Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 » »» "не подделаться, а сделаться" тем лицом, к-рое он изображает, "ходить, говорить, мыслить, чувствовать, как хочет автор". Для каждого типа Щепкин искал законченную, художественно обобщ„нную форму выражения, не допуская излишней бытовой детализации игры и последовательно искореняя всякую внешнюю эффектность, готовые решения, штампы. Метод Щепкина требовал от акт„ра постоянного внутреннего "вынашивания" роли, е„ непрерывного обдумывания. Творчество становилось делом величайшего значения и ответственности. Отсюда возникла и высокая этика акт„рского труда: "Театр для актера - храм,-говорил Щепкин,- священнодействуй или убирайся вон". Традиции Щепкина легли в основу всего последующего развития И. а. в России. Новую фазу развития рус. художеств. культуры отразил А. Е. Мартынов, продолжавший поиски социальной и психологич. правды акт„рского творчества. В своих сценич. образах Мартынов достиг величайшей остроты выражения трагических сторон действительности. Он приходит к этому через раскрытие психологии своего героя, внутр. конфликтов его сознания, через гуманистич. трактовку характера, объясняющую неизбежность сознательного и бессознательного бунта личности против общественного угнетения. Мартынов и его последователи утверждают на русской сцене манеру игры, лиш„нную театр. приподнятости, основанную на естественности, простоте, глубокой сдержанной эмоциональности, тонкой передаче душевных переживаний персонажа. Свои лучшие образы Мартынов созда„т в пьесах И. С. Тургенева и А. Н. Островского. Приход в театр Островского открыл новый этап в развитии реалистич. рус. И. а. Т-р начал отражать процесс социального развития рус. общества в эпоху интенсивного формирования в России капиталистич. отношений, кризиса и распада крепостнич. форм жизни, неудержимого роста молодых свободолюбивых сил. В И. а. усиливается тенденция к социально-бытовой обрисовке характера, раскрытию его нац. специфики, выявлению огромной роли народного начала в духовно-нравственной жизни рус. общества. Эти устремления особенно ярко выражаются в творчестве П. М. Садовского и акт„ров его школы. Наследуя щепкинский гуманизм, психологичность, принцип слияния акт„ра с изображаемым лицом и ряд других важнейших традиций реализма 30-40-х гг., школа Садовского вместе с тем имеет свою творч. программу. Не боясь неприглядных сторон жизни, акт„ры этой школы ищут свой идеал в образе человека из народа, в среде купцов, мещан, трудовой интеллигенции, открывают нравств. красоту в обездоленных, униженных жизнью людях (П. Садовский - Любим Торцов). П. М. Садовский, Л. П. Никулина-Косицкая (1829-68), О. О. Садовская (1850-1919) и др. достигали огромного мастерства в иск-ве создания нац. колорита, придавали особую выразительность речи, насыщая е„ яркими красками нар. говора, усиливая значение интонации, мелодики речи, превращая слово в средство обрисовки характера. Вначале Садовский не принимал сознательной идейности Щепкина, противопоставляя его требованиям бестенденциозное "органическое" И. а. Однако со временем творчество Садовского вс„ более насыщается социально-обличительным содержанием, приобретает силу глубокого обобщения (Дикой - "Гроза", Юсов - "Доходное место" и др.). Реализм в И. а. развивается и в формах, выходящих за пределы этих школ, но их принципы развивают так или иначе все крупные рус. акт„ры 2-й половины 19 в.: разнообразный и глубокий художник А. П. Ленский (1847-1908), темпераментная, тяготеющая к яркой эмоциональной игре Г. Н. Федотова (1846-1925), близкая народническим настроениям, трагическая, порывистая П. А. Стрепе-това (1850-1903), ироническая, безошибочная в сво„м остро-характерном рисунке М. Г. Савина (1854- 1915), блестящий сценич. импровизатор, акт„р огромного творч. диапазона К. А. Варламов (1848- 1915) и др. Стремление к реалистич. многосторонности, глубине сценич. перевоплощения объединяет этих художников, столь различных по творч. индивидуальности. Усиление революционно-освободит. тенденций в рус. обществ, жизни 60-70-х гг. созда„т предпосылку возрождения в И. а. реалистич. и романтич. традиций. Но романтизм в это время сильно обогащается воздействием реализма и во многом приобретает новые качества. Примером этого является творчество великой рус. трагич. актрисы М. Н. Ермоловой (1853-1928). В е„ иск-ве произошло глубокое слияние принципов щепкинской школы (простота, полнота внутр. перевоплощения в образ, многосторонность в разработке характера, его жизненная определ„нность) с романтич. вдохновенностью творчества, проникнутого идеями жертвенности, гражданского подвига, страстной борьбы, исполненного героики, эмоциональности, высокой патетики. Близки Ермоловой по творч. устремлению А. И. Южин (1857-1927), Ф. Д. Горев (1850-1910), Ю. М. Юрьев (1872-1948), груз. акт„р В. С. Алекси-Месхишвили (1857-1920), арм. акт„р П. Адамян (1849-96), укр. актриса М.К. Заньковецкая (1860- 1934) и др. 19 в. отмечен формированием акт„рских нац. школ у других народов, населявших Россию. Органически вобрав в себя лучшие традиции нац. художеств. творчества и опыт передового реалистич. рус. т-ра, эти школы выдвинули выдающихся представителей И. а.: К. Т. Соленик (1811-51), И. X. Дрейсиг (1791-1888), Н. К.Садовский (1856- 1933), П. К. Саксаганский (1859-1940) - на Украине, Г. Чмшкян (1837-1916), О. А. Абелян (18651936)-в Армении, В. А. Абашидзе (1854-1926), Н. М. Габуния (1859-1910), М. М. Сапарова-Абашидзе (1860-1940) - в Грузии, Д. Зейналов (1865-1918), Г. Араблинский (1881-1919) - в Азербайджане, А. Алунан (1848-1912) - в Латвии, и др. сочетали в сво„м творчестве стремление создавать жизненно-правдивые образы, верно отражать жизнь народа с героико-романтич. устремл„нностью. Публицистически страстное, исполненное гражданского пафоса, иск-во груз., арм., укр. и др. акт„ров способствовало развитию передовой демократич. нац. культуры, выражало идеи освободительного движения народов России. Развитие т-ра и И. а. в России на рубеже 19-20 вв. определялось в своих лучших образцах обстановкой обществ, подъ„ма периода нарастания рус. революц. движения. Ожидание глубоких социальных перемен, к-рое испытывали передовые круги рус. общества в канун революции 1905-07, острая неудовлетвор„нность существующей действительностью, нравственное беспокойство, жажда общественного служения - вс„ это находило яркое отражение в И. а. Крупнейшие рус. акт„ры стремились откликнуться своим творчеством на важные общественные проблемы современности, призывали к моральной ответственности, подвергали критике и отрицанию старые, обветшалые устои жизни. Одновременно они искали новые выразительные средства, новые при„мы создания сценич. образа. Таково было иск-во П. Н. Орленева (1869- 1932) и В. Ф. Комиссаржевской (1864-1910), с огромной остротой выразившее бунт против пошлой бурж. морали, страстные поиски Страницы: «« « 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |