Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 » »» Отпадение после второй мировой войны ряда стран от лагеря империализма и образование в них государств нар. демократии имело огромное значение для развития передовой культуры. Углубляя лучшие нац. традиции и широко используя опыт сов. т-ра, акт„ры стран нар. демократии борются за овладение иск-вом социалистич. реализма, последовательно освобождая И. а. от воздействия антиреалистич. течений, от влияния субъективистского, антисоциального, абстракционистского иск-ва. Старшее поколение мастеров- Л. Сельский, А. Зельверович (Польша), К. Сарафов, А. Будевская (Болгария), Л. Стурдза-Буландра (Румыния) и др. - передало новому поколению акт„ров верность великим нац. традициям и главной из них - служению интересам народа. Крупнейшие акт„ры этих стран - Я. Пруха, 3. Штепанек, Ф. Смолик, К. Май (Чехословакия); Дж. Калборяну, К. Антониу, Г. Василиу-Бирлик, Э. Годяну (Румыния); И. Ди-мов, 3. Йорданова (Болгария); Т. Конрад, Я. Креч-мар, Ч. Воллейко (Польша); Т. Майор (Венгрия); В. Клейнау, Е. Вейгель, Э. Буш (ГДР) и др. успешно борются за создание сценич. иск-ва, воплощающего принципы народности, партийности, пролетарского интернационализма, иск-ва, стремящегося отразить типич. конфликты современности, создать образ нового героя - строителя социализма, показать жизнь в революционном развитии. Этот созидательный процесс происходит в неразрывной связи с творч. исканиями и достижениями сов. т-ра (см. раздел Советское И. а.). Прогрессивное И. а. всех стран мира ставит своей целью слияние передовой идейности, историч. масштабности, глубокой человечности и вдохновенной поэтич. силы. И. а. в России. Зачатки театра, а следовательно, И.а. появились на Руси во времена глубокой древности. Элементы драматич. игры содержались в старинных обрядах и празднествах, от к-рых и восходит иск-во бродячих нар. акт„ров - скоморохов. Творчество скоморохов отличалось тем же синкретизмом, что и иск-во их зап.-европ. собратьев - жонгл„ров: его постоянными элементами являлись импровизация, акробатика, музыка, танец. Бродя в одиночку или (в более позднее время) "ватагами" (группами), скоморохи разыгрывали под открытым небом, в кругу собравшихся зрителей, небольшие традиционные сценки комедий-но-сатирич. характера, в к-рых высмеивались попы, бояре, помещики и пр., а также бытовые комич. сценки из нар. жизни фарсового типа. Скоморохи часто выступали в масках, в т. ч. звериных (медведя, козы), рядились в балахон, вывернутый наизнанку тулуп и пр. Борьба властей против выразителей стихийного народного протеста- скоморохов, препятствовала развитию иск-ва нар. акт„ров. Однако подъ„м нар. борьбы в 17 в. вед„т к новому оживлению деятельности скоморохов, к-рая лишь в 18 в. начинает вытесняться в городах развитием новых форм любительского и полупрофессионального демократич. т-ра. В это время появились труппы, где в качестве исполнителей выступали мастеровые, дворовые, мелкие служащие приказов и прочий городской люд. Они разыгрывали устные нар. драмы типа "Царя Максимилиана", в к-рых обычно скрещивалось героич. и фарсовое начало, декламационная манера игры, идущая от школьного т-ра, и комедийно-сатирич. традиция скоморошьих представлений. Особый стиль исполнительского иск-ва был присущ исполнению интермедий -маленьких сценок из совр. жизни. В интермедиях рслигиозно-дидактич. характера, разыгрывавшихся в школьном т-ре, применялись аллегорич. при„мы игры, близкие зап.-европ. моралите. В интермедиях, обличавших барскую спесь, глупость, высмеивавших взяточничество подьячих, жадность попов и пр., буффонная комедийность сочеталась с тенденцией к созданию устойчивого типа-маски, отбору сатирически заостр„нных, жизненно типичных черт. На протяжении 1-й половины 18 в. в деятельности "охочих комедиантов" определяются явные тенденции к профессионализации. Акт„ры нередко снимают помещение, устраивая в н„м подобие сцены, вход на спектакли становится платным. Ярким примером смыкания нар. любительского т-ра с профессиональным является судьба акт„рской труппы Ф. Г. Волкова, ярославского театр. любителя, а впоследствии - крупнейшего нац. театр. деятеля и акт„ра, создателя первого рус. гос. публичного т-ра в Петербурге (1756). В 18 в. в России получает развитие специфический для социально-общественного строя этого времени вид т-ра, в к-ром акт„рами были крепостные крестьяне. Они по-прежнему оставались рабами своего помещика, испытывая на себе гн„т крепостной зависимости, но для многих из них И. а. становится истинным призванием. Профессионализация крепостных акт„ров протекает особенно интенсивно в период, когда экономич. кризис усадебной культуры заставляет помещиков делать свои т-ры общедоступными (коммерческими) или продавать труппы на императорскую (каз„нную) сцену. Из крепостной среды вышли многие крупные акт„ры нач. 19 в.; крепостным был в начале своей деятельности великий преобразователь рус. сцены М. С. Щепкин. Художники, глубоко знавшие жизнь народа, вынесшие на себе всю тяжесть социальной несправедливости, оказали большое влияние на развитие И. а., насыщая его реалистич. и гуманистич. содержанием. Рус. художественная культура 18 в., в т. ч. и театральная, развивается под сильнейшим воздействием просветительских идей. Утверждая в противовес самодержавному произволу и феодальному деспотизму идеал "просвещ„нного абсолютизма", передовые деятели рус. иск-ва видят в т-ре важное средство обществ. воспитания. В сер. 18 в. господствующей художеств. системой в И. а. становится классицизм. Получив опору в драматургии, рус. И. а. поднимается на новую ступень своего развития, обретает идейную последовательность и эстетич. целостность. Акт„ры достигали в трагедии мастерства в выражении идейных конфликтов, раскрывали в образах и судьбах героев типичную для классицистской драматургии борьбу долга и чувства, идею подвига во имя обществ. интересов. Комедия, обличавшая пороки, показывала отрицательное в жизни как результат непомерного развития какой-нибудь одной низкой, эгоистич. склонности, делавшей человека смешным и вредным для общества. В исполнении комедии главным стало иск-во типизации, основанное на острой критич. наблюдательности акт„ра, ч„тком отборе характерных признаков, помогающих гиперболизировать осн. качество сценич. персонажа. И. а. этого периода было окрашено рассудочностью, порождаемой классицистич. методом творчества. И хотя И. а. становилось проводником важных положительных идей, оно не могло выразить всей полноты человеческих интересов и потребностей, охватить образ человека в целом. Эстетика классицизма, требовавшая от акт„ра умения изображать страсти и в то же время запрещавшая ему самому переживать эти страсти на сцене, ставила преграды его эмоциодальности искренности и непосредственности. Страницы: «« « 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |