Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 982   983   984   985   986   987   988   989   990  991   992   993   994   995   996   997   998   999   1000  » »»

"не подделаться, а сделаться" тем лицом, к-рое он  изображает,  "ходить,
говорить, мыслить, чувствовать,  как  хочет  автор".  Для  каждого  типа
Щепкин искал законченную, художественно обобщ„нную форму  выражения,  не
допуская излишней бытовой детализации игры и  последовательно  искореняя
всякую внешнюю  эффектность,  готовые  решения,  штампы.  Метод  Щепкина
требовал  от  акт„ра  постоянного  внутреннего  "вынашивания"  роли,  е„
непрерывного  обдумывания.  Творчество  становилось  делом   величайшего
значения и ответственности. Отсюда возникла и высокая  этика  акт„рского
труда: "Театр для актера - храм,-говорил Щепкин,-  священнодействуй  или
убирайся вон".
   Традиции Щепкина легли в основу всего последующего развития И.  а.  в
России. Новую фазу развития  рус.  художеств.  культуры  отразил  А.  Е.
Мартынов, продолжавший поиски социальной и психологич. правды акт„рского
творчества. В своих сценич. образах Мартынов достиг  величайшей  остроты
выражения трагических сторон действительности. Он приходит к этому через
раскрытие психологии своего героя, внутр. конфликтов его сознания, через
гуманистич. трактовку характера, объясняющую неизбежность  сознательного
и  бессознательного  бунта  личности  против  общественного   угнетения.
Мартынов и его последователи утверждают на русской  сцене  манеру  игры,
лиш„нную театр. приподнятости, основанную на  естественности,  простоте,
глубокой   сдержанной   эмоциональности,   тонкой   передаче    душевных
переживаний персонажа. Свои лучшие образы Мартынов созда„т в  пьесах  И.
С. Тургенева и А. Н. Островского.
   Приход в театр Островского открыл новый этап  в  развитии  реалистич.
рус. И. а. Т-р начал отражать процесс социального развития рус. общества
в эпоху интенсивного  формирования  в  России  капиталистич.  отношений,
кризиса и распада крепостнич. форм  жизни,  неудержимого  роста  молодых
свободолюбивых сил. В И. а. усиливается  тенденция  к  социально-бытовой
обрисовке характера, раскрытию его нац.  специфики,  выявлению  огромной
роли народного начала в духовно-нравственной жизни  рус.  общества.  Эти
устремления особенно ярко выражаются в творчестве  П.  М.  Садовского  и
акт„ров  его  школы.  Наследуя  щепкинский  гуманизм,   психологичность,
принцип слияния акт„ра с  изображаемым  лицом  и  ряд  других  важнейших
традиций реализма 30-40-х гг., школа Садовского вместе с тем имеет  свою
творч. программу. Не боясь неприглядных сторон жизни, акт„ры этой  школы
ищут свой идеал в образе человека из  народа,  в  среде  купцов,  мещан,
трудовой  интеллигенции,  открывают  нравств.  красоту  в  обездоленных,
униженных жизнью людях (П. Садовский - Любим Торцов). П.  М.  Садовский,
Л. П. Никулина-Косицкая (1829-68), О. О.  Садовская  (1850-1919)  и  др.
достигали  огромного  мастерства  в  иск-ве  создания   нац.   колорита,
придавали особую выразительность речи, насыщая е„ яркими  красками  нар.
говора, усиливая значение интонации, мелодики речи,  превращая  слово  в
средство обрисовки характера. Вначале Садовский не принимал сознательной
идейности Щепкина,  противопоставляя  его  требованиям  бестенденциозное
"органическое" И. а. Однако со временем творчество Садовского вс„  более
насыщается   социально-обличительным   содержанием,   приобретает   силу
глубокого обобщения (Дикой - "Гроза", Юсов - "Доходное  место"  и  др.).
Реализм в И. а. развивается и в формах, выходящих за пределы этих  школ,
но их принципы развивают так или  иначе  все  крупные  рус.  акт„ры  2-й
половины  19  в.:  разнообразный  и  глубокий  художник  А.  П.  Ленский
(1847-1908), темпераментная, тяготеющая к яркой эмоциональной игре Г. Н.
Федотова (1846-1925), близкая  народническим  настроениям,  трагическая,
порывистая П. А. Стрепе-това (1850-1903),  ироническая,  безошибочная  в
сво„м остро-характерном рисунке М. Г.  Савина  (1854-  1915),  блестящий
сценич. импровизатор, акт„р огромного творч. диапазона  К.  А.  Варламов
(1848- 1915) и др. Стремление  к  реалистич.  многосторонности,  глубине
сценич. перевоплощения объединяет этих художников,  столь  различных  по
творч. индивидуальности.
   Усиление революционно-освободит.  тенденций  в  рус.  обществ,  жизни
60-70-х гг.  созда„т  предпосылку  возрождения  в  И.  а.  реалистич.  и
романтич.  традиций.  Но  романтизм  в  это  время  сильно   обогащается
воздействием реализма и во многом приобретает новые  качества.  Примером
этого является творчество великой рус. трагич. актрисы М.  Н.  Ермоловой
(1853-1928). В е„ иск-ве произошло глубокое слияние принципов щепкинской
школы (простота, полнота внутр. перевоплощения в образ, многосторонность
в  разработке  характера,  его  жизненная  определ„нность)  с  романтич.
вдохновенностью   творчества,    проникнутого    идеями    жертвенности,
гражданского   подвига,   страстной   борьбы,   исполненного    героики,
эмоциональности,  высокой   патетики.   Близки   Ермоловой   по   творч.
устремлению А. И. Южин (1857-1927), Ф. Д. Горев (1850-1910), Ю. М. Юрьев
(1872-1948), груз. акт„р В. С. Алекси-Месхишвили (1857-1920), арм. акт„р
П. Адамян (1849-96), укр. актриса М.К. Заньковецкая (1860- 1934) и др.
   19 в. отмечен формированием акт„рских нац.  школ  у  других  народов,
населявших Россию.  Органически  вобрав  в  себя  лучшие  традиции  нац.
художеств. творчества и опыт передового реалистич. рус. т-ра, эти  школы
выдвинули выдающихся представителей И. а.: К. Т. Соленик  (1811-51),  И.
X. Дрейсиг (1791-1888), Н. К.Садовский (1856- 1933), П. К.  Саксаганский
(1859-1940)  -  на  Украине,  Г.  Чмшкян  (1837-1916),  О.   А.   Абелян
(18651936)-в  Армении,  В.  А.  Абашидзе  (1854-1926),  Н.  М.   Габуния
(1859-1910), М. М. Сапарова-Абашидзе (1860-1940) - в Грузии, Д. Зейналов
(1865-1918), Г. Араблинский (1881-1919)  -  в  Азербайджане,  А.  Алунан
(1848-1912) - в Латвии, и др. сочетали  в  сво„м  творчестве  стремление
создавать жизненно-правдивые  образы,  верно  отражать  жизнь  народа  с
героико-романтич.    устремл„нностью.     Публицистически     страстное,
исполненное гражданского пафоса, иск-во груз., арм., укр. и др.  акт„ров
способствовало развитию передовой демократич.  нац.  культуры,  выражало
идеи освободительного движения народов России.
   Развитие т-ра и И. а. в России на рубеже  19-20  вв.  определялось  в
своих лучших образцах обстановкой обществ,  подъ„ма  периода  нарастания
рус. революц. движения.  Ожидание  глубоких  социальных  перемен,  к-рое
испытывали передовые круги рус.  общества  в  канун  революции  1905-07,
острая неудовлетвор„нность существующей действительностью,  нравственное
беспокойство, жажда общественного служения  -  вс„  это  находило  яркое
отражение в И. а. Крупнейшие рус. акт„ры стремились  откликнуться  своим
творчеством на важные общественные проблемы современности,  призывали  к
моральной  ответственности,  подвергали  критике  и  отрицанию   старые,
обветшалые устои жизни.  Одновременно  они  искали  новые  выразительные
средства, новые при„мы создания сценич. образа. Таково было иск-во П. Н.
Орленева (1869- 1932) и В. Ф. Комиссаржевской  (1864-1910),  с  огромной
остротой выразившее бунт против пошлой бурж.  морали,  страстные  поиски

Страницы: «« « 982   983   984   985   986   987   988   989   990  991   992   993   994   995   996   997   998   999   1000  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия