Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 » »» интуиции. Развитие реализма в И. а. потребовало пересмотра этих концепций. На протяжении 19-20 вв. созда„тся реалистич. теория И. а., утверждающая тесное взаимодействие между сознательной и интуитивной стороной творч. процесса акт„ра и между эмоциями, творч. воображением акт„ра и техникой И. а. Крупнейшим достижением реалистич. теории И. а. явилась подготовленная длительным развитием теоретич. мысли и богатейшим опытом творч. практики русского и мирового т-ра система К. С. Станиславского (см. Станиславского система), оказавшая широкое воздействие на И. а. разл. стран. Как форма обществ, идеологии, театр. а следовательно, и И. а. обусловлены уровнем развития общества, характером господствующих в н„м представлений о жизненных закономерностях и влиянии этих закономерностей на человеческие судьбы. Исторический очерк. Истоки И. а. восходят к массовым действам первобытного общества, синкретически объединившим зачатки всех видов искусств. Наивное мировоззрение человека той эпохи приписывало подобным действам магич.значение (воздействие на силы природы, устрашение врага и пр.). И. а. как такового здесь еще не было, хотя важнейшая предпосылка для его появления уже наметилась. Распад массовых действ, исполняемых всем родом, на групповые игры и танцы (мужские, женские) вед„т к появлению исполнителей и зрителей. Это усилило активность исполнителей и определило важнейшую функцию зрелища - его эмоциональное воздействие на зрителей. В древнем мире, в Греции и в странах Востока, где религия выступает в качестве универсальной идеологии, И. а. развивается в формах ритуального действа, к-рое сохраняет свой первоначальный син-кретич. характер. Однако уже здесь в ритуал празднества участники действа сознательно вводят ряд при„мов, усиливающих в зрителях чувство религиозного страха, благоговения, экстаза, сострадания. В дальнейшем намечаются два пути развития драмы, И. а. В одном случае (Индия, Иран и др. страны Востока) драма сохраняет свою связь .с религией, и И. а. формируется под влиянием присущих религии аллегорич. условных при„мов выразительности, надолго застывая в своих традиц. формах. В другом случае (Греция) происходит постепенное высвобождение драмы из-под власти культа, развитие в ней элементов драматич. борьбы, социальных мотивов, индивидуального лирич. начала. Именно это и становится предпосылкой для возникновения т-ра и И. а. в подлинном смысле слова. И. а.античности. Как особый вид художеств. творчества И. а. впервые сложилось в Др. Греции в 5 в. до н. э. в эпоху образования демокрадич. городов-государств. Своими истоками др.-греч. театр восходит к культовым земледельческим играм в честь бога плодородия Диониса. Героич. дифирамбы послужили истоком для развития трагич. И. а., а вес„лые нар. празднества - комич. И. а. Определяющим моментом развития И. а. явился выход за пределы культа, слияние т-ра с поэзией. На раннем этапе (в 6 в. до н. э.) это были хоровые лирич. песни, исполняемые двумя полухориями и запевалой-корифеем. Одушевляясь чувствами героев, деяния к-рых он воспевал, корифей, по существу, подготавливал рождение И. а. Элементы внешнего акт„рского перевоплощения присутствовали в изображении бога Диониса. Непосредственно к форме ритуального действия примыкает самый ранний тип зрелища, созданный первым греч. драматургом и акт„ром Фесписом. Сценич. иск-во возникло в единстве с драмой; поэт, декламируя стихи, действовал от имени своего героя и тем самым становился акт„ром. Это единство поэтич. и акт„рской деятельности было закреплено "отцом трагедии") Эсхилом (525- 456 до н. э.), взявшим на себя исполнение основных ролей в собственных трагедиях. С именем Эсхила связано введение второго акт„ра, а с именем Софокла (496-406 до н. э.)- третьего. Три акт„ра составляли "труппу" др.-греч. т-ра, исполнявшую трагедии. Первый акт„р -протагонист-был исполнителем гл. ролей - мужских и женских, он же выступал с чтением больших монологов в ролях других персонажей (вестники). Второй акт„р - девтерагонист - играл остальные значительные роли; на долю третьего акт„ра - трита-гониста - оставались преимущественно эпизодич. роли. Акт„ры др.-греч. т-ра носили маски, перешедшие в театр. представления от ритуальных действ, и зрители, даже те, к-рые сидели на отдал„нных местах, могли видеть лицо героя. Дальнейшее развитие т-ра сделало невозможным совмещение в одном лице поэта и акт„ра. Отделившись от поэтич. творчества, И. а. стало оцениваться самостоятельно (имя протагониста на дидаскалиях писалось рядом с именем поэта). Акт„р, выступавший глашатаем нравств. истин, обр„л большой авторитет, в связи с чем поднялось и его общественно-правовое положение. Трагедийно-монументальный и комедийно-буффонный стиль спектаклей античного т-ра определялся не только его драматургией, но и И. а. Всем своим обликом и стилем игры трагич. акт„р подч„ркивал монументальность изображаемого им мифологич. героя. Он увеличивал свой рост с помощью обуви на высоких подошвах (котурны), надевал толщинки, скрытые хитоном и ярким плащом, ниспадающим скульптурными складками, его маска имела форму своеобразного шлема с зияющим отверстием рта, орлиным носом, большими глазницами и высоким выступом над лбом (онкос)" на к-рый надевалась восточная тиара иди пышная митра. В И. а. греч. трагедии первенствующее место было отведено слову. Трагич. декламация отличалась торжественностью и напевностью, звучала ч„тко и спокойно (каталоге), эмоциональное нарастание речи передавалось через речитатив (паракаталоге) и, наконец, в патетич. местах слово сменялось сильным и страстным пением (мелос). Речитативы и пение акт„ра сопровождались музыкой (чаще всего игрой на флейте и лире). В эмоционально напряж„нных местах роли трагич. акт„ры переходили от размеренно пластических движений к величеств. танцу (эммелии) или к ритмам трагич. танца-плача. Игра акт„ров в трагедии отличалась пластичностью и музыкальностью, органически сочетаясь с действиями хора, в пении и движениях к-рого сохранялись ритуальная приподнятая лирика, патетика обрядовых песнопений. Свойственное античному т-ру резкое разделение трагедии и комедии определило и особые формы комедийного представления. Комедийный акт„р надевал маску с растянутым до "ушей ртом, широким приплюснутым носом, с выпуклым, голым лбом, привязывал себе толстое брюхо, отвислый зад и горб" на ноги он натягивал узкие штаны. Гиперболизированная комич. маска сатирически изображала низменные стороны человеческой натуры, не соответствующие обществ, идеалу. Страницы: «« « 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |