Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 983   984   985   986   987   988   989   990   991  992   993   994   995   996   997   998   999   1000   1001  » »»

путей социального и морального обновления. Но  создавая  образы  большой
эмоциональной силы, насыщая свою игру подлинным гуманизмом,  Орленев  не
избежал вместе с тем и болезненных натуралистич.  крайностей,  глубокого
пессимизма. Комиссаржевская, актриса тончайшего  пси-хологич.  реализма,
большой общественной темы, мечется в поисках  нового  репертуара,  новых
средств сценич.  выразительности,  с  тем  чтобы  полнее  раскрыть  душу
современного  человека.  Она  связывает  судьбу  созданного  ею  т-ра  с
символизмом - направлением, объявившим войну старому бытовому иск-ву, но
убеждается в непримиримости символистских экспериментов  с  близкими  ей
реалистич. психологич. принципами.  Напряж„нными  исканиями  психологич.
глубины  и  правды  при   создании   сложных   болезненно-противоречивых
характеров отмечено творчество И. Н. Певцова (1879-1934). Но исполняемый
им репертуар вносит в  его  игру  черты  декадентской  неврастеничности,
сужает возможности проявления выдающегося  таланта  акт„ра.  В  условиях
обострившегося кризиса бурж. культуры развитие реалистич. традиций И. а.
тормозилось, в н„м вс„ больше проявлялись черты эпигонства, болезненного
психологизма.
   В нач. 20 в. в России созда„тся ряд экспериментальных т-ров, в  к-рых
ведутся поиски новых 'форм синтетич. И. а.  (Свободный  т-р,  Московский
Камерный т-р, руководимый А. Я. Таировым, и  др.).  Здесь  воспитываются
акт„ры, легко переходящие из одного жанра в другой, возрождается  иск-во
пантомимы.
   Прогрессивные устремления в рус. т-ре конца 19 -  нач.  20  вв.  были
выражены коллективом Моск.  Художеств.  т-ра,  нашедшим  идейно-эстетич.
опору для своих исканий в драматургии А. П. Чехова и  М.  Горького.  Под
рук. К. С.  Станиславского  (1863-1938)  и  В.  И.  Немировича-Данчен-ко
(1858-1943) в МХТ воспитывалась плеяда крупнейших акт„ров: И. М. Москвин
(1874-1946), В. И. Качалов (1875-1948), Л. М. Леонидов  (1873-1941),  О.
Л. Книппер-Чехова (1868-1959), М. П. Лилина (1866-1943) и др. Вс„ это  -
яркие  и  своеобразные  творч.  индивидуальности,  художники   различных
творческих судеб. Однако,  как  представителей  определ„нной  школы,  их
отличают общие качества: глубочайшее чувство ансамбля, восприимчивость к
режисс„рскому замыслу, умение раскрывать образ через  психологию,  через
правду акт„рского самочувствия во всей тонкости  и  сложности  реального
человеческого  поведения.  Опираясь  на  опыт  великих  акт„ров  рус.  и
мирового т-ра, на достижения акт„рской школы МХТ, гениальный режисс„р  и
акт„р  Станиславский  приступает  к  проверке  и  систематизации   своих
размышлений  над  природой  акт„рского  творчества.   Реализм   И.   а.,
способность акт„ра правдиво показывать  на  сцене  "жизнь  человеческого
духа" являются для Станиславского  осн.  ценностью  театр.  иск-ва  (см.
Станиславского система).  Свои  искания  в  этой  области  Станиславский
продолжает с молод„жью МХТ, в  Студии,  созданной  им  вместе  с  Л.  А.
Сулер-жицким в 1913 (1-я студия  МХТ).  Эти  студийные  опыты  вносят  в
развитие  предреволюц.  И.  а.   много   ценного.   В   то   время   как
распространение  декад  ент-ско-формалистич.  течений  и  кризис  старых
традиций тяжело сказываются на состоянии И. а. и т-ра в целом, в  МХТ  и
его студиях ид„т работа по обновлению художеств. и этич. основ И.  а.  В
студиях МХТ формируется творчество Е.  Б.  Вахтангова  (1883  -1922),  в
постановках и акт„рских работах к-рого  новаторские  искания  привели  к
блистательным победам. Но подлинное обновление т-ра могло наступить лишь
в результате изменения его общественных задач, изменения его  идеологии,
к-рые принесла с собой социалистич. революция.
   Советское И. а. Октябрьская революция восстановила лучшие  реалистич.
традиции рус. до-революц. т-ра, освободила его от идейной ограниченности
и   угрозы   бурж.    вырождения.    Под    воздействием    социалистич.
действительности,  в  результате  мудрой  ленинской  политики  партии  и
требований  широких  масс  революц.   зрителя   театр.   иск-во   обрело
социалистич.   содержание,    реалистич.    направленность,    по-литич.
темперамент и обличительную силу.
   Сов. правительство сразу же призвало акт„ров к  активному  участию  в
строительстве нового социалистич. общества, к созданию революц.  иск-ва.
И. а. впервые стало открыто выражать нар. воззрения на  жизнь,  вошло  в
самую гущу народа, превратилось в подлинно нар. иск-во. Поэтому первым и
высшим званием, к-рым  награждались  деятели  сцены,  было  звание  Нар.
артиста. Событием большого общественного значения  явилось  празднование
50-летнего юбилея творч. деятельности М. Н. Ермоловой, получившей первой
в стране звание нар. арт. Республики.
   Революц. действительность, задачи, выдвинутые партией перед  иск-вом,
изменили психологию акт„ров,  их  обществ  енно-политич.  мировоззрение,
подняли  общественную  активность,  проф.   культуру   акт„ров,   создав
возможность для расцвета И. а. Сохраняя традиции рус. и  мирового  т-ра,
сов. И. а. в то же время стало иск-вом качественно  новым.  Воинствующий
гуманизм,  социальное  осмысление   образов   определили   ту   открытую
общественную' направленность, ту социальную правду, к-рая стала  основой
сов. И. а. Борьба за социалистич. мировоззрение  связана  с  борьбой  за
правду и простоту в иск-ве, за познание и  воплощение  на  сцене  жизни,
против  рутины,  за  повышение   мастерства,   с   борьбой   за   иск-во
гражданственное" реалистич., социалистич. Революционная действительность
требовала от иск-ва ч„ткости, определ„нности классовых позиций, политич.
страстности. Познание акт„рами жизни и участие в ней приводило И.  а.  к
партийности, к восприятию и выражению идеологии Коммунистич. партии.
   Формирование сов. И.  а.  связано  с  приходом  в  т-р  нового,  нар.
зрителя,  к-рому  нужно  было  иск-во,   созвучное   революции.   Иск-во
демократич.,    реалистич.    противостояло    вычурному,    изысканному
декадентскому т-ру.  Новому  зрителю  близким  и  необходимым  оказалось
творчество крупнейших акт„ров рус. т-ра:
   М. Н.  Ермоловой,  В.  Н.  Давыдова,  К.  С.  Станиславского,  С.  Л.
Кузнецова, И. М. Москвина, О. О. Садовской и др.
   20-е годы - период борьбы и соревнования различных  течений  в  т-ре,
время формирования творч. облика сов. И. а. На первых  порах  требование
открытого выражения отношения акт„ра  к  создаваемому  им  образу  порой
порождало схематизм, односторонность исполнения  ("игру  отношения").  В
последующие  годы  принципы  реализма,  обогащ„нные  новыми   средствами
сценич. выражения, помогли отч„тливо определить черты, рожд„нные  новым,
социалистич.  миропониманием.   Стремление   к   социальному   раскрытию
характеров  приводило  акт„ров  к  укрупнению  и  типизированию  образа,
выражению наиболее  существенных  черт  персонажа,  его  общественной  и
моральной сущности. Реализм  20-х  гг.-  это  крупный  реализм  больших,
типич. характеров, отображения главного в жизни.
   И. а. старшего поколения тесно переплетается  В  20-х  гг.  с  творч.

Страницы: «« « 983   984   985   986   987   988   989   990   991  992   993   994   995   996   997   998   999   1000   1001  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия