|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 » »» изображавшие античных героев, носили модные совр. платья или
стилизованные "римские одеяния".
Декламационный характер И. а. определил фронтальное расположение
акт„ра по отношению к зрительному залу - монологи читались прямо в
публику, а диалог проходил в мизансценах, позволявших акт„ру вести
беседу с партн„ром, не отворачивая лица от зрителей. Акт„р согласовывал
свою речь с тональностью речи партн„ра, а ритм движений с движениями др.
действующих лиц - так достигалось вокальное и пластич. единство
спектакля.
В процессе своего развития И. а. классицизма разделилось на два
направления. Придворно-дворянское выдвигало требование "облагороженной
природы", культивировало в акт„рской игре стремление к внешней
импозантности, жеманной изысканности, риторичность. Типичными
представителями этого направления во Франции были акт„ры Бельроз (ум.
ок. 1670) и Монфл„ри (ок. 1610-67). Более широко трактовались принципы
классицизма в И. а., выражавшем вкусы демократич. кругов зрителей.
Развивая прогрессивные и гражданские тенденции драматургии П. Кор-неля и
Ж. Расина, И. а. преодолевало в творчестве наиболее одар„нных деятелей
сцены сословную и формальную ограниченность придворного стиля, достигая
в области трагедийного жанра идейности, монументальной простоты,
эмоциональной насыщенности и известной психологич. конкретизации
образов. Утверждение этого стиля в И. а. было связано с творчеством
акт„ра Мондори (1594-1651) и его преемника Флоридора (1608-71),
выступавших в основных ролях трагедий Корнеля. Стилистич. заверш„нность
классицистское И. а. приобрело в период деятельности Расина в творчестве
его учениц-Т. Дюпарк (1635-68) и М. Шан-меле (1641-98).
Развитие классицистского И. а. ограничивалось на первом этапе
пределами жанра трагедии. Комедийное И. а. более демократичное,
заключающее в себе яркие реалистич. элементы, оставалось за пределами
сценич. эстетики классицизма. Комич. акт„ры 1-й пол. 17 в. играли в
фарсовых и буффонных традициях площадных бульварных т-ров. Комич. трио
"Бургундского отеля" - Готье-Гаргиль (ум. 1633), Гро-Гильом (ум. 1634),
Тюрлюпен (1587-1637) и премьер театра Маре - акт„р Жодле (ум. 1660)
играли в манере участников площадных нар. представлений. Классицистская
эстетика рассматривала комедию как низший жанр и, низводя е„ до уровня
фарса, видела в комедийном И. а. только возможности создания грубо
карикатурных, примитивных типов-масок.
Решительный переворот в комедийном И. а., а в связи с этим и во вс„м
сценич. творчестве был соверш„н Мольером (1622-73) - гениальным
драматургом и великим акт„ром своего времени. Реформу И. а. Мольер
проводил одновременно с созданием высокой комедии - жанра, способного
отражать реальную жизнь и внушать зрителям гуманистич. идеи. И. а. стало
основываться на изучении человеческих типов, обличении, сатире. Следуя
традициям фарсовой игры и восприняв в молодые годы уроки от акт„ров
итал. комедии, Мольер приближался в своей сценнч. эстетике к пониманию
необходимости индивидуализации образа и психологич. содержательности
исполнения. Он высмеивал напыщенную игру трагич. акт„ров "Бургундского
отеля", противопоставляя ей естественную манеру читки стихов, требовал
от акт„ров своей труппы умения вникать в сущность ролей. Сохраняя
фарсовые традиции площадного т-ра, Мольер признавал преувеличенную,
подч„ркнутую манеру игры; он говорил актрисе Дебри (ум. 1706): "Имейте
постоянно тип перед глазами и воспроизводите его в карикатуре". При этом
Мольер утверждал в И. а. принципы внутр. дисциплины п художеств. меры.
"При его постановках,свидетельствует акт„р Ш. В. Лагранж (1639-93),-
каждый шаг и жест акт„ров были строго обдуманы и вс„ совершалось с такой
тщательностью, о какой до него никто не имел понятия".
Мольер своей драматургией, режисс„рскими советами и собственной
сценич. практикой стирал грани между комедийным и драматическим И. а.
Его эстетика воздействовала на трагедийное сценич. иск-во, представители
к-рого в лице М. Барона (1653-1729) и А. Лекувр„р (1692-1730) вступили в
борьбу с тра-диционно-классицистской системой игры, представленной
актрисой расиновского направления М. Шанмеле и е„ последовательницей Ж.
Госсен (1711-67), акт„рами Кино-Дюфрен (1693-1767), Ш. Гранвалем
(17101784). Эволюция трагедийного И. а. выражалась в отказе от условной
декламации, в стремлении акт„ров к большей естественности в читке
стихов, лирич. вооду-шевл„нности, психологич. оправданности движений и
жестов.
И. а. Просвещения. Революционный классицизм. Развитие реализма.
Реали-стич. тенденции классицистского И. а. получили мощный стимул для
развития в эпоху Просвещения (18 в.). Во Франции идеологи и создатели
новой просветительской драматургии Вольтер, Д. Дидро, Л. Мерсье и др.
рассматривали акт„ров как своих прямых помощников, пропагандировавших
просветительскую идеологию среди широких масс третьего сословия. Говоря
о новой драматургии, Вольтер ждал появления и новой системы И. а. Автор
"Заи-ры" и "Магомета" писал: "Этот новый вид драмы создаст и настоящих
актеров, тогда как до сих пор мы имели только декламаторов. Нужны не
безжизненные фигуры, а - микель-анджеловские, одаренные при этом голосом
и способностью двигаться. Часто голос должен греметь, глаза-метать
молнии; в иных случаях нужно, чтобы глаза источали слезы, а голос
замирал, прерываясь от рыданий..." ("Литературное наследство", ј 29/30,
1937, с. 31-32).
И. а., питаемое новой драматургией, обрело творч. источник во внутр.
мире героя, охваченного сильными и страстными душевными порывами. Акт„р
стремился показать зрителю, как прекрасен и величествен может быть
внутр. мир человека. Решая эту задачу, акт„р освобождался от условности,
характерной для классицизма, хотя и не порывал до конца с этим стилем.
Реалистич. тенденции И. а. выражались прежде всего в гражданской
идейности, психологич. глубине, эмоциональной страстности образов, в
стремлении к их индивидуализации. Процесс этот, по-разному проявлявшийся
у отдельных художников сцены, ш„л в основном по двум руслам:
стихийно-эмоциональному и преднамеренно рациональному.
Первое направление было отч„тливо выражено в творчестве М. Дюмениль
(1713-1802), актрисы де-мократич. склада, выступавшей в своих ролях
пламенной защитницей "естественной морали" и человеческих прав в том их
понимании, к-рое провозглашалось просветителями.
Нравств. пафос просветительского иск-ва порождал в декламации
Дюмениль глубокие эмоциональные порывы, придавал е„ движениям и жестам
естественность, стремительность и страстность. Но трагич. взл„ты в
иск-ве Дюмениль происходили только в кульминационных моментах роли, в
остальном же актриса оставалась представительницей традиционной манеры
Страницы: «« « 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |