Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 » »» красоты, противостоящие хищнической, пошлой бурж. действительности. Иск-во итал. акт„ров не могло опираться на совр. драматургию. Для Модены и Ристори основой репертуара стала нац. классика, для Росси и Сальвини - Шекспир. Но если героико-этич. тема позволяла нек-рым великим акт„рам преодолевать процесс всеобщего обуржуазивания т-ра, то на И. а. заметно сказался отрыв бурж. т-ра от совр. лит-ры, от передовых идей эпохи. Так в творчестве англ. акт„ров У. Ч. Макреди (1793-1873), Ч. Кина (1811-68) традиции прогрессивной идейности, отличавшие ро-мантич. искусство Э. Кина, оказались утерянными. Художники, идеологически близкие господствующим классам, отказывались от иск-ва, порожд„нного гневом против обществ, несправедливости, звавшего к подвигу, протесту. И. а. лишалось подлинной страсти, широты замысла, со сцены т-ров исчезали крупные, сильные характеры. Узость идейного содержания драматургии приводила к внешней декоративности, манерности, мелодраматизму И. а. В творчестве акт„ров бурж. т-ра вс„ чаще социальная типизация подменялась поверхностным жанризмом. Появилась плеяда "великосветских" акт„ров, пленяющих бурж. зрителя элегантностью, "салонностью" манер. Класси-ко-романтич. традиции застывают в академич. неподвижности, приучая целые поколения акт„ров к условно-декламационной игре, к торжественной величавости, выглядевшей нелепым анахронизмом на фоне реалистич. лит-ры и иск-ва 19 в. Влияния академизма, "салонности" испытали и реалистические в своей основе акт„рские коллективы, в т. ч. акт„ры венского "Бургтеатра" и такие выдающиеся его деятели, как С. Шредер (1781 - 1868), Г. Аншюц (1785 - 1865), А. Зонненталь (1834-1909), И. Левинский (1835- 1907), Ш. Вольтер (1833-97), Ф. Миттервурцер (18441897) и др. Даже прогрессивные деятели т-ра, боровшиеся за утверждение реализма (англ. актриса и режисс„р Э. Вестрис-Мэтьюс, 1797 - 1856, супруги Банкрофт), находились под влиянием жанрово-бытовой бурж. драматургии. Многие акт„ры конца 19 в. обращались к теории "искусства для искусства" и решали преимущественно технич., формальные задачи. Эта тенденция сказалась в творчестве нем. трагика Э. Поссарта (1841-1921) и выдающегося англ. акт„ра-режисс„ра Г. Ирвинга (1838-1905). Играя гл. обр. классич. драму и мелодраму, эти акт„ры добивались виртуозного технич. совершенства в разработке внешней и внутренней характеристики образа, высокой выразительности слова, мимики, жеста, но их искусство не поднимало больших вопросов современности. Уход И. а. от больших обществ, задач отрицательно сказался и на творчестве франц. акт„ра Б.К. Коклена-старшего (1841-1909). Жизнерадостное, выразительное искусство Коклена опиралось на умное и точное мастерство. Добиваясь неповторимой индивидуальности сценич. образов, Коклен умел найти для каждого из них яркие характерные штрихи, блестяще владел голосом, речью, жестом, достигал виртуозного перевоплощения. И в то же время в творчестве его проявилась бурж. аполитичность, безразличие к обществ, вопросам, объективизм. В своих теоретич. работах Коклен решительно отрицает необходимость акт„рского переживания, настаивает на замене его рационалистически выверенным мастерством. Теоретич. взгляды Коклена и Сальвини характеризуют два основных направления в зап.-европ. И. а. конца 19 в. Для Коклена технич. мастерство является самоцелью, для Сальвини высокая сценич. культуралишь необходимое условие для того, чтобы акт„р стал пропагандистом высоких моральных и гражданственных идеалов. Акт„ры-реалисты 2-й пол. 19 в. продолжают борьбу романтиков против эстетич. нормативности за разнообразие индивидуальных стилей. В зависимости от характера дарования, нац. своеобразия дск-ва, от историч. этапа, переживаемого страной, каждый великий акт„р 19 в. ищет свой творч. путь. Одновременно существуют проникнутое этич. пафосом, но оторванное от бурж. повседневности иск-во итал. трагиков и иск-во выдающегося франц. акт„ра Э. Г о (1822- 1901) - создателя типич. социально-психологич. образов людей бурж. мира. Во франц. И. а. конца 19- нач. 20 вв. в одной нац. традиции объединялись связанное с классицистскими традициями стилистически архаичное иск-во Ж. Муне-Сюлли (1841-1916), игравшего Корнеля, Расина, Гюго в напевно-декламационной манере, и живое, психологически тонкое, искреннее иск-во Г. Режан (1856-1920), откликавшееся на реалистич. искания современной ей драматургии (Г. Ибсена, А. Бека, А. Доде и др.). Критики единодушно подчеркивали резкое отличие актрис-современниц, нередко выступавших в одном репертуаре - Сары Бернар (1844-1923, Франция) и Э. Дузе (1858-1924, Италия). Это было не только различие дарований, творч. индивидуальностей, но и различие мировоззрений, отношения к иск-ву. Сара Бернар, блистательная представительница иск-ва "представления", во всех ролях демонстрировала виртуозное мастерство, Э. Дузе несла на сцену тревогу, внутренние метания, боль за человека, игра е„ покоряла искренностью и глубиной чувства. Близок Дузе по направленности творчества австро-немецкий акт„р И. Кайнц (1858-1910) (хотя он и обладал другой исполнительской манерой), с огромной силой выразивший тревожное мироощущение, напряж„нные раздумья современной ему интеллигенции. Кайнц - один из последних великих трагиков 19 в., его игра отличалась мощной пластич. выразительностью, острой лепкой характеров, гневным протестом против угнетения человека. Но в то же время в его творчестве уже звучали ноты пессимизма, характерные для бурж. И. а. нач. 20 в. Эти настроения, порожд„нные неверием в будущее, вносили в искусство Кайнца смятенность, взволнованность, обостр„нный трагизм. На нем. сцене существовали рядом приподнято-декламационная, эффектная, "благородная" манера Л. Бар-ная (1842-1924); виртуозное по мастерству перевоплощения, выразительное по рисунку, хотя и не свободное от педантичной рассудочности, иск-во Э. Поссарта; психологическое, чуждое внешних эффектов творчество А. А. Матковского (1857-1909). В Польше в конце 19 в. появляется плеяда акт„ров, выращенных краковским режисс„ром-реалистом С. Козьмяном (1836-1922). Но индивидуальный стиль акт„ров краковской школы различен; выдающаяся трагич. актриса Е. Моджеевская (1840-1909) сохраняла высокий, идеальный, приподнятый стиль исполнения ролей классич. репертуара, традиции героич. иск-ва, вдохновл„нного нац.-освободит, идеями; творчество С. Высоцкой (1878-1941) покоряло глубиной и правдивостью чувства, драматизмом. В краковской школе сформировались реалистич. талант Л. Сельского (1855-1954), акт„ра яркой бытовой характерности, и романтич. иск-во 10. Венгжина (1884-1952), с проникновенной поэтичностью воплотившего на польской сцене образы драм А. Мицкевича и Ю. Словацкого. Румынский т-р, развивавшийся в обстановке напряж„нной обществ, борьбы, породил смелое, насыщенное гражданств, духом искусство М. Милло (1814-96), к-рый прин„с Страницы: «« « 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |