Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 » »» событий 1830- 40-х гг. Национально-освободительная борьба вызывала глубокое сочувствие и у великих учеников Модены - трагической актрисы А. Ристори, прославленных трагиков Э. Росси и Т. Салъвини. Идейная целеустремл„нность и политич. страстность, создание сильных, волевых характеров, стремление к психологич. достоверности, отсутствие элементов бытового, повседневного, снижающего героич. направленность иск-ва - таковы общие черты прогрессивного направления итал. сценич. школы (исполнение Моденой ролей Пао-ло в пьесе "Франческа да Римини", Пеллико, Саула, Брута, Филиппа II в одноим. трагедиях Альфьери, исполнение Ристори ролей Марии Стюарт, Франчески да Римини и др.). В творчестве Росси и Сальвини наиболее полно проявились реалистич. тенденции итал. школы, хотя трактовка сценич. образов итал. трагиками ограничивалась исключительно этич. проблематикой и содержала элементы идеализации. С особой силой раскрылся реализм иск-ва Росси и Сальвини в ролях шекспировского репертуара (гл. роли в трагедиях "Гамлет", "Макбет", "Король Лир"). Борясь за реалистич. принципы сценич. иск-ва, Росси изучал замечательные достижения рус. т-ра (Росси и Саль-вини неоднократно гастролировали в России). Высоким мастерством было отмечено его исполнение центр, ролей в драмах "Скупой рыцарь", "Каменный гость" Пушкина, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого. Наивысшее развитие итал. сценич. иск-во получило в творчестве Сальвини, сочетавшего яркое героич. начало с глубокой правдой чувств. Великий итал. трагик создавал образы трагич. героев -страстных и деятельных борцов за гуманистич. идеалы, ему было свойственно понимание важной общественной миссии иск-ва, высокое представление об этике акт„ра, о необходимости постоянного совершенствования мастерства. Всеми этими качествами Сальвини был особенно близок русскому т-ру. Поэтому К. С. Станиславский, называя имена основоположников сценич. реализма, рядом с М. С. Щепкиным и M. H. Ермоловой поставил имя Сальвини. Итал. трагики 19 в. утверждали необходимость сценич. перевоплощения, требовали от акт„ров полного погружения в чувства и мысли действующих лиц. Но если иск-во великих акт„ров Италии составило эпоху в развитии зап.-европ. т-ра, то И. т. в целом находился во 2-й пол. 19 в. в плачевном состоянии. Постоянно гастролируя за границей, великие артисты выступали в сборных кочующих труппах, в спектаклях, лиш„нных ансамбля, существовал огромный разрыв между игрой ведущих акт„ров и остальных исполнителей. Бурж. правительство не заботилось о развитии нац. т-ра. В репертуаре утвердилась бурж.-мещанская драматургия А. Дюма-сына, В. Сарду и их итал. эпигонов. Популярностью пользовались мелодрама и бытовая комедия. Утверждение ееризма, развивающего натуралистич. тенденции, лишило сценич. иск-во его героич. направленности. Наиболее ярким представителем итал. натурализма в акт„рском иск-ве был Э. Цаккони, в игре к-рого традиции героич. стиля были заменены болезненной экспрессией, передающей нравственное смятение, неврастенический надрыв героев, порожд„нные общим кризисом бурж. общества, обострением социальных противоречий. В творчестве популярного трагич. акт„ра Э. Новелли, несмотря на большую эмоциональность и жанровое многообразие игры, преобладало чисто формальное мастерство. Подлинной наследницей иск-ва великих трагиков в нач. 20 в. стала Э. Дузе - актриса высокого драматизма и идейности, мастер тончайшего психологич. раскрытия образа. Дузе показала трагич. судьбу своих современниц, неизбежность гибели прекрасных человеческих чувств в бурж. обществе. Актриса с одинаковой силой создавала ярко народный жизнеутверждающий характер Мирандолины, проникновенные, социально насыщенные образы в драмах Ибсена (Нора, Гедда Габлер и др.), играла драматич. и лирич. героинь франц. драматургов (Маргарита Готье - "Дама с камелиями" Дюма-сына, Адриенна Лекуврер в о. п. Скриба). Обращение к декадентской драматургии (драмы Д'Аннунцио) привело Дузе к творч. кризису, но в конце своей сценич. деятельности она вернулась на путь реализма. Г. Б. Конец 19 - нач. 20 вв. ознаменованы расцветом диалек-тального т-ра, представляющего собой специфич. явление итал. иск-ва. Раздробленность страны привела к обособленному разьитию отд. е„ областей, к созданию наряду с общенациональным иск-вом его узко региональных диалектальных очагов. Проблема взаимоотношения лит. яз. и много-числ. диалектов постоянно вставала перед итал. лит-рой и т-ром. С одной стороны, диалектальное иск-во развивалось в сфере областных, частных интересов, ослабляя тем самым иск-во общенациональное, а с другой - по самой своей природе (диалекты - повседневный разговорный язык большинства населения Италии) 'оно наиболее тесно соприкасалось с жизнью народа, могло отобразить эту жизнь в е„ самых конкретных проявлениях: ему были близки реалистич., демократич., нар. традиции. Драматургия на диалектах существовала и в предшествующие эпохи. Многоязычными были спектакли комедии дель арте, где каждая маска говорила на определ„нном диалекте, обнаруживая тем самым е„ происхождение. После исчезновения комедии дель арте маски сохранялись в тех городах и областях, откуда они были родом, становясь персонажами местного диалектального т-ра (в Болонье - Доктор, в Венеции - Панталоне, во Флоренции - Стентерел-ло, в Неаполе - Пульчинелла и т. д.). Процесс постепенной эволюции масок, создание живых совр. характеров, возникновение новых персонажей, следующих традициям масок, но взятых непосредственно из окружающей жизни,- таково направление дальнейшего развития диалектального т-ра. В каждой области эти процессы протекали по-своему, в зависимости от своеобразия общественных условий, особенностей местного быта, традиций. Точность бытового колорита, народная образность, меткость языка, реалистич. воспроизведение жизни - сильные стороны диалектальной драматургии. Но в то же время пьесам на диалектах не хватало социальной масштабности, психологич. глубины, нередко они выражали мелкобурж. мораль. Порой вместо оригинальных пьес использовались франц. комедии, к-рые переводились на диалект, наполнялись деталями местного быта, злободневными нам„ками. Недостатки драматургии искупали акт„ры, вносившие в спектакли яркость индивидуальной трактовки традип. образов. Их иск-во отличалось склонностью к импровизации, богатством фантазии, сочетанием отточенной техники со свободным ведением роли. Подъ„му диалектального т-ра в конце 19 - нач. 20 вв. способствовало утверждение эстетики веризма. Кроме того, объединение страны нарушило замкнутость областей, и диа-лектальные труппы получили возможность совершать турне по другим городам Италии. В этот период особенного расцвета достигли диалектальные т-ры Венеции, Милана, Неаполя и Сицилии. Страницы: «« « 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |