Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 967   968   969   970   971   972   973   974   975  976   977   978   979   980   981   982   983   984   985  » »»

Карикатурность образа подч„ркивалась  и  буффонной  манерой  игры.  Речь
комедийных  акт„ров  была  предельно  динамична,  насыщена   резкими   и
неожиданными интонациями, она  сопровождалась  писком,  криком,  визгом.
Излюбленным  комич.  речевым  при„мом  было  захл„бывание  от   быстрого
произнесения текста (пнигос). Комич. И. а. вобрало в себя  разнообразные
элементы обрядовых действ; нар.  пляски,  песни,прибаутки,  скороговорки
расцвечивали игру др.-греч.  комиков.  Но  буффонный  стиль  игры  порой
нарушался серь„зными и па-тетич. вставками, в  к-рых  звучали  страстные
филиппики в адрес правителей. Таков был характер комедий Аристофана.
   Резкое разграничение двух типов И. а. - трагического  и  комического,
стирается на следующем этапе развития греч. т-ра,  в  т.  н.  новоаттич.
комедии эллинистич. периода. Комедии Менандра и его школы (4-3 в. до  н.
э.) потребовали  приближения  условных  форм  игры  к  обыденной  жизни.
Исчезновение хора и  замена  героико-мифологич.  и  комедийно-фантастич.
тематики  семейно-бытовой  привели  к  тому,  что  И.  а.  утеряло  свой
синкретич.  характер.  Исполнители  стали  стремиться  к  более  точному
отражению    психологии    персонажей.    Известное    обытовление     и
индивидуализация образов достигались  применением  разнообразных  масок,
обладающих, помимо типовых, ещ„ и психологически-своеобразными  чертами.
Буффонные роли новой комедии исполнялись  в  карикатурных  масках,  роли
"благородные" (влюбленные юноши и молодые женщины) - в  трагич.  масках,
сходных  с  лицом   живого   человека.   Своеобразной   индивидуализации
подвергалась и голосовая партитура спектакля. Грамматик  Поллукс  (конец
2- нач. 3 вв. н. э.) называл 34 типа речи, употребляемых акт„рами:  речь
"толстую", "тонкую", женоподобную, язвительную, утвердительную и  т.  д.
Существовали  определ„нные  движения,   выражающие   разл.   психологич.
состояния: испуг, страстная мольба, размышление,  просьба,  отрицание  и
др. Акт„ры выступали в костюмах своего времени, платье каждого персонажа
имело особый, традиционный цвет: для влюбл„нных юношей - пурпурный,  для
старых родителей - белый, для молодых девушек - белый с  оранжевым,  для
рабов - красная рубаха с толщинкой и т. д.
   В 4 в. до н. э. организуются "синоды ремесленников Диониса"  -  проф.
акт„рские труппы, принимавшие заказы от городских общин и частных лиц на
устройство различ. зрелищ и празднеств.
   И. а.  Римской  республики  возникло  в  результате  соединения  двух
традиций исполнения: ателланы (нар. комич. импровизированные  сценки)  и
др.-греч. драмы. Под влиянием этих источников сложились две манеры игры:
облагороженная, патетич. для трагедийных  ролей  и  положительных  ролей
комедии,  динамич.,  буффонная  для  сатирич.  ролей  и  ролей  слуг.  С
усилением греч. влияния римские акт„ры стали применять маску (со 2 в. до
н. э.), сохраняя в нек-рых жанрах нац.-бытовой или парадный, сенаторский
костюм. И. а. Рима достигло своего высшего расцвета в творчестве трагич.
акт„ра Эзопа (1 в. до н. э.) и акт„ра-комика Росция (ок. 130-ок.  62  до
н. э.).
   В эпоху императорского Рима, в связи с вытеснением т-ра  цирковыми  и
пантомимич. зрелищами, И. а. пришло  в  упадок.  Сценич.  образ  как  бы
распался на составные части - словесную и пластическую: акт„р-декламатор
читал текст,  в  то  время  как  пантомимист  иллюстрировал  этот  текст
соответствующими жестами и движениями. После полного исчезновения театр.
представлений носителями  И.  а.  в  Др.  Риме  оставались  только  нар.
бродячие    акт„ры    (мимы),    выступавшие    с     импровизированными
сценками-пародиями, шуточными песенками и танцами. И. а. перестало  быть
выразителем  идейно-нравственных  и  философских  начал  драмы.   Иск-во
образного раскрытия душевного мира человека было  утеряно,  связь  между
поэзией и сценич. творчеством нарушена.
   И. а. средневековья. Христианская церковь, захватившая с начала 4  в.
н.   э.   духовную   диктатуру,   ожесточ„нно   преследовала   последних
представителей И. а.- мимов. В  постановлениях  церковных  советов  и  в
сочинениях "отцов церкви" акт„ры и актрисы объявлялись "детьми сатаны  и
вавилонской блудницы", а лицам, "одержимым" страстью к  театру,  грозили
исключением из христианской общины.
   Но уничтожить И. а. оказалось невозможным. Оно  развивалось  в  эпоху
раннего средневековья в культовых  обрядовых  играх  варварских  плем„н.
Языческое поклонение силам  природы  обретало  форму  игр  с  ритуальным
ряжением, пением, плясками  и  элементами  драматич.  действия.  В  пору
возникновения и развития ср.-век.  городов  (9-11  вв.)  отдельные  виды
деревенских увеселений стали терять сво„ культовое значение  и  породили
новый вид нар. зрелищ - иск-во  гистрио-нов,  носившее  ярко  выраженный
синкретич. характер.
   Гистрионы играли на  разных  инструментах,  вертели  на  ножах  мячи,
показывали  марионеток,  дрессированных  собак  и  обезьян,  бегали   по
вер„вке, протянутой  через  городскую  площадь.  Надев  рыжую  бороду  и
соответствующий костюм,  гистрионы  возбуждали  смех  зрителей  потешным
изображением человеческих слабостей. В  иск-ве  гистрионов  существовали
элементы сценнч. перевоплощения, попытки изображения типовых характеров;
оно  характеризовалось  живым  диалогом,  импровизацией,  пластичностью,
выразительностью движений и жестов. Выступления гистрионов в  наибольшей
степени приближались к И. а. при исполнении монологов, когда  рассказчик
выступал от лица героя, повествующего  о  своих  делах,  или  произносил
текст  на  разные  голоса,  как  бы  разыгрывая  целую  комич.   сценку.
Гистрионы-излюбленные   потешники   массового   зрителя-были   ярчайшими
выразителями мирского духа в ср.-век.  городе;  в  их  вес„лых,  дерзких
песнях, в пародийных сценах, в их вольных играх проявляется  оптимистич.
дух  народа,  его  стихийное  бунтарство  против  удушающего  церковного
аскетизма. Гистрионы объединялись в союзы (напр., "Братство жонгл„ров" в
Аррасе), из к-рых впоследствии образовывались кружки акт„ров-любителей -
т. н. пюи (пюи города Арраса и др.).
   Развитие И. а. в Европе в средние века было связано также с церковью,
к-рая внесла  элементы  театрализации  в  религиозные  обряды,  стремясь
сделать их более понятными и  впечатляющими,  инсценировки  религиозного
содержания (т. н. литургическая драма) исполнялись  духовными  лицами  и
любителями в церкви.
   Участники литургич. драм получали от  своих  церковных  руководителей
точнейшие указания, как одеваться, произносить текст и двигаться. Всякое
нарушение  канонич.  формы  исполнения,  привнесение  элементов  бытовой
характерности, излишняя эмоциональность преследовались церковью.  Однако
проникновение светского начала, усиление элементе в И.  а.  в  церковных
представлениях, введение в игру бытовых, комич. черт  заставило  вывести
литургич. драму из церкви сначала  на  паперть,  а  потом  на  городскую
площадь, что знаменовало появление нового жанра - мистерии.

Страницы: «« « 967   968   969   970   971   972   973   974   975  976   977   978   979   980   981   982   983   984   985  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия