Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 977   978   979   980   981   982   983   984   985  986   987   988   989   990   991   992   993   994   995  » »»

тенденции в И. а.- раскрытие  "подтекста",  определение  сложных  связей
общественного и личного, создание  тончайшего  рисунка  роли,  раскрытие
трудной, часто противоречивой  психики  героев.  Драматургия  предъявила
особые требования к И. а.,  уничтожая  акт„рский  эгоцентризм,  усложняя
проблему создания сценического образа, поднимая  понятие  "ансамбля"  на
новую, высшую ступен".
   Новаторские принципы прогрессивной драматургии 20 в.  с  максимальной
полнотой нашли выражение в  драматургии  Чехова  и  Горького,  вызвавшей
пристальный интерес многих деятелей зап.  т-ра.  Увлечение  драматургией
Чехова сочеталось с глубоким интересом к системе К.  С.  Станиславского.
Творческий опыт МХТ, теоретически осмысленный и глубоко разработанный К.
С.  Станиславским,  его  учение  об  ор-ганич.  законах  И.  а.  оказали
воздействие на развитие всего мирового т-ра.  Знакомство  с  МХТ  и  его
творч. системой помогло развитию национально-своеобразных форм  реализма
в чешском (И. Мошна, Э. Воян), польском (А.  Зельверович,  1877-1955)  и
др. т-рах. Такие акт„ры-режисс„ры, как Е. Ле  Гальенн,  X.  Клермен,  Л.
Страсберг (США), Дж. Гилгуд, Р. Ричардсон, М. Редгрев (Англия), Ж. Копо,
Ж. и Л. Питоевы (Франция), Н. Массалитинов (Болгария) и т.д., стремились
в своей творческой практике применить метод  Станиславского.  И  хотя  в
условиях   буржуазного   т-ра   эти   искания   нередко   сочетались   с
субъективистским пониманием задач И. а., болезненным психологизмом бурж.
драматургии, вс„ же в целом они способствовали углублению реализма в  И.
а., принесли  значительные  результаты.  Основой  творчества  крупнейших
акт„ров 20 в. стало стремление  "быть  человеком,  а  не  рупором...  Не
декламировать, не читать, но играть, жить в данных обстоятельств  ах..."
(Жемье Ф., театр. М., 1958, с. 98), / "...опираться в качестве  исходной
точки на правду, жить в своей роли" (Дюллен Ш., Воспоминания  и  заметки
актера, М., 1958, с. 53).
   Вместе с передовыми  драматургами  многие  деятели  зарубежного  т-ра
решительно порывают с бурж. театр. иск-вом, вступают  на  путь  активной
антифашистской    деятельности     [П.     Робсон-США,     Э.     Буриан
(1904-59)Чехословакия,  и  др.],  отдают   свои   силы   идее   создания
пролетарского т-ра (Е. Вейгель, Э. Буш-Германия, акт„ры т-ра  "Юнити"  -
Англия, X. Фланаган и акт„ры "Рабочего  лабораторного  т-ра"  -  США,  и
др.). Многие  акт„ры  и  режисс„ры  сближаются  с  рабочим  движением  и
коммунистич. партиями, стремятся  участвовать  своим  иск-вом  в  борьбе
против фашизма и войны. Это  движение  порождает  драматургию  и  теорию
театр.  иск-ва  Б.  Брехта,  к-рый   утверждал   пропагандистский   т-р,
участвующий  в  борьбе  трудящихся.  Брехт  страстно  восставал   против
буржуазно-декадентского т-ра, пытающегося одурманить зрителя,  возбудить
его чувственность, усыпить разум, увести зрителя в мир иллюзии, вымысла.
Создавая свою теорию "эпического" т-ра,  Брехт  настаивал,  чтобы  акт„р
выступал  как  мыслитель,  пропагандист,  ставящий  перед   собой   цель
социалистич.  воспитания   масс.   Поэтому   он   не   принимал   теорию
"вчувствования", полного растворения акт„ра в  сценич.  образе,  хотя  и
считал,-что "на сцене реалистического  театра  должны  выступать  живые,
полнокровные   люди   со    всеми    их    противоречиями,    страстями,
непосредственными проявлениями  и  действиями".  Теория  И.  а.  Брехта,
несмотря на присущие ей некоторые противоречия,  и  практика  созданного
Брехтом т-ра ("Берлине? ансамбль"), объединяющего талантливый  акт„рский
коллектив (Е. Вейгель,. Э. Буш, А. Хурвиц и др.),- яркое  доказательство
новаторских  возможностей  иск-ва  реализма,  его  творч.  богатства   и
разнообразия.
   Идейная борьба в т-рекапиталистич. стран ещ„ больше обостряется после
второй мировой войны. Сов р. бурж. т-р  в  значительной  мере  выполняет
задачу развращения масс пышными, идейно выхолощенными  ревю,  комедиями,
фарсами,  стоящими  на  грани  порнографии,  и  "проблемными"   драмами,
отравляющими сознание зрителя ядом человеконенавистничества  у  военного
психоза, субъективизма, утверждением бессилия и  обреч„нности  человека,
его абсолютного одиночества.  В  И.  а.  усиливаются  черты  "эстрадного
иск-ва", эксцентризма и в то  же  время  раст„т  интерес  к  болезненным
изломам психики, к воспроизведению стихии "подсознательного".
   С  каждым  годом  в  капиталистич.  странах   усиливается   акт„рская
безработица, связанная с глубоким кризисом т-ра, вызванным оторванностью
репертуара  от  интересов  масс.   Система   серийного   проката   пьес,
ежевечернее исполнение одной роли в течение долгого  времени  вытравляют
из И. а. живое содержание,  превращают  акт„ра  в  автомат,  механически
штампующий раз навсегда найденные интонации, жесты, мимику, движения.
   В борьбе с реакционными т-рами укрепляются позиции передового  театр.
иск-ва. Во  многих  странах  предпринимаются  попытки  осуществить  идею
создания нар.  т-ра,  защищающего  нац.  сценич.  искусство  от  натиска
мюзик-холла, формалистич. тенденций.  Деятели  нар.  т-ров  стремятся  к
созданию идейного, воспитательного,  гуманистич.  сценич.  иск-ва.  Нац.
нар. т-р в Париже, во главе к-рого стоит  Ж.  Вилар  (в  труппу  входили
крупнейшие франц. акт„ры  М.  Казарес,  Д.  Сорано,  Ж.  Филип  и  др.),
стремится к  иск-ву  глубокой  правды  чувств,  высокого  этич.  пафоса.
Продолжая искания своих предшественников  и  учителей-Жемье,  Дюллена  и
др., Вилар стремится нести  сценич.  искусство  широким  массам  народа,
сделать его ясным, глубоким по мысли, доходчивым.  Для  него  главное  в
т-ре - действующий, мыслящий, чувствующий акт„р, "сценическая жизнь духа
и  тела  человека".  Вилар  выступает  "против  символизма  в  актерском
исполнении",  считая,  что  "...без  волнения,  без  глубокой  и  полной
искренности  исполнителя  наше  ремесло  -  ничто,  одно  кривлянье"  (О
театральной традиции, М., 1956, с. 42, 45, 48).
   Эти же  тенденции  характеризуют  творчество  акт„ров  стратфордского
"Мемориального т-ра", т-ра "Олд Вик"  (Англия)  и  др.  Чуждые  целям  и
задачам народного т-ра, они, тем не менее,  стремятся  сохранить  лучшие
нац. традиции. Крупнейшие мастера, играющие в этих т-рах: Дж. Гилгуд, Л.
Оливье, Р. Ричардсон, М. Редгрев, В. Ли, Э. Квейл и др.,  обогащают  эти
национальные традиции новаторскими устремлениями.
   Простота,  человечность,   демократизм,   следование   нац.   сценич.
традициям характеризуют творчество ряда итал. акт„ров (т-р Э. Де Филиппе
в Неаполе" т-р "Пикколо" в Милане, венецианский  диалекталь-ный  т-р)  и
акт„ров англ. демократич. т-ра ("Юнити" у "Уоркшоп" и др.).
   Деятельность  крупнейших  акт„ров   совр.   европ.   т-ра   со   всей
убедительностью доказывает, что поступательное развитие И.  а.  возможно
только на реалистической основе и что кризис т-ра возникает тогда, когда
т-р порывает с реализмом, гуманизмом, народностью,  становится  на  путь
бесплодного формального экспериментаторства, чуждого широкому  народному
зрителю.

Страницы: «« « 977   978   979   980   981   982   983   984   985  986   987   988   989   990   991   992   993   994   995  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия