Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1007   1008   1009   1010   1011   1012   1013   1014   1015  1016   1017   1018   1019   1020   1021   1022   1023   1024   1025  » »»

событий  1830-  40-х  гг.  Национально-освободительная  борьба  вызывала
глубокое сочувствие и у великих учеников Модены - трагической актрисы А.
Ристори,  прославленных  трагиков  Э.  Росси  и  Т.  Салъвини.   Идейная
целеустремл„нность и политич.  страстность,  создание  сильных,  волевых
характеров, стремление к психологич. достоверности, отсутствие элементов
бытового, повседневного,  снижающего  героич.  направленность  иск-ва  -
таковы  общие  черты  прогрессивного  направления  итал.  сценич.  школы
(исполнение Моденой ролей Пао-ло в пьесе "Франческа да Римини", Пеллико,
Саула, Брута,  Филиппа  II  в  одноим.  трагедиях  Альфьери,  исполнение
Ристори ролей Марии Стюарт, Франчески да Римини  и  др.).  В  творчестве
Росси и Сальвини наиболее полно проявились  реалистич.  тенденции  итал.
школы, хотя трактовка сценич.  образов  итал.  трагиками  ограничивалась
исключительно этич. проблематикой и содержала  элементы  идеализации.  С
особой  силой  раскрылся  реализм  иск-ва  Росси  и  Сальвини  в   ролях
шекспировского репертуара (гл.  роли  в  трагедиях  "Гамлет",  "Макбет",
"Король Лир"). Борясь  за  реалистич.  принципы  сценич.  иск-ва,  Росси
изучал  замечательные  достижения   рус.   т-ра   (Росси   и   Саль-вини
неоднократно гастролировали в России). Высоким мастерством было отмечено
его исполнение центр, ролей в драмах "Скупой рыцарь",  "Каменный  гость"
Пушкина, "Смерть Иоанна Грозного" А.  К.  Толстого.  Наивысшее  развитие
итал. сценич. иск-во получило в творчестве Сальвини,  сочетавшего  яркое
героич. начало с глубокой правдой чувств. Великий итал. трагик  создавал
образы трагич. героев -страстных  и  деятельных  борцов  за  гуманистич.
идеалы,  ему  было  свойственно  понимание  важной  общественной  миссии
иск-ва,  высокое  представление  об  этике   акт„ра,   о   необходимости
постоянного  совершенствования  мастерства.   Всеми   этими   качествами
Сальвини был особенно близок русскому т-ру. Поэтому К. С. Станиславский,
называя имена основоположников сценич. реализма, рядом с М. С.  Щепкиным
и M. H. Ермоловой поставил имя Сальвини. Итал. трагики 19 в.  утверждали
необходимость  сценич.  перевоплощения,  требовали  от  акт„ров  полного
погружения в чувства и мысли действующих лиц.
   Но если иск-во великих акт„ров  Италии  составило  эпоху  в  развитии
зап.-европ. т-ра, то И. т. в  целом  находился  во  2-й  пол.  19  в.  в
плачевном состоянии. Постоянно гастролируя за границей, великие  артисты
выступали в сборных кочующих труппах, в спектаклях,  лиш„нных  ансамбля,
существовал огромный разрыв между  игрой  ведущих  акт„ров  и  остальных
исполнителей. Бурж. правительство не заботилось о развитии нац. т-ра.  В
репертуаре утвердилась  бурж.-мещанская  драматургия  А.  Дюма-сына,  В.
Сарду и  их  итал.  эпигонов.  Популярностью  пользовались  мелодрама  и
бытовая  комедия.  Утверждение   ееризма,   развивающего   натуралистич.
тенденции, лишило сценич. иск-во его  героич.  направленности.  Наиболее
ярким  представителем  итал.  натурализма  в  акт„рском  иск-ве  был  Э.
Цаккони, в игре к-рого традиции героич. стиля были заменены  болезненной
экспрессией, передающей нравственное смятение,  неврастенический  надрыв
героев,  порожд„нные  общим   кризисом   бурж.   общества,   обострением
социальных противоречий. В  творчестве  популярного  трагич.  акт„ра  Э.
Новелли, несмотря на большую  эмоциональность  и  жанровое  многообразие
игры, преобладало чисто формальное мастерство.
   Подлинной наследницей иск-ва великих трагиков в нач. 20 в.  стала  Э.
Дузе -  актриса  высокого  драматизма  и  идейности,  мастер  тончайшего
психологич.  раскрытия  образа.  Дузе  показала  трагич.  судьбу   своих
современниц, неизбежность гибели прекрасных человеческих чувств в  бурж.
обществе.  Актриса  с   одинаковой   силой   создавала   ярко   народный
жизнеутверждающий  характер   Мирандолины,   проникновенные,   социально
насыщенные образы в драмах Ибсена (Нора, Гедда  Габлер  и  др.),  играла
драматич. и лирич. героинь франц. драматургов (Маргарита Готье - "Дама с
камелиями" Дюма-сына, Адриенна Лекуврер в о.  п.  Скриба).  Обращение  к
декадентской  драматургии  (драмы  Д'Аннунцио)  привело  Дузе  к  творч.
кризису, но в конце своей сценич. деятельности  она  вернулась  на  путь
реализма. Г. Б.
   Конец 19 - нач. 20 вв. ознаменованы расцветом  диалек-тального  т-ра,
представляющего собой специфич. явление  итал.  иск-ва.  Раздробленность
страны привела к обособленному разьитию отд.  е„  областей,  к  созданию
наряду с общенациональным иск-вом его  узко  региональных  диалектальных
очагов.  Проблема  взаимоотношения  лит.  яз.  и  много-числ.  диалектов
постоянно вставала  перед  итал.  лит-рой  и  т-ром.  С  одной  стороны,
диалектальное иск-во развивалось в сфере областных,  частных  интересов,
ослабляя тем самым иск-во общенациональное, а с другой - по самой  своей
природе (диалекты - повседневный разговорный язык большинства  населения
Италии)  'оно  наиболее  тесно  соприкасалось  с  жизнью  народа,  могло
отобразить эту жизнь в е„ самых конкретных проявлениях: ему были  близки
реалистич., демократич., нар. традиции.
   Драматургия на  диалектах  существовала  и  в  предшествующие  эпохи.
Многоязычными  были  спектакли  комедии  дель  арте,  где  каждая  маска
говорила  на   определ„нном   диалекте,   обнаруживая   тем   самым   е„
происхождение. После исчезновения комедии дель арте маски сохранялись  в
тех городах и областях, откуда они  были  родом,  становясь  персонажами
местного диалектального т-ра (в Болонье - Доктор, в Венеции - Панталоне,
во Флоренции - Стентерел-ло, в Неаполе - Пульчинелла и т. д.).
   Процесс постепенной эволюции масок, создание живых совр.  характеров,
возникновение новых персонажей, следующих  традициям  масок,  но  взятых
непосредственно из окружающей  жизни,-  таково  направление  дальнейшего
развития диалектального т-ра. В каждой области  эти  процессы  протекали
по-своему,  в   зависимости   от   своеобразия   общественных   условий,
особенностей  местного  быта,  традиций.  Точность  бытового   колорита,
народная образность, меткость языка, реалистич. воспроизведение жизни  -
сильные стороны диалектальной драматургии. Но в то же  время  пьесам  на
диалектах  не  хватало  социальной  масштабности,  психологич.  глубины,
нередко они выражали мелкобурж. мораль. Порой вместо  оригинальных  пьес
использовались  франц.   комедии,   к-рые   переводились   на   диалект,
наполнялись деталями местного быта, злободневными  нам„ками.  Недостатки
драматургии   искупали   акт„ры,   вносившие   в    спектакли    яркость
индивидуальной  трактовки  традип.   образов.   Их   иск-во   отличалось
склонностью к импровизации, богатством фантазии,  сочетанием  отточенной
техники со свободным ведением роли.
   Подъ„му диалектального т-ра в конце 19 - нач. 20  вв.  способствовало
утверждение эстетики веризма. Кроме того,  объединение  страны  нарушило
замкнутость  областей,  и  диа-лектальные  труппы  получили  возможность
совершать турне по другим  городам  Италии.  В  этот  период  особенного
расцвета достигли диалектальные т-ры Венеции, Милана, Неаполя и Сицилии.

Страницы: «« « 1007   1008   1009   1010   1011   1012   1013   1014   1015  1016   1017   1018   1019   1020   1021   1022   1023   1024   1025  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия