Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 987   988   989   990   991   992   993   994   995  996   997   998   999   1000   1001   1002   1003   1004   1005  » »»

нар.т-ров и активное участие в подготовке спектаклей  этих  т-ров  проф.
акт„ров.
   Наряду  с  акт„рами  старшего   поколения,   в   творчестве   которых
раскрываются новые черты - Н. К. Черкасовым,  Н.  К.  Симоновым,  К.  М.
Скоробогатовым, В. Н. Пашенной,  Б.  Н.  Ливановым,  К.  Кармом,  А.  Ф.
Амтман-Бриедитидр,- в 50-х гг. на сценах сов. т-ров  появляется  молодое
поколение акт„ров, также воспитанное на реалистич. традициях рус.  т-ра,
на системе Станиславского. Они  глубоко  и  своеобразно  преломляют  эти
традиции  в   живом,   страстном   современном   иск-ве,   стремятся   к
сосредоточенной  передаче  внутр.  мира,  интеллекта  своих  героев,   к
театрально-выразительной простоте, строгому отбору при„мов. К числу этих
акт„ров принадлежат: О.  Ефремов,  Т.  Доронина,  И.  Смоктуновский,  О.
Табаков, Э. Ман-джгаладзе, Б. Нерсесян, К. Роек и многие другие  молодые
акт„ры, работающие в т-рах народов СССР.
   Партийность   творчества,   враждебная    мещанскому    объективизму,
характеризует И. а. многонационального советского т-ра,  имеющего  своей
главной целью воспитание народа в духе коммунизма. Поиски нового сценич.
стиля,  полного  всестороннего  выражения  жизни  в  иск-ве,  стремление
раскрыть жизнь в е„ многообразии и в то же время в главных, определяющих
чертах свойственны сов. акт„рам  всех  поколений.  Задачи  сов.  иск-ва,
призванного показать жизнь  народа  во  вс„м  е„  многообразии,  великом
движении  впер„д,  созидательном  труде,  являются   творч.   программой
передовых художников стран нар. демократии и всего мира.
   И. а. музыкального театра, как и акт„ра драмы,  опирается  на  законы
сценич.  действия.  Качественное  отличие  этих   законов   определяется
несхожестью   драматургич.   материала,   различием   условий    сценич.
творчества. Основой И. а. муз. т-ра, его главной  отличит.  особенностью
является умение воплощать музыку в действии. Для драм. т-ра первоосновой
сценич. творчества является литературный текст пьесы, для  муз.  т-ра  -
партитура композитора. Либретто  помогает  акт„ру-певцу  или  танцовщику
уточнить,  конкретизировать   муз.   образы,   глубже   понять   замысел
композитора, но ведущим, определяющим  драматургич.  элементом  действия
оста„тся  музыка.  Она  определяет  идейное  содержание  произведения  и
характер сценич. событий, раскрывает душевный мир  действующих  лиц,  их
типические черты и особенности; музыка в значит. мере определяет и форму
спектакля.
   В драм. спектакле речевые интонации акт„ров  и  характер  их  сценич.
поведения возникают как естественный результат всего процесса работы над
ролью п  могут  видоизменяться  на  каждом  спектакле.  В  опере  жевок,
интонации,  динамика  и  ритм  сценич.   действия   определены   заранее
композитором и зафиксированы в партитуре. Однако роль артиста-певца (или
танцовщика) не сводится только к  точному  воспроизведению  предложенных
композитором вок. интонаций и ритмов, он должен оправдать и  оживить  их
собственными  помыслами  и  чувствами,  превратить   пение   (танец)   в
эмоционально-насыщенное, активное действие.
   В зависимости от рода муз.-сценич. иск-ва  (опера,  балет,  оперетта)
основным выразит, средством артиста будет либо вокал, либо  пластика  (в
оперетте - и слово), либо сочетание того и  другого.  Артист  муз.  т-ра
объединяет в себе акт„ра, музыканта, певца, танцора, поэтому его  иск-во
является  синтетическим.  На  разл.  этапах  развития   муз.   т-ра,   в
зависимости  от  историч.  условий   и   эстетич.   критериев   времени,
складывались различные точки зрения на природу синтетич.  И.  а.  оперы,
балета,  оперетты.  Преобладал   интерес   к   звучанию   голоса,   вок.
виртуозности (в итал. опере  18-19  вв.),  к  сцбнич.  действию  (франц.
опера-буффа, водевиль), к звучанию оркестра  (нем.  опера  вагнеров-ской
школы), к слову и речевым интонациям в пении (речитативы в рус. операх).
От этого различными были требования к артисту  и  его  иск-ву.  На  вс„м
протяжении  истории  муз.  т-ра  происходит  борьба  между   тенденциями
утвердить  доминирующее  значение  одного  из  элементов  И.   а.   муз.
т-ра-драматич. игры или пения - над другим. Так, взгляд на оперу, как на
костюмированный концерт,  предполагает  высокое  развитие  вок.  техники
исполнителей и пренебрежение акт„рской игрой.  Представление  об  опере,
как о муз. драме, сложившееся к сер. 19 в. определило усиленное внимание
к драм. иск-ву певца.
   Рус. исполнит, культура в опере формировалась под влиянием  передовой
демократич.  эстетич.  мысли.  Реалистич.   муз.   драматургия   Глинки,
Даргомыжского,  Чайковского,  Мусоргского,  Римского-Корсакова   и   др.
способствовала   формированию   особой   исполнит.   манеры,   требующей
органического сочетания певческого и акт„рского мастерства. На принципах
этой школы воспиталась плеяда рус. артистов-певцов, величайшим из  к-рых
был Ф. И. Шаляпин.
   Большое значение для укрепления реалистич. оперного  иск-ва  на  сов.
сцене, в  борьбе  с  ложными  обветшалыми  оперными  "традициями"  имела
деятельность 'К.  С.  Станиславского  и  В.  И.  Немиров  ича-Данчен-ко.
Зародившаяся на почве иск-ва МХАТ система  Станиславского  была  успешно
разработана  применительно   к   особенностям   муз.   т-ра   и   иск-ву
акт„ра-певца. Станиславский  в  работе  с  певцами  обращал  пристальное
внимание на разработку вопросов дикции  и  культуры  речи  в  пении,  на
при„мы, позволяющие придавать звучащему голосу ту или иную эмоциональную
окраску, на связь И. а. с ритмом  и  др.  элементами  музыки.  Советская
оперная  и  балетная  культура,  также  как  и  иск-во  сов.   оперетты,
развиваются по  пути  дальнейшего  утверждения  принципов  социали-стич.
реализма  в  муз.  т-ре.  Лучшие  его  представители  достигают  большой
художеств. выразительности благодаря слиянию  певческой  и  танцевальной
техники с высоким акт„рским мастерством. См. Балет, Опера, Оперетта.
   И. а. стран Востока. И. а. народов Восточной (Китай, Корея, Япония) и
Южной (Индия, Цейлон, Бирма, Индонезия, Вьетнам,  Таиланд  и  др.)  Азии
существует в  наст.  время  в  двух  основных  формах:  традиц.  иск-во,
сформировавшееся в глубокой древности, и новое, совр. И.  а.,  возникшее
под влиянием европ. и, в частности, рус. театр. культуры.
   Традиционное театр. иск-во стран Востока  сохранило  в  силу  условий
историч. развития этих стран  традиционные  формы  до  наших  дней.  Оно
воспроизводит действительность особыми характерными  для  театр.  иск-ва
той или иной страны средствами. Близость  театр.  иск-ва  стран  Азии  в
прошлом к культовым обрядам (т-р Индонезии связан с почитанием  животных
и обрядами в честь предков, т-р Китая с культом  предков,  т-р  Индии  с
чествованием героев и божеств, т-р Японии с земледельческой  обрядностью
и  мистериальными  представлениями)  порождала   ка-нонич.   условность,
сохранение традиционной  формы,  дал„кой  от  жизненной  обстановки.  Но
вопреки условности внешней формы, И. а. стран Азии постоянно тяготело  в

Страницы: «« « 987   988   989   990   991   992   993   994   995  996   997   998   999   1000   1001   1002   1003   1004   1005  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия