Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 » »» выработала яркую манеру сценич. псполнительства, и площадной т-р органически воспринял новую драму, к-рая, в свою очередь, вобрала в себя нар. традиции площадного т-ра. В И. а. эти традиции получили выражение в масштабности сценич. образов, в эпической силе и страстности декламации, во внутренней энергии, стремительности действия, в одержимости акт„ров страстями. Трагич. исполнение в момент своего высшего подъ„ма смыкалось с искусством вдохновенных нар. сказителей, а комическое наполнялось стихией площадных буффонных импровизаций и острословия. Акт„р искал сильные, яркие средства выражения, чтобы покорить шумную, многолюдную аудиторию. И. а. англ. Возрождения пережило заметную эволюцию - от стиля, близкого манере исполнения мистерии, к более правдивой, содержательной и сдержанной манере игры. Первый этап, связанный со сценпч. интерпретациейпатетич. трагедий Т. Кида иК.Марло, выразился в творчестве трагика Э. Аллейна (1566- 1626), гл. акт„ра труппы лорда Адмирала. Он пользовался сильными и резкими красками при исполнении ролей титанич. героев. Комич. акт„ры Тарлтони Кэмп свободно отдавались фарсовой стихии и щедро вводили в свои роли всевозможные комич. импровизации, шутки \1 трюки. Новый и высший этап в развитии И. а. эпохи Возрождения был определ„н драматургией Шекспира (1564-1616) и его эстетич. программой сценич. игры. Шекспир выступил решительным противником исполнения, нарушающего правду человеческих переживаний, огрубляющего замысел драматурга, искажающего текст роли. Он резко порипал тех трагич. акт„ров, к-рые "рвут страсть в клочки" и "так ломаются и завывают", так "пилят воздух руками", что вообще не походят на людей, а "готовы самого Ирода переиродовать". Так же решительно Шекспир порицал комедийных акт„ров, к-рые позволяли себе на сцене отсебятины и вольности. Борясь с преувеличенной, фальшивой и анархической акт„рской игрой, Шекспир добивался от исполнителей умения ярко, сильно и правдиво выражать образы и идеи драмы, призывал акт„ров иметь своим наставником собственное разумение. Свои позитивные требования к И. а. Шекспир выразил в известном обращении Гамлета к акт„рам: "Сообразуйте действие с речью, речь с действием, прич„м особо наблюдайте, чтобы не переступать простоты природы: ибо вс„. что так преувеличенно, противно назначению лицедейства, чья цель, как прежде, так и теперь, была и есть - держать как бы зеркало перед природой"; являть добродетели е„ же черты, спеси е„ же облик, а всякому веку и состоянию - его подобие и отпечаток". Наиболее близким к Шекспиру трагиком был Р. Б„рбедж (1567-1619), глава труппы т-ра "Глобус" - акт„р, великолепно владевший иск-вом перевоплощения, мастерством живой и страстной декламации. Новым требованиям И. а. отвечал комедийный акт„р Р. Армин, сохранявший стихию фарсового площадного веселья, но умевший передать тонкий юмор и иронию шекспировских шутов, своеобразие их индивидуализированных характеров. Идеи и требования Шекс-спира и современных ему драматургов оказали сильное воздействие на дальнейшее развитие И. а. В эпоху Возрождения И. а. выработало важнейшие законы сценич. мастерства, сомкнулось с дра-матич. поэзией, стало оружием гуманистич. мысли. И. а. обрело психологич. проникновенность, сочетавшуюся с поэтич. силой, пластич. выразительностью. Но при всех своих достижениях И. а. не отвечало полностью тем требованиям, к-рые были поставлены перед ним величайшими драматургами Ренессанса. Только выдающиеся акт„ры силой своего таланта поднимались до высот гуманистич. драматургии. Большинство же акт„ров, ограниченных в сво„м мировоззрении и вкусах, придерживалось старого стиля исполнения. Развитию И. а. помешали и гонения на т-р. После преследований в католич. Испании И. а. получило сокрушительный удар в пуританской Англии. Через два десятилетия после смерти Шекспира, в годы, предшествующие англ. революции 17 в., пуританская буржуазия начала жестокий поход против т-ра и акт„ров. После победы бурж. революции специальный декрет 1642 приравнял акт„ров к преступникам. К сер. 17 в. театр. трупп в Англии не существовало. Так, театр. культура, отличавшаяся наиболее ярко выраженными чертами народности и реализма, была подавлена. И. а. классицизма. Т-р классицизма впервые строго подчинил И. а. определ„нным эстетич. законам, поднял его до уровня поэзии. Акт„р стал прямым выразителем идейного и психологич. содержания драмы. Зарождение классицизма в И. а. произошло во Франции в начале 17 в. и было связано с процессом формирования театр. эстетики, проникнутой пониманием общегосударственных и общенациональных задач т-ра. Пока абсолютизм играл исторически прогрессивную роль, идеальное представление о государстве обусловливало преобладание в драматургии и в И. а. гражданских, героич. мотивов. Эстетика классицизма, основанная на принципе "облагороженной природы", порождала стремление к идеализации действительности, отказ от воспроизведения многообразия и противоречивости реальных характеров. Истина согласовывалась с идеальным представлением о человеке и нормами светского вкуса. В И. а. классицизма Последовательно выявлялась логика . мысли и правда чувств. Классицистская эстетика, требовавшая подчинения сильных страстей разумному идеалу, предопределяла нормы И. а. Чувства акт„ра попадали под строгий контроль вкуса и разума, сценич. речь в значительной степени подчинялась законам музыки, а движения - законам пластики. И. а. теперь называлось искусством декламации. Каждый душевный порыв фиксировался, приобретал обобщ„нную и эсте-тизированную форму, не допускающую вторжения жизненно-бытового или стихийно-эмоционального начала. Акт„р всегда должен был быть благородным и величественным. Рационализм творчества приводил к созданию канонов - раз навсегда принятых при„мов акт„рской выразительности. Один из теоретиков И. а. классицизма писал: "Любовь требует нежного, страстного голоса, ненависть - строгого и резкого, радость -л„гкого, возбужд„нного; гнев - стремительного, быстрого, нечленораздельного; удивление - потряс„нного, наполовину умолкающего, наполовину слышного, жалоба - кричащего, сварливого, страдальческого" (Л а н-г е Ф., Рассуждения о сценической игре, 1727). Изменения душевных состояний передавались не столько сменой интонаций, сколько изменением ритма декламационной речи. Была выработана также серия условных жестов, обозначающих разл. человеческие страсти. Но, несмотря на постоянную апелляцию к древним, на стремление следовать образцам античного иск-ва, пластика классицистского акт„ра имела мало общего с естественной грацией античных статуй. Она была заимствована из придворных церемоний и дворцовых балетов. Вкусы великосветского общества определяли и сценич. костюмы классицистских героев и героинь. Акт„ры, Страницы: «« « 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |