|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 » »» Ильича" Меджнунбеко-ва (1958), "Утро Востока" Мамедханлы (Гос. пр. СССР,
1948); осуществил также постановки драм Дж. Джабарлы - "Айдын" (1940),
"В 1905 году" (1947) и др.; Шекспира ("Отелло", 1949). Поставил в Т-ре
оперы и балета им. Ахундова "Шах Сенем" Глиэра (1937), в Бакинском рус.
т-ре "Вагиф" Вургуна (1956). Для творчества И. характерны монументальная
героика, торжественная репрезентативность, яркая зрелищность. С 1937 И.
вед„т педагогич. работу (в Азерб. театр. ин-те им. М. А. Алиева).
Снимался в кино. С 1961 работает в кино. К. Кае.
"ИСКУССТВО"- русское советское специализированное издательство.
Создано в 1935, в 1938 было объединено с издательством "Изогиз". Имеет
отделение в Ленинграде. Изд-во выпускает лит-ру по разл. отраслям иск-ва
на рус. яз. Значит. раздел деятельности "И." занимает драматургия. В
издательстве выпущены 10-томный сб. "Советская драматургия", 1917-47;
сборники пьес драматургов нац. республик СССР, избр. пьесы сов.
(Арбузов, Симонов, Трен„в и др.) и зап.-европ. драматургов (Гауптман,
Пиранделло, Уайльд и др.). Нзд-во выпускает книги по истории и теории
русского т-ра, т-ра народов СССР и зарубежных т-ров всех врем„н. Изд-во
публикует книги, освещающие театр. наследие К. С. Станиславского и Вл.
И. Немировича-Данченко (собр. соч., режисс„рские партитуры, записи бесед
и репетиций, письма и др.); критич. исследования и монографии, сце-нич.
истории произв. драматургии, работы по технике сцены, учебно-методич.
литературу, книги, освещающие творч. опыты мастеров т-ра, театр.
мемуары, книги по цирку и эстраде. Большими тиражами изда„тся массовая
театр.лит-ра для худ. самодеятельности, серии одноактных пьес, брошюры,
посв. творчеству крупнейших акт„ров и драматургов, брошюры к юбилейным
датам, гастролям зарубежных т-ров в СССР и др.
Ряд изданий, гл. обр. мемуарную литературу и книги, посв. вопросам
техники сцены и оформлению спектакля, "И." выпускает совм. с ВТО. Из
периодических изданий "И." выпускает журналы "Театр", "Ежегодники
Московского Художественного театра", альманах "Современная драматургия".
Лит- см. при ст. 'ГеатТюведение.
ИСКУССТВО АКТЕРА - искусство создания сценических образов; вид
исполнительского творчества. Исполняя определ„нную роль в театр.
представлении, акт„р как бы уподобляет себя лицу, от имени к-рого он
действует в спектакле. Материалом для этого ему служат собственные
природные данные: речь, тело, движения, мимика, так же как и его
эмоциональность, наблюдательность, воображение, память и пр.
Особенностью И. а. является то, что процесс акт„рского творчества в
своей конечной стадии всегда совершается на глазах у зрителя в момент
спектакля.
Основу акт„рского творчества составляет принцип перевоплощения.
Существуют понятия внешнего и внутреннего перевоплощения, к-рые, однако,
могут быть расчленены только условно. По существу,- это две стороны
сложного творч. процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи.
В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в
неразрывном единстве.
Акт„р прибегает к помощи грима, костюма (в нек-рых видах т-ра - к
помощи маски), вырабатывает интонации,. жесты, походку, мимику,
передающие с той или иной степенью жизненной достоверности или
театральной условности внешность .и манеру поведения изображаемого им
лица. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы
передать на сцене внешний облик персонажа: акт„р раскрывает духовный мир
своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.
И. а. требует высокого мастерства, развитой техники. Исполнитель
должен уметь пользоваться выразит. средствами, присущими И. а., словом,
голосом, движением, быть пластичным, музыкальным и др. Методы и формы И.
а. дифференцируются в зависимости от видов театр. иск-ва (драма, опера,
балет, пантомима и т. д.), от драматургич. жанров, выдвигающих те или
иные задачи (трагедия, комедия, фарс и др.).
Важнейшим средством воздействия сценич. образа в драматич. т-ре
является слово, вводящее зрителей в сущность мыслей и чувств,
переживаемых героем.
И. а. призвано воплотить на сцене авторский замысел, выявить идейный
смысл драмы. Вместе с тем акт„р обогащает содержание драмы, замысел
автора собственным жизненным опытом, размышлениями. наблюдениями. Исходя
из своего мировоззрения и творческой индивидуальности, акт„р сообщает
исполняемой роли ту или иную трактовку.
Акт„р может стать "властителем дум" своего поколения, выражая в
создаваемых им совр. или классич. образах прогрессивные демократич. идеи
времени (в рус. т-ре - Мочалов, Ермолова, Комиссаржев-ская, Качалов и
др.). Новые нсторич. эпохи приносят с собой новое прочтение крупнейших
ролей мирового репертуара. Гаррик создал своего Лира, Моча-лов - своего
Гамлета, Остужев и Хорава - Отелло; во всех этих случаях акт„р с
наибольшей для его времени глубиной выразил гуманистич. содержание
творчества Шекспира, раскрыв содержание образа с позиций передовых
идеалов современности. Вот почему И. а. приобретает высокое обществ,
значение, способность увлекать, волновать и воспитывать зрителей.
И. а. находится в тесной связи с искусством режиссуры. Единство
постановочного решения спектакля потребовало воспитания в акт„ре чувства
ансамбля, И. а. стало частью сложного целого. Принцип ансамбля не только
установил взаимодействие исполнителя с его партн„рами, но и определил
связь между творческим самочувствием акт„ра, при„мами его игры и теми
средствами, к-рые избираются режисс„ром для общего постановочного
решения спектакля (жанр, ритм, пространств, композиция, пластич.
рисунок, музыка, декорационное оформление и т. д.).
История И. а. знает различные типы акт„рского перевоплощения,
соответствующие нац. особенностям народа, эстетич. природе того или
иного вида т-ра, принципам его творч. метода.
На почве определ„нного творч. мировоззрения формируется метод, к-рым
акт„р пользуется при создании сценич. образа, вырабатываются при„мы
игры, средства сценич. выразительности.
В совр. т-ре существуют разные теории И. а. Однако различие школ,
манер и даже методов не исключает подчинения И. а. нек-рым общим
законам, определяющимся выражением в акт„рском творчестве художеств.
правды. Закономерности творч. процесса создания образа неоднократно
становились предметом изучения при разработке теории И. а. (см. театр.
Театроведение). В европ. т-ре определились две крайние тенденции: одна,
связанная с рационалистич. пониманием задач И. а., выдвигала примат
сознания над вдохновением, другая, отвергая рассудочные формы
творчества, утверждала примат вдохновения, эмоции, главенствующую роль
Страницы: «« « 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |