Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 » »» библиотечного ин-та (Улан-Удэ). А. Ив. ИОФФЕ, Юрий Самойлович (р. 1909) ь- русский советский режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Засл. арт. Каз. ССР (1943) и Узб. ССР (1950). Зани' мался в Студии Днепропетровского т-ра для юношества (1927-28). В 1934 окончил Харьковский театр. ин-т. Работал в Т-ре им. Шевченко в Днепропетровске (в 1928-31- акт„р, с 1934- режисс„р и акт„р). Был режисс„ром в т-рах: Киева (1939-41, Т-р им. Леси Украинки), Алма-Аты (1941-46, Рус. т-р, гл. реж.), Ташкента (1946-53, Рус. т-р, сначала реж., затем гл. реж.). С 1953 - гл. режисс„р Оренбург, т-ра. И. активно работает над пост. пьес сов. драматургов. Среди его лучших спектаклей - "Офицер флота" Крона (1948), "Деньги" Софронова (1956), "Караван" Штока (1957), "Оптимистическая трагедия" (1959); "Дали неоглядные" Вирты (1959) и др. Режисс„рская работа И. отмечена тонким проникновением в сущность чело-веч. характеров. В содружестве с авторами пост.: "Заря Востока" Сафарова (1948), "Ш„лковое сюзанэ" Каххара (1950), "Любовь Ани Березко" Пистоленко (1954), "По велению сердца" Анова (1957) и др. Из произведений писателей классиков поставил: "Коварство и любовь" (1940), "Укрощение строптивой" (1950), "Дачники" (1954), "Царь Ф„дор Иоаннов ич" А. К. Толстого (1955), "Жизнь Матвея Кожемякина" по Горькому, инсценировка Молько (1962) и др. Лит.: "Театр", 1955, ј 11, с. 80-86; "Театральная жизнь", 1959, ј 7, с. 14-19. А. Шн. ИПОТ‚ЗА (греч. ????????; И. является отличительным чтением греч. слова) - жанр античного театра, один из видов мима. По сообщению Плутарха ("Пиршественные изыскания"), И. по сравнению с др. разновидностью мима - пегниями ("шутки"), отличалась большей сдержанностью, была менее груба и разнузданна, Представления И. более сложны и длительны. По-видимому, И. имела разработанный сюжет и тв„рдый текст, в то время как пегнии могли строиться на свободной импровизации исполнителя. Сюжеты И. часто заимствовались из известных трагедий или комедий и подвергались пародийной переработке. Я. Зем. ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (наст. фам.- Иванов), Михаил Михайлович [7(19).XI.1859, Гатчина, - 28.1.1935, Мооква] - русский советский композитор, педагог, дириж„р и муз.-обществ, деятель. Нар. арт. Республики (1922). В 1882 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. В 1883-93 жил в Тифлисе, где возглавлял местное отделение и уч-ще Рус. муз. об-ва; дирижировал симф. концертами. С 1884 И.-И. работал в Тифлисском оперном т-ре, где под его управлением была Ш)ст. опера Чайковского "Мазепа" (1885) и оперы самого И.-И. "Руфь" (1887) и "Аз-ра" (1890; впоследствии уничтожена композитором; отрывки изд. под назв."В изгнании"). С 1893 И.-И.-профессор, в 1906-1922-директор Моек. консерватории. Был муз. руководителем и дириж„ром Моск. частной рус. оперы (1899-1904) и Оперного т-ра Зимина (1904-06). И.-И. был активным пропагандистом рус. оперной классики. Под его упр. впервые были пост. оперы Римского-Корсакова: "Царская невеста" (1899), "Сказка о царе Салтане" (1900) и "Кашей бессмертный" (1902) (все - в Моск. частной опере); там же были пост. оперы Чайковского "Мазепа" и "Чародейка". В 1900-е гг. И.-И. были созданы оперы "Ася" (по о. п. Тургенева, 1900, Товарищество частной оперы, Москва), "Измена" (по о. п. А. Сумбатова-Южина, 1910, Т-р Зимина, Москва) и "Оле из Нордланда" (по повести М. Иерсена, 1916, Большой т-р) (первой пост. опер дирижировал И.-И.). В сво„м оперном творчестве композитор тяготел к искренней, мелодически-напевной лирике, к лирически окрашенным жанровым сценам. В этом он следовал Римскому-Корсако-ву, Чайковскому, Рубинштейну. Оперу "Ася" по примеру "Евгения Онеги-нах Чайковского И.-И. назвал "лирическими сценами". Композитору близки были образы простых людей ("Ася" воспроизводит нем. провинциальный быт, "Оле из Нордланда" - жизнь норв. рыбаков). Ясно выражено у И.-И. стремление к нац. колориту (опера "Руфь" пронизана вост. интонациями, др.-евр. мелодиями, опера "Измена" впитала груз. фольклор, "Оле из Нордланда"- норв. мелодии). И.-И. написал ряд сюит и др. симф. произв., хоры, романсы и др. С 1925 И.-И. - дириж„р Большого т-ра, где под его руководством были пост. оперы "Декабристы" Золотар„ва (1925), "Тупейный художник" Шишова (1929) и др. Инструментовал сцену у Василия Блаженного, впервые включ„нную в пост. оперы "Борис Годунов" Мусоргского (1927). Закончил оперу Мусоргского "Женитьба", дописав 2-4-й акты (под упр. И.-И. опера была исполнена по радио в 1931). Среди учеников И.-И. по композиции - С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. В. Гольденвейзер и др. Много времени композитор уделял муз .-обществ, деятельности; был председателем оперной секции Всероссийского съезда сценич. деятелей в Москве (1901), возглавлял Всероссийское об-водрам. писателей и композиторов (1922) и др. Лит.: Ипполито в-И в а н о в М. М" 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Чемоданов С. М., Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, М., 1933; Вугославский С., М. М. Ипполитов-Иванов, М., 1936. Б. Ш. . ЙПСЕН (Ipsen), Бодиль (р. 30.VIII.1889) - датская актриса и режисс„р. В 1909 окончила школу при копенгагенском Королевском т-ре и дебютировала на сцене этого т-ра (Елена - "Когда цвет„т молодой виноград" Бь„рнсона). Работала также в Нар. т-ре (1910-11; 1925-27) и "Дагмартеатре" (1912-14; 1919-22; 1930-33) в Копенгагене. Создала образы Офелии; леди Тизл ("Школа злословия" Шеридана), Агнеты ("Холм Эльфов" Хей-берга), Перниллы ("Хенрик и Пернилла" Хольберга), леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Маргареты ("Королева Маргарета" Эленшлегера). Творчество И., крупнейшей актрисы дат. т-ра, характеризуется тщательным проникновением в авторский замысел тонким лиризмом, интеллектуальностью, содержательностью. Роли: Лиза ("Живой труп"), Анисья ("Власть тьмы"), Долли, Катюша Ма-слова ("Анна Каренина", "Воскресение" по Толстому), Аркадипа ("Чайка"), Маша ("Три сестры"), Раневская ("Вишн„вый сад"). Выдающаяся представительница сценич. реализма, И. восприняла и продолжила лучшие традиции нац. акт„рской школы. Играя роли леди Макбет; Фрекен Юлии (о. п. Стриндберга), Норы; фру Альвинг; Марии Стюарт (о. п. Шиллера и "Мария Шотландская" Бь„рнсона), Клеопатры ("Идеалист" Мунка), актриса подч„ркивала драму незаурядного человека, становящегося жертвой антигуманистич. офцеств. строя. Острый, злой юмор, иногда переходящий в гротеск, отличает исполнение ролей Метте ("Любовь без чулок" Весселя), мадам Руст ("Сберегательная касса" Херца), фру Страницы: «« « 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |