Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 » »» изображавшие античных героев, носили модные совр. платья или стилизованные "римские одеяния". Декламационный характер И. а. определил фронтальное расположение акт„ра по отношению к зрительному залу - монологи читались прямо в публику, а диалог проходил в мизансценах, позволявших акт„ру вести беседу с партн„ром, не отворачивая лица от зрителей. Акт„р согласовывал свою речь с тональностью речи партн„ра, а ритм движений с движениями др. действующих лиц - так достигалось вокальное и пластич. единство спектакля. В процессе своего развития И. а. классицизма разделилось на два направления. Придворно-дворянское выдвигало требование "облагороженной природы", культивировало в акт„рской игре стремление к внешней импозантности, жеманной изысканности, риторичность. Типичными представителями этого направления во Франции были акт„ры Бельроз (ум. ок. 1670) и Монфл„ри (ок. 1610-67). Более широко трактовались принципы классицизма в И. а., выражавшем вкусы демократич. кругов зрителей. Развивая прогрессивные и гражданские тенденции драматургии П. Кор-неля и Ж. Расина, И. а. преодолевало в творчестве наиболее одар„нных деятелей сцены сословную и формальную ограниченность придворного стиля, достигая в области трагедийного жанра идейности, монументальной простоты, эмоциональной насыщенности и известной психологич. конкретизации образов. Утверждение этого стиля в И. а. было связано с творчеством акт„ра Мондори (1594-1651) и его преемника Флоридора (1608-71), выступавших в основных ролях трагедий Корнеля. Стилистич. заверш„нность классицистское И. а. приобрело в период деятельности Расина в творчестве его учениц-Т. Дюпарк (1635-68) и М. Шан-меле (1641-98). Развитие классицистского И. а. ограничивалось на первом этапе пределами жанра трагедии. Комедийное И. а. более демократичное, заключающее в себе яркие реалистич. элементы, оставалось за пределами сценич. эстетики классицизма. Комич. акт„ры 1-й пол. 17 в. играли в фарсовых и буффонных традициях площадных бульварных т-ров. Комич. трио "Бургундского отеля" - Готье-Гаргиль (ум. 1633), Гро-Гильом (ум. 1634), Тюрлюпен (1587-1637) и премьер театра Маре - акт„р Жодле (ум. 1660) играли в манере участников площадных нар. представлений. Классицистская эстетика рассматривала комедию как низший жанр и, низводя е„ до уровня фарса, видела в комедийном И. а. только возможности создания грубо карикатурных, примитивных типов-масок. Решительный переворот в комедийном И. а., а в связи с этим и во вс„м сценич. творчестве был соверш„н Мольером (1622-73) - гениальным драматургом и великим акт„ром своего времени. Реформу И. а. Мольер проводил одновременно с созданием высокой комедии - жанра, способного отражать реальную жизнь и внушать зрителям гуманистич. идеи. И. а. стало основываться на изучении человеческих типов, обличении, сатире. Следуя традициям фарсовой игры и восприняв в молодые годы уроки от акт„ров итал. комедии, Мольер приближался в своей сценнч. эстетике к пониманию необходимости индивидуализации образа и психологич. содержательности исполнения. Он высмеивал напыщенную игру трагич. акт„ров "Бургундского отеля", противопоставляя ей естественную манеру читки стихов, требовал от акт„ров своей труппы умения вникать в сущность ролей. Сохраняя фарсовые традиции площадного т-ра, Мольер признавал преувеличенную, подч„ркнутую манеру игры; он говорил актрисе Дебри (ум. 1706): "Имейте постоянно тип перед глазами и воспроизводите его в карикатуре". При этом Мольер утверждал в И. а. принципы внутр. дисциплины п художеств. меры. "При его постановках,свидетельствует акт„р Ш. В. Лагранж (1639-93),- каждый шаг и жест акт„ров были строго обдуманы и вс„ совершалось с такой тщательностью, о какой до него никто не имел понятия". Мольер своей драматургией, режисс„рскими советами и собственной сценич. практикой стирал грани между комедийным и драматическим И. а. Его эстетика воздействовала на трагедийное сценич. иск-во, представители к-рого в лице М. Барона (1653-1729) и А. Лекувр„р (1692-1730) вступили в борьбу с тра-диционно-классицистской системой игры, представленной актрисой расиновского направления М. Шанмеле и е„ последовательницей Ж. Госсен (1711-67), акт„рами Кино-Дюфрен (1693-1767), Ш. Гранвалем (17101784). Эволюция трагедийного И. а. выражалась в отказе от условной декламации, в стремлении акт„ров к большей естественности в читке стихов, лирич. вооду-шевл„нности, психологич. оправданности движений и жестов. И. а. Просвещения. Революционный классицизм. Развитие реализма. Реали-стич. тенденции классицистского И. а. получили мощный стимул для развития в эпоху Просвещения (18 в.). Во Франции идеологи и создатели новой просветительской драматургии Вольтер, Д. Дидро, Л. Мерсье и др. рассматривали акт„ров как своих прямых помощников, пропагандировавших просветительскую идеологию среди широких масс третьего сословия. Говоря о новой драматургии, Вольтер ждал появления и новой системы И. а. Автор "Заи-ры" и "Магомета" писал: "Этот новый вид драмы создаст и настоящих актеров, тогда как до сих пор мы имели только декламаторов. Нужны не безжизненные фигуры, а - микель-анджеловские, одаренные при этом голосом и способностью двигаться. Часто голос должен греметь, глаза-метать молнии; в иных случаях нужно, чтобы глаза источали слезы, а голос замирал, прерываясь от рыданий..." ("Литературное наследство", ј 29/30, 1937, с. 31-32). И. а., питаемое новой драматургией, обрело творч. источник во внутр. мире героя, охваченного сильными и страстными душевными порывами. Акт„р стремился показать зрителю, как прекрасен и величествен может быть внутр. мир человека. Решая эту задачу, акт„р освобождался от условности, характерной для классицизма, хотя и не порывал до конца с этим стилем. Реалистич. тенденции И. а. выражались прежде всего в гражданской идейности, психологич. глубине, эмоциональной страстности образов, в стремлении к их индивидуализации. Процесс этот, по-разному проявлявшийся у отдельных художников сцены, ш„л в основном по двум руслам: стихийно-эмоциональному и преднамеренно рациональному. Первое направление было отч„тливо выражено в творчестве М. Дюмениль (1713-1802), актрисы де-мократич. склада, выступавшей в своих ролях пламенной защитницей "естественной морали" и человеческих прав в том их понимании, к-рое провозглашалось просветителями. Нравств. пафос просветительского иск-ва порождал в декламации Дюмениль глубокие эмоциональные порывы, придавал е„ движениям и жестам естественность, стремительность и страстность. Но трагич. взл„ты в иск-ве Дюмениль происходили только в кульминационных моментах роли, в остальном же актриса оставалась представительницей традиционной манеры Страницы: «« « 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |