Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 957   958   959   960   961   962   963   964   965  966   967   968   969   970   971   972   973   974   975  » »»

библиотечного ин-та (Улан-Удэ). А. Ив.
   ИОФФЕ, Юрий Самойлович (р. 1909) ь- русский советский режисс„р. Засл.
деят. иск-в РСФСР (1956). Засл. арт. Каз. ССР (1943) и Узб. ССР  (1950).
Зани' мался в Студии Днепропетровского т-ра для юношества  (1927-28).  В
1934 окончил Харьковский театр. ин-т. Работал  в  Т-ре  им.  Шевченко  в
Днепропетровске (в 1928-31-  акт„р,  с  1934-  режисс„р  и  акт„р).  Был
режисс„ром в т-рах: Киева (1939-41, Т-р  им.  Леси  Украинки),  Алма-Аты
(1941-46, Рус. т-р, гл. реж.),  Ташкента  (1946-53,  Рус.  т-р,  сначала
реж., затем гл. реж.). С 1953 - гл. режисс„р Оренбург, т-ра. И.  активно
работает над пост. пьес сов. драматургов. Среди его лучших спектаклей  -
"Офицер флота" Крона (1948), "Деньги" Софронова (1956), "Караван"  Штока
(1957),  "Оптимистическая  трагедия"  (1959);  "Дали  неоглядные"  Вирты
(1959) и др. Режисс„рская работа И.  отмечена  тонким  проникновением  в
сущность чело-веч. характеров. В содружестве с авторами пост.:
   "Заря Востока" Сафарова (1948),  "Ш„лковое  сюзанэ"  Каххара  (1950),
"Любовь Ани Березко" Пистоленко (1954), "По велению сердца" Анова (1957)
и др. Из произведений писателей классиков поставил:
   "Коварство и любовь" (1940), "Укрощение строптивой" (1950), "Дачники"
(1954), "Царь Ф„дор Иоаннов ич" А. К.  Толстого  (1955),  "Жизнь  Матвея
Кожемякина" по Горькому, инсценировка Молько (1962) и др.
   Лит.: "Театр", 1955, ј 11, с. 80-86; "Театральная жизнь", 1959, ј  7,
с. 14-19. А. Шн.
   ИПОТ‚ЗА (греч. ????????;  И.  является  отличительным  чтением  греч.
слова) - жанр  античного  театра,  один  из  видов  мима.  По  сообщению
Плутарха  ("Пиршественные   изыскания"),   И.   по   сравнению   с   др.
разновидностью   мима   -   пегниями   ("шутки"),   отличалась   большей
сдержанностью, была менее груба и разнузданна,  Представления  И.  более
сложны и длительны. По-видимому, И. имела разработанный сюжет и  тв„рдый
текст, в то время как пегнии могли строиться на  свободной  импровизации
исполнителя. Сюжеты И. часто заимствовались из  известных  трагедий  или
комедий и подвергались пародийной переработке. Я. Зем.
   ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ   (наст.   фам.-    Иванов),    Михаил    Михайлович
[7(19).XI.1859,  Гатчина,  -  28.1.1935,  Мооква]  -  русский  советский
композитор,  педагог,  дириж„р  и  муз.-обществ,  деятель.   Нар.   арт.
Республики (1922).  В  1882  окончил  Петерб.  консерваторию  по  классу
композиции Н. А.  Римского-Корсакова.  В  1883-93  жил  в  Тифлисе,  где
возглавлял местное отделение и уч-ще Рус. муз. об-ва; дирижировал  симф.
концертами. С 1884 И.-И. работал в Тифлисском оперном т-ре, где под  его
управлением была Ш)ст. опера Чайковского "Мазепа" (1885) и оперы  самого
И.-И.  "Руфь"  (1887)   и   "Аз-ра"   (1890;   впоследствии   уничтожена
композитором;   отрывки   изд.   под   назв."В   изгнании").   С    1893
И.-И.-профессор, в  1906-1922-директор  Моек.  консерватории.  Был  муз.
руководителем  и  дириж„ром  Моск.  частной  рус.  оперы  (1899-1904)  и
Оперного т-ра Зимина (1904-06). И.-И. был активным  пропагандистом  рус.
оперной   классики.   Под   его   упр.   впервые   были   пост.    оперы
Римского-Корсакова: "Царская невеста" (1899), "Сказка  о  царе  Салтане"
(1900) и "Кашей бессмертный" (1902) (все - в Моск. частной  опере);  там
же были пост. оперы Чайковского "Мазепа" и "Чародейка".
   В 1900-е гг. И.-И. были созданы оперы  "Ася"  (по  о.  п.  Тургенева,
1900, Товарищество  частной  оперы,  Москва),  "Измена"  (по  о.  п.  А.
Сумбатова-Южина, 1910, Т-р Зимина, Москва)  и  "Оле  из  Нордланда"  (по
повести М. Иерсена, 1916, Большой т-р) (первой  пост.  опер  дирижировал
И.-И.).
   В  сво„м  оперном  творчестве   композитор   тяготел   к   искренней,
мелодически-напевной лирике, к лирически окрашенным жанровым  сценам.  В
этом он следовал Римскому-Корсако-ву,  Чайковскому,  Рубинштейну.  Оперу
"Ася"  по  примеру   "Евгения   Онеги-нах   Чайковского   И.-И.   назвал
"лирическими сценами". Композитору  близки  были  образы  простых  людей
("Ася" воспроизводит нем. провинциальный быт, "Оле из Нордланда" - жизнь
норв. рыбаков). Ясно выражено у И.-И. стремление к нац. колориту  (опера
"Руфь" пронизана вост. интонациями, др.-евр. мелодиями,  опера  "Измена"
впитала груз.  фольклор,  "Оле  из  Нордланда"-  норв.  мелодии).  И.-И.
написал ряд сюит и др. симф. произв., хоры, романсы и др. С 1925 И.-И. -
дириж„р Большого  т-ра,  где  под  его  руководством  были  пост.  оперы
"Декабристы" Золотар„ва (1925), "Тупейный художник" Шишова (1929) и  др.
Инструментовал сцену у Василия Блаженного, впервые  включ„нную  в  пост.
оперы "Борис Годунов" Мусоргского  (1927).  Закончил  оперу  Мусоргского
"Женитьба", дописав 2-4-й акты (под упр. И.-И. опера была  исполнена  по
радио в 1931). Среди учеников И.-И. по композиции - С. Н. Василенко,  Р.
М. Глиэр, А. В. Гольденвейзер и др. Много времени композитор уделял  муз
.-обществ, деятельности; был председателем оперной секции Всероссийского
съезда  сценич.  деятелей  в  Москве  (1901),  возглавлял  Всероссийское
об-водрам. писателей и композиторов (1922) и др.
   Лит.: Ипполито в-И в а н о в М. М"  50  лет  русской  музыки  в  моих
воспоминаниях,  М.,   1934;   Чемоданов   С.   М.,   Михаил   Михайлович
Ипполитов-Иванов, М., 1933; Вугославский С., М. М. Ипполитов-Иванов, М.,
1936. Б. Ш.
   . ЙПСЕН  (Ipsen),  Бодиль  (р.  30.VIII.1889)  -  датская  актриса  и
режисс„р. В 1909 окончила школу при копенгагенском  Королевском  т-ре  и
дебютировала  на  сцене  этого  т-ра  (Елена  -  "Когда  цвет„т  молодой
виноград" Бь„рнсона). Работала также в Нар. т-ре  (1910-11;  1925-27)  и
"Дагмартеатре" (1912-14;
   1919-22; 1930-33) в Копенгагене. Создала  образы  Офелии;  леди  Тизл
("Школа злословия" Шеридана), Агнеты ("Холм Эльфов" Хей-берга), Перниллы
("Хенрик и Пернилла" Хольберга), леди Мильфорд ("Коварство  и  любовь"),
Маргареты ("Королева Маргарета" Эленшлегера). Творчество И.,  крупнейшей
актрисы дат. т-ра, характеризуется тщательным проникновением в авторский
замысел тонким лиризмом, интеллектуальностью,  содержательностью.  Роли:
Лиза ("Живой труп"), Анисья  ("Власть  тьмы"),  Долли,  Катюша  Ма-слова
("Анна Каренина",
   "Воскресение" по Толстому), Аркадипа ("Чайка"), Маша ("Три  сестры"),
Раневская  ("Вишн„вый  сад").   Выдающаяся   представительница   сценич.
реализма, И. восприняла и  продолжила  лучшие  традиции  нац.  акт„рской
школы. Играя роли леди Макбет;
   Фрекен Юлии (о. п. Стриндберга), Норы; фру Альвинг; Марии Стюарт  (о.
п. Шиллера  и  "Мария  Шотландская"  Бь„рнсона),  Клеопатры  ("Идеалист"
Мунка), актриса подч„ркивала драму незаурядного человека,  становящегося
жертвой  антигуманистич.  офцеств.  строя.  Острый,  злой  юмор,  иногда
переходящий в гротеск, отличает  исполнение  ролей  Метте  ("Любовь  без
чулок"  Весселя),  мадам  Руст  ("Сберегательная  касса"   Херца),   фру

Страницы: «« « 957   958   959   960   961   962   963   964   965  966   967   968   969   970   971   972   973   974   975  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия