|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 995 996 997 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 » »» Бермудеса, К. Ви-руэса Л. Леонардо де Архенсола (1559-1613) и
др.утвердить на исп. сцене уч„ную классицистскую трагедию успеха не
имели. Их теоретич. воззрения на т-р разделял в начальный период своего
творчества и М. Сервантес, создавший народно-героич. трагедию "Нумансия"
(соч. ок. 1588; изд. 1786). Позднее он писал комедии и интермедии (изд.
1615), опираясь на традиции сформировавшейся к этому времени нац.
драматургии. Нек-рые существенные черты исп. нац. драмы эпохи
Возрождения намечаются уже в пьесах X. де ла Куэва, к-рый в своих
историч. драмах одним из первых обратился к нар. преданиям и романсам.
Подлинный расцвет нац. драмы, е„ короткий, но блистательный "золотой
век" начинает своим творчеством крупнейший представитель исп.
ренессансной драматургии, поэт-гуманист Лопе Феликс де Вега Карпъо. В
многочисл. пьесах Лопе де Вега отч„тливо выявились характерные
особенности исп. классич. драматургии: внимание к нац.-историч. сюжетам,
к-рые черпались преим. из нар. преданий и романсов, к темам любви и
чести (в пьесах из совр. жизни); отказ от строгого жанрового деления;
свободное перемещение действия пьесы во времени и пространстве;
соединение в пределах одной пьесы трагич. и комич. элементов;
преобладание динамично развивающейся интриги над разработкой характеров;
наличие устойчивых сценич. типов; разнообразие метрич. форм и т. д.
Наиболее значит, пьесы Лопе де Вега - его народно-героич. драма "Фуэнте
овехуна" (изд. 1613?), любовные комедии "Собака на сене" (изд. 1618),
"Учитель танцев" (1594), "Мадридские воды" (соч. 1594), "Валенсианская
вдова" (1621) и др.- пользуются до сих пор широкой популярностью на
сценах всех стран.
Вокруг Лопе де Вега группировались многочисл. ученики и
последователи. Среди них драматурги "валенсианской школы" Ф. Таррега
(1554-1602), Г. Агилар и в особенности Г. де Кастро-и-Бельвис,
прославившийся историч. драмой "Юность Сида" (1618). К школе Лопе де
Вега примыкали также Л. Белее де Гевард,А.МирадеАмескуа (1575-1644), X.
Перес де Монтальван (1602-38), А. Уртадо де Мендоса (1586-1644) и мн.
др. Среди авторов интермедий к традициям школы Лопе де Вега был близок
Л. Киньонес де Бенавенте. Несколько особняком стояла драматургия X. Руис
де Аларкон-и-Мендосы, создавшего бытовые комедии и историч. пьесы, в т.
ч. драму "Се-говийский ткач", бичующую феод. произвол. Аларкон-и-Мендоса
способствовал развитию жанра "комедии характеров" ("Сомнительная
правда", "И стены имеют уши"). Традициям Лопе де Вега следует в своих
бытовых комедиях Тирсо де Молина, но в его творчестве уже ощущается
ослабление гуманистич. веры в силы и благородство человека. Тирсо де
Молина созда„т жанр религиозно-философской пьесы, к к-рому примыкает его
известная драма "Севильский озорник или
Каменный гость" (изд. 1630)-первая драматич. обработка легенды о Дон
Жуане.
Под воздействием Лопе де Вега начинает творч. путь П. Кальдерой де ла
Варка, сохранявший в ранних пьесах связи с гуманистич. культурой
Возрождения. Но гуманистич. критика действительности, пронизывающая
драму "Саламейский алькальд" (1642?)" в творчестве Кальдерона ослаблена.
Кризис гуманистических идеалов особенно отч„тливо обнаруживается в его
попытках переосмыслить светские" историч. и новеллистич. сюжеты в
религиозно-философских пьесах: "Стойкий принц" (1628-29), "Жизнь есть
сон" (1632-35) и др. Творчество драматургов школы Кальдерона
свидетельствовало о начинающемся глубоком упадке И. д. Эти тенденции
сказались в творчестве Ф. де Рохас Соррилья, А. Морето, Кубилъо де
Арагона, X. де Матос Фрагосо (1600-89), А. де Солис (1610-86) и др. В
творчестве этих драматургов торжествуют идеи феодально-католич. реакции.
Кризис исп. абсолютизма, экономич. застой и разорение страны,
торжество феодально-католич. реакции надолго прервали бурно начавшееся
развитие драматургии. Лишь с сер. 18 в. появляются
драматурги-просветители, к-рые ставят перед собой задачу создания нового
т-ра, являющегося школой прогресса и добродетели. Но большинство
просветителей отвергало нац. традиции, ориентируясь на франц.
классицизм. К числу этих драматургов принадлежали:
А. Монтиано-и-Луяндо (1697-1764), Н. Фернандес де Моратин (1737-80),
X. Кадальсо (1741-82), Н. де Сьенфуэгос (1764-1809). Успех имели
трагедия В. Гарсиа де ла Уэрта (1734-87) "Рахиль" (1778), в к-рой
драматург сочетал соблюдение правил классицизма с динамизмом нац. драмы,
и пьеса Г. М. де Хо-вельяноса (1744-1811) "Честный преступник" (1774),
написанная в духе мещанской драмы. Большое значение для исп. т-ра имели
комедии драматурга младшего поколения просветителей-Л. Фернандеса де
Мо-ратина. Строго следуя законам классицизма, драматург придал классич.
комедии нац. характер. Его пьесы "Святоша" (1790, пост. 1804, рус. пер.
1960), "Когда девушки говорят "да"" (1806) и др. положили начало
реалистич. семейно-бытовой комедии в Испании.
Демократич. традиции нац. т-ра эпохи Возрождения развиваются в малых
жанрах- сарсуэлы, то нади-лъи и в особенности сайнете (Рамонадела К
рус). В годы войны за независимость (1808-14) в драматургии Испании
утверждается революционно-патриотич. классицизм, крупнейшим
представителем к-рого был М. X. Кинтана. В его трагедии "Пелайо" (1805)
нацио-нально-патриотич. тема сочетается с просветительскими идеями.
В 20-30-х гг. 19 в., в обстановке поражения бурж.-революц. движения
Испании, формируется роман-тич. драма, она носит глубоко нац. характер,
хотя и усваивает опыт передовой европ. драматургии романтизма.
Драматурги-романтики обращаются к нац.-историч. преданиям, хроникам и
романсам, как к источнику сюжетов, и к классич. драме 16-17 вв., как к
образцу художеств. формы. Первые образцы роман-тич. драмы-пьесы М. Х.де
Ларра ("Масиас", 1834) и А. Сааведры (герцога де Ривас) ("Дон Альваро,
или Сила судьбы", 1835). П регрессивно-романтич. идеи развивали в своих
драмах А. Гутъеррес Гарсиа - автор драм "Трубадур" (1836), "Симон
Бокканегра" (1843), "Каталонская месть" (1864), и X. Э. Артсенбуч
(1806-80) - автор популярной пьесы "Теруэльские любовники" (пост. в
1837), драмы "Донья Менсия" (1838), обличающей инквизицию, и др.;
широкую известность получило творчество А. Хиль-и-Сарате (1796-1861) -
автора антиабсолютистской и антиклерикальной драмы "Карл II
Околдованный" (1837) и героико-патрио-тич. пьесы "Гусман Доблестный"
(1847) и др.
X. С'оррилья-и- Мораль в своей драматургии следует традициям
Кальдерона. Ему принадлежит несколько "комедий плаща и шпаги", а также
историко-романтич. драм, среди к-рых наиболее известны пьеса "Король и
сапожник" (1 ч.- 1840, 2 ч.-1841), в к-рой драматург утверждает идею
верности народа монархич. принципу, и драма "Дон Хуан Тенорио" (2 чч.,
Страницы: «« « 995 996 997 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |