Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 986   987   988   989   990   991   992   993   994  995   996   997   998   999   1000   1001   1002   1003   1004  » »»

к-рые формировали развитие  характеров  действующих  лиц,  судили  их  с
высоких общественных, гражданственных позиций, достигая в  то  же  время
большой психологич. глубины:  Хмел„в  и  Тарасова  в  "Анне  Карениной",
Качалов в "Воскресении", Добржанская в "Укрощении строптивой", Климов  в
"Растеряевой улице" (по Г. Успенскому), Бабанова и Астангов в  "Ромео  и
Джульетте", Остужев в "Отелло" и "Ури-еле Акосте", Вагаршян в "Гамлете",
Хорава, Васадзе, Хидоятов и Кульмамедов в "Отелло".
   В 30-е гг. неизмеримо поднялся общий уровень И. а. многонационального
сов. т-ра. Творчество акт„ров всех народов СССР развивалось в единстве с
иск-вом рус. акт„ров,  органически  воспринимало  лучшие  традиции  рус.
реалистич.  школы.  А.  Хидоятов,  С.   Ишантураева   (Узб.   ССР),   К.
Куаныш-паев, С. Кожамкулов (Казах.  ССР),  А.  Хорава,  А.  Васадзе,  В.
Анджапаридзе (Груз. ССР), А.  Кульмамедов  (Туркм.  ССР),  X.  Абжалилов
(Тат. АССР), А. Бучма, Н. Ужвий, М. Крушельницкий, Ю. Шумский (УССР); Г.
П. Глебов (БССР) сочетали в сво„м творчестве опыт рус. реалистич. т-ра с
нац. традициями.
   В годы Отечественной войны сценич. творчество  становится  ещ„  более
политически активным, злободневно-публицистическим. Сов. акт„ры, отдавая
все творч. силы на борьбу с врагом, несли сво„ иск-во  бойцам,  выступая
на фронтах в  составе  многочисленных  бригад,  во  фронтовых  т-рах.  В
сценич. образах,  созданных  в  эти  годы,  сов.  акт„ры  отражали  рус.
характер в его основных, определяющих чертах, раскрывали волю  народа  к
победе и уверенность в  ней  (Д.  Орлов  -  Глоба,  "Русские  люди",  М.
Астангов - Ф„дор Таланов, "Нашествие"). Создавая героич. образы,  акт„ры
обращались и  к  острому,  памфлетному  рисунку,  изобличая  реакционную
сущность фашизма, а также косные пережитки прошлого в  нашей  жизни  (А.
Дикий - Горлов).
   Патриотич.  героич.  тема  раскрывалась   акт„рами   и   в   классич.
спектаклях,  в  постановках  пьес  Шекспира  у  Островского;   трактовки
классич. образов органически  сливались  с  героико-романтич.  звучанием
образов современников.
   В военные и послевоенные годы в И. а. прочно  входит  историч.  тема.
Сов.  акт„ры  подч„ркивали  патрио-тич.  устремл„нность  гос.   деятелей
отечественной  истории,  но  образы  выдающихся  людей  прошлого   часто
приобретали внешнюю  монументальность,  ложную  репрезентативность.  Эта
вредная для развития И.  а.  тенденция  уживалась  с  др.  опасностью  -
внешнего правдоподобия, бытовизма, поверхностного жанризма.
   От опасных штампов псевдоестественности и ложной монументальности  И.
а. отошло после XX и XXII съездов КПСС.
   В 50-е  гг.  И.  а.  сов.  т-ра  приобрело  ещ„  большую  ч„ткость  и
целеустремл„нность.  Сов.  акт„ры   успешно   преодолевают   отвлеч„нный
рационализм и  расслабляющий  сентиментализм,  к-рые  Немирович-Данченко
считал гл.  врагами  творчества.  И.  а.  сов.  т-ра  исполнено  больших
философских обобщений, революционной страстности,  политич.  активности,
но в то же время оно раскрывает глубочайшие тайники  человеческой  души.
Идейная  глубина  и  художеств.  зрелость  И.  а.  проявились  в   новом
воплощении образа  В.  И.  Ленина  (Б.  А.  Смирнов,  С.  А.  Маркушев),
выразившем  глубину  философии,  гуманизм,  страстность   логики   вождя
мирового пролетариата.
   Крупными чертами, мужественной простотой отличались в спектаклях 50-х
гг. образы героев войны  (В.  Орлов  -  Бер„зкин,  Л.  Губанов  -Тимоша,
"Золотая карета" Леонова). Широко и ярко были воссозданы  образы  людей,
строящих  коммунизм  (М.  Ульянов  -  Сергей,  "Иркутская  история",  Н.
Черкасов-Дренов,  "Вс„  оста„тся  людям"  Ал„шина).  Острота  обличения,
публицистич. страстность определяли новую  интерпретацию  сов.  классики
(Ю.Толубеев -Вожак, "Оптимистическая трагедия"),
   Реалистич. И. а. сов. т-ра характеризуется роман-тич. воодушевлением,
его  поэтич.  тональность  определяется  внутренним  слиянием  акт„ра  и
образа. Характер сценич. героя воспринимается не только объективно, но и
через поэтич. ощущение самого исполнителя. Это прида„т  сценич.  образам
большую человечность, простоту, лирич. задушевность. Таким лиризмом были
овеяны образы сов. героев, созданные Б. Г. Добронравовым, А. М.  Бучмой,
В. Б. Вагаршя-ном. Им проникнуто  творчество  А.  К.  Тарасовой,  М.  И.
Бабановой, В. П. Марецкой, Н. М. Ужвий, Л. Берзинь и др.
   По-новому были поняты и смело истолкованы образы Л. Н.  Толстого  (М.
Романов - Протасов, "Живой труп", В. Топорков - профессор Кругосвет-лов,
"Плоды просвещения", И. Ильинский - Аким, "Власть тьмы"),  Горького  (Е.
Лебедев - Монахов, Т. Доронина - Надежда, "Варвары", Н. Симонов - Сомов,
"Сомов и другие", А. Попов-Богомолов, "Яков Богомолов"), Островского (В.
Пашенная  -  Каба-ниха,  М.  Яншин  -  Маргаритов,  "Поздняя   любовь"),
Достоевского (И.Смоктуновский -  Мышкин,  "Идиот",  Б.  Ливанов  -  Митя
Карамазов, В. Грибков-Смер-дяков, М. Прудкин - Ф„дор  Павлович,  "Братья
Карамазовы", М. Цар„в -  Ростанев,  "Село  Степан-чиково"),  Чехова  (Б.
Бабочкин, Б. Смирнов - Иванов, о. п.).
   Новое воплощение нашли на сов. сцене образы античной драматургии  (С.
Закариадзе, А. Хорава, Э.Ман-джгаладзе - Эдип, В. Анджапаридзе - Медея),
Шекспира (В. Цыдынжапов - Отелло, Ш. Бурханов - Брут, В.  Годзиашвили  -
Ричард III), Шиллера  (А.  Тарасова  -  Мария  Стюарт,  А.  Степанова  -
Елизавета).
   Стремление  выражать  основные  процессы  жизни,  создавать   образы,
проникнутые коммунистич. идей' ностью, большим гуманистич.  содержанием,
не исключает  разнообразия  поисков,  различия  в  средствах  выражения.
Своеобразно по исполнительской манере, по выразительным средствам играли
В. Пашенная - Вассу Железнову, Р. Симонов - Домени-ко Сориано ("Филумена
Мартурано" Э. де Филиппе),  Ю.  Борисова  -  Валю  ("Иркутская  история"
Арбузова) - и в то же время творчество этих акт„ров  объединяет  большая
жизненно важная, общественная "сверхзадача".
   Характерной чертой И. а. сов. т-ра по-прежнему является ансамблевость
исполнения, полная слитность, гармонич. согласованность всех  участников
спектакля. Большого  мастерства  типич.  обобщения  достигло  исполнение
эпизодич.  ролей  (Б.  Петкер  -  часовщик,  "Кремл„вские  куранты",  А.
Кторов-Вово, "Плоды просвещения"). Высокая  режисс„рская  культура  сов.
т-ра воспитала в акт„рах понимание глубокой связи сценич. образа с общей
формой спектакля, особенностями его жанрового решения,  пространственной
композиции,  ритмич.  построения.  Поэтому,  сохраняя  богатство  творч.
индивидуальности, разнообразие  в  отборе  выразительных  средств,  сов.
акт„ры подчиняют сво„ творчество гл. задаче - раскрытию идейной сущности
драматургич. произведения.
   В 50-х гг. укрепляется связь И. а. с  самодеятельностью,  с  народом,
подтверждением этому являются приход на проф.  сцену  многих  участников

Страницы: «« « 986   987   988   989   990   991   992   993   994  995   996   997   998   999   1000   1001   1002   1003   1004  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия