Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 968   969   970   971   972   973   974   975   976  977   978   979   980   981   982   983   984   985   986  » »»

   Площадной ср.-век. т-р открыл путь широкому развитию любительского И.
а., сохранявшего в течение многих веков яркие, но примитивные  формы.  В
мистерии патетическое и  карикатурное  переплеталось  самым  причудливым
образом. Религиозный экстаз и пародийная изд„вка,  церковное  и  мирское
начала  определяли  две  тенденции  исполнения   мистерии.   Этот   жанр
предоставлял  большие  возможности  для  комич.  импровизаций,  в  к-рых
акт„ры-любители    противопоставляли    стилизованному     под     мессу
исполнительству религиозных действ демократизм и вольнодумство площадных
представлений. Это привело к тому, что мистерия была запрещена.
   Свободное развитие И. а. средневековья  получило  в  жанре  фарса,  в
к-ром  объединились  шутовские  импровизации  и  синкретичность   иск-ва
гистрионов, их вольные шутки, песни и пляски маскарадов,  сочная,  метко
воспроизводящая быт игра участников вставных эпизодов  мистерии,  комич.
стихия мистериальных "дьявольских сцен". Манера игры исполнителей  фарса
основывалась на огромном опыте сценич. творчества масс,  передававшемся,
несмотря на жесточайшие преследования церкви, от поколения к  поколению.
Фар-с„ры создали исторически новый тип И. а.
   Гл. особенность исполнения фарса - острая характерность  -  рождалась
из  общей  сатирич.  направленности  этого  жанра.  Она   выражалась   в
подч„ркнутом  изображении   фарсовых   типов,   в   нарочито   усиленных
интонациях,  преувеличенной  экспрессии  жестов,  яркой  выразительности
мимики и, наконец, в карикатурном гриме.  Характерность,  довед„нная  до
карикатуры, и динамизм, выражающий жизнерадостность самих  исполнителей,
составляли сущность буффонной, фарсовой манеры игры.
   Основными исполнителями  фарсов  были  члены  ремесленных  корпораций
(прославленные сиенские ремесленники  в  Италии  и  парижские  судейские
клерки- базоши-во Франции). Из этих  кружков  в  16  в.  вышли  фарсовые
акт„ры (во Франции - Понтале, в Италии-Дж.  Алионе)  и  фарсовые  труппы
[итал.  труппа  Анджело  Беолько  (1502-42)].   Переходная   стадия   от
любительского к проф. И. а. определялась в европ. иск-ве нового  времени
именно  в  фарсе.  Этот  процесс  профессионализации  И.  а.  завершился
созданием жанра  комедии  масок  (комедия  дель  арте)  в  Италии  эпохи
Возрождения.
   И. а. Возрождения. В  сер.  16  в.  в  Италии,  вступившей  в  полосу
феодально-католич.   реакции,   происходил   процесс    аристократизации
культуры, в результате чего лит. драма, культивировавшаяся в  придворных
и академпч.  кругах,  существовала  изолированно  от  сценнч.  практики,
сохранявшей свою традиционную связь с фарсом. Комедия масок с е„  острой
сатирой и оптимистич. духом отразила оппозиционные настроения  городских
демократич. слоев, в  недрах  к-рых  она  возникла.  Отсутствие  близкой
народу лит. драмы предопределило гл. отличит, черту этого  вида  т-ра  -
импровизацию.  Акт„ры  сами  перерабатывали  лит.  сюжеты   для   сцены,
сатирически  осмеивая   представителей   сановной   знати   и   богачей,
противопоставляя им образы ловких, вес„лых и  умных  слуг.  Импровизация
оказалась важнейшим  условием  развития  И.  а.  Акт„р  создавал  разные
варианты одного постоянного образа-маски, в к-ром были выражены  типовые
черты определ„нного социального характера. Это способствовало накоплению
проф.  навыков  сце-нич.  игры  и  закладывало  основу  сценич.  амплуа.
Разрабатывая внешнюю характеристику образа, акт„р  придавал  своей  игре
заостр„нность и преувеличенность, открыто выраженную  тенденциозность  и
яркую  театральность.  Сила  социальной  сатиры,  к-рую  несло  И.   а.,
определялась остротой и меткостью черт образа-маски.
   Помимо комич. масок, в импровизированной  комедии  действовали  маски
лирич. персонажей, обогащающих И.  а.  поэтич.  выразительностью.  Метод
импровизации, предопределявший постоянное обновление сценич.  материала,
потребовал от акт„ров пристального изучения окружающей среды,  отличного
знания литературы, развития собственного  поэтич.  дарования.  Важнейшим
условием  И.  а.  стала  коллективность  творчества,  наличие  ансамбля.
Акт„р-импровизатор действовал в неразрывной связи  с  партн„ром.  И.  а.
комедии дель арте синтетически вбирало в себя слово, танец и музыку.
   Итал.  акт„ры  первыми  овладели  сценич.   мастерством.   Это   были
акт„ры-профессионалы, получившие  общеевроп.  известность  [И.  Андрепни
(1562-1604), Н. Барбьери (ум. после 1640), Дж. Бьянколелли (1618-88), Т.
Мартинелли, Т. Фьорилли  (1608-96)].  Труппы  птал.  комедии  дель  арте
гастролировали по странам Зап. Европы, п их  представления  повлияли  на
формирование проф. театр. иск-ва этих стран. Но в то же  время  маски  и
импровизация ограничивали И. а. Комедия  дель  арте  не  могла  выразить
большие идеи и значит, характеры, воплощ„нные в лит. драме.
   Разрыв между драмой и сценой, пагубно сказывавшийся  на  И.  а.,  был
преодолен в т-ре псп. Возрождения конца 16 -  нач.  17  вв.  Жизненность
тематики и ор-ганич. связь с нар. творчеством - основные  качества  исп.
драматургии (Лопе де Вега, Сервантес) - определили новый характер И.  а.
Оставаясь иск-вом  площадного  нар.  т-ра  со  всеми  свойственными  ему
чертами (динамизм, оптимизм, красочность), И. а. Испании  приобрело  под
воздействием новой ренессансной драматургии  пспхологич.  углубл„нность,
яркую   поэтич.   окраску   и   гуманистич.   направленность.   Жанровая
многоплановость исп. спектакля, состоящего из драматич., певческих, муз.
и танцевальных частей, потребовала разносторонности И. а.
   Разнообразие поэтич. метров в исп. комедии  обусловило  необходимость
различной  манеры  произношения  стиха,  музыкальность  декламации.  Это
придавало  И.  а.  поэтич.  цельность  и  изящество.  Новая  драматургия
поставила перед И. а. и чисто реалистич. задачи  -  она  потребовала  от
акт„ров индивидуализации образов в зависимости от характера  и  обществ.
положения героя, искреннего  переживания  акт„ром  чувств,  испытываемых
действующим лицом. Лопе де Вега говорил, что  акт„р  никогда  не  сумеет
передать на сцене разнообразные страсти, если он их  не  чувствует  сам.
Исп. т-р конца 16 - нач. 17 вв. выдвинул ряд крупнейших акт„ров:  Дамиан
Ариас де Пеньяфьель (ум. 1643), Хуан Рана, Висенте Доминго, и  актрис  -
Хусепа Вака [1589-1653(?)], Мария де Кордова (Амарилис, 1608-ок.  1678),
Мария Рикельме (ум. 1656).
   Но расцвет И. а. в Испании был недолог. Начавшееся в 40-х гг.  17  в.
гонение на т-р коснулось, в первую очередь, акт„ров.  Феодально-католич.
реакция  объявила  акт„ров  растлителями  обществ,  нравов.  Королевская
власть на длительные периоды запрещала  сценич.  представления,  а  сами
акт„ры попадали под особый надзор. Из-за этих гонений И.  а.  в  Испании
постепенно вырождалось и к концу 17 в. утратило свои достижения.
   В Англии на рубеже 16-17  вв.  под  влиянием  богатейшей  драматургии
англ. Возрождения и в особенности драматургии Шекспира  перед  И.  а.  с
особой остротой встала задача  выражения  гуманистич.  идеологии.  Англ.
площадная  мистерия,  обладавшая  наибольшими  реалистич.   тенденциями,

Страницы: «« « 968   969   970   971   972   973   974   975   976  977   978   979   980   981   982   983   984   985   986  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия