Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 995   996   997   998   999   1000   1001   1002   1003  1004   1005   1006   1007   1008   1009   1010   1011   1012   1013  » »»

Бермудеса,  К.  Ви-руэса  Л.  Леонардо  де   Архенсола   (1559-1613)   и
др.утвердить на исп. сцене  уч„ную  классицистскую  трагедию  успеха  не
имели. Их теоретич. воззрения на т-р разделял в начальный период  своего
творчества и М. Сервантес, создавший народно-героич. трагедию "Нумансия"
(соч. ок. 1588; изд. 1786). Позднее он писал комедии и интермедии  (изд.
1615), опираясь  на  традиции  сформировавшейся  к  этому  времени  нац.
драматургии.  Нек-рые  существенные  черты   исп.   нац.   драмы   эпохи
Возрождения намечаются уже в пьесах  X.  де  ла  Куэва,  к-рый  в  своих
историч. драмах одним из первых обратился к нар. преданиям и романсам.
   Подлинный расцвет нац. драмы, е„ короткий, но блистательный  "золотой
век"  начинает   своим   творчеством   крупнейший   представитель   исп.
ренессансной драматургии, поэт-гуманист Лопе Феликс де  Вега  Карпъо.  В
многочисл.  пьесах  Лопе  де  Вега   отч„тливо   выявились   характерные
особенности исп. классич. драматургии: внимание к нац.-историч. сюжетам,
к-рые черпались преим. из нар. преданий и  романсов,  к  темам  любви  и
чести (в пьесах из совр. жизни); отказ от  строгого  жанрового  деления;
свободное  перемещение  действия  пьесы  во  времени   и   пространстве;
соединение  в  пределах  одной  пьесы  трагич.   и   комич.   элементов;
преобладание динамично развивающейся интриги над разработкой характеров;
наличие устойчивых сценич. типов; разнообразие  метрич.  форм  и  т.  д.
Наиболее значит, пьесы Лопе де Вега - его народно-героич. драма  "Фуэнте
овехуна" (изд. 1613?), любовные комедии "Собака на  сене"  (изд.  1618),
"Учитель танцев" (1594), "Мадридские воды" (соч.  1594),  "Валенсианская
вдова" (1621) и др.- пользуются до  сих  пор  широкой  популярностью  на
сценах всех стран.
   Вокруг   Лопе   де   Вега   группировались   многочисл.   ученики   и
последователи. Среди них драматурги  "валенсианской  школы"  Ф.  Таррега
(1554-1602),  Г.  Агилар  и  в  особенности  Г.   де   Кастро-и-Бельвис,
прославившийся историч. драмой "Юность Сида" (1618).  К  школе  Лопе  де
Вега примыкали также Л. Белее де Гевард,А.МирадеАмескуа (1575-1644),  X.
Перес де Монтальван (1602-38), А. Уртадо де Мендоса  (1586-1644)  и  мн.
др. Среди авторов интермедий к традициям школы Лопе де Вега  был  близок
Л. Киньонес де Бенавенте. Несколько особняком стояла драматургия X. Руис
де Аларкон-и-Мендосы, создавшего бытовые комедии и историч. пьесы, в  т.
ч. драму "Се-говийский ткач", бичующую феод. произвол. Аларкон-и-Мендоса
способствовал  развитию  жанра   "комедии   характеров"   ("Сомнительная
правда", "И стены имеют уши"). Традициям Лопе де Вега  следует  в  своих
бытовых комедиях Тирсо де Молина, но  в  его  творчестве  уже  ощущается
ослабление гуманистич. веры в силы и  благородство  человека.  Тирсо  де
Молина созда„т жанр религиозно-философской пьесы, к к-рому примыкает его
известная драма "Севильский озорник или
   Каменный гость" (изд. 1630)-первая драматич. обработка легенды о  Дон
Жуане.
   Под воздействием Лопе де Вега начинает творч. путь П. Кальдерой де ла
Варка,  сохранявший  в  ранних  пьесах  связи  с  гуманистич.  культурой
Возрождения.  Но  гуманистич.  критика  действительности,  пронизывающая
драму "Саламейский алькальд" (1642?)" в творчестве Кальдерона ослаблена.
Кризис гуманистических идеалов особенно отч„тливо обнаруживается  в  его
попытках  переосмыслить  светские"  историч.  и  новеллистич.  сюжеты  в
религиозно-философских пьесах: "Стойкий принц"  (1628-29),  "Жизнь  есть
сон"  (1632-35)  и   др.   Творчество   драматургов   школы   Кальдерона
свидетельствовало о начинающемся глубоком упадке  И.  д.  Эти  тенденции
сказались в творчестве Ф. де  Рохас  Соррилья,  А.  Морето,  Кубилъо  де
Арагона, X. де Матос Фрагосо (1600-89), А. де Солис (1610-86)  и  др.  В
творчестве этих драматургов торжествуют идеи феодально-католич. реакции.
   Кризис  исп.  абсолютизма,  экономич.  застой  и  разорение   страны,
торжество феодально-католич. реакции надолго прервали  бурно  начавшееся
развитие    драматургии.    Лишь    с    сер.    18    в.     появляются
драматурги-просветители, к-рые ставят перед собой задачу создания нового
т-ра,  являющегося  школой  прогресса  и  добродетели.  Но   большинство
просветителей  отвергало   нац.   традиции,   ориентируясь   на   франц.
классицизм. К числу этих драматургов принадлежали:
   А. Монтиано-и-Луяндо (1697-1764), Н. Фернандес де Моратин  (1737-80),
X.  Кадальсо  (1741-82),  Н.  де  Сьенфуэгос  (1764-1809).  Успех  имели
трагедия В. Гарсиа де  ла  Уэрта  (1734-87)  "Рахиль"  (1778),  в  к-рой
драматург сочетал соблюдение правил классицизма с динамизмом нац. драмы,
и пьеса Г. М. де Хо-вельяноса (1744-1811) "Честный  преступник"  (1774),
написанная в духе мещанской драмы. Большое значение для исп. т-ра  имели
комедии драматурга младшего  поколения  просветителей-Л.  Фернандеса  де
Мо-ратина. Строго следуя законам классицизма, драматург придал  классич.
комедии нац. характер. Его пьесы "Святоша" (1790, пост. 1804, рус.  пер.
1960), "Когда  девушки  говорят  "да""  (1806)  и  др.  положили  начало
реалистич. семейно-бытовой комедии в Испании.
   Демократич. традиции нац. т-ра эпохи Возрождения развиваются в  малых
жанрах- сарсуэлы, то нади-лъи и  в  особенности  сайнете  (Рамонадела  К
рус). В годы войны за  независимость  (1808-14)  в  драматургии  Испании
утверждается     революционно-патриотич.     классицизм,      крупнейшим
представителем к-рого был М. X. Кинтана. В его трагедии "Пелайо"  (1805)
нацио-нально-патриотич. тема сочетается с просветительскими идеями.
   В 20-30-х гг. 19 в., в обстановке поражения  бурж.-революц.  движения
Испании, формируется роман-тич. драма, она носит глубоко нац.  характер,
хотя  и  усваивает  опыт  передовой   европ.   драматургии   романтизма.
Драматурги-романтики обращаются к нац.-историч.  преданиям,  хроникам  и
романсам, как к источнику сюжетов, и к классич. драме 16-17 вв.,  как  к
образцу художеств. формы. Первые образцы роман-тич. драмы-пьесы М.  Х.де
Ларра ("Масиас", 1834) и А. Сааведры (герцога де Ривас)  ("Дон  Альваро,
или Сила судьбы", 1835). П регрессивно-романтич. идеи развивали в  своих
драмах А. Гутъеррес  Гарсиа  -  автор  драм  "Трубадур"  (1836),  "Симон
Бокканегра" (1843),  "Каталонская  месть"  (1864),  и  X.  Э.  Артсенбуч
(1806-80) - автор популярной  пьесы  "Теруэльские  любовники"  (пост.  в
1837), драмы  "Донья  Менсия"  (1838),  обличающей  инквизицию,  и  др.;
широкую известность получило творчество А. Хиль-и-Сарате  (1796-1861)  -
автора   антиабсолютистской   и   антиклерикальной   драмы   "Карл    II
Околдованный" (1837) и  героико-патрио-тич.  пьесы  "Гусман  Доблестный"
(1847) и др.
   X.  С'оррилья-и-  Мораль  в  своей  драматургии   следует   традициям
Кальдерона. Ему принадлежит несколько "комедий плаща и шпаги",  а  также
историко-романтич. драм, среди к-рых наиболее известны пьеса  "Король  и
сапожник" (1 ч.- 1840, 2 ч.-1841), в  к-рой  драматург  утверждает  идею
верности народа монархич. принципу, и драма "Дон Хуан Тенорио"  (2  чч.,

Страницы: «« « 995   996   997   998   999   1000   1001   1002   1003  1004   1005   1006   1007   1008   1009   1010   1011   1012   1013  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия