Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 980   981   982   983   984   985   986   987   988  989   990   991   992   993   994   995   996   997   998  » »»

объединяя их в целостный образ.
   Раскрепощение акт„ра, его человеческой природы, способность страдать,
плакать, радоваться на сцене казались настоящим открытием,  возвратившим
в т-р правду жизни. Однако этот этап в развитии  реалистич.  устремлений
И. а. был лишь переходным. Образ человека в рус. сентименталистском т-ре
еще во многом сохранял черты абстрактности, эмоциональность  подчинялась
морализаторской   задаче.   В   тех   же   случаях,   когда    акт„рская
эмоциональность  вырывалась  из-под  контроля  рассудочной  морали,  она
обнаруживала свою стихийность и эмпиричность. Акт„р, выражая в роли  то,
что он сам чувствовал, подставляя себя на место действующего лица, часто
не мог  выдержать  роль  до  конца,  полностью  овладеть  мыслью  пьесы.
Неровностью, субъективностью исполнения отличалась игра талантливого  С.
Ф. Мочалова (1775- 1823), излишнее напряжение сказывалось у  трагика  П.
А.  Плавилыцикова  (1760-1812))  узким   кругом   ролей   ограничивалось
дарование А. Д. Каратыгиной (1777-1859)-актрисы,владевшей, по словам  С.
П. Жихарева, в величайшей степени "даром слез". Способность  чувствовать
и необходимость обобщать не  получали  единой  основы  в  творч.  методе
исполнителей. Эстетика сентиментализма, сделавшая для  акт„ра  доступным
непосредственное  переживание,   не   открыла   ему   пути   к   сценич.
перевоплощению, к созданию характера,  отличного  от  его  собственного.
Нек-рые акт„ры пытались решать проблему, применяя  метод  классицизма  к
созданию сентименталистских образов. Таким художником был крупный  акт„р
Я.  Е.  Шуше-рин  (1753-1813),  приносивший  в  трагедию  сердечность  и
естественность, приобрет„нные им при исполнении сентиментальной драмы, а
в драму-умение продумывать все элементы игры, строго  рассчитывать  свои
средства, воспитанные в н„м т-ром классицизма. Однако осн. путь развития
И. а. в России определяется в эти годы не поисками идейного  и  эстетич.
компромисса, а  напротив  -  резким  и  односторонним  на  первых  порах
выявлением субъективного, эмоционального начала в акт„рском творчестве.
   Кризис эстетики сентиментализма в  середине  1800-х  гг.,  отразивший
крах  попыток  морального  разрешения   социальных   противоречий   рус.
действительности, сопровождался в И. а. усилением  мотивов  общественной
неудовлетвор„нности,  протеста.  На  сцене  появляются   свободолюбивые,
внутренне одинокие герои порывающие с обществом, осуждающие его,  стремя
щиеся жить по собственным душевным законам.  Так  происходит  зарождение
романтич. тенденций в И. а., впервые отч„тливо выраженных  в  творчестве
крупнейшего трагич. акт„ра А. С. Яковлева (1773-1817).  Содержанием  его
эмоционального  иск-ва  становится  крушение  веры  в   просветительскую
гармонию, в изначальную человеческую добродетель. В его  иск-ве  ощутимы
мотивы индивидуалистич. оппозиционности, 'нравственного неприятия  мира,
стремление  обострить  душевные  конфликты.  Яковлев  разрушает  принцип
декламационной игры; для него играть значило жить на  сцене,  подчиняясь
вдохновению и чувству, давая волю своим  лирич.  переживаниям.  Внося  в
сво„ исполнение каждый раз новые,  неожиданные  оттенки,  акт„р  сообщал
сценич. герою яркость и интенсивность собственного мировосприятия, живую
реальность своей психологии, но он был весьма дал„к от перевоплощения  в
изображаемое лицо. Игра Яковлева. была неровна,  образ  редко  отличался
целостностью решения. Передовая критика 10-х гг. 19 в. осуждала  его  за
недостаток "ясных и полных идей", за  стихийность  и  неуравновешенность
творчества.
   Под воздействием  общественных  настроений,  вызванных  Отечественной
войной 1812 и развитием освободительного движения  декабристов,  в  т-ре
происходит подъ„м гражданской героич. темы.  Е„  воплощение  требует  от
акт„ров  создания  крупных  трагич.  характеров,  раскрытия  сильных   и
глубоких душевных движений. В  И.  а.  преобладающее  значение  получают
вдохновение, воображение, утверждается роль свободного творческого гения
художника. Новое понимание героического требует от  акт„ра  искренности,
полноты сценич. чувства, но одновременно и ясности замысла, строгости  и
совершенства формы.
   Крупнейшей представительницей  этого  периода  в  И.а.  была  великая
трагич. актриса'Е.  С.  Сем„нова  (1786-  1849).  Самобытность,  свобода
таланта  Сем„новой,  нрав'  ственная  сила  и  верность  создаваемых  ею
характеров отмечались  уже  современниками.  Искусство  е„  было  близко
эстетич. идеям декабристов. Героическое для Сем„новой заключалось  не  в
жертвенном  подчинении  долгу  (как  у  актрис  т-ра  классицизма)   или
нравственному принципу (как  в  И.  а.  сентименталистского  т-ра),  оно
раскрывалось  как  высшее   проявление   свободы   личности,   ощущающей
общечеловеческий смысл своей борьбы. Образы Марии Стюарт, Медеи,  Федры,
как и мн. др. сценич. создания Сем„новой, несли в себе высокую романтич.
тему. Е„ огромное мастерство и гар-монич. ясность воплощения замысла  не
стесняли тех "порывов истинного вдохновения", к-рыми  так  восхищался  в
иск-ве Сем„новой  Пушкин.  Декабристские  идеи  свободы  и  гражданского
подвига пронизывают иск-во молодого П. С.  Мочалова  (1800-48),  героич.
мотивы звучат в  игре  В.  А.  Каратыгина  (1802-53),  начинающего  свой
сценич. путь на рубеже 20-х гг. Творчество этих акт„ров показательно для
дальнейших судеб рус. романтизма в 30-е гг. и той идейной борьбы,  к-рая
развернулась в этот период в И. а.
   В обстановке жестокой политич. реакции,  наступившей  после  разгрома
декабристов,  величайшее  значение  приобретает   отражение   в   иск-ве
трагедии, переживаемой обществом. И. а. романтич. т-ра раскрывает внутр.
драму человека, к-рый надел„н жаждой свободы, социальной справедливости,
полноты духовного бытия, но лиш„н объективной возможности воплотить свои
идеалы. Театр  показывает  бунт  личности  против  окружающего  е„  мира
насилия, подлости, рабской зависимости. Творчество великого рус.  акт„ра
Мочалова  наиболее  полно  отразило   демократические,   освободительные
устремления того времени, в н„м ярче всего раскрылись революц.  традиции
декабристского   искусства.   Акт„р-демократ   (по   выражению   В.   Г.
Белинского),  Мочалов  стал  знаменем  вольнолюбиво  настроенной   части
общества, кумиром демократич. молод„жи. Пламенный и страстный  художник,
акт„р огромной внутренней мощи, темперамента,  душевной  многогранности,
Мочалов    поражал    зрителей    содержательностью    и    общественной
значительностью создаваемых им  образов.  Играя  роль  Чацкого  (он  был
первым исполнителем этой роли в Москве), Мочалов вложил в  созданный  им
сценич. образ глубокую горечь, сарказм, негодование против  ненавистного
общественного  порядка.  В  интерпретации  Мочаловым  произв.   классич.
драматургии (прежде всего - Шекспира и Шиллера) отразилось его понимание
жизни, как борьбы, протекающей в острых  и  непримиримых  противоречиях,
требующих от  человека  активного  наступления  на  реакц.  общественный
порядок, активного утверждения гуманистич. идеала.
   Манера  игры  Мочалова  была   характернейшим   проявлением   свободы

Страницы: «« « 980   981   982   983   984   985   986   987   988  989   990   991   992   993   994   995   996   997   998  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия