Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 965   966   967   968   969   970   971   972   973  974   975   976   977   978   979   980   981   982   983  » »»

Ильича" Меджнунбеко-ва (1958), "Утро Востока" Мамедханлы (Гос. пр. СССР,
1948); осуществил также постановки драм Дж. Джабарлы -  "Айдын"  (1940),
"В 1905 году" (1947) и др.; Шекспира ("Отелло", 1949). Поставил  в  Т-ре
оперы и балета им. Ахундова "Шах Сенем" Глиэра (1937), в Бакинском  рус.
т-ре "Вагиф" Вургуна (1956). Для творчества И. характерны монументальная
героика, торжественная репрезентативность, яркая зрелищность. С 1937  И.
вед„т педагогич. работу (в  Азерб.  театр.  ин-те  им.  М.  А.  Алиева).
Снимался в кино. С 1961 работает в кино. К. Кае.
   "ИСКУССТВО"-  русское  советское   специализированное   издательство.
Создано в 1935, в 1938 было объединено с издательством  "Изогиз".  Имеет
отделение в Ленинграде. Изд-во выпускает лит-ру по разл. отраслям иск-ва
на рус. яз. Значит. раздел деятельности  "И."  занимает  драматургия.  В
издательстве выпущены 10-томный сб.  "Советская  драматургия",  1917-47;
сборники  пьес  драматургов  нац.  республик  СССР,  избр.  пьесы   сов.
(Арбузов, Симонов, Трен„в и др.) и  зап.-европ.  драматургов  (Гауптман,
Пиранделло, Уайльд и др.). Нзд-во выпускает книги по  истории  и  теории
русского т-ра, т-ра народов СССР и зарубежных т-ров всех врем„н.  Изд-во
публикует книги, освещающие театр. наследие К. С. Станиславского  и  Вл.
И. Немировича-Данченко (собр. соч., режисс„рские партитуры, записи бесед
и репетиций, письма и др.); критич. исследования и монографии,  сце-нич.
истории произв. драматургии, работы по  технике  сцены,  учебно-методич.
литературу,  книги,  освещающие  творч.  опыты  мастеров  т-ра,   театр.
мемуары, книги по цирку и эстраде. Большими тиражами  изда„тся  массовая
театр.лит-ра для худ. самодеятельности, серии одноактных пьес,  брошюры,
посв. творчеству крупнейших акт„ров и драматургов, брошюры  к  юбилейным
датам, гастролям зарубежных т-ров в СССР и др.
   Ряд изданий, гл. обр. мемуарную литературу и  книги,  посв.  вопросам
техники сцены и оформлению спектакля, "И." выпускает  совм.  с  ВТО.  Из
периодических  изданий  "И."  выпускает  журналы  "Театр",   "Ежегодники
Московского Художественного театра", альманах "Современная драматургия".
   Лит- см. при ст. 'ГеатТюведение.
   ИСКУССТВО  АКТЕРА  -  искусство  создания  сценических  образов;  вид
исполнительского  творчества.  Исполняя  определ„нную  роль   в   театр.
представлении, акт„р как бы уподобляет себя лицу,  от  имени  к-рого  он
действует в спектакле.  Материалом  для  этого  ему  служат  собственные
природные данные: речь,  тело,  движения,  мимика,  так  же  как  и  его
эмоциональность,   наблюдательность,   воображение,   память    и    пр.
Особенностью И. а. является то,  что  процесс  акт„рского  творчества  в
своей конечной стадии всегда совершается на глазах у  зрителя  в  момент
спектакля.
   Основу  акт„рского  творчества  составляет  принцип   перевоплощения.
Существуют понятия внешнего и внутреннего перевоплощения, к-рые, однако,
могут быть расчленены только условно.  По  существу,-  это  две  стороны
сложного творч. процесса, находящиеся между собой в тесной  взаимосвязи.
В  процессе  перевоплощения  действие,  мысль  и  чувство  находятся   в
неразрывном единстве.
   Акт„р прибегает к помощи грима, костюма (в нек-рых  видах  т-ра  -  к
помощи  маски),  вырабатывает  интонации,.   жесты,   походку,   мимику,
передающие  с  той  или  иной  степенью  жизненной   достоверности   или
театральной условности внешность .и манеру  поведения  изображаемого  им
лица. Но подлинное перевоплощение заключается не  только  в  том,  чтобы
передать на сцене внешний облик персонажа: акт„р раскрывает духовный мир
своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.
   И. а. требует  высокого  мастерства,  развитой  техники.  Исполнитель
должен уметь пользоваться выразит. средствами, присущими И. а.,  словом,
голосом, движением, быть пластичным, музыкальным и др. Методы и формы И.
а. дифференцируются в зависимости от видов театр. иск-ва (драма,  опера,
балет, пантомима и т. д.), от драматургич. жанров,  выдвигающих  те  или
иные задачи (трагедия, комедия, фарс и др.).
   Важнейшим средством  воздействия  сценич.  образа  в  драматич.  т-ре
является  слово,  вводящее  зрителей  в  сущность   мыслей   и   чувств,
переживаемых героем.
   И. а. призвано воплотить на сцене авторский замысел, выявить  идейный
смысл драмы. Вместе с тем  акт„р  обогащает  содержание  драмы,  замысел
автора собственным жизненным опытом, размышлениями. наблюдениями. Исходя
из своего мировоззрения и творческой  индивидуальности,  акт„р  сообщает
исполняемой роли ту или иную трактовку.
   Акт„р может стать  "властителем  дум"  своего  поколения,  выражая  в
создаваемых им совр. или классич. образах прогрессивные демократич. идеи
времени (в рус. т-ре - Мочалов, Ермолова,  Комиссаржев-ская,  Качалов  и
др.). Новые нсторич. эпохи приносят с собой новое  прочтение  крупнейших
ролей мирового репертуара. Гаррик создал своего Лира, Моча-лов -  своего
Гамлета, Остужев и Хорава  -  Отелло;  во  всех  этих  случаях  акт„р  с
наибольшей для  его  времени  глубиной  выразил  гуманистич.  содержание
творчества Шекспира,  раскрыв  содержание  образа  с  позиций  передовых
идеалов современности. Вот почему И.  а.  приобретает  высокое  обществ,
значение, способность увлекать, волновать и воспитывать зрителей.
   И. а. находится в  тесной  связи  с  искусством  режиссуры.  Единство
постановочного решения спектакля потребовало воспитания в акт„ре чувства
ансамбля, И. а. стало частью сложного целого. Принцип ансамбля не только
установил взаимодействие исполнителя с его партн„рами,  но  и  определил
связь между творческим самочувствием акт„ра, при„мами его  игры  и  теми
средствами,  к-рые  избираются  режисс„ром  для  общего   постановочного
решения  спектакля  (жанр,  ритм,  пространств,   композиция,   пластич.
рисунок, музыка, декорационное оформление и т. д.).
   История  И.  а.  знает  различные  типы  акт„рского   перевоплощения,
соответствующие нац. особенностям  народа,  эстетич.  природе  того  или
иного вида т-ра, принципам его творч. метода.
   На почве определ„нного творч. мировоззрения формируется метод,  к-рым
акт„р пользуется при  создании  сценич.  образа,  вырабатываются  при„мы
игры, средства сценич. выразительности.
   В совр. т-ре существуют разные теории И.  а.  Однако  различие  школ,
манер и даже  методов  не  исключает  подчинения  И.  а.  нек-рым  общим
законам, определяющимся выражением  в  акт„рском  творчестве  художеств.
правды. Закономерности  творч.  процесса  создания  образа  неоднократно
становились предметом изучения при разработке теории И. а.  (см.  театр.
Театроведение). В европ. т-ре определились две крайние тенденции:  одна,
связанная с рационалистич. пониманием  задач  И.  а.,  выдвигала  примат
сознания  над   вдохновением,   другая,   отвергая   рассудочные   формы
творчества, утверждала примат вдохновения, эмоции,  главенствующую  роль

Страницы: «« « 965   966   967   968   969   970   971   972   973  974   975   976   977   978   979   980   981   982   983  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия