Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 1002 » »» деятельностью молодых акт„ров, пришедших в т-р в это время. Обучаясь у своих старших учителей высокому мастерству реалистич. игры, они обогатили И. а. новым мировоззрением, знанием революц. действительности,той жизни, к-рую предстояло им воплотить на сцене, глубоким проникновением во внутренний мир нового человека. Творческая манера акт„ров Малого т-ра - А. И. Южина, А. А. Яблочкиной, А. А. Остужева, П. М. Садовского, М. М. Климова, В. О. Массалитиновой, В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой и др.,- отмеченная романтич. тональностью и сочным бытовым колоритом, достигла в сов. время большой масштабности и социальной целеустремл„нности. Система психологич. реализма МХАТ обрела в творчестве таких выдающихся мастеров, как К. С. Станиславский, И. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов и др., особую силу социального обобщения, активно выраженную идейность, сохраняя при этом присущую иск-ву этих акт„ров глубину психологич. раскрытия. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко требовали от акт„ров чистоты мастерства, подчинения всех деталей исполнения единому идейному замыслу, концентрации образа, освобождения от лишних мелочей. Их ученики, второе поколение Художественного т-ра, Н. П. Хмел„в у Б. Г. Добронравов, Н. П. Баталов, М. И. Прудкин, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская" А. И. Степанова, М. Н. Кедров, М. Н. Яншин,. А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов, считая основой акт„рского творчества психологич., внутреннее раскрытие образов, в то же время стремились к точному социальному видению, определению общественной позиции действующего лица, его места в ходе истории, в жизни народа. Эстетические принципы школы Е. Б. Вахтангова нашли выражение в творчестве Б. В. Щукина, Р. Н. Симонова, Ю. А. Завадского, Ц. Л. Мансуровой, В. П. Марецкой и др. Их иск-во, пронизанное жизнеутверждающим чувством современности, характеризовалось в тот период поисками ярко театральной формы выражения предельно наполненных чувств. По-своему претворяло принципы Станиславского и Вахтангова заостр„нное, гротесковое и трагедийное иск-во акт„ров МХАТ 2-го- М. А. Чехова, С. Г. Бирман, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, С. В. Гиацинтовой. Развитие сов. И. а. с самого начала шло в упорной борьбе реалистич. направления с натуралистич. и формалистич. системами, унаследованными от бурж. т-ра, и с ремесленным подходом к искусству. Натуралистич. формы лишали советское И. а. его идейного значения, социального обобщения. Формалистич. тенденции, претендующие на новизну, подменяли И. а. эксцентрикой, акробатикой и по существу убивали его основу - способность сценич. воссоздания полноценного всестороннего образа живого человека, а ремесленные штампы лишали И. а. жизненной правды. В противоречие с революц. театр. эстетикой вступила и манера игры, преследующая отвлеч„нную "красивость", односторонне развивающая внешнюю, формальную сторону за сч„т психологич. глубины. Так было в ранний период в Камерном т-ре. Вместе с тем иск-во лучших акт„ров этого т-ра (А. Г. Коонен, Н. М. Церетелли) не оставалось неизменным. Изысканные, формальные при„мы игры, тщательность отделки движения, речи постепенно подчинялись внутр. задачам, становились вс„ более ч„ткими, сдержанными. В эти годы В. Э. Мейерхольд, борясь с натурализмом в т-ре, полемически призывает акт„ров к открытой тенденциозности, заострению образа. Он использует при„мы площадного т-ра, вырабатывает систему биомеханики, добиваясь особой точности движений. Постепенно обнажение при„ма становится в игре акт„ров т-ра Мейерхольда менее доминирующим (биомеханика осложняется в социо-механику, по определению А. В. Луначарского). Акт„ры т-ра Мейерхольда всегда стремились к гиперболизму образа, плакатной яркости, но крупнейшие акт„ры этого т-ра- И. В. Ильинский, М. М. Штраух, М. И. Бабанова и др.- главное содержание своего иск-ва видели в реальной обрисовке характера, точном раскрытии идеи образа, в создании ч„ткого пластич. рисунка роли. Развитие сов. И. а. в 20-е гг. определялось и поисками "эксцентрических акт„ров", стремившихся к заострению, сгущающих черты образа, использующих при„мы гротеска. Среди них были в 20-е гг. С. А. Мартинсон, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер. В процессе эволюции И. а. происходило углубление его идейно-творч. задач, обогащение при„мов. Иск-во сов. акт„ра, развивавшееся в неразрывной связи с жизнью, формировалось под воздействием молодой новаторской драматургии, родившейся после революции. В пьесах К. А. Трен„ва, Вс. Иванова, В. Н. Билль-Белоцерковского, Б. А. Лаврен„ва были впервые созданы реальные, психологически достоверные и в то же время социально типич. образы творцов революции. Уже на рубеже 30-х гг. образ сов. человека был раскрыт на сцене со всем его огромным духовным богатством, целенаправленностью мысли, воли: Ванин - Братишка ("Шторм"), Пашенная - Любовь Яровая; Щукин - Павел Суслов ("Виринея" Сейфуллиной) и др. Народность сов. иск-ва получила выражение в эпич. образе Вершинина ("Бронепоезд 14-69"), созданном Качаловым. Играя роль Пеклеванова (там же), Хмел„в запечатлел силу большевистской воли и разума. В ярких, динамич. образах Васьки Окорока ("Бронепоезд 14-69") и Шванди ("Любовь Яровая"), созданных Н. Баталовым и С. Кузнецовым, выражалась жизнерадостная стихия революции, бурная энергия и пламенная вера революц. масс. В этих акт„рских образах, как бы завершивших процесс формирования сов. И. а. в первое послеоктябрьское десятилетие, сконцентрировались характернейшие черты нового иск-ва; типичность, обобщ„нность сочетались в них с яркой индивидуализацией. Идейная целеустремл„нность нар. характера, с особенной отч„тливостью выявилась в образах строителей социализма. Акт„ры передавали пафос борьбы за новую жизнь, насыщали образы современников творч. воодушевл„нностью и оптимизмом, образ рядового сов. человека приобретал героич. тональность и социалистич. масштаб. Развитию и углублению акт„рского мастерства способствовало очищение репертуара от мещанских и развлекательных пьес, широкое использование мировой классики (Юренева - Лауренсия,. "Фуэнтеовехуна", Монахов-Филипп, "Дон Карлос"). Особое внимание было обращено на сатирич. истолкование образов прошлого. Показывая внутр. опустош„нность людей крепостнич. и капиталистич. мира, их грубые и низменные страсти, исполнители передавали погруж„нность этих персонажей в мир собственнического быта. Великолепные сатирич. портреты, созданные акт„рами сов. т-ра, отмечены сочно стью красок, скульптурной выразительностью: Качалов - Николай I ("Николай I и декабристы" Кугеля)" Тарханов - Градобоев ("Горячее Страницы: «« « 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 1002 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |