-ре начинается борьба за сближение И. а.
с  требованиями  совр.  реалистич.  лит-ры,  за  обогащение  социального
содержания акт„рского творчества. Появление  новой  драматургии  (Ибсен,
Гауптман, Шоу и др.),  отражающей  рост  социальных  противоречий  эпохи
становления империализма, дало мощный толчок развитию реализма в  И.  а.
На родине Ибсена, в  Норвегии,  под  непосредственным  воздействием  его
драматургии  выросло  целое  поколение  акт„ров-реалистов:  Ю.  Ф.  Брун
(1832-90), Л. Гунндерсен (1832-98), Л.  Вольф  (1833-1902),  А.  Реймерс
(1844-99), Ф. Т. Гарман (1850-1907), С. Реймерс (1853-1932),  И.  Дюбвад
(1867-1950), X. Э. Обель (1869-1961) и др. В конце  19  в.  складывается
тип   режисс„рского   т-ра,   усиливается   борьба   с   гастрол„рством,
премьерством, пренебрежением к ансамблю (Мейнингенский т-р  -  Германия;
т-р "Лицеум" под рук. Г. Ирвинга - Англия, и  др.).  Движение  за  новый
т-р, в основе к-рого лежит принцип ансамбля, единого художеств.  решения
спектакля,  подчиняющего  себе  все  его  элементы,  проходило  в   ряде
зап.-европ. стран на базе эстетики театр.  натурализма,  провозглаш„нной
Э. Золя, режисс„рами А. Антуа-ном (1858-1943), О. Брамом и др.
   Принцип ансамбля становится  важнейшим  критерием  оценки  художеств.
качества  И.  а.  Передовые  деятели  т-ра  Франции,  Германии,  Англии,
Чехословакии, Польши  и  др.  стран  ведут  борьбу  за  современность  и
содержательность   репертуара,    жизненную    правдивость    акт„рского
исполнения,  требуют  подлинности  акт„рского  переживания,  тонкого   и
точного воспроизведения на  сцене  бытовой,  социальной,  индивидуальной
характерности. А. Антуан как  акт„р,  а  также  акт„ры  руководимого  им
Свободного т-ра (Париж) стремились точно  передавать  на  сцене  оттенки
нар. речи, особенности  облика  и  поведения  крестьян,  мелких  буржуа,
рабочих. Тот же процесс определил и эволюцию  нем.  И.  а.  в  Свободном
т-ре, возникшем под руководством О. Брама. Здесь воспитались  акт„ры  Э.
Рейхер (1849-1924), Э. Леман (1866-1940), Р. Ритнер  (1869-1943)  и  др.
Они подчиняли сво„  иск-во  требованиям  психологич.  правды,  слитности
ансамбля, с глубокой человечностью и жизненной  правдивостью  раскрывали
образы драматургии Гауптмана, Ибсена и др. совр. писателей.
   Но   движение   Свободных   т-ров   и   декларируемая   ими   система
"натуралистической" игры были  противоречивы.  Наряду  с  положительными
реалистич. устремлениями это движение характеризовалось в области И.  а.
утратой  героич.,  обличительного  начала,  пристрастием  к  изображению
болезненных  изломов  человеческой  психики,  подч„ркиванию  физиологич.
моментов в поведении человека. Эти  тенденции  проявились  и  у  акт„ров
Италии-Э.  Новелли  (1851-1919),  Э.  Цаккони  (1857-1948),  Дж.  Грассо
(1873-1930)  и  т.  д.  Но  в   целом   деятельность   Свободных   т-ров
стимулировала многих режисс„ров к борьбе  за  дальнейшую  демократизацию
т-ра. Примером этого является творчество франц. акт„ра  и  режисс„ра  Ф.
Жемье (1869-1933).
   С 90-х гг.  в  т-р  проникают  характерные  для  бурж.  иск-ва  эпохи
империализма модернистские течения, к-рые отрицательно сказываются на И.
а. Провозглашая отказ от реализма, символистская  режиссура  приходит  к
требованию "дематериализации" сценич. пространства и к отрицанию акт„ра.
Режисс„ру-символисту Г. Крэгу мешает живой, эмоциональный мир акт„ра, он
мечтает  заменить  его  "сверхмарионеткой",  идеально  послушной  любому
замыслу постановщика.
   И. а. з а п.-е вроп. стран в 20 в.  Под  руководством  режисс„ров  Ж.
Копо (1879-1949), М. Рейн-хардта (1873-1943)  и  др.,  а  иногда  и  без
прямого режисс„рского влияния, в нач. 20 в.  вырастает  новое  поколение
талантливых акт„ров: А. Моисеи (1880- 1935), А.  Бассерман  (1867-1952),
П. Вегенер (1874- 1948) - Германия; Ш. Дюллен (1885-1949), Л. Жуве (1887
-  1951)  -  Франция,  и  др.   Восприняв   глубоко   разработанную   их
предшественниками технику перевоплощения, принцип ансамбля, акт„ры  этой
эпохи  достигали   особой   тонкости   психологич.   рисунка,   покоряли
правдивостью, человечностью своего  иск-ва.  Но  в  то  же  время  в  их
творчестве проявлялись типичные для бурж.  интеллигенции  этого  периода
настроения   трагич.    безысходности,    неврастенич.    растерянность,
субъективистское  неприятие  действительностм.  Типичный   акт„р   этого
направления - А. Моисеи, его иск-во было проникнуто мучительной болью за
человека,  раскрывало  душевную  жизнь  измученных,  беспомощных  людей,
бессильных бороться против страшной действительности.
   После  окончания  первой  мировой   войны   под   воздействием   идей
Октябрьской  революции  в  капиталистич.  странах  усиливается   процесс
идеологич. размежевания среди бурж. художеств. интеллигенции.  В  И.  а.
обнаруживается  стремление  отказаться  от   социальной   характеристики
человека, акцентировать биологич. инстинкты  как  основные  стимулы  его
поведения.  Бурж.  критика  объявляет  "сексуальное   обаяние"   главным
критерием оценки акт„рского творчества.  Вс„  углубляющееся  воздействие
эстрады, мюзик-холльных представлений  приводит  к  сочетанию  в  И.  а.
эксцентрики и эротики.
   Система  "серийного"  проката  спектакля,  характерная   для   многих
буржуазных стран, при к-рой труппа набирается  для  одного  спектакля  и
распускается, когда спектакль переста„т делать сборы, вед„т к разрушению
ансамбля; антрепрен„р, набирающий  труппу,  ограничивается  приглашением
одной знаменитости - "звезды", получающей крупный гонорар, и  привлекает
для исполнения других ролей низкооплачиваемых посредственных акт„ров.
   Передовые деятели т-ра вели борьбу с  системой  "зв„зд",  серийностью
постановок коммерч. бурж. т-ров, отстаивали принцип "репертуарного" т-ра
с постоянной труппой  и  разнообразным  репертуаром.  Они  выступали  за
сохранение реалистич. нац. традиций  и  гу-манистич.  содержания  иск-ва
[Дж. Барримор (1882- 1942), К. Корнелл- США; С. Торндайк, Дж. Гилгуд, Л.
Оливье, Р. Ричардсон, М. Редгрев - Англия;
   Ю. Остэрва (1885-1947), С. Ярач (1883-1945) -
   Польша; К. Сарафов (1876 - 1952), А. Будевская  (1878-1955)-Болгария;
В. Выдра (1876-1953), Я. Пруха - Чехословакия, и др.].
   Всовр. т-ре  часто  происходит  слияние  акт„рского  и  режисс„рского
иск-ва: крупнейшие акт„ры становятся и ведущими режисс„рами своего т-ра.
Вслед за Антуаном на этот путь встали Ф. Жемье, Ш. Дюллен, Л.  Жуве,  Ж.
Питоев (1884 - 1939), Ж. Л. Барро, Ж. Вилар - Франция;  Дж.  Гилгуд,  Л.
Оливье-Англия; С. Ярач, Ю. Остэрва - Польша, и мн. др. Стремясь  уловить
многообразие обществ, явлений эпохи империализма и  сложный  внутр.  мир
сов р. человека, драматурги  упорно  ищут  новых  методов  для  создания
"симфонической)) картины  жизни  многих  людей  и  это  порождает  новые

Страницы: «« « 976   977   978   979   980   981   982   983   984  985   986   987   988   989   990   991   992   993   994  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия