Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 » »» Строго предписанный кодекс поведения на сцене, заданный рисунок движений, правила декламации не давали акт„ру возможности "забыться" при исполнении роли. Однако внутри этой системы проявлялись и крепли др. тенденции, приобретавшие немаловажное значение. Крупнейшие акт„ры рус. классицистич. т-ра - Ф. Г. Волков (1729-63), И. А. Дмитревский (17341821) - в трагедии, А. М. Крутицкий (1754-1803), С. Н. Сандунов (1756-1820) -в комедии, были художниками, необыкновенно остро ощущавшими обществ. смысл и задачи иск-ва. Они умели подчинить свой темперамент интеллекту, достигнуть ч„ткого раскрытия главной мысли роли и пьесы в целом. В лице Волкова рус. просветительский т-р наглядно обнаружил свои связи с нар. культурой. Человек, вышедший из народа, он обладал фанатич. энергией, разносторонней талантливостью, обширными знаниями и прогрессивными для своего времени политич. убеждениями, к-рые позволили ему развить огромную по масштабам деятельность: организовывать т-ры, сочинять, режиссировать. Играя с равной силой трагич. и комич. роли, Волков обладал потрясавшей зрителей эмоциональностью и в то же время - высоким интеллектом, пониманием "красот и тонкостей" И. а., чему был обязан, по словам рус. просветителя Н. И. Новикова, "остротою своего разума и врожд„нной к театру способности". В его иск-ве проступали тенденции, характерные для позднего просветительского классицизма, скрещивающиеся с воздействием традиций нар. творчества. Огромное значение в развитии И. а. имела деятельность выдающегося акт„ра И. А. Дмитревского, когда-то участника любительской труппы Волкова в Ярославле, затем его сйодвижника и преемника, признанного главы и патриарха рус. т-ра конца 18 в. Акт„р-рационалист, всегда шедший в своей работе от мысли, идеи, сохранявший полный контроль над своими сценич. движениями и интонациями, Дмитревский отнюдь не относился вместе с тем к классицизму, как к канонич. системе, признавал за акт„ром право на творч. инициативу. Уже в ранних ролях он основывал эффект своей игры на е„ эмоциональном воздействии (хотя и сознательно подготовленном), а не на рассудочной декламации. Мастерски владел он, по свидетельству А. П. Сумарокова, при„мами внешнего перевоплощения. Поездки за границу в конце 60-х гг. дают возможность Дмитревскому многое уточнить в сво„м отношении к тем новым тенденциям, к-рые зарождались в это время в европейском т-ре на почве классицизма. Особенно близки ему оказались такие художники-новаторы, как Гаррик, Лекен и Дюмениль. В иск-ве Дю-мениль его восхищала "... игра безотчетная", "непости жимое увлечение, страсть, буря, пламень" (С. П. Ж и-х а р ев, Записки современника, М.-Л., 1955, стр. 573). Признание Дмитревским эстетич. силы акт„рского переживания показательно для тех новых устремлений, какие распространяются в И. а. рус. т-ра конца 18-нач. 19 вв. В это время в т-ре и драме сказывается кризис общественных идей, лежавших в основе эстетики классицизма, усиливаются критич. тенденции. Произведением программным по идейным и художеств. качествам стала для рус. т-ра комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" (1782), в к-рой Дмитревский воплотил близкий ему по мыслям и чувствам образ Стародума -просветителя и гражданина, в характере к-рого сочетались разум и чувствительность. Под влиянием творч. принципов Волкова и Дмитревского и их высокого понимания общественной миссии акт„ра выросла плеяда талантливых художников, посвятивших себя акт„рской деятельности: И. И. Калиграф (1744-80); первая петербургская актриса Т. М. Троепольская (ум.ок. 1774)-создательница героич. женских образов в классицистич. трагедии; яркий комик, бывший ярославский любитель Я. Д. Шумский (ум. ок. 1812) - продолжатель нар. традиции в классици стекой комедии (Мольер, Ж. Ф. Реньяр, В. И. Лукин), А. М. Крутицкий - выдающийся представитель сатирико-обличит. направления в рус. т-ре конца 18 в., и др. В творчестве Крутицкого отч„тливо представлена критич. тенденция (образ Кривосудова в комедии В. В. Капниста "Ябеда"). В его творчестве проявился и интерес рус. акт„ров к изображению нар. типов. Демократические тенденции И. а. ярко выявились в иск-ве выдающегося акт„ра С. Н. Сандунова, о к-ром критика писала: "Все то, что пленяет нас в Бомарше, досталось в удел Сандунову: та же пылкость души, тот же пламень воображения, та же язвительная острота и изворотливость ума". Сандунов блистательно играл роли слуг в комедиях Мольера, Княжнина и др., явно симпатизируя своим ловким, смелым, острым на язык простонародным героям. Как и Крутицкого, критики хвалили его за естественность, богатство мимики и интонаций, умение создавать самые разнородные характеры, часто в одной пьесе (так, в комедии Клушина "Алхимист" Сандунов исполнял сразу семь ролей). Важное влияние на развитие прогрессивных тенденций рус. И. а. конца 18- нач. 19 вв. оказали эстетика и драматургия сентиментализма. Идея природного равенства людей, критика рабства и угнетения раскрывались в И. а. сентименталистского т-ра прежде всего через ярко эмоциональное, правдивое, прочувствованное изображение внутр. мира простого человека, выявление его нравственных страданий, его душевного благородства. Конфликт переносился из области отвлеч„нных понятий в область душевной жизни персонажа. Это давало акт„ру возможность не показывать борьбу чувств в сво„м герое, как бы глядя на эту борьбу со стороны, а воспроизводить эти чувства на сцене, переживая их. Только такая игра стала считаться художественно действенной, убедительной для зрителя. Борьба за прогрессивную идейность т-ра повела за собой борьбу за эмоциональность, искренность И. а., способность исполнителя внутренне слиться с изображаемым лицом. Крупным представителем И. а. нового типа был В. П. Померанцев (ум. 1809), к-рого Н. М. Карамзин сближал по особенностям его таланта с Гарриком и Экгофом. Основание для такого сравнения давали не только эмоциональность Померанцева, чувствительный стиль его игры, но и то глубокое уважение к простому человеку, умение выявить его внутреннее достоинство, которые пронизывали вс„ творчество этого акт„ра. Описывая игру Померанцева в роли Одоардо в мещанской трагедии Лессинга "Эмилия Галотти", Карамзин особенно восхищался способностью акт„ра целиком отдаваться своим чувствам, выражать их пылко, страстно, непроизвольно. Именно акт„ры типа Померанцева, его жены - талантливой актрисы А. А. Померанцевой, темпераментного и яркого В. Ф. Рыкалова (1771-1813), X. Ф. Рахмановой (ум. 1827) становятся лучшими исполнителями сентиментальной драмы, изображавшей русскую, часто - крестьянскую жизнь. Обращаясь к общественно важной теме, на реально бытовом материале акт„ры утверждали простоту, естественность И. а., отбирали верные и убедительные детали, Страницы: «« « 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |