|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 1002 » »» деятельностью молодых акт„ров, пришедших в т-р в это время. Обучаясь у
своих старших учителей высокому мастерству реалистич. игры, они
обогатили И. а. новым мировоззрением, знанием революц.
действительности,той жизни, к-рую предстояло им воплотить на сцене,
глубоким проникновением во внутренний мир нового человека.
Творческая манера акт„ров Малого т-ра - А. И. Южина, А. А.
Яблочкиной, А. А. Остужева, П. М. Садовского, М. М. Климова, В. О.
Массалитиновой, В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой и др.,- отмеченная
романтич. тональностью и сочным бытовым колоритом, достигла в сов. время
большой масштабности и социальной целеустремл„нности. Система
психологич. реализма МХАТ обрела в творчестве таких выдающихся мастеров,
как К. С. Станиславский, И. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л.
Книппер-Чехова, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов и др., особую силу
социального обобщения, активно выраженную идейность, сохраняя при этом
присущую иск-ву этих акт„ров глубину психологич. раскрытия. К. С.
Станиславский и В. И. Немирович-Данченко требовали от акт„ров чистоты
мастерства, подчинения всех деталей исполнения единому идейному замыслу,
концентрации образа, освобождения от лишних мелочей. Их ученики, второе
поколение Художественного т-ра, Н. П. Хмел„в у Б. Г. Добронравов, Н. П.
Баталов, М. И. Прудкин, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н.
Андровская" А. И. Степанова, М. Н. Кедров, М. Н. Яншин,.
А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов, считая основой акт„рского творчества
психологич., внутреннее раскрытие образов, в то же время стремились к
точному социальному видению, определению общественной позиции
действующего лица, его места в ходе истории, в жизни народа.
Эстетические принципы школы Е. Б. Вахтангова нашли выражение в
творчестве Б. В. Щукина, Р. Н. Симонова, Ю. А. Завадского, Ц. Л.
Мансуровой, В. П. Марецкой и др. Их иск-во, пронизанное
жизнеутверждающим чувством современности, характеризовалось в тот период
поисками ярко театральной формы выражения предельно наполненных чувств.
По-своему претворяло принципы Станиславского и Вахтангова
заостр„нное, гротесковое и трагедийное иск-во акт„ров МХАТ 2-го- М. А.
Чехова, С. Г. Бирман, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, С. В. Гиацинтовой.
Развитие сов. И. а. с самого начала шло в упорной борьбе реалистич.
направления с натуралистич. и формалистич. системами, унаследованными от
бурж. т-ра, и с ремесленным подходом к искусству. Натуралистич. формы
лишали советское И. а. его идейного значения, социального обобщения.
Формалистич. тенденции, претендующие на новизну, подменяли И. а.
эксцентрикой, акробатикой и по существу убивали его основу - способность
сценич. воссоздания полноценного всестороннего образа живого человека, а
ремесленные штампы лишали И. а. жизненной правды.
В противоречие с революц. театр. эстетикой вступила и манера игры,
преследующая отвлеч„нную "красивость", односторонне развивающая внешнюю,
формальную сторону за сч„т психологич. глубины. Так было в ранний период
в Камерном т-ре. Вместе с тем иск-во лучших акт„ров этого т-ра (А. Г.
Коонен, Н. М. Церетелли) не оставалось неизменным. Изысканные,
формальные при„мы игры, тщательность отделки движения, речи постепенно
подчинялись внутр. задачам, становились вс„ более ч„ткими, сдержанными.
В эти годы В. Э. Мейерхольд, борясь с натурализмом в т-ре,
полемически призывает акт„ров к открытой тенденциозности, заострению
образа. Он использует при„мы площадного т-ра, вырабатывает систему
биомеханики, добиваясь особой точности движений. Постепенно обнажение
при„ма становится в игре акт„ров т-ра Мейерхольда менее доминирующим
(биомеханика осложняется в социо-механику, по определению А. В.
Луначарского). Акт„ры т-ра Мейерхольда всегда стремились к гиперболизму
образа, плакатной яркости, но крупнейшие акт„ры этого т-ра- И. В.
Ильинский, М. М. Штраух, М. И. Бабанова и др.- главное содержание своего
иск-ва видели в реальной обрисовке характера, точном раскрытии идеи
образа, в создании ч„ткого пластич. рисунка роли.
Развитие сов. И. а. в 20-е гг. определялось и поисками
"эксцентрических акт„ров", стремившихся к заострению, сгущающих черты
образа, использующих при„мы гротеска. Среди них были в 20-е гг. С. А.
Мартинсон, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер.
В процессе эволюции И. а. происходило углубление его идейно-творч.
задач, обогащение при„мов. Иск-во сов. акт„ра, развивавшееся в
неразрывной связи с жизнью, формировалось под воздействием молодой
новаторской драматургии, родившейся после революции. В пьесах К. А.
Трен„ва, Вс. Иванова, В. Н. Билль-Белоцерковского, Б. А. Лаврен„ва были
впервые созданы реальные, психологически достоверные и в то же время
социально типич. образы творцов революции. Уже на рубеже 30-х гг. образ
сов. человека был раскрыт на сцене со всем его огромным духовным
богатством, целенаправленностью мысли, воли: Ванин - Братишка ("Шторм"),
Пашенная -
Любовь Яровая; Щукин - Павел Суслов ("Виринея" Сейфуллиной) и др.
Народность сов. иск-ва получила выражение в эпич. образе Вершинина
("Бронепоезд 14-69"), созданном Качаловым. Играя роль Пеклеванова (там
же), Хмел„в запечатлел силу большевистской воли и разума. В ярких,
динамич. образах Васьки Окорока ("Бронепоезд 14-69") и Шванди ("Любовь
Яровая"), созданных Н. Баталовым и С. Кузнецовым, выражалась
жизнерадостная стихия революции, бурная энергия и пламенная вера
революц. масс.
В этих акт„рских образах, как бы завершивших процесс формирования
сов. И. а. в первое послеоктябрьское десятилетие, сконцентрировались
характернейшие черты нового иск-ва; типичность, обобщ„нность сочетались
в них с яркой индивидуализацией.
Идейная целеустремл„нность нар. характера, с особенной отч„тливостью
выявилась в образах строителей социализма. Акт„ры передавали пафос
борьбы за новую жизнь, насыщали образы современников творч.
воодушевл„нностью и оптимизмом, образ рядового сов. человека приобретал
героич. тональность и социалистич. масштаб.
Развитию и углублению акт„рского мастерства способствовало очищение
репертуара от мещанских и развлекательных пьес, широкое использование
мировой классики (Юренева - Лауренсия,. "Фуэнтеовехуна", Монахов-Филипп,
"Дон Карлос"). Особое внимание было обращено на сатирич. истолкование
образов прошлого. Показывая внутр. опустош„нность людей крепостнич. и
капиталистич. мира, их грубые и низменные страсти, исполнители
передавали погруж„нность этих персонажей в мир собственнического быта.
Великолепные сатирич. портреты, созданные акт„рами сов. т-ра, отмечены
сочно стью красок, скульптурной выразительностью: Качалов - Николай I
("Николай I и декабристы" Кугеля)" Тарханов - Градобоев ("Горячее
Страницы: «« « 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 1002 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |