Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 975   976   977   978   979   980   981   982   983  984   985   986   987   988   989   990   991   992   993  » »»

красоты, противостоящие хищнической, пошлой бурж. действительности.
   Иск-во итал. акт„ров не могло опираться  на  совр.  драматургию.  Для
Модены и Ристори основой репертуара стала нац.  классика,  для  Росси  и
Сальвини - Шекспир. Но если героико-этич. тема позволяла нек-рым великим
акт„рам преодолевать процесс всеобщего обуржуазивания т-ра, то на И.  а.
заметно сказался отрыв бурж. т-ра от совр.  лит-ры,  от  передовых  идей
эпохи. Так в творчестве англ. акт„ров У. Ч. Макреди (1793-1873), Ч. Кина
(1811-68)  традиции  прогрессивной  идейности,   отличавшие   ро-мантич.
искусство Э. Кина, оказались утерянными.
   Художники, идеологически близкие господствующим классам, отказывались
от  иск-ва,  порожд„нного  гневом  против   обществ,   несправедливости,
звавшего к подвигу, протесту. И. а. лишалось подлинной  страсти,  широты
замысла, со сцены т-ров  исчезали  крупные,  сильные  характеры.  Узость
идейного содержания  драматургии  приводила  к  внешней  декоративности,
манерности, мелодраматизму И. а. В творчестве  акт„ров  бурж.  т-ра  вс„
чаще социальная типизация подменялась поверхностным жанризмом. Появилась
плеяда "великосветских" акт„ров, пленяющих бурж. зрителя  элегантностью,
"салонностью" манер. Класси-ко-романтич. традиции застывают в  академич.
неподвижности, приучая целые поколения акт„ров к  условно-декламационной
игре, к торжественной величавости, выглядевшей нелепым  анахронизмом  на
фоне реалистич. лит-ры и иск-ва 19 в. Влияния  академизма,  "салонности"
испытали и реалистические в своей основе акт„рские коллективы, в  т.  ч.
акт„ры венского "Бургтеатра" и такие  выдающиеся  его  деятели,  как  С.
Шредер (1781 - 1868), Г. Аншюц (1785 - 1865), А. Зонненталь (1834-1909),
И.  Левинский  (1835-  1907),  Ш.  Вольтер  (1833-97),  Ф.  Миттервурцер
(18441897)  и  др.  Даже  прогрессивные  деятели  т-ра,  боровшиеся   за
утверждение реализма (англ. актриса и режисс„р Э. Вестрис-Мэтьюс, 1797 -
1856, супруги Банкрофт), находились под влиянием  жанрово-бытовой  бурж.
драматургии. Многие акт„ры конца 19 в. обращались  к  теории  "искусства
для искусства" и решали преимущественно технич., формальные задачи.  Эта
тенденция сказалась в творчестве нем. трагика Э. Поссарта (1841-1921)  и
выдающегося англ. акт„ра-режисс„ра Г.  Ирвинга  (1838-1905).  Играя  гл.
обр. классич. драму  и  мелодраму,  эти  акт„ры  добивались  виртуозного
технич. совершенства в разработке внешней  и  внутренней  характеристики
образа, высокой выразительности слова, мимики, жеста, но их искусство не
поднимало больших вопросов современности. Уход И. а. от больших обществ,
задач  отрицательно  сказался  и  на  творчестве  франц.   акт„ра   Б.К.
Коклена-старшего (1841-1909).  Жизнерадостное,  выразительное  искусство
Коклена опиралось на умное и точное мастерство.  Добиваясь  неповторимой
индивидуальности сценич. образов, Коклен умел найти для каждого  из  них
яркие  характерные  штрихи,  блестяще  владел  голосом,  речью,  жестом,
достигал виртуозного перевоплощения. И в то же время  в  творчестве  его
проявилась  бурж.  аполитичность,  безразличие  к   обществ,   вопросам,
объективизм.  В  своих  теоретич.  работах  Коклен  решительно  отрицает
необходимость  акт„рского  переживания,   настаивает   на   замене   его
рационалистически выверенным мастерством.
   Теоретич. взгляды  Коклена  и  Сальвини  характеризуют  два  основных
направления в  зап.-европ.  И.  а.  конца  19  в.  Для  Коклена  технич.
мастерство является самоцелью, для Сальвини высокая сценич. культуралишь
необходимое условие для того, чтобы акт„р  стал  пропагандистом  высоких
моральных и гражданственных идеалов.
   Акт„ры-реалисты 2-й пол. 19 в. продолжают  борьбу  романтиков  против
эстетич.  нормативности  за  разнообразие   индивидуальных   стилей.   В
зависимости от характера дарования, нац. своеобразия дск-ва, от историч.
этапа, переживаемого страной, каждый  великий  акт„р  19  в.  ищет  свой
творч. путь.  Одновременно  существуют  проникнутое  этич.  пафосом,  но
оторванное от  бурж.  повседневности  иск-во  итал.  трагиков  и  иск-во
выдающегося франц. акт„ра  Э.  Г  о  (1822-  1901)  -  создателя  типич.
социально-психологич. образов людей бурж. мира. Во франц.  И.  а.  конца
19-  нач.  20  вв.  в  одной  нац.  традиции  объединялись  связанное  с
классицистскими традициями стилистически архаичное иск-во Ж.  Муне-Сюлли
(1841-1916), игравшего Корнеля, Расина,  Гюго  в  напевно-декламационной
манере, и  живое,  психологически  тонкое,  искреннее  иск-во  Г.  Режан
(1856-1920),  откликавшееся  на  реалистич.   искания   современной   ей
драматургии (Г. Ибсена, А. Бека, А.  Доде  и  др.).  Критики  единодушно
подчеркивали резкое отличие актрис-современниц,  нередко  выступавших  в
одном  репертуаре  -  Сары  Бернар  (1844-1923,  Франция)  и   Э.   Дузе
(1858-1924, Италия). Это  было  не  только  различие  дарований,  творч.
индивидуальностей, но и различие мировоззрений, отношения к иск-ву. Сара
Бернар, блистательная представительница иск-ва "представления", во  всех
ролях демонстрировала виртуозное мастерство,  Э.  Дузе  несла  на  сцену
тревогу,  внутренние  метания,  боль  за  человека,  игра  е„   покоряла
искренностью  и  глубиной  чувства.  Близок   Дузе   по   направленности
творчества австро-немецкий акт„р И. Кайнц (1858-1910) (хотя он и обладал
другой исполнительской манерой), с огромной силой  выразивший  тревожное
мироощущение, напряж„нные раздумья современной ему интеллигенции.  Кайнц
- один из последних великих трагиков 19 в., его игра  отличалась  мощной
пластич. выразительностью, острой лепкой характеров,  гневным  протестом
против угнетения человека. Но в то же время в его творчестве уже звучали
ноты пессимизма, характерные для бурж. И. а. нач. 20 в. Эти  настроения,
порожд„нные неверием в будущее, вносили в искусство Кайнца  смятенность,
взволнованность, обостр„нный трагизм.
   На   нем.   сцене   существовали   рядом   приподнято-декламационная,
эффектная, "благородная" манера Л. Бар-ная  (1842-1924);  виртуозное  по
мастерству перевоплощения, выразительное по рисунку, хотя и не свободное
от  педантичной  рассудочности,  иск-во  Э.  Поссарта;  психологическое,
чуждое внешних эффектов творчество А. А. Матковского (1857-1909).
   В  Польше  в  конце  19  в.  появляется  плеяда  акт„ров,  выращенных
краковским   режисс„ром-реалистом   С.   Козьмяном    (1836-1922).    Но
индивидуальный  стиль  акт„ров  краковской  школы  различен;  выдающаяся
трагич. актриса Е. Моджеевская (1840-1909) сохраняла высокий, идеальный,
приподнятый стиль исполнения ролей классич. репертуара, традиции героич.
иск-ва, вдохновл„нного нац.-освободит, идеями;  творчество  С.  Высоцкой
(1878-1941) покоряло глубиной и  правдивостью  чувства,  драматизмом.  В
краковской  школе  сформировались   реалистич.   талант   Л.   Сельского
(1855-1954), акт„ра яркой бытовой характерности, и романтич. иск-во  10.
Венгжина (1884-1952),  с  проникновенной  поэтичностью  воплотившего  на
польской сцене образы драм А. Мицкевича и Ю. Словацкого. Румынский  т-р,
развивавшийся в обстановке напряж„нной обществ, борьбы, породил  смелое,
насыщенное гражданств, духом искусство М. Милло (1814-96), к-рый  прин„с

Страницы: «« « 975   976   977   978   979   980   981   982   983  984   985   986   987   988   989   990   991   992   993  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия