Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 984   985   986   987   988   989   990   991   992  993   994   995   996   997   998   999   1000   1001   1002  » »»

деятельностью молодых акт„ров, пришедших в т-р в это время.  Обучаясь  у
своих  старших  учителей  высокому  мастерству  реалистич.   игры,   они
обогатили    И.    а.    новым    мировоззрением,    знанием    революц.
действительности,той жизни, к-рую  предстояло  им  воплотить  на  сцене,
глубоким проникновением во внутренний мир нового человека.
   Творческая  манера  акт„ров  Малого  т-ра  -  А.  И.  Южина,  А.   А.
Яблочкиной, А. А. Остужева, П. М.  Садовского,  М.  М.  Климова,  В.  О.
Массалитиновой, В. Н. Рыжовой, Е. Д.  Турчаниновой  и  др.,-  отмеченная
романтич. тональностью и сочным бытовым колоритом, достигла в сов. время
большой   масштабности   и   социальной   целеустремл„нности.    Система
психологич. реализма МХАТ обрела в творчестве таких выдающихся мастеров,
как  К.  С.  Станиславский,  И.  М.  Москвин,  В.  И.  Качалов,  О.   Л.
Книппер-Чехова, Л. М. Леонидов,  М.  М.  Тарханов  и  др.,  особую  силу
социального обобщения, активно выраженную идейность, сохраняя  при  этом
присущую иск-ву  этих  акт„ров  глубину  психологич.  раскрытия.  К.  С.
Станиславский и В. И. Немирович-Данченко требовали  от  акт„ров  чистоты
мастерства, подчинения всех деталей исполнения единому идейному замыслу,
концентрации образа, освобождения от лишних мелочей. Их ученики,  второе
поколение Художественного т-ра, Н. П. Хмел„в у Б. Г. Добронравов, Н.  П.
Баталов,  М.  И.  Прудкин,  А.  К.  Тарасова,  К.  Н.  Еланская,  О.  Н.
Андровская" А. И. Степанова, М. Н. Кедров, М. Н. Яншин,.
   А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов,  считая  основой  акт„рского  творчества
психологич., внутреннее раскрытие образов, в то же  время  стремились  к
точному   социальному   видению,   определению   общественной    позиции
действующего лица, его места в ходе истории, в жизни народа.
   Эстетические принципы  школы  Е.  Б.  Вахтангова  нашли  выражение  в
творчестве Б. В. Щукина,  Р.  Н.  Симонова,  Ю.  А.  Завадского,  Ц.  Л.
Мансуровой,   В.   П.   Марецкой   и   др.   Их   иск-во,    пронизанное
жизнеутверждающим чувством современности, характеризовалось в тот период
поисками ярко театральной формы выражения предельно наполненных чувств.
   По-своему   претворяло   принципы   Станиславского    и    Вахтангова
заостр„нное, гротесковое и трагедийное иск-во акт„ров МХАТ 2-го-  М.  А.
Чехова, С. Г. Бирман, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, С. В. Гиацинтовой.
   Развитие сов. И. а. с самого начала шло в упорной  борьбе  реалистич.
направления с натуралистич. и формалистич. системами, унаследованными от
бурж. т-ра, и с ремесленным подходом к  искусству.  Натуралистич.  формы
лишали советское И. а. его  идейного  значения,  социального  обобщения.
Формалистич.  тенденции,  претендующие  на  новизну,  подменяли  И.   а.
эксцентрикой, акробатикой и по существу убивали его основу - способность
сценич. воссоздания полноценного всестороннего образа живого человека, а
ремесленные штампы лишали И. а. жизненной правды.
   В противоречие с революц. театр. эстетикой вступила  и  манера  игры,
преследующая отвлеч„нную "красивость", односторонне развивающая внешнюю,
формальную сторону за сч„т психологич. глубины. Так было в ранний период
в Камерном т-ре. Вместе с тем иск-во лучших акт„ров этого  т-ра  (А.  Г.
Коонен,  Н.  М.  Церетелли)  не   оставалось   неизменным.   Изысканные,
формальные при„мы игры, тщательность отделки движения,  речи  постепенно
подчинялись внутр. задачам, становились вс„ более ч„ткими, сдержанными.
   В  эти  годы  В.  Э.  Мейерхольд,  борясь  с  натурализмом  в   т-ре,
полемически призывает акт„ров  к  открытой  тенденциозности,  заострению
образа. Он  использует  при„мы  площадного  т-ра,  вырабатывает  систему
биомеханики, добиваясь особой точности  движений.  Постепенно  обнажение
при„ма становится в игре акт„ров  т-ра  Мейерхольда  менее  доминирующим
(биомеханика  осложняется  в  социо-механику,  по  определению   А.   В.
Луначарского). Акт„ры т-ра Мейерхольда всегда стремились к  гиперболизму
образа, плакатной яркости,  но  крупнейшие  акт„ры  этого  т-ра-  И.  В.
Ильинский, М. М. Штраух, М. И. Бабанова и др.- главное содержание своего
иск-ва видели в реальной  обрисовке  характера,  точном  раскрытии  идеи
образа, в создании ч„ткого пластич. рисунка роли.
   Развитие  сов.  И.  а.   в   20-е   гг.   определялось   и   поисками
"эксцентрических акт„ров", стремившихся к  заострению,  сгущающих  черты
образа, использующих при„мы гротеска. Среди них были в 20-е  гг.  С.  А.
Мартинсон, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер.
   В процессе эволюции И. а. происходило  углубление  его  идейно-творч.
задач,  обогащение  при„мов.  Иск-во  сов.   акт„ра,   развивавшееся   в
неразрывной связи  с  жизнью,  формировалось  под  воздействием  молодой
новаторской драматургии, родившейся после  революции.  В  пьесах  К.  А.
Трен„ва, Вс. Иванова, В. Н. Билль-Белоцерковского, Б. А. Лаврен„ва  были
впервые созданы реальные, психологически достоверные и  в  то  же  время
социально типич. образы творцов революции. Уже на рубеже 30-х гг.  образ
сов. человека был  раскрыт  на  сцене  со  всем  его  огромным  духовным
богатством, целенаправленностью мысли, воли: Ванин - Братишка ("Шторм"),
Пашенная -
   Любовь Яровая; Щукин - Павел Суслов  ("Виринея"  Сейфуллиной)  и  др.
Народность сов. иск-ва  получила  выражение  в  эпич.  образе  Вершинина
("Бронепоезд 14-69"), созданном Качаловым. Играя роль  Пеклеванова  (там
же), Хмел„в запечатлел силу  большевистской  воли  и  разума.  В  ярких,
динамич. образах Васьки Окорока ("Бронепоезд 14-69") и  Шванди  ("Любовь
Яровая"),  созданных  Н.   Баталовым   и   С.   Кузнецовым,   выражалась
жизнерадостная  стихия  революции,  бурная  энергия  и  пламенная   вера
революц. масс.
   В этих акт„рских образах, как  бы  завершивших  процесс  формирования
сов. И. а. в  первое  послеоктябрьское  десятилетие,  сконцентрировались
характернейшие черты нового иск-ва; типичность, обобщ„нность  сочетались
в них с яркой индивидуализацией.
   Идейная целеустремл„нность нар. характера, с особенной  отч„тливостью
выявилась в  образах  строителей  социализма.  Акт„ры  передавали  пафос
борьбы  за   новую   жизнь,   насыщали   образы   современников   творч.
воодушевл„нностью и оптимизмом, образ рядового сов. человека  приобретал
героич. тональность и социалистич. масштаб.
   Развитию и углублению акт„рского мастерства  способствовало  очищение
репертуара от мещанских и развлекательных  пьес,  широкое  использование
мировой классики (Юренева - Лауренсия,. "Фуэнтеовехуна", Монахов-Филипп,
"Дон Карлос"). Особое внимание было обращено  на  сатирич.  истолкование
образов прошлого. Показывая внутр. опустош„нность  людей  крепостнич.  и
капиталистич.  мира,  их  грубые  и   низменные   страсти,   исполнители
передавали погруж„нность этих персонажей в мир  собственнического  быта.
Великолепные сатирич. портреты, созданные акт„рами сов.  т-ра,  отмечены
сочно стью красок, скульптурной выразительностью: Качалов  -  Николай  I
("Николай I  и  декабристы"  Кугеля)"  Тарханов  -  Градобоев  ("Горячее

Страницы: «« « 984   985   986   987   988   989   990   991   992  993   994   995   996   997   998   999   1000   1001   1002  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия