Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 966   967   968   969   970   971   972   973   974  975   976   977   978   979   980   981   982   983   984  » »»

интуиции.  Развитие  реализма  в  И.  а.  потребовало  пересмотра   этих
концепций. На протяжении 19-20 вв. созда„тся реалистич.  теория  И.  а.,
утверждающая тесное  взаимодействие  между  сознательной  и  интуитивной
стороной творч. процесса акт„ра и между  эмоциями,  творч.  воображением
акт„ра и техникой И. а. Крупнейшим достижением реалистич. теории  И.  а.
явилась подготовленная длительным развитием теоретич. мысли и богатейшим
опытом  творч.  практики  русского  и  мирового  т-ра  система   К.   С.
Станиславского   (см.   Станиславского   система),   оказавшая   широкое
воздействие на И. а. разл. стран.
   Как форма  обществ,  идеологии,  театр.  а  следовательно,  и  И.  а.
обусловлены уровнем развития общества, характером господствующих  в  н„м
представлений о жизненных закономерностях и влиянии этих закономерностей
на человеческие судьбы.
   Исторический  очерк.  Истоки  И.  а.  восходят  к  массовым  действам
первобытного общества, синкретически  объединившим  зачатки  всех  видов
искусств. Наивное мировоззрение человека той эпохи приписывало  подобным
действам магич.значение (воздействие на силы природы, устрашение врага и
пр.). И. а. как такового здесь еще не было, хотя  важнейшая  предпосылка
для его появления уже наметилась. Распад  массовых  действ,  исполняемых
всем родом, на  групповые  игры  и  танцы  (мужские,  женские)  вед„т  к
появлению исполнителей и зрителей. Это усилило активность исполнителей и
определило важнейшую функцию зрелища - его эмоциональное воздействие  на
зрителей.
   В древнем мире, в Греции и в странах Востока, где религия выступает в
качестве универсальной идеологии, И. а. развивается в формах ритуального
действа,  к-рое  сохраняет  свой  первоначальный  син-кретич.  характер.
Однако уже здесь в  ритуал  празднества  участники  действа  сознательно
вводят ряд при„мов, усиливающих в зрителях чувство религиозного  страха,
благоговения, экстаза, сострадания.
   В дальнейшем намечаются два пути развития драмы, И. а. В одном случае
(Индия, Иран и  др.  страны  Востока)  драма  сохраняет  свою  связь  .с
религией, и И. а. формируется под влиянием присущих  религии  аллегорич.
условных при„мов  выразительности,  надолго  застывая  в  своих  традиц.
формах. В другом случае (Греция)  происходит  постепенное  высвобождение
драмы из-под власти культа, развитие в ней элементов  драматич.  борьбы,
социальных  мотивов,  индивидуального  лирич.  начала.  Именно   это   и
становится предпосылкой для возникновения  т-ра  и  И.  а.  в  подлинном
смысле слова.
   И. а.античности. Как особый вид художеств. творчества И.  а.  впервые
сложилось в Др. Греции в 5 в. до н. э. в эпоху  образования  демокрадич.
городов-государств. Своими истоками др.-греч. театр восходит к культовым
земледельческим играм в честь бога плодородия Диониса. Героич. дифирамбы
послужили истоком для развития трагич. И. а., а вес„лые нар. празднества
- комич. И. а. Определяющим моментом развития  И.  а.  явился  выход  за
пределы культа, слияние т-ра с поэзией.
   На раннем этапе (в 6 в. до н. э.)  это  были  хоровые  лирич.  песни,
исполняемые  двумя   полухориями   и   запевалой-корифеем.   Одушевляясь
чувствами героев,  деяния  к-рых  он  воспевал,  корифей,  по  существу,
подготавливал рождение И. а. Элементы внешнего акт„рского перевоплощения
присутствовали в  изображении  бога  Диониса.  Непосредственно  к  форме
ритуального действия  примыкает  самый  ранний  тип  зрелища,  созданный
первым греч. драматургом и акт„ром Фесписом. Сценич. иск-во  возникло  в
единстве с драмой; поэт, декламируя стихи, действовал  от  имени  своего
героя и тем самым становился акт„ром. Это единство поэтич.  и  акт„рской
деятельности было закреплено "отцом трагедии") Эсхилом (525- 456  до  н.
э.), взявшим на себя исполнение основных ролей в собственных  трагедиях.
С именем Эсхила связано введение второго  акт„ра,  а  с  именем  Софокла
(496-406 до н. э.)- третьего. Три акт„ра составляли  "труппу"  др.-греч.
т-ра, исполнявшую трагедии. Первый акт„р  -протагонист-был  исполнителем
гл. ролей -  мужских  и  женских,  он  же  выступал  с  чтением  больших
монологов  в  ролях  других  персонажей  (вестники).  Второй   акт„р   -
девтерагонист - играл остальные  значительные  роли;  на  долю  третьего
акт„ра - трита-гониста  -  оставались  преимущественно  эпизодич.  роли.
Акт„ры др.-греч. т-ра носили маски, перешедшие в театр. представления от
ритуальных действ, и  зрители,  даже  те,  к-рые  сидели  на  отдал„нных
местах, могли видеть лицо героя.
   Дальнейшее развитие т-ра сделало невозможным совмещение в одном  лице
поэта  и  акт„ра.  Отделившись  от  поэтич.  творчества,  И.  а.   стало
оцениваться самостоятельно (имя  протагониста  на  дидаскалиях  писалось
рядом с именем поэта).  Акт„р,  выступавший  глашатаем  нравств.  истин,
обр„л   большой   авторитет,   в   связи   с   чем   поднялось   и   его
общественно-правовое положение.
   Трагедийно-монументальный  и  комедийно-буффонный  стиль   спектаклей
античного т-ра определялся не только его драматургией, но и И.  а.  Всем
своим обликом и стилем игры трагич. акт„р  подч„ркивал  монументальность
изображаемого им мифологич. героя. Он увеличивал  свой  рост  с  помощью
обуви на высоких подошвах (котурны), надевал толщинки, скрытые хитоном и
ярким плащом, ниспадающим скульптурными складками, его маска имела форму
своеобразного шлема с зияющим отверстием рта,  орлиным  носом,  большими
глазницами и высоким выступом над  лбом  (онкос)"  на  к-рый  надевалась
восточная тиара иди пышная митра. В И. а. греч. трагедии  первенствующее
место   было   отведено    слову.    Трагич.    декламация    отличалась
торжественностью и напевностью, звучала  ч„тко  и  спокойно  (каталоге),
эмоциональное   нарастание    речи    передавалось    через    речитатив
(паракаталоге) и, наконец, в патетич. местах слово сменялось  сильным  и
страстным пением  (мелос).  Речитативы  и  пение  акт„ра  сопровождались
музыкой (чаще всего игрой на флейте и лире). В эмоционально  напряж„нных
местах  роли  трагич.  акт„ры  переходили  от  размеренно   пластических
движений к величеств. танцу (эммелии) или к ритмам трагич.  танца-плача.
Игра акт„ров  в  трагедии  отличалась  пластичностью  и  музыкальностью,
органически сочетаясь с действиями хора,  в  пении  и  движениях  к-рого
сохранялись   ритуальная   приподнятая   лирика,   патетика    обрядовых
песнопений.
   Свойственное античному т-ру  резкое  разделение  трагедии  и  комедии
определило и особые формы комедийного представления.
   Комедийный акт„р надевал маску с растянутым до  "ушей  ртом,  широким
приплюснутым носом, с выпуклым,  голым  лбом,  привязывал  себе  толстое
брюхо,  отвислый  зад  и  горб"  на  ноги  он  натягивал  узкие   штаны.
Гиперболизированная  комич.  маска  сатирически   изображала   низменные
стороны  человеческой  натуры,  не  соответствующие   обществ,   идеалу.

Страницы: «« « 966   967   968   969   970   971   972   973   974  975   976   977   978   979   980   981   982   983   984  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия