Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 979   980   981   982   983   984   985   986   987  988   989   990   991   992   993   994   995   996   997  » »»

Строго  предписанный  кодекс  поведения  на  сцене,   заданный   рисунок
движений, правила декламации не давали акт„ру возможности "забыться" при
исполнении роли. Однако внутри этой системы  проявлялись  и  крепли  др.
тенденции, приобретавшие немаловажное значение. Крупнейшие  акт„ры  рус.
классицистич.  т-ра  -  Ф.  Г.  Волков  (1729-63),  И.  А.   Дмитревский
(17341821) - в трагедии, А. М. Крутицкий  (1754-1803),  С.  Н.  Сандунов
(1756-1820) -в комедии, были художниками, необыкновенно остро ощущавшими
обществ. смысл и задачи иск-ва. Они  умели  подчинить  свой  темперамент
интеллекту, достигнуть ч„ткого раскрытия главной мысли роли  и  пьесы  в
целом.
   В лице Волкова рус.  просветительский  т-р  наглядно  обнаружил  свои
связи с нар. культурой. Человек, вышедший из народа, он обладал фанатич.
энергией,   разносторонней   талантливостью,   обширными   знаниями    и
прогрессивными для своего времени политич. убеждениями, к-рые  позволили
ему развить огромную по  масштабам  деятельность:  организовывать  т-ры,
сочинять, режиссировать. Играя с равной силой  трагич.  и  комич.  роли,
Волков обладал потрясавшей зрителей эмоциональностью и в то же  время  -
высоким интеллектом, пониманием "красот и тонкостей"  И.  а.,  чему  был
обязан, по словам рус. просветителя Н.  И.  Новикова,  "остротою  своего
разума и врожд„нной к  театру  способности".  В  его  иск-ве  проступали
тенденции,  характерные  для  позднего  просветительского   классицизма,
скрещивающиеся с воздействием традиций нар. творчества.
   Огромное значение в развитии И.  а.  имела  деятельность  выдающегося
акт„ра  И.  А.  Дмитревского,  когда-то  участника  любительской  труппы
Волкова в Ярославле, затем  его  сйодвижника  и  преемника,  признанного
главы и патриарха рус. т-ра конца 18 в. Акт„р-рационалист, всегда шедший
в своей работе от мысли, идеи, сохранявший полный  контроль  над  своими
сценич. движениями и интонациями, Дмитревский отнюдь не относился вместе
с тем к классицизму, как к канонич. системе, признавал за акт„ром  право
на творч. инициативу. Уже в ранних ролях он основывал эффект своей  игры
на е„ эмоциональном воздействии (хотя и сознательно  подготовленном),  а
не на рассудочной декламации. Мастерски владел он, по  свидетельству  А.
П. Сумарокова, при„мами внешнего перевоплощения.
   Поездки за границу в конце 60-х  гг.  дают  возможность  Дмитревскому
многое  уточнить  в  сво„м  отношении  к  тем  новым  тенденциям,  к-рые
зарождались в  это  время  в  европейском  т-ре  на  почве  классицизма.
Особенно близки ему  оказались  такие  художники-новаторы,  как  Гаррик,
Лекен  и  Дюмениль.  В  иск-ве  Дю-мениль  его   восхищала   "...   игра
безотчетная", "непости жимое увлечение, страсть, буря, пламень" (С. П. Ж
и-х а р ев, Записки современника,  М.-Л.,  1955,  стр.  573).  Признание
Дмитревским эстетич. силы акт„рского переживания  показательно  для  тех
новых устремлений, какие  распространяются  в  И.  а.  рус.  т-ра  конца
18-нач.  19  вв.  В  это  время  в  т-ре  и  драме  сказывается   кризис
общественных идей, лежавших в основе эстетики  классицизма,  усиливаются
критич. тенденции. Произведением программным  по  идейным  и  художеств.
качествам стала для  рус.  т-ра  комедия  Д.  И.  Фонвизина  "Недоросль"
(1782), в к-рой Дмитревский воплотил близкий ему по  мыслям  и  чувствам
образ  Стародума  -просветителя  и  гражданина,   в   характере   к-рого
сочетались разум и чувствительность.
   Под влиянием творч. принципов Волкова и Дмитревского  и  их  высокого
понимания  общественной  миссии  акт„ра   выросла   плеяда   талантливых
художников, посвятивших себя акт„рской деятельности:
   И.  И.  Калиграф  (1744-80);  первая  петербургская  актриса  Т.   М.
Троепольская  (ум.ок.  1774)-создательница  героич.  женских  образов  в
классицистич. трагедии; яркий комик, бывший ярославский любитель  Я.  Д.
Шумский (ум. ок. 1812) - продолжатель нар. традиции  в  классици  стекой
комедии (Мольер,  Ж.  Ф.  Реньяр,  В.  И.  Лукин),  А.  М.  Крутицкий  -
выдающийся представитель сатирико-обличит. направления в рус. т-ре конца
18 в., и др. В  творчестве  Крутицкого  отч„тливо  представлена  критич.
тенденция (образ Кривосудова в комедии В. В. Капниста  "Ябеда").  В  его
творчестве проявился и интерес рус. акт„ров к изображению нар. типов.
   Демократические тенденции И. а. ярко выявились в  иск-ве  выдающегося
акт„ра С. Н. Сандунова, о к-ром критика писала: "Все то, что пленяет нас
в Бомарше, досталось в удел Сандунову:  та  же  пылкость  души,  тот  же
пламень воображения, та же язвительная острота  и  изворотливость  ума".
Сандунов блистательно играл роли слуг в  комедиях  Мольера,  Княжнина  и
др.,  явно  симпатизируя  своим   ловким,   смелым,   острым   на   язык
простонародным  героям.  Как  и  Крутицкого,  критики  хвалили  его   за
естественность, богатство мимики и  интонаций,  умение  создавать  самые
разнородные характеры, часто в  одной  пьесе  (так,  в  комедии  Клушина
"Алхимист" Сандунов исполнял сразу семь ролей).
   Важное влияние на развитие прогрессивных тенденций рус. И.  а.  конца
18- нач. 19 вв. оказали эстетика  и  драматургия  сентиментализма.  Идея
природного равенства людей, критика рабства и угнетения  раскрывались  в
И. а. сентименталистского т-ра прежде всего  через  ярко  эмоциональное,
правдивое, прочувствованное изображение внутр. мира  простого  человека,
выявление  его  нравственных  страданий,  его  душевного   благородства.
Конфликт переносился из области отвлеч„нных понятий в  область  душевной
жизни персонажа. Это давало  акт„ру  возможность  не  показывать  борьбу
чувств в сво„м  герое,  как  бы  глядя  на  эту  борьбу  со  стороны,  а
воспроизводить эти чувства на сцене, переживая  их.  Только  такая  игра
стала считаться художественно  действенной,  убедительной  для  зрителя.
Борьба за  прогрессивную  идейность  т-ра  повела  за  собой  борьбу  за
эмоциональность, искренность И. а.,  способность  исполнителя  внутренне
слиться с изображаемым лицом.
   Крупным представителем И. а. нового типа был В.  П.  Померанцев  (ум.
1809), к-рого Н. М. Карамзин  сближал  по  особенностям  его  таланта  с
Гарриком и Экгофом. Основание для  такого  сравнения  давали  не  только
эмоциональность Померанцева, чувствительный стиль  его  игры,  но  и  то
глубокое уважение к простому человеку,  умение  выявить  его  внутреннее
достоинство, которые пронизывали вс„ творчество этого  акт„ра.  Описывая
игру Померанцева в роли Одоардо в мещанской  трагедии  Лессинга  "Эмилия
Галотти",  Карамзин  особенно  восхищался  способностью  акт„ра  целиком
отдаваться своим чувствам, выражать их пылко,  страстно,  непроизвольно.
Именно акт„ры типа Померанцева, его жены -  талантливой  актрисы  А.  А.
Померанцевой, темпераментного и яркого В. Ф. Рыкалова (1771-1813), X. Ф.
Рахмановой (ум. 1827) становятся лучшими  исполнителями  сентиментальной
драмы, изображавшей русскую, часто -  крестьянскую  жизнь.  Обращаясь  к
общественно важной теме, на реально бытовом материале акт„ры  утверждали
простоту, естественность И. а., отбирали верные и  убедительные  детали,

Страницы: «« « 979   980   981   982   983   984   985   986   987  988   989   990   991   992   993   994   995   996   997  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия