Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 972   973   974   975   976   977   978   979   980  981   982   983   984   985   986   987   988   989   990  » »»

Т. Беттертон пытался, играя шекспировский репертуар, внести в свою  игру
элементы реализма. Ещ„ более отч„тливо реалистич. принципы  сказались  в
исполнении шекспировских ролей первым англ. акт„ром эпохи Просвещения Ч.
Маклином (1699-1797). И хотя на англ. сцене с успехом  выступали  акт„ры
классицисты (Дж. Куин, 1693-1766, и др.) и акт„ры,  использующие  при„мы
классицизма в жанре просветительской трагедии  (Б.  Бутс,  1681-1733,  и
др.), основным направлением в англ. И. а. стал просветительский реализм,
ярким представителем к-рого был выдающийся акт„р Д. Гаррик (1717-79).
   Одушевл„нный   просветительскими   идеалами,   пламенный    поклонник
Шекспира, Гаррик добивался глубокого раскрытия  духовного  мира  героев,
выявления типич.  признаков  их  характера.  Он  интерпретировал  образы
героев Шекспира в духе сентименталистской этич. проблематики и приближал
их к  современности,  выражая  через  конфликты  шекспировских  трагедий
просветительское   представление   о   победе    "естественных"    начал
человеческой натуры над е„ эгоистическими корыстными устремлениями.
   Гаррик перерабатывал  классицистские  приемы  игры,  приближая  их  к
реализму. Он подчинил сценич. речь задаче создания жизненно достоверного
характера. Монолог в  его  исполнении  звучал  как  внутреннее  раздумие
человека, а диалог был основан на  взаимосвязи  с  партн„ром.  В  иск-ве
Гар-рика сценич. действие перестало  носить  чисто  словесный  характер,
заполнялось психологически насыщенными  игровыми  паузами.  Формируя  на
основе личного, творч. опыта общие принципы нового И. а., Гаррик  широко
популяризировал их во время своих гастролей по странам Зап. Европы.
   И. а. Просвещения преодолело традиционное для классицизма деление  на
высокий и низкий стиль  игры.  Героич.  образы  опрощались,  приобретали
бытовую и психологич. конкретность, амплитуда человеческих страстей  как
в трагедии, так и в комедии расширялась, при„мы игры  становились  более
гибкими, способными выявить разные грани характеров. Основным источником
творчества стало наблюдение жизни, изучение акт„ром человеческих  типов.
Главной задачей И. а. стало  перевоплощение  акт„ра  в  изображаемый  им
образ. Виртуозно  разработанное  иск-во  слова,  мимика,  движение  были
подчинены выявлению внутр. переживаний героев. Акт„ры обрели возможность
создавать высокие, идейно-значительные обра' зы, сохраняя естественность
человеческого поведения.
   Эволюция И. а., характерная для творчества Гар-рика, была  типична  в
известной мере  и  для  акт„ров-просветителей  др.  стран  Зап.  Европы.
Крупнейший исп. акт„р-просветитель И. Майкес (1768-1820), начавший  свою
творч. деятельность в  русле  классицизма,  приш„л  затем  к  пересмотру
эстетич. норм этого  стиля.  Приверженность  идеям  нац.-освободительной
борьбы способствовала возрождению в иск-ве Май-кеса традиций  исп.  т-ра
"золотого века", помогла  ему  достигнуть  в  лучших  ролях  яркой  нац.
самобытности и реалистичности. Подобную же эволюцию  пережил  крупнейший
польский акт„р В. Богуславский (1757- 1829). .
   Просветительская  программа  лежала  и  в  основе  сценич.   реформы,
провед„нной в Италии в  сер.  18  в.  К.  Гольдони  (1707-93),  сумевшим
перевести акт„ров-импровизаторов от создания образа-маски к сценическому
воплощению индивидуализированных комедийных характеров.
   Отч„тливо определилось движение И. а. к реализму в Германии. Здесь  в
творчестве К. Экгофа (1720-78) наш„л выражение последовательный  переход
от классицистской манеры игры к  нормам  просветительского  реализма.  В
нем.  И.  а.  ярко  проявилось  стремление  к   социальной   и   бытовой
определ„нности характеров, проникнутых просветительской моралью.способствовала  драматургия  Г.  Лессинга  и  его   теоретич.   суждения
("Гамбургская драматургия"),  в  к-рых  нем.  просветитель  требовал  от
акт„ра  осознания  моральной  истины,  сдерживающей   его   эмоции   при
исполнении  чувствительных  сцен,  и  взволнованности  при  произнесении
нравств. сентенций.
   Наиболее полная переработка традиций  классицистского  И  а.  в  духе
просветительского реализма была проведена великим  нем.  акт„ром  Ф.  Л.
Шр„дерсм (1744-1816). Преодолевая  морализующие  устремления  "мещанской
драмы", он  сочетал  в  исполнении  шекспировских  ролей  правдивость  и
простоту с мощным темпераментом, глубокой  страстностью  игры,  достигал
психологич. перевоплощения в образ. Если творчеству Гаррика были присущи
идеализирующие тенденции, то Шредер стремился к выражению повседневного,
к опрощ„нному стилю игры.  В  период  спада  просветительского  движения
такая тенденция привела к бытовой, подч„ркнуто прозаич. манере  игры,  к
ограниченной  пределами  бурж.  мировоззрения  и   мещанской   тематикой
драматургии.
   Это направление в нем.  И.  а.  было  представлено  А.  В.  Иффландом
(1759-1814) и др.  акт„рами  ман-геймской  школы  игры,  с  к-рой  бурж.
искусствоведение  обычно  начинает  историю  реалистич.  И.  а.  Реализм
Иффланда   был   в    значительной    степени    пассивной    копировкой
действительности, фиксацией мелких бытовых деталей. Его сценич. образы в
силу  своей  бытовой  измельч„нности  были  лишены   внутр.   источников
героического, поэтому акт„р в драматических местах прибегал к  величавой
классицистской декламации.
   Великие нем. драматурги И.В.Г„те и Ф.Шиллер отрицали  натуральность",
лишавшую И. а. его идейного  содержания.  В  период  своего  руководства
Веймарским т-ром Г„те боролся против бытовизма  в  И.  а.,  искал  формы
воссоздания на сцене образов героич. и  поэтич.  стихотворной  драмы.  В
содружестве  с  Шиллером  он  разработал  специальную  систему  И.   а.,
изложенную в "Правилах для акт„ра" (1803),  с  помощью  к-рой  стремился
заставить акт„ра сочетать в сво„м исполнении  правдивое  и  прекрасное".
Г„те считал, что И. а. способно воссоздать в  сценич.  образах  пластич.
выразительность античных статуй и передать в живых интонациях  музыку  и
ритм  поэтич.  речи.   Но   практически   эти   мечтания   сводились   к
восстановлению в И. а. норм классицизма.
   На примере нем. И. а. нач. 19 в. отч„тливо видно,  как  стремление  к
жизненной правде подменялось мелочным правдоподобием, лиш„нным  идейного
пафоса, обобщения, а героические тенденции принимали абстрактную  форму,
просветительское И. а. становилось  ограниченным  и  теряло  сво„  совр.
общественное значение.
   И. а. р о м а н т и з м а. В первые десятилетия 19 в.  господствующим
направлением театр. иск-ва ряда зап.-европ. стран становится  романтизм.
В н„м отразились разочарование разл.  социальных  кругов  в  результатах
бурж. революции,  рост  освободительных  устремлений  демократич.  масс,
обострение ид еологич. борьбы в условиях реакционных политич. режимок. В
романтизме  заключались  разнородные  идейные   тенденции,   но   реакц.
направление романтизма мало сказалось в практике  И.  а.  Зато  огромное
значение  в  акт„рском  творчестве  получили   принципы   прогрессивного

Страницы: «« « 972   973   974   975   976   977   978   979   980  981   982   983   984   985   986   987   988   989   990  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия