|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 » »» библиотечного ин-та (Улан-Удэ). А. Ив.
ИОФФЕ, Юрий Самойлович (р. 1909) ь- русский советский режисс„р. Засл.
деят. иск-в РСФСР (1956). Засл. арт. Каз. ССР (1943) и Узб. ССР (1950).
Зани' мался в Студии Днепропетровского т-ра для юношества (1927-28). В
1934 окончил Харьковский театр. ин-т. Работал в Т-ре им. Шевченко в
Днепропетровске (в 1928-31- акт„р, с 1934- режисс„р и акт„р). Был
режисс„ром в т-рах: Киева (1939-41, Т-р им. Леси Украинки), Алма-Аты
(1941-46, Рус. т-р, гл. реж.), Ташкента (1946-53, Рус. т-р, сначала
реж., затем гл. реж.). С 1953 - гл. режисс„р Оренбург, т-ра. И. активно
работает над пост. пьес сов. драматургов. Среди его лучших спектаклей -
"Офицер флота" Крона (1948), "Деньги" Софронова (1956), "Караван" Штока
(1957), "Оптимистическая трагедия" (1959); "Дали неоглядные" Вирты
(1959) и др. Режисс„рская работа И. отмечена тонким проникновением в
сущность чело-веч. характеров. В содружестве с авторами пост.:
"Заря Востока" Сафарова (1948), "Ш„лковое сюзанэ" Каххара (1950),
"Любовь Ани Березко" Пистоленко (1954), "По велению сердца" Анова (1957)
и др. Из произведений писателей классиков поставил:
"Коварство и любовь" (1940), "Укрощение строптивой" (1950), "Дачники"
(1954), "Царь Ф„дор Иоаннов ич" А. К. Толстого (1955), "Жизнь Матвея
Кожемякина" по Горькому, инсценировка Молько (1962) и др.
Лит.: "Театр", 1955, ј 11, с. 80-86; "Театральная жизнь", 1959, ј 7,
с. 14-19. А. Шн.
ИПОТ‚ЗА (греч. ????????; И. является отличительным чтением греч.
слова) - жанр античного театра, один из видов мима. По сообщению
Плутарха ("Пиршественные изыскания"), И. по сравнению с др.
разновидностью мима - пегниями ("шутки"), отличалась большей
сдержанностью, была менее груба и разнузданна, Представления И. более
сложны и длительны. По-видимому, И. имела разработанный сюжет и тв„рдый
текст, в то время как пегнии могли строиться на свободной импровизации
исполнителя. Сюжеты И. часто заимствовались из известных трагедий или
комедий и подвергались пародийной переработке. Я. Зем.
ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (наст. фам.- Иванов), Михаил Михайлович
[7(19).XI.1859, Гатчина, - 28.1.1935, Мооква] - русский советский
композитор, педагог, дириж„р и муз.-обществ, деятель. Нар. арт.
Республики (1922). В 1882 окончил Петерб. консерваторию по классу
композиции Н. А. Римского-Корсакова. В 1883-93 жил в Тифлисе, где
возглавлял местное отделение и уч-ще Рус. муз. об-ва; дирижировал симф.
концертами. С 1884 И.-И. работал в Тифлисском оперном т-ре, где под его
управлением была Ш)ст. опера Чайковского "Мазепа" (1885) и оперы самого
И.-И. "Руфь" (1887) и "Аз-ра" (1890; впоследствии уничтожена
композитором; отрывки изд. под назв."В изгнании"). С 1893
И.-И.-профессор, в 1906-1922-директор Моек. консерватории. Был муз.
руководителем и дириж„ром Моск. частной рус. оперы (1899-1904) и
Оперного т-ра Зимина (1904-06). И.-И. был активным пропагандистом рус.
оперной классики. Под его упр. впервые были пост. оперы
Римского-Корсакова: "Царская невеста" (1899), "Сказка о царе Салтане"
(1900) и "Кашей бессмертный" (1902) (все - в Моск. частной опере); там
же были пост. оперы Чайковского "Мазепа" и "Чародейка".
В 1900-е гг. И.-И. были созданы оперы "Ася" (по о. п. Тургенева,
1900, Товарищество частной оперы, Москва), "Измена" (по о. п. А.
Сумбатова-Южина, 1910, Т-р Зимина, Москва) и "Оле из Нордланда" (по
повести М. Иерсена, 1916, Большой т-р) (первой пост. опер дирижировал
И.-И.).
В сво„м оперном творчестве композитор тяготел к искренней,
мелодически-напевной лирике, к лирически окрашенным жанровым сценам. В
этом он следовал Римскому-Корсако-ву, Чайковскому, Рубинштейну. Оперу
"Ася" по примеру "Евгения Онеги-нах Чайковского И.-И. назвал
"лирическими сценами". Композитору близки были образы простых людей
("Ася" воспроизводит нем. провинциальный быт, "Оле из Нордланда" - жизнь
норв. рыбаков). Ясно выражено у И.-И. стремление к нац. колориту (опера
"Руфь" пронизана вост. интонациями, др.-евр. мелодиями, опера "Измена"
впитала груз. фольклор, "Оле из Нордланда"- норв. мелодии). И.-И.
написал ряд сюит и др. симф. произв., хоры, романсы и др. С 1925 И.-И. -
дириж„р Большого т-ра, где под его руководством были пост. оперы
"Декабристы" Золотар„ва (1925), "Тупейный художник" Шишова (1929) и др.
Инструментовал сцену у Василия Блаженного, впервые включ„нную в пост.
оперы "Борис Годунов" Мусоргского (1927). Закончил оперу Мусоргского
"Женитьба", дописав 2-4-й акты (под упр. И.-И. опера была исполнена по
радио в 1931). Среди учеников И.-И. по композиции - С. Н. Василенко, Р.
М. Глиэр, А. В. Гольденвейзер и др. Много времени композитор уделял муз
.-обществ, деятельности; был председателем оперной секции Всероссийского
съезда сценич. деятелей в Москве (1901), возглавлял Всероссийское
об-водрам. писателей и композиторов (1922) и др.
Лит.: Ипполито в-И в а н о в М. М" 50 лет русской музыки в моих
воспоминаниях, М., 1934; Чемоданов С. М., Михаил Михайлович
Ипполитов-Иванов, М., 1933; Вугославский С., М. М. Ипполитов-Иванов, М.,
1936. Б. Ш.
. ЙПСЕН (Ipsen), Бодиль (р. 30.VIII.1889) - датская актриса и
режисс„р. В 1909 окончила школу при копенгагенском Королевском т-ре и
дебютировала на сцене этого т-ра (Елена - "Когда цвет„т молодой
виноград" Бь„рнсона). Работала также в Нар. т-ре (1910-11; 1925-27) и
"Дагмартеатре" (1912-14;
1919-22; 1930-33) в Копенгагене. Создала образы Офелии; леди Тизл
("Школа злословия" Шеридана), Агнеты ("Холм Эльфов" Хей-берга), Перниллы
("Хенрик и Пернилла" Хольберга), леди Мильфорд ("Коварство и любовь"),
Маргареты ("Королева Маргарета" Эленшлегера). Творчество И., крупнейшей
актрисы дат. т-ра, характеризуется тщательным проникновением в авторский
замысел тонким лиризмом, интеллектуальностью, содержательностью. Роли:
Лиза ("Живой труп"), Анисья ("Власть тьмы"), Долли, Катюша Ма-слова
("Анна Каренина",
"Воскресение" по Толстому), Аркадипа ("Чайка"), Маша ("Три сестры"),
Раневская ("Вишн„вый сад"). Выдающаяся представительница сценич.
реализма, И. восприняла и продолжила лучшие традиции нац. акт„рской
школы. Играя роли леди Макбет;
Фрекен Юлии (о. п. Стриндберга), Норы; фру Альвинг; Марии Стюарт (о.
п. Шиллера и "Мария Шотландская" Бь„рнсона), Клеопатры ("Идеалист"
Мунка), актриса подч„ркивала драму незаурядного человека, становящегося
жертвой антигуманистич. офцеств. строя. Острый, злой юмор, иногда
переходящий в гротеск, отличает исполнение ролей Метте ("Любовь без
чулок" Весселя), мадам Руст ("Сберегательная касса" Херца), фру
Страницы: «« « 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |