Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 981   982   983   984   985   986   987   988   989  990   991   992   993   994   995   996   997   998   999  » »»

творческого гения, как  понимали  это  романтики.  Она  основывалась  на
необычайном богатстве душевного  мира  акт„ра,  силе  его  темперамента,
предельной эмоциональной возбудимости.  Мочалов  был  способен  к  самым
крайним гиперболам и  вместе  с  тем  ощущал  себя  изображаемым  лицом,
исходил в своей игре из правды  душевного  состояния.  В.  Г.  Белинский
писал об игре Мочалова в роли Гамлета" имея в виду момент,  когда  после
сцены "Мышеловки" Гамлет, наконец, оста„тся один: "Вдруг  Мочалов  одним
львиным прыжком, подобно молнии,  с  скамеечки  перелетает  на  середину
сцены и, затопавши ногами и замахавши  руками,  оглашает  театр  взрывом
адского хохота... - О, это была макабрская пляска отчаяния, веселящегося
своими муками,-  упивающегося  своими  жгучими  терзаниями...  О,  какая
картина, какое могущество духа, какое обаяние  стра'  сти!.."  ("Гамлет"
Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. Сб. Белинский о драме и театре, М.-Л.,
1948, с. 318). Всей своей  игрой  Мочалов  утверждал  эстетич.  ценность
чувства, переживаемого акт„ром  на  сцене.  Глубочайшая  эмоциональность
составляла основу правдивости  и  общественной  содержательности  иск-ва
Мочалова. Именно в этом состояло коренное  различие  между  Мочаловым  и
Каратыгиным, к-рый при вс„м его даровании не стал  выразителем  духовных
устремлений своей эпохи. Как в мелодрамах, так и в  трагедиях  Каратыгин
культивировал  стиль  игры,  основанный   на   резких   и   смелых,   но
поверхностных эффектах.
   Жизненная правда, социальный гуманизм,  демократизм,  протест  против
общественной несправедливости утверждаются в И. а. 19  в.  через  правду
акт„рского переживания,  активность  эмоциональной  оценки  общественных
явлений. Поэтому так  непосредственна  связь  между  прогрессивным  рус.
романтизмом  и  реализмом,  развитие  к-рого  начинается  уже  в  первых
десятилетиях  19  в.  на   волне   освободительных   устремлений   эпохи
декабристского движения. Творчество великого основоположника реализма  в
И.  а.  М.   С.   Щепкина   (1788-1863)   вначале   сильно   связано   с
просветительской традицией  нравственной  чистоты  человека.  Но  Щепкин
упорно ищет путей к жизненной правде, находя для этого путеводную нить в
искренности  сценич.  чувств   и   одновременно   -   в   стремлении   к
характерности,   нац.   и   бытовой   определ„нности   образа.   Истоком
эмоциональной  искренности  становятся  у  Щепкина  горячая   любовь   к
человеку, вера в егонравств. красоту. Его особенно привлекают  характеры
людей из народа, в к-рых он раскрывает торжество гуманистич. демократич.
идеала. Реализм в И. а. проявляется в драме, комедии,  водевиле.  В.  И.
Живо-кини(1805-74), Щепкин, И. И. Сосницкий  (1794-1871),  Е.  И.  Ежова
(1787-1836), Е. И. Гусева (1793- 1853), в следующем поколении  -  В.  Н.
Асенкова (1817-41), А. Е. Мартынов (1816-60) и др. достигали в  водевиле
жизненной  типичности,  волновали  зрителей   драматизмом,   психологич.
правдой своей  игры.  Но  хотя  водевиль,  заполняющий  репертуар  т-ров
20-30-х гг. 19 в., требовал от  исполнителей  острохарактерного  рисунка
роли, верного жизненного тона,  точных  деталей,  лаконизма,  мастерства
внешней характерности, он далеко не всегда давал материал  для  создания
содержательных и целостных образов, порождал штампы,  дурную  условность
игры.
   Развитие рус.  реалистич.  лит-ры,  появление  на  сцене  (30-е  гг.)
драматургии Грибоедова и Гоголя создают основу для образования в  России
целостной  реалистич.  системы  И.  а.  Реализм  драматич.  произведений
потребовал создания сценич. образов, в к-рых индивидуальное раскрывается
через социально-типическое, а искренность акт„рского переживания исходит
из правды данного характера и подчиняется авторскому  замыслу  в  целом.
Осн.  методом  акт„рского  творчества  становится   глубокое   раскрытие
психологич. и социального своеобразия характера персонажа  пут„м  внутр.
перевоплощения исполнителя в изображаемое лицо.
   Теоретиками реализма в И. а. выступают в 30-40-е гг. В. Г.  Белинский
и Н. В. Гоголь. Белинский требовал от акт„ра типической игры,  раскрытия
общей идеи через живой, неповторимый, индивидуальный  образ,  верный  до
мельчайших черт и деталей замыслу драматурга. При этом акт„р  должен  не
только хорошо почувствовать свою роль, но и понять е„ отношение к целому
- пьесе. Поборник иск-ва, активно участвующего в жизни, Белинский  видит
в т-ре школу совр. общества, поддерживает в И. а. вс„ прогрессивное, вс„
то, что да„т зрителям верное понятие о  действительности,  будит  в  них
негодование или возбуждает чувство прекрасного.
   Гоголь  формулировал  свои  взгляды  на  задачи  И.  а.  в  связи   с
постановками  своих  комедий.  Драматург,   дающий   в   своих   произв.
поэтически-сгущ„нное, обостр„нное отражение жизни, Гоголь  учил  акт„ров
добиваться естественности в  самых,  казалось  бы,  невероятных  сценич.
положениях, достигать верного тона  игры,  рождаемого  верой  в  сценич.
события. Требуя от исполнителей целостного развития сценич.  характеров,
Гоголь выдвинул понятия "главного действия"  и  "гвоздя"  роли,  подводя
акт„ра к отч„тливому пониманию его сценич. задачи. Он говорил о значении
режиссуры, акт„рского ансамбля.
   Народность,  гуманизм,  интерес  к   раскрытию   богатства   душевных
переживаний человека,  стремление  защитить  его  права  и  достоинство,
многосторонняя  разработка  образа  человека,  подавленного   социальной
несправедливостью,   характеризуют   реалистич.   направление   И.   а.,
развивавшееся на разных этапах великими акт„рами М. С. Щепкиным,  А.  Е.
Мартыновым, П. М. Садовским (1818-72), их учениками и последователями-С.
В. Шумским  (1820-78),  И.  В.  Самариным  (1817-85),  С.  В.  и  П.  В.
Васильевыми (1827- 1862, 1832 -79), В. Н. Давыдовым (1849 -1925)  и  др.
Важным  качеством  этого  направления  была  острота  типизации,  умение
выявить  в  сценич.  характере  сущность  взрастившей  его  общественной
системы, выразить в психологии, поведении, облике персонажа его связь со
средой и временем.
   Огромное значение приобретает в  30-40-х  гг.  деятельность  Щепкина.
Великий акт„р осуществляет глубокий переворот в И.  а.,  сближая  его  с
принципами пушкинского и гоголевского  реализма.  Он  утверждает  важную
гражданскую    миссию     акт„ра,     сочетая     в     сво„м     иск-ве
нравственно-просветительские и критико-обличительные функции,  социально
обогащая свой гуманизм под воздействием гоголевской "натуральной школы".
Будучи  противником  зависимости  акт„ра  от  случайностей  вдохновения,
Щепкин первый стал глубоко размышлять над объективными законами И. а. Он
разработал метод сценич. творчества,  основанный  на  обобщении  широких
жизненных наблюдений: "Старайся бывать в обществе,- писал Щепкин  своему
ученику С. В. Шумскому,- изучай  человека  в  массе...".  Он  решительно
отвергал традицию  комедийно-водевильной  игры,  основанной  на  внешней
характерности.  Щепкин  считал  главным  в  И.  а.  способность   акт„ра
постигать "душу роли", влезать "так сказать, в кожу действующего  лица",

Страницы: «« « 981   982   983   984   985   986   987   988   989  990   991   992   993   994   995   996   997   998   999  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия