Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1001   1002   1003   1004   1005   1006   1007   1008   1009  1010   1011   1012   1013   1014   1015   1016   1017   1018   1019  » »»

развитие трагедия, комедия, пастораль, была создана  опера,  разработаны
основные законы теории драмы.
   На формирование И. д., к-рая сложилась как самостоятельный лит.  жанр
лишь в 15 в.,  оказали  влияния  нар.  театрализов.  зрелища  (в  т.  ч.
пародийные сценки, входившие  в  масленичные  карнавальные  празднества,
первые  фарсы),  религиозный  т-р  (литургич.  драма,  мистерии,  лауды,
"священные представления"- sacre rappresentazioni) и античная  традиция,
прерванная на несколько веков в эпоху раннего  средневековья,  но  затем
снова возникшая. В начальный период истории итал. т-ра (12-14  вв.)  эти
три направления театр. культуры (народный, уч„ный  и  религиозный  т-ры)
существовали параллельно и полного слияния между ними не происходило.
   Первые драм. тексты - лауды (славословия), появились в 13 в. в Умбрии
в  среде  религиозных  фанатиков-флагеллантов  первоначально  как  песни
религиозного содержания. Монахи приспособили эту лирич. балладную  форму
для театр. сценок. Из Умбрии драматизованные лауды  распространились  по
Апеннинскому п-ову. От изображения страстей господних  лауды  перешли  к
изображению эпизодов из житий христианских  мучеников,  стали  принимать
более светские черты.
   Лауды,   сочин„нные   умбрийским   монахом-аскетом   Якопонеда   Тоди
(1220-1306),  включали  реалистич.,  а  порой  сатирич.  сценки   ("Плач
Богоматери"). Подлинно лит. характер лауды приобрели во Флоренции  в  14
в., где они разыгрывались на торжествах  в  честь  святого-  покровителя
города. В 15 в. возникает жанр "священного представления",  напоминающий
миракли. Освободившись от догматического  религиозного  содержания,  они
приобретали светский характер.  Христианские  сюжеты  в  них  заменялись
мифологическими  ("Представление  об  Аврааме  и  Исааке"  Ф.  Белькари,
разыгранное  в  1449  в  церкви  Честелло.  Белькари  принадлежат  также
"Благовещение",  "Св.  Иоанн  в  пустыне",  "Судный  день",   постепенно
проникали комич.  и  даже  романич.  эпизоды  из  нар.  книг  и  новелл.
Священные представления писали Л. Медичи ("Представление о св. Иоанне  и
Павле", 1489), Б. Пульчи, А. Пульчи, Кастеллано де Кастеллани, Дж.  Дати
и др. В 1480 один из  участников  кружка  Медичи,  блистательный  знаток
античности, поэт А. Полициано сочинил по заказу кардинала Гонзага  пьесу
"Сказание об Орфее", предназначенную для  придворного  празднества.  Это
была  первая  светская  пьеса  на  итал.  яз.  Но  несмотря  на   новое,
гуманистич., жизнерадостное содержание, она носила абстрактный характер,
строилась по канонам "священного представления". По пути Полициано пошли
Н. да Корреджо, Боярдо, Аккольти. Достижения Полициано были использованы
в дальнейшем в жанре пасторальной драмы.
   С 16 в. в  Италии  формируются  и  получают  развитие  лит.  комедия,
трагедия и комедия масок - комедия. делъ арте (commedia deParte).
   Итал.  лит.  драма,  с   к-рой   начинается   история   ренес-сансной
зап.-европ. драматургии, основывалась на опыте  античного  т-ра  (преим.
римского),  но  драматурги-гуманисты  показывали  новую  жизнь,   нового
человека. Итал. драма этого периода явилась посредницей между античной и
новоевроп. драматургией. Но политич. раздробленность страны,  отсутствие
общенац.  интересов,  упадок  обществ,  и   экономич.   жизни,   иностр.
порабощение привели  к  разрыву  между  культурной  и  нар.  традициями.
Интерес к античному  т-ру  оживился  в  связи  с  общим  подъ„мом  итал.
гуманизма и его установкой на классич.  древность.  Находки  неизвестных
дотоле комедий Плавта, сделанные Н. Кузанским и П. Браччолини,  положили
начало  систематич.  изучению  и   распространению   образцов   античной
драматургии.  Гуманист  Помпонио  Лето  (1427-97),  основатель   римской
Академии,'поставил вместе со своими учениками пьесы Плавта и Теренция на
языке подлинника. За Римом последовали другие  центры  итал.  гуманизма.
Особенных успехов добилась Феррара, где  при  дворе,  а  потом  в  домах
местной  знати  ставились  античные   пьесы.   Первая   итал.   трагедия
"Софонисба"  (1515)  была  написана  Дж.  Триссино  с  соблюдением  норм
аристотелевской поэтики, одиннадцатисложным стихом, ставшим каноническим
для итал. трагедии на  все  последующие  века.  Вслед  за  "Софо-нисбой"
последовали трагедии флорентийца Дж. Ручеллаи ("Розамунда" - по  мотивам
"Антигоны" Софокла, "Орест"  -  повторение  "Ифигении  в  Тавриде"),  Л.
Мартелли ("Туллия" - обработка "Электры"). Увлечение др.-греч.  авторами
сменяется увлечением Сенекой. В 1541 в Ферраре Джиральди Чинцио поставил
трагедию "Орбекка", навеянную  "Тиестом"  Сенеки.  Схема  этой  трагедии
(деление на 5 актов, наличие антрактов, определ. количество стихотворных
строк) стала обязательной. С конца 1-й пол. 16  в.  сцены  т-ров  Италии
заполняют "трагедии ужасов": "Канака Спероне" (1542) и "Марианна" (1565)
Л. Дольче,  "Адриана"  и  "Далида"  Л.  Грото  (1572),  "Семирамида"  М.
Манфреди (1573), "Король Ториссмунд" Торквато Tacco  (1586).  Они  имели
большой, но временный успех  преим.  среди  придворного  зрителя.  Итал.
трагедия 16 в. не стала подлинно нац.  театр.  жанром:  в  ней  не  было
героики  высоких  гражд.   порывов.   Патетика   страстей,   неслыханные
злодейства маскировали убогость жизненной философии, деградацию  чувств,
отсутствие идеалов и стремлений, покорность судьбе. Исключением  явилась
трагедия   П.   Аретино   "Гораций"    ("Трагедия    Горация",    1546),
характеризовавшаяся благородной гражданственной темой, более  тщательной
разработкой   характеров,   естественностью   диалогов,   демократизмом.
Основоположником новой итал. драматургии и особенно жанра комедии был Л.
Ариосто, написавший в
   1508 свою первую комедию "Шкатулка" (подражание Плавту и Теренцию). В
1509 он написал комедии "Подмен„нные" уже на сюжет из итал. жизни, затем
"Чернокнижник" (1520), "Сводня" (1528). Итал. лит.  комедия  развивалась
по двум направлениям: как  развлекательная,  с  ярковыраженными  чертами
гедонизма, и как комедия, обладающая элементами реализма,  сатиры.  Одни
авторы следовали образцам Теренция и Плавта,  другие-ориентировались  на
совр. им новеллистику, бытовой анекдот.
   Почти одновременно с Ариосто выступила группа итал.  комедиографов  -
Дж. Нарди и др. В 1513 при дворе Урбинского герцога с  огромным  успехом
была пост. комедия "Каландрия" ("Комедия о Каландро")  Биббиены  (1513),
отразившая   вкусы   аристократия.   среды.   Выдающееся   место   среди
произведений  писателей-гуманистов  заняла  "Мандрагора"  (1513-14)   Н.
Макиавелли. Отказавшись  от  следования  античным  образцам,  Макиавелли
создал комедию нравов с ярковыраженной обличительной тенденцией, но и он
не  сумел  избежать  общего  для  позднего  Ренессанса  индивидуалистич.
гедонизма. Это же сказалось и в творчестве одного  из  сильнейших  итал.
сатириков 16 в. П. Аретино. Его  комедии  ("Кузнец",  1533,  "Придворная
жизнь",  1534,  "Лицемер",  1542,  "Таланта",  1542,  "Философ",  1546),
дал„кие  от  подражания  древним,  отличаются  реализмом,   жизненностью
изображения,  сатирической  силой.  Исходным  материалом   для   Аретино

Страницы: «« « 1001   1002   1003   1004   1005   1006   1007   1008   1009  1010   1011   1012   1013   1014   1015   1016   1017   1018   1019  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия