|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 » »» тенденции в И. а.- раскрытие "подтекста", определение сложных связей
общественного и личного, создание тончайшего рисунка роли, раскрытие
трудной, часто противоречивой психики героев. Драматургия предъявила
особые требования к И. а., уничтожая акт„рский эгоцентризм, усложняя
проблему создания сценического образа, поднимая понятие "ансамбля" на
новую, высшую ступен".
Новаторские принципы прогрессивной драматургии 20 в. с максимальной
полнотой нашли выражение в драматургии Чехова и Горького, вызвавшей
пристальный интерес многих деятелей зап. т-ра. Увлечение драматургией
Чехова сочеталось с глубоким интересом к системе К. С. Станиславского.
Творческий опыт МХТ, теоретически осмысленный и глубоко разработанный К.
С. Станиславским, его учение об ор-ганич. законах И. а. оказали
воздействие на развитие всего мирового т-ра. Знакомство с МХТ и его
творч. системой помогло развитию национально-своеобразных форм реализма
в чешском (И. Мошна, Э. Воян), польском (А. Зельверович, 1877-1955) и
др. т-рах. Такие акт„ры-режисс„ры, как Е. Ле Гальенн, X. Клермен, Л.
Страсберг (США), Дж. Гилгуд, Р. Ричардсон, М. Редгрев (Англия), Ж. Копо,
Ж. и Л. Питоевы (Франция), Н. Массалитинов (Болгария) и т.д., стремились
в своей творческой практике применить метод Станиславского. И хотя в
условиях буржуазного т-ра эти искания нередко сочетались с
субъективистским пониманием задач И. а., болезненным психологизмом бурж.
драматургии, вс„ же в целом они способствовали углублению реализма в И.
а., принесли значительные результаты. Основой творчества крупнейших
акт„ров 20 в. стало стремление "быть человеком, а не рупором... Не
декламировать, не читать, но играть, жить в данных обстоятельств ах..."
(Жемье Ф., театр. М., 1958, с. 98), / "...опираться в качестве исходной
точки на правду, жить в своей роли" (Дюллен Ш., Воспоминания и заметки
актера, М., 1958, с. 53).
Вместе с передовыми драматургами многие деятели зарубежного т-ра
решительно порывают с бурж. театр. иск-вом, вступают на путь активной
антифашистской деятельности [П. Робсон-США, Э. Буриан
(1904-59)Чехословакия, и др.], отдают свои силы идее создания
пролетарского т-ра (Е. Вейгель, Э. Буш-Германия, акт„ры т-ра "Юнити" -
Англия, X. Фланаган и акт„ры "Рабочего лабораторного т-ра" - США, и
др.). Многие акт„ры и режисс„ры сближаются с рабочим движением и
коммунистич. партиями, стремятся участвовать своим иск-вом в борьбе
против фашизма и войны. Это движение порождает драматургию и теорию
театр. иск-ва Б. Брехта, к-рый утверждал пропагандистский т-р,
участвующий в борьбе трудящихся. Брехт страстно восставал против
буржуазно-декадентского т-ра, пытающегося одурманить зрителя, возбудить
его чувственность, усыпить разум, увести зрителя в мир иллюзии, вымысла.
Создавая свою теорию "эпического" т-ра, Брехт настаивал, чтобы акт„р
выступал как мыслитель, пропагандист, ставящий перед собой цель
социалистич. воспитания масс. Поэтому он не принимал теорию
"вчувствования", полного растворения акт„ра в сценич. образе, хотя и
считал,-что "на сцене реалистического театра должны выступать живые,
полнокровные люди со всеми их противоречиями, страстями,
непосредственными проявлениями и действиями". Теория И. а. Брехта,
несмотря на присущие ей некоторые противоречия, и практика созданного
Брехтом т-ра ("Берлине? ансамбль"), объединяющего талантливый акт„рский
коллектив (Е. Вейгель,. Э. Буш, А. Хурвиц и др.),- яркое доказательство
новаторских возможностей иск-ва реализма, его творч. богатства и
разнообразия.
Идейная борьба в т-рекапиталистич. стран ещ„ больше обостряется после
второй мировой войны. Сов р. бурж. т-р в значительной мере выполняет
задачу развращения масс пышными, идейно выхолощенными ревю, комедиями,
фарсами, стоящими на грани порнографии, и "проблемными" драмами,
отравляющими сознание зрителя ядом человеконенавистничества у военного
психоза, субъективизма, утверждением бессилия и обреч„нности человека,
его абсолютного одиночества. В И. а. усиливаются черты "эстрадного
иск-ва", эксцентризма и в то же время раст„т интерес к болезненным
изломам психики, к воспроизведению стихии "подсознательного".
С каждым годом в капиталистич. странах усиливается акт„рская
безработица, связанная с глубоким кризисом т-ра, вызванным оторванностью
репертуара от интересов масс. Система серийного проката пьес,
ежевечернее исполнение одной роли в течение долгого времени вытравляют
из И. а. живое содержание, превращают акт„ра в автомат, механически
штампующий раз навсегда найденные интонации, жесты, мимику, движения.
В борьбе с реакционными т-рами укрепляются позиции передового театр.
иск-ва. Во многих странах предпринимаются попытки осуществить идею
создания нар. т-ра, защищающего нац. сценич. искусство от натиска
мюзик-холла, формалистич. тенденций. Деятели нар. т-ров стремятся к
созданию идейного, воспитательного, гуманистич. сценич. иск-ва. Нац.
нар. т-р в Париже, во главе к-рого стоит Ж. Вилар (в труппу входили
крупнейшие франц. акт„ры М. Казарес, Д. Сорано, Ж. Филип и др.),
стремится к иск-ву глубокой правды чувств, высокого этич. пафоса.
Продолжая искания своих предшественников и учителей-Жемье, Дюллена и
др., Вилар стремится нести сценич. искусство широким массам народа,
сделать его ясным, глубоким по мысли, доходчивым. Для него главное в
т-ре - действующий, мыслящий, чувствующий акт„р, "сценическая жизнь духа
и тела человека". Вилар выступает "против символизма в актерском
исполнении", считая, что "...без волнения, без глубокой и полной
искренности исполнителя наше ремесло - ничто, одно кривлянье" (О
театральной традиции, М., 1956, с. 42, 45, 48).
Эти же тенденции характеризуют творчество акт„ров стратфордского
"Мемориального т-ра", т-ра "Олд Вик" (Англия) и др. Чуждые целям и
задачам народного т-ра, они, тем не менее, стремятся сохранить лучшие
нац. традиции. Крупнейшие мастера, играющие в этих т-рах: Дж. Гилгуд, Л.
Оливье, Р. Ричардсон, М. Редгрев, В. Ли, Э. Квейл и др., обогащают эти
национальные традиции новаторскими устремлениями.
Простота, человечность, демократизм, следование нац. сценич.
традициям характеризуют творчество ряда итал. акт„ров (т-р Э. Де Филиппе
в Неаполе" т-р "Пикколо" в Милане, венецианский диалекталь-ный т-р) и
акт„ров англ. демократич. т-ра ("Юнити" у "Уоркшоп" и др.).
Деятельность крупнейших акт„ров совр. европ. т-ра со всей
убедительностью доказывает, что поступательное развитие И. а. возможно
только на реалистической основе и что кризис т-ра возникает тогда, когда
т-р порывает с реализмом, гуманизмом, народностью, становится на путь
бесплодного формального экспериментаторства, чуждого широкому народному
зрителю.
Страницы: «« « 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |