Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 » »» Ильича" Меджнунбеко-ва (1958), "Утро Востока" Мамедханлы (Гос. пр. СССР, 1948); осуществил также постановки драм Дж. Джабарлы - "Айдын" (1940), "В 1905 году" (1947) и др.; Шекспира ("Отелло", 1949). Поставил в Т-ре оперы и балета им. Ахундова "Шах Сенем" Глиэра (1937), в Бакинском рус. т-ре "Вагиф" Вургуна (1956). Для творчества И. характерны монументальная героика, торжественная репрезентативность, яркая зрелищность. С 1937 И. вед„т педагогич. работу (в Азерб. театр. ин-те им. М. А. Алиева). Снимался в кино. С 1961 работает в кино. К. Кае. "ИСКУССТВО"- русское советское специализированное издательство. Создано в 1935, в 1938 было объединено с издательством "Изогиз". Имеет отделение в Ленинграде. Изд-во выпускает лит-ру по разл. отраслям иск-ва на рус. яз. Значит. раздел деятельности "И." занимает драматургия. В издательстве выпущены 10-томный сб. "Советская драматургия", 1917-47; сборники пьес драматургов нац. республик СССР, избр. пьесы сов. (Арбузов, Симонов, Трен„в и др.) и зап.-европ. драматургов (Гауптман, Пиранделло, Уайльд и др.). Нзд-во выпускает книги по истории и теории русского т-ра, т-ра народов СССР и зарубежных т-ров всех врем„н. Изд-во публикует книги, освещающие театр. наследие К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (собр. соч., режисс„рские партитуры, записи бесед и репетиций, письма и др.); критич. исследования и монографии, сце-нич. истории произв. драматургии, работы по технике сцены, учебно-методич. литературу, книги, освещающие творч. опыты мастеров т-ра, театр. мемуары, книги по цирку и эстраде. Большими тиражами изда„тся массовая театр.лит-ра для худ. самодеятельности, серии одноактных пьес, брошюры, посв. творчеству крупнейших акт„ров и драматургов, брошюры к юбилейным датам, гастролям зарубежных т-ров в СССР и др. Ряд изданий, гл. обр. мемуарную литературу и книги, посв. вопросам техники сцены и оформлению спектакля, "И." выпускает совм. с ВТО. Из периодических изданий "И." выпускает журналы "Театр", "Ежегодники Московского Художественного театра", альманах "Современная драматургия". Лит- см. при ст. 'ГеатТюведение. ИСКУССТВО АКТЕРА - искусство создания сценических образов; вид исполнительского творчества. Исполняя определ„нную роль в театр. представлении, акт„р как бы уподобляет себя лицу, от имени к-рого он действует в спектакле. Материалом для этого ему служат собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика, так же как и его эмоциональность, наблюдательность, воображение, память и пр. Особенностью И. а. является то, что процесс акт„рского творчества в своей конечной стадии всегда совершается на глазах у зрителя в момент спектакля. Основу акт„рского творчества составляет принцип перевоплощения. Существуют понятия внешнего и внутреннего перевоплощения, к-рые, однако, могут быть расчленены только условно. По существу,- это две стороны сложного творч. процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве. Акт„р прибегает к помощи грима, костюма (в нек-рых видах т-ра - к помощи маски), вырабатывает интонации,. жесты, походку, мимику, передающие с той или иной степенью жизненной достоверности или театральной условности внешность .и манеру поведения изображаемого им лица. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: акт„р раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания. И. а. требует высокого мастерства, развитой техники. Исполнитель должен уметь пользоваться выразит. средствами, присущими И. а., словом, голосом, движением, быть пластичным, музыкальным и др. Методы и формы И. а. дифференцируются в зависимости от видов театр. иск-ва (драма, опера, балет, пантомима и т. д.), от драматургич. жанров, выдвигающих те или иные задачи (трагедия, комедия, фарс и др.). Важнейшим средством воздействия сценич. образа в драматич. т-ре является слово, вводящее зрителей в сущность мыслей и чувств, переживаемых героем. И. а. призвано воплотить на сцене авторский замысел, выявить идейный смысл драмы. Вместе с тем акт„р обогащает содержание драмы, замысел автора собственным жизненным опытом, размышлениями. наблюдениями. Исходя из своего мировоззрения и творческой индивидуальности, акт„р сообщает исполняемой роли ту или иную трактовку. Акт„р может стать "властителем дум" своего поколения, выражая в создаваемых им совр. или классич. образах прогрессивные демократич. идеи времени (в рус. т-ре - Мочалов, Ермолова, Комиссаржев-ская, Качалов и др.). Новые нсторич. эпохи приносят с собой новое прочтение крупнейших ролей мирового репертуара. Гаррик создал своего Лира, Моча-лов - своего Гамлета, Остужев и Хорава - Отелло; во всех этих случаях акт„р с наибольшей для его времени глубиной выразил гуманистич. содержание творчества Шекспира, раскрыв содержание образа с позиций передовых идеалов современности. Вот почему И. а. приобретает высокое обществ, значение, способность увлекать, волновать и воспитывать зрителей. И. а. находится в тесной связи с искусством режиссуры. Единство постановочного решения спектакля потребовало воспитания в акт„ре чувства ансамбля, И. а. стало частью сложного целого. Принцип ансамбля не только установил взаимодействие исполнителя с его партн„рами, но и определил связь между творческим самочувствием акт„ра, при„мами его игры и теми средствами, к-рые избираются режисс„ром для общего постановочного решения спектакля (жанр, ритм, пространств, композиция, пластич. рисунок, музыка, декорационное оформление и т. д.). История И. а. знает различные типы акт„рского перевоплощения, соответствующие нац. особенностям народа, эстетич. природе того или иного вида т-ра, принципам его творч. метода. На почве определ„нного творч. мировоззрения формируется метод, к-рым акт„р пользуется при создании сценич. образа, вырабатываются при„мы игры, средства сценич. выразительности. В совр. т-ре существуют разные теории И. а. Однако различие школ, манер и даже методов не исключает подчинения И. а. нек-рым общим законам, определяющимся выражением в акт„рском творчестве художеств. правды. Закономерности творч. процесса создания образа неоднократно становились предметом изучения при разработке теории И. а. (см. театр. Театроведение). В европ. т-ре определились две крайние тенденции: одна, связанная с рационалистич. пониманием задач И. а., выдвигала примат сознания над вдохновением, другая, отвергая рассудочные формы творчества, утверждала примат вдохновения, эмоции, главенствующую роль Страницы: «« « 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |