Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 » »» Петруччио ("Укрощение строптивой", переделка Гаррика). Роль Катарины в этом спектакле играла Э. Терри. До 1898 продолжалось содружество этих двух акт„ров, составившее эпоху в англ. т-ре конца 19 в. Роль Гамлета (1874), сыгранная И. более 200 раз, выдвинула его в ряды лучших акт„ров Англии. За ней последовали Макбет (1875), Отелло (1876), Ричард III (1877), Шейлок (1879), позже - Яго; Бенедикт ("Много шума из ничего"). В 1878-98 И. совм. с Э. Терри руководил лондонским т-ром "Лицеум", к-рый за эти годы сделался одним из ведущих т-ров Англии. Спектакли этого т-ра отличались слаженностью, композиционной законченностью, целостностью режисс„рского решения. И. привл„к к участию в пост. известных художников - Б„рн-Джонса, Алма-Тадема, Сеймур Лукаса, вв„л ряд усовершенствований сценич. площадки, позволивших полнее использовать е„ пространство, много внимания уделял зрелищной стороне спектаклей. В "Ли-цеуме" И. продолжал ставить пьесы Шекспира: "Венецианский купец" (1879), "Ромео и Джульетта" (1882), "Двенадцатая ночь" (1884), "Король Лир" (1892), "Цимбелин", "Ричард III" (1896) и др. Эти спектакли отличались яркой зрелищностыо, историч. достоверностью декораций, костюмов и общего колорита. В то же время И. трактовал трагедии Шекспира в духе сентиментализма, стремился выделять в героях одну черту характера. Так, Гамлета И. играл мягким и добрым человеком, сосредоточивая внимание зрителя на его несчастной любви к Офелии, в характере Макбета подч„ркивал повышенную нервозность, объясняя ею все его преступления (спектакли эти вызывали острую полемику). Благодаря И.шекспировская драматургия вновь обрела сценич. жизнь. Но И. был дал„к от социальных вопросов своего времени, боялся проникновения на сцену пьес на актуальные темы. Репертуар т-ра "Лицеум" составляли гл. обр. мелодрамы (Д. Бусико, Булвер-Литтон, В. Сарду), И. не ставил пьес Г. Ибсена, Б. Шоу или других драматургов, затрагивающих социальную проблематику. За исключением пьес А. Теннисона ("Бек-кет", "Кубок"), И. не поставил ни одной пьесы совр.. ему авторов. театр. деятельность И. была многообразной: он часто выступал как чтец, ему принадлежит ряд статей о т-ре и творчестве акт„ра; читал лекции на ту же тему. Обязательными условиями творчества акт„ра И. считал самостоятельность мысли, наличие фантазии, наблюдательности, глубокое постижение чувств сценич. героев. Он требовал от акт„ра способности угадывать за текстом роли мысль, к-рую драматург вложил в сво„ произведение. И. энергично выступал в защиту прав и общественного положения акт„ров. Под редакцией И. и с его вступительной стать„й вышло издание сценич. текстов Шекспира. И. часто гастролировал в США, оказав воздействие на развитие амер. т-ра. И. был первым акт„ром Англии, получившим дворянский титул (1895). Похоронен в Вестминстерском аббатстве. Лит.: Гвоздев А. А., Английский театр. Театр Генри Ирвинга, в его кн.: Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.-М., 1939; Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX-XX веков, под ред. А. А. Гвоздева, М.Л., 1939 (Английский театр. с. 301-33); Stoker В., The personal reminiscences of H. Irving, v. 1-2, L.-N. Y., 1906; С r a i g G., Henry Irving, L.,-Toronto, 1938; Ellen Terry's memofrs, N. Y., 1932; Ir-v i n g L., Henry Irving. The actor and his world, L., [s-d-]- H.Mun. ИРД, Каарел [р. 14(27).VIII. 1909 ]- эстонский советский режисс„р и акт„р. Нар. арт. Эстонской ССР (1958), чл. Коммунистической партии с 1940. В 1934-36 учился в студии драм. иск-ва в Тарту. В 1937-39 был режисс„ром и акт„ром Рабочего т-ра в Тарту. После восстановления в Эстонии Сов. власти (1940) И. становится гл. реж. т-ра "Ванемуйне" (Тарту). В годы Отечественной войны работал в эстонских художеств. ансамблях в Ярославле. В 1944-48, 1949-50 и с 1955 снова гл. режисс„р "Ванемуйне" (с перерывом 1948, 1950- 1951). В 1952-55-гл. режисс„р Т-ра им.Койдулы вПярну. В драм. и оперных спектаклях И. ярко раскрывается своеобразие жанра драматических произведений, остро и ч„тко выявляется их идея. Как руководитель т-ра И. вед„т большую работу с авторами; он впервые пост. "Жизнь в цитадели" Якобсона (1946), "Лабиринт блаженства" Парве (1959). Оперные спектакли И. характеризуются глубиной музыкальной и драматич. трактовки образов, оригинальным решением массовых сцен: "Огни мщения" (1945), "Певец свободы" (1950) Э. Каппа, "Озеро Пюхаярь" (1947), "Берег бурь" (1949), "Боевое крещение" (1958) Эрне-сакса и др. Совр. звучание, социальную остроту получили пост. классич. драматургии: "Пунга-Мярт и Уба-Ка-арель" Кицберга (1954), "Микумярди" Раудсеп-па (1958), "Венецианский куп ец"(1958), "Мещане" (1946), "Егор Булычев и другие" (1950); "Волшебная флейта" (1948) и "Свадьба Фигаро" (1950). Среди лучших работ И. -"Жизнь Галилея" Брехта (1961). Сценические образы И. отмечены большой внутренней силой. Роли: Ральф ("Жизнь в цитадели" Якобсона), Гарри Смит ("Русский вопрос"), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Тригорин ("Чайка"), Протасов ("Живой труп"). П.-автор статей по вопросам т-ра; организатор и педагог театральной студии. Лит.: Театры Советской Эстонии, Таллин 1956, с. 115-132. ' Эв. К. ИРЕТЕЛИ (наст. фам.- Каландадзе), По-лиевкт Антонович [9(21).V.1876-10.IV.1931 ]-грузинский писатель, драматург. Участник революц. движения нач. 20 в.; был в ссылке. Написал пьесу "Побежд„нные" (1905) о рабочем революц. движении. Автор социально острых инсценировок рассказов Э. Нино-швили "Христине" и "Герои деревни". Сценич. произведения И. пользовались большим успехом в груз. дореволюц. проф. и нар. т-рах. "Христине" ставилась на сов. сцене. E. UJ . ИРЕЦКАЯ, Наталия Александровна (1845-15.XI. 1922) - русская певица, вокальный педагог. В 1868 окончила Петерб. консерваторию по классу пения Г. Ниссен-Саломан; совершенствовалась в Париже у П. Виардо. В 1874-1908 и с 1909 преподавала пение в Петерб. консерватории (с 1881- профессор). В своей педагогич. практике опиралась на принципы школы М.П.Р. Гарсиа и на опыт выдающихся певцов прошлого. Стройная методика, строго индивидуальный подход помогали И. развивать вок. способности е„ учениц. И. добивалась высокого художеств. качества исполнения, обращая особое внимание на развитие чувства меры и стиля, строго отбирая репертуар. Среди учениц И.- Н. Забела-Врубель, Е. Катульская, Л. Андреева-Дельмас, К. Дорлиак, А. Даниэлян "ДР- . ИРИАРТЕ (Iriarte), Томас де (18.IX.175017.IX.1791) -испанский писатель, драматург, переводчик. Последователь идей франц. Просвещения; за сочувствие атеизму преследовался инквизицией. Участвовал в реформе исп. т-ра, связанной с пост. франц. драматургии 18 в. И. начал Страницы: «« « 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |