Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 » »» путей социального и морального обновления. Но создавая образы большой эмоциональной силы, насыщая свою игру подлинным гуманизмом, Орленев не избежал вместе с тем и болезненных натуралистич. крайностей, глубокого пессимизма. Комиссаржевская, актриса тончайшего пси-хологич. реализма, большой общественной темы, мечется в поисках нового репертуара, новых средств сценич. выразительности, с тем чтобы полнее раскрыть душу современного человека. Она связывает судьбу созданного ею т-ра с символизмом - направлением, объявившим войну старому бытовому иск-ву, но убеждается в непримиримости символистских экспериментов с близкими ей реалистич. психологич. принципами. Напряж„нными исканиями психологич. глубины и правды при создании сложных болезненно-противоречивых характеров отмечено творчество И. Н. Певцова (1879-1934). Но исполняемый им репертуар вносит в его игру черты декадентской неврастеничности, сужает возможности проявления выдающегося таланта акт„ра. В условиях обострившегося кризиса бурж. культуры развитие реалистич. традиций И. а. тормозилось, в н„м вс„ больше проявлялись черты эпигонства, болезненного психологизма. В нач. 20 в. в России созда„тся ряд экспериментальных т-ров, в к-рых ведутся поиски новых 'форм синтетич. И. а. (Свободный т-р, Московский Камерный т-р, руководимый А. Я. Таировым, и др.). Здесь воспитываются акт„ры, легко переходящие из одного жанра в другой, возрождается иск-во пантомимы. Прогрессивные устремления в рус. т-ре конца 19 - нач. 20 вв. были выражены коллективом Моск. Художеств. т-ра, нашедшим идейно-эстетич. опору для своих исканий в драматургии А. П. Чехова и М. Горького. Под рук. К. С. Станиславского (1863-1938) и В. И. Немировича-Данчен-ко (1858-1943) в МХТ воспитывалась плеяда крупнейших акт„ров: И. М. Москвин (1874-1946), В. И. Качалов (1875-1948), Л. М. Леонидов (1873-1941), О. Л. Книппер-Чехова (1868-1959), М. П. Лилина (1866-1943) и др. Вс„ это - яркие и своеобразные творч. индивидуальности, художники различных творческих судеб. Однако, как представителей определ„нной школы, их отличают общие качества: глубочайшее чувство ансамбля, восприимчивость к режисс„рскому замыслу, умение раскрывать образ через психологию, через правду акт„рского самочувствия во всей тонкости и сложности реального человеческого поведения. Опираясь на опыт великих акт„ров рус. и мирового т-ра, на достижения акт„рской школы МХТ, гениальный режисс„р и акт„р Станиславский приступает к проверке и систематизации своих размышлений над природой акт„рского творчества. Реализм И. а., способность акт„ра правдиво показывать на сцене "жизнь человеческого духа" являются для Станиславского осн. ценностью театр. иск-ва (см. Станиславского система). Свои искания в этой области Станиславский продолжает с молод„жью МХТ, в Студии, созданной им вместе с Л. А. Сулер-жицким в 1913 (1-я студия МХТ). Эти студийные опыты вносят в развитие предреволюц. И. а. много ценного. В то время как распространение декад ент-ско-формалистич. течений и кризис старых традиций тяжело сказываются на состоянии И. а. и т-ра в целом, в МХТ и его студиях ид„т работа по обновлению художеств. и этич. основ И. а. В студиях МХТ формируется творчество Е. Б. Вахтангова (1883 -1922), в постановках и акт„рских работах к-рого новаторские искания привели к блистательным победам. Но подлинное обновление т-ра могло наступить лишь в результате изменения его общественных задач, изменения его идеологии, к-рые принесла с собой социалистич. революция. Советское И. а. Октябрьская революция восстановила лучшие реалистич. традиции рус. до-революц. т-ра, освободила его от идейной ограниченности и угрозы бурж. вырождения. Под воздействием социалистич. действительности, в результате мудрой ленинской политики партии и требований широких масс революц. зрителя театр. иск-во обрело социалистич. содержание, реалистич. направленность, по-литич. темперамент и обличительную силу. Сов. правительство сразу же призвало акт„ров к активному участию в строительстве нового социалистич. общества, к созданию революц. иск-ва. И. а. впервые стало открыто выражать нар. воззрения на жизнь, вошло в самую гущу народа, превратилось в подлинно нар. иск-во. Поэтому первым и высшим званием, к-рым награждались деятели сцены, было звание Нар. артиста. Событием большого общественного значения явилось празднование 50-летнего юбилея творч. деятельности М. Н. Ермоловой, получившей первой в стране звание нар. арт. Республики. Революц. действительность, задачи, выдвинутые партией перед иск-вом, изменили психологию акт„ров, их обществ енно-политич. мировоззрение, подняли общественную активность, проф. культуру акт„ров, создав возможность для расцвета И. а. Сохраняя традиции рус. и мирового т-ра, сов. И. а. в то же время стало иск-вом качественно новым. Воинствующий гуманизм, социальное осмысление образов определили ту открытую общественную' направленность, ту социальную правду, к-рая стала основой сов. И. а. Борьба за социалистич. мировоззрение связана с борьбой за правду и простоту в иск-ве, за познание и воплощение на сцене жизни, против рутины, за повышение мастерства, с борьбой за иск-во гражданственное" реалистич., социалистич. Революционная действительность требовала от иск-ва ч„ткости, определ„нности классовых позиций, политич. страстности. Познание акт„рами жизни и участие в ней приводило И. а. к партийности, к восприятию и выражению идеологии Коммунистич. партии. Формирование сов. И. а. связано с приходом в т-р нового, нар. зрителя, к-рому нужно было иск-во, созвучное революции. Иск-во демократич., реалистич. противостояло вычурному, изысканному декадентскому т-ру. Новому зрителю близким и необходимым оказалось творчество крупнейших акт„ров рус. т-ра: М. Н. Ермоловой, В. Н. Давыдова, К. С. Станиславского, С. Л. Кузнецова, И. М. Москвина, О. О. Садовской и др. 20-е годы - период борьбы и соревнования различных течений в т-ре, время формирования творч. облика сов. И. а. На первых порах требование открытого выражения отношения акт„ра к создаваемому им образу порой порождало схематизм, односторонность исполнения ("игру отношения"). В последующие годы принципы реализма, обогащ„нные новыми средствами сценич. выражения, помогли отч„тливо определить черты, рожд„нные новым, социалистич. миропониманием. Стремление к социальному раскрытию характеров приводило акт„ров к укрупнению и типизированию образа, выражению наиболее существенных черт персонажа, его общественной и моральной сущности. Реализм 20-х гг.- это крупный реализм больших, типич. характеров, отображения главного в жизни. И. а. старшего поколения тесно переплетается В 20-х гг. с творч. Страницы: «« « 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |