|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 » »» творчестве лучших его представителей к правдивому по своей сущности
воспроизведению действительности, даже если объектом этого
воспроизведения являлись легендарные события, фантастические существа.
Это определяет двойственность И. а. стран Востока: стремление
исполнителей к обобщению, переходящему порой в условную символику, и в
то же время проявление живой нар. струи, конкретность, порой бытовую
сочность образов.
Исполнительское мастерство издавна имело в т-рах этих стран решающее
значение, т. к. зрители обычно хорошо знали содержание представления и
характер персонажей (пьесы традиционного т-ра заимствовались из
фольклора, героич. эпоса, мифологических сказаний, популярных романов и
повестей). Кроме того, в представлениях традиционного т-ра употреблялся
особый, литературный язык, мало понятный основной массе зрителей, часто
малограмотной. Поэтому внимание зрителей было сосредоточено на
исполнении, на мастерстве участников представления.
Неповторимое своеобразие И. а. Китая, Японии, Индии, Индонезии и т.
д. связано прежде всего с отсутствием в театр. иск-ве большинства стран
Востока жанровой дифференциации, с сочетанием в одном спектакле
элементов оперы, драмы, балета, пантомимы, синтетичностью представления.
Акт„ры т-ров этих стран должны владеть в равной степени иск-вом сценич.
речи и пения, жеста, пантомимы, танца и т. д. Создавая художеств. образы
(историч., мифологич.), они используют в своем иск-ве разнообразные
выразительные средства, в т. ч. и спортивно-цирковые (акробатика,
фехтование и т. д.).
Отсутствие (кроме японского т-ра Кабуки) в традиционном т-ре народов
Азии сценич. коробки (сцену заменял помост, открытый взорам зрителей с
тр„х сторон, или пространство, ограниченное с тр„х сторон занавесками,
или циновка, расстеленная на земле), и занавеса породило особые при„мы
сценич. выразительности. Действуя на открытой площадке, акт„р достигал
тесного контакта со зрителем. Необ-ходимость предельно концентрировать
часто рассеян' ное внимание зрителей (в старом китайском т-ре зрители
могли во время действия пить чай, громко разговаривать), обширность
аудитории, незамкнутость пространства, где размещались места для
зрителей (под открытым небом, или под л„гким навесом; зрители
располагались часто на земле), породили резкие акценты исполнения, а
отсутствие декораций (за исключением японского т-ра Кабуки) - мастерство
игры с воображаемыми предметами, систему при„мов, к-рыми исполнитель
обозначал место и обстановку действия.
Для традиционного т-ра народов Азии характерно ч„ткое деление
персонажей на группы, близкие с амплуа европ. т-ра, порождающее
ограниченную акт„рскую специализацию.
Так, в китайском театре - шэн (положительные герои), дань (героини),
да хуа-лянь (преим. отрицательные персонажи), чоу (комедийные), мо
(второстепенные персонажи); в японском т-ре Но - боги, мужчины-воины,
женщины, безумные, демоны; в японском т-ре Кабуки - татияку
(положительный герой), катакияку (злодей), докаяку (комик), вакасюката
(молодые люди), оннагата (женщины); в индийских представлениях катакхали
- зел„ный вешам (боги и герои), вешам ножа (герои - соперники богов),
ч„рный вешам (ведьмы), бородатый вешам (лесные духи), гладкий вешам
(женщины и "святые") и т. д.
Переход с одного амплуа на другое в традиционном т-ре почти
невозможен. Исполнители различных амплуа отличаются друг от друга
гримом, костюмом, пластикой (походка и рисунок движения), жестом, особой
манерой голосоведения, пения, особым ритмом всего сценич. поведения и т.
д. Так возникла стройная, но сложная система игры. Каждая группа ролей,
а в некоторых случаях и каждая отдельная роль имеют разработанные до
мельчайших подробностей и закрепл„нные вековой традицией при„мы сценич.
выразительности. Акт„р должен освоить эти при„мы, установившуюся
традицией манеру исполнения. Совершенствование и развитие традиции
возможно лишь в определ„нных границах, строго регламентирующих
творчество.
В китайском и японском т-рах важнейшим средством акт„рской
выразительности является сценич. речь; она далека от обычной бытовой
речи, специаль' но ритмически организована, зачастую сопровождается
музыкой. Для каждой сценич. ситуации в течение веков вырабатывались
особые формы монолога и диалога, мелодич. и драматич. речитатива. В
сценах, требующих максимальной выразительности, речь переходила в пение.
В ряде случаев игра акт„ров носила пантомимический характер и
сопровождалась пением хора или рецитацией чтеца (в японском т-ре
Кабуки). В нек-рых т-рах (индонезийский ваянг-топенг, индийский
катакхали и др.) текст произносит особый, не принимающий участия в
действии, исполнитель, к-рый пением и речитативом поясняет игру акт„ров,
участвующих в пантомиме.
Определ„нные формы имеет и сценич. движение. Оно обычно
координируется с речью, часто носит условно-символич. характер (в
индийском т-ре и в др.). С помощью "языка жестов" акт„р вед„т диалог.
Так, напр., в индийском катакхали, где акт„р не произносит текст, жесты,
в частности положения пальцев (мудра), имеют особое значение и выражают
определ„нные понятия ("земля", "Вишну", "слон", "бык", "созерцание" и т.
д.). В китайском т-ре детально разработаны движения рук ("отрицающие"
руки, "скрывающие" руки, "плачущие" руки, "хватающие" руки, "отдыхающие"
руки и т. д.) и даже одной руки (рука - "открытая", "направляющая",
"бессильная", "обороняющаяся", "отказывающая" и т. д.). Общий рисунок
движения, в к-ром отдельные жесты плавно и ритмично переходят от одного
к другому, образуя своеобразные фазы движения, прерывается для усиления
впечатления особыми паузами, во время к-рых акт„р на секунду застывает в
ч„ткой и выразительной позе. Т. о., движение исполнителей обычно
сохраняет известную статуарность, как бы распадается на ряд
последовательно изменяющихся поз (в японском т-ре Кабуки, напр.,
существуют "поза схватывания столба", "поза после бросания камня"), а в
конце акта все исполнители замирают в особой позе - живой картине. Когда
действие достигает своей кульминации, движения исполнителя переходят в
танец. Это происходит так же легко и органично, как и переход к
ритмизованной речи и к пению. Движение часто определяется характером и
общественным положением персонажа. В китайском т-ре, напр., гражданский
положительный герой при ходьбе выбрасывает несгибающиеся ноги в стороны
и при этом поглаживает бороду; военный положительный герой ходит
"тигровыми шагами" - как бы скользит и застывает на месте, ускоряя темп
движения во время ухода со сцены; "почтенная матрона" при ходьбе не
должна отделять ног от сцены; "обольстительная красавица" переступает,
Страницы: «« « 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |