|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 » »» путей социального и морального обновления. Но создавая образы большой
эмоциональной силы, насыщая свою игру подлинным гуманизмом, Орленев не
избежал вместе с тем и болезненных натуралистич. крайностей, глубокого
пессимизма. Комиссаржевская, актриса тончайшего пси-хологич. реализма,
большой общественной темы, мечется в поисках нового репертуара, новых
средств сценич. выразительности, с тем чтобы полнее раскрыть душу
современного человека. Она связывает судьбу созданного ею т-ра с
символизмом - направлением, объявившим войну старому бытовому иск-ву, но
убеждается в непримиримости символистских экспериментов с близкими ей
реалистич. психологич. принципами. Напряж„нными исканиями психологич.
глубины и правды при создании сложных болезненно-противоречивых
характеров отмечено творчество И. Н. Певцова (1879-1934). Но исполняемый
им репертуар вносит в его игру черты декадентской неврастеничности,
сужает возможности проявления выдающегося таланта акт„ра. В условиях
обострившегося кризиса бурж. культуры развитие реалистич. традиций И. а.
тормозилось, в н„м вс„ больше проявлялись черты эпигонства, болезненного
психологизма.
В нач. 20 в. в России созда„тся ряд экспериментальных т-ров, в к-рых
ведутся поиски новых 'форм синтетич. И. а. (Свободный т-р, Московский
Камерный т-р, руководимый А. Я. Таировым, и др.). Здесь воспитываются
акт„ры, легко переходящие из одного жанра в другой, возрождается иск-во
пантомимы.
Прогрессивные устремления в рус. т-ре конца 19 - нач. 20 вв. были
выражены коллективом Моск. Художеств. т-ра, нашедшим идейно-эстетич.
опору для своих исканий в драматургии А. П. Чехова и М. Горького. Под
рук. К. С. Станиславского (1863-1938) и В. И. Немировича-Данчен-ко
(1858-1943) в МХТ воспитывалась плеяда крупнейших акт„ров: И. М. Москвин
(1874-1946), В. И. Качалов (1875-1948), Л. М. Леонидов (1873-1941), О.
Л. Книппер-Чехова (1868-1959), М. П. Лилина (1866-1943) и др. Вс„ это -
яркие и своеобразные творч. индивидуальности, художники различных
творческих судеб. Однако, как представителей определ„нной школы, их
отличают общие качества: глубочайшее чувство ансамбля, восприимчивость к
режисс„рскому замыслу, умение раскрывать образ через психологию, через
правду акт„рского самочувствия во всей тонкости и сложности реального
человеческого поведения. Опираясь на опыт великих акт„ров рус. и
мирового т-ра, на достижения акт„рской школы МХТ, гениальный режисс„р и
акт„р Станиславский приступает к проверке и систематизации своих
размышлений над природой акт„рского творчества. Реализм И. а.,
способность акт„ра правдиво показывать на сцене "жизнь человеческого
духа" являются для Станиславского осн. ценностью театр. иск-ва (см.
Станиславского система). Свои искания в этой области Станиславский
продолжает с молод„жью МХТ, в Студии, созданной им вместе с Л. А.
Сулер-жицким в 1913 (1-я студия МХТ). Эти студийные опыты вносят в
развитие предреволюц. И. а. много ценного. В то время как
распространение декад ент-ско-формалистич. течений и кризис старых
традиций тяжело сказываются на состоянии И. а. и т-ра в целом, в МХТ и
его студиях ид„т работа по обновлению художеств. и этич. основ И. а. В
студиях МХТ формируется творчество Е. Б. Вахтангова (1883 -1922), в
постановках и акт„рских работах к-рого новаторские искания привели к
блистательным победам. Но подлинное обновление т-ра могло наступить лишь
в результате изменения его общественных задач, изменения его идеологии,
к-рые принесла с собой социалистич. революция.
Советское И. а. Октябрьская революция восстановила лучшие реалистич.
традиции рус. до-революц. т-ра, освободила его от идейной ограниченности
и угрозы бурж. вырождения. Под воздействием социалистич.
действительности, в результате мудрой ленинской политики партии и
требований широких масс революц. зрителя театр. иск-во обрело
социалистич. содержание, реалистич. направленность, по-литич.
темперамент и обличительную силу.
Сов. правительство сразу же призвало акт„ров к активному участию в
строительстве нового социалистич. общества, к созданию революц. иск-ва.
И. а. впервые стало открыто выражать нар. воззрения на жизнь, вошло в
самую гущу народа, превратилось в подлинно нар. иск-во. Поэтому первым и
высшим званием, к-рым награждались деятели сцены, было звание Нар.
артиста. Событием большого общественного значения явилось празднование
50-летнего юбилея творч. деятельности М. Н. Ермоловой, получившей первой
в стране звание нар. арт. Республики.
Революц. действительность, задачи, выдвинутые партией перед иск-вом,
изменили психологию акт„ров, их обществ енно-политич. мировоззрение,
подняли общественную активность, проф. культуру акт„ров, создав
возможность для расцвета И. а. Сохраняя традиции рус. и мирового т-ра,
сов. И. а. в то же время стало иск-вом качественно новым. Воинствующий
гуманизм, социальное осмысление образов определили ту открытую
общественную' направленность, ту социальную правду, к-рая стала основой
сов. И. а. Борьба за социалистич. мировоззрение связана с борьбой за
правду и простоту в иск-ве, за познание и воплощение на сцене жизни,
против рутины, за повышение мастерства, с борьбой за иск-во
гражданственное" реалистич., социалистич. Революционная действительность
требовала от иск-ва ч„ткости, определ„нности классовых позиций, политич.
страстности. Познание акт„рами жизни и участие в ней приводило И. а. к
партийности, к восприятию и выражению идеологии Коммунистич. партии.
Формирование сов. И. а. связано с приходом в т-р нового, нар.
зрителя, к-рому нужно было иск-во, созвучное революции. Иск-во
демократич., реалистич. противостояло вычурному, изысканному
декадентскому т-ру. Новому зрителю близким и необходимым оказалось
творчество крупнейших акт„ров рус. т-ра:
М. Н. Ермоловой, В. Н. Давыдова, К. С. Станиславского, С. Л.
Кузнецова, И. М. Москвина, О. О. Садовской и др.
20-е годы - период борьбы и соревнования различных течений в т-ре,
время формирования творч. облика сов. И. а. На первых порах требование
открытого выражения отношения акт„ра к создаваемому им образу порой
порождало схематизм, односторонность исполнения ("игру отношения"). В
последующие годы принципы реализма, обогащ„нные новыми средствами
сценич. выражения, помогли отч„тливо определить черты, рожд„нные новым,
социалистич. миропониманием. Стремление к социальному раскрытию
характеров приводило акт„ров к укрупнению и типизированию образа,
выражению наиболее существенных черт персонажа, его общественной и
моральной сущности. Реализм 20-х гг.- это крупный реализм больших,
типич. характеров, отображения главного в жизни.
И. а. старшего поколения тесно переплетается В 20-х гг. с творч.
Страницы: «« « 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |