Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1012   1013   1014   1015   1016   1017   1018   1019   1020  1021   1022   1023   1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030  » »»

Кавалли представил оперу "Влюбл„нный  Геркулес".  В  1746  итал.  труппа
познакомила парижан с оперой-буффа "Служанка-госпожа" Перголези. В  1752
в  связи  с  гастролями  труппы  Л.  Бамбини,  исполнявшей   оперы-буффа
Перголези, Лео, Кокки, между сторонниками итал. оперы  и  франц.  лирич.
трагедии разгорелась т. н. "война буффонов". Итал. оперы-буффа входили в
репертуар  парижского  т-ра  "Комеди  Итальенн",  к-рый  существовал   в
1659-1762. В Лондоне работал итал. композитор А. Саккини, в  Вене  -  М.
Чести, А. Драги, П. Циани. Оперы-сериа в итал. стиле сочиняли И.  Гассе,
Г. Гендель, X. В. Глюк, В. Моцарт.
   В Россию первая итал. труппа во главе с композитором Ф. Арайя прибыла
при Анне Иоанновне, в 1735. В 1736 в Петербурге  была  пост.  его  опера
"Сила любви  и  ненависти",  в  1737  -"Притворный  Нин,  или  Познанная
Семирамида". В 1738 труппа разъехалась. Ф. Арайя было поручено набрать в
Италии новую труппу. В 1744 в Москве была пост. его  опера  "Селевк",  в
Петербурге  -  оперы  "Сципион"  (1745),  "Беллерофонт"  (1750)  и   др.
Представления опер-сериа давались зимой в Зимнем дворце,  а  летом  -  в
т-ре Летнего сада. С 1757 оперы-буффа в Петербурге  и  Москве  исполняла
труппа Локателли. В 1776-83 инспектором и капельмейстером итал. оперы  в
Петербурге был Дж. Паизиелло. В этот период на петерб. придворных сценах
пост. неск. опер Паизиелло, в т. ч. "Севильский цирюльник" (1782).
   В Петербурге также работали и ставили  свои  оперы  Дж.  Сарти  и  Д.
Чимароза.
   Развитие итал. оперного т-ра в 19  в.  проходило  в  тесной  связи  с
патриотич.  движением  итал.  народа  за  освобождение  и  воссоединение
Италии. В нач. 19 в. итал. оперный т-р переживал период упадка. Жестокая
политич. реакция, социальный и нац. гн„т в порабощ„нной  и  расчлен„нной
стране пагубно отражались на развитии иск-ва. На сцене оперных т-ров шли
произв. второстепенных композиторов: П. Дженерали (1783- 1832), С.Павези
(1779-1850),  Ф.  Паэра  (1771-1839),  В.  Фьораванти  (1764-1837),   Н.
Цингарелли (1752- 1837) и др., в то время как крупнейшие композиторы- Л.
Керубини, Г. Спонтини и др.- работали за пределами Италии.
   Обществ  .-политич.  пробуждение  Италии,  вызванное   франц.   бурж.
революцией конца 18 в.,  определило  перелом  в  развитии  нац.  иск-ва,
зарождение и развитие нового направления в опере.  Основоположник  этого
направления  Дж.  Россини  уже  в  своих  ранних  операх  ("Танкред"   и
"Итальянка  в  Алжире",  обе   1813)   откликнулся   на   свободолюбивые
устремления соотечественников, предпринял  реформу  обоих  жанров  итал.
оперы. Он стремился превратить оперу-сериа в героич. жанр,  драматизируя
е„, расширяя средства художеств. выразительности. В поисках значит,  тем
Россини обращался к произв.  Вольтера,  Шекспира,  В.  Скотта,  Бомарше.
Россини обогатил  реалистич.  содержание  оперы-буффа,  заострил  в  ней
сатирич. черты. Его шедевр - опера-буффа  (мелодрама-буффа)  "Севильский
цирюльник" (1816), в к-рой социальная  значимость  сюжета  сочетается  с
жизненной яркостью  и  остротой  муз.  характеристик.  В  своих  произв.
Россини развил и  усовершенствовал  почти  все  оперные  формы  -  арии,
ансамбли, хоры, речитативы, расширил и обогатил партию оркестра.  Будучи
замечат. мелодистом, Россини развил и сохранил  ведущую  традицию  итал.
оперы - вок. напевность е„ музыки, строго ограничил произвол солистов, в
частности злоупотребление колоратурой, и др. Творчество Россини  оказало
воздействие на развитие франц. героико-романтич. оперы; на р.-патриотич.
муз. драма "Вильгельм  Телль"  прозвучала  в  Париже  накануне  Июльской
революции (1829) страстным призывом к борьбе за свободу.
   Романтич.  направление  в  итал.  муз.  иск-ве  19  в.   представляло
творчество последователей Россини - В. Беллини и Г.  Доницетти.  Беллини
воплощал в своих операх  ("Норма",  1831,  и  др.)  пламенную  мечту  об
освобождении  родины.  Произв.  Беллини  привлекают  глубоким  лиризмом,
страстностью, простотой и выразительностью мелодий. Яркой театральностью
у  драматизмом  и  контрастностью  характеров,  мастерским   построением
действия отмечены оперы Доницетти, писавшего в разных жанрах (мелодрамы,
историко-героич., лирико-романтич., лирико-драма-тич.,  комич.  оперы  и
оперы-буффа). Мн. произв. Доницетти созданы на сюжеты Гюго, В. Скотта  и
Байрона.  В  лучших  его  операх  ("Лючия  ди  Ламмермур",  1835;   "Дон
Паскуале", 1843, и др.) проявился щедрый мелодич. дар и высокая  техника
композиции.
   Сво„  наивысшее  выражение  новое  итал.  опе]жое  иск-во   нашло   в
творчестве  Дж.  Верди.  Его  творчество  было  тесно  связано  с  итал.
освободит,  движением  Ри-сорджименто  ("Набукко",  1842;  "Ломбардцы  в
первом  крестовом  походе",  1843).  Традиции  героико-патриотич.   опер
Россини получили у Верди суровое и мужественное  выражение.  Его  оперы,
содержащие протест против всякого насилия и  угнетения  ("Эрнани"  1844;
"Двое  Фоскари",  1844;  "Макбет",  1847;  "Битва  при  Леньяно",  1849)
вызывали бурные политич. демонстрации. Проблеме социального  неравенства
посв. оперы "Луиза Миллер" (1849), "Риголетто"
   (1851), "Трубадур"  (1853),  "Травиата"  (1853),  воплотившие  лирич.
тенденцию   творчества   Верди.   Реалистическую   разработку   получили
героико-историч.   темы   в   операх   "Сицилийская   вечерня"   (1855),
"Бал-маскарад"  (1859),  "Сила  судьбы"  (1862),  "Дон  Карлос"  (1867).
Шедевры оперного реализма -  оперы  "Аида"  (1871),  "Отеллс"  (1887)  и
"Фальстаф" (1893). В своих последних соч. Верди большое внимание  уделял
либретто, стремился  к  созданию  муз.  драмы  с  непрерывным  развитием
действия,  отказался  от  замкнутых  оперных  "номеров",  строил   сцены
свободно, с гибким  переходом  от  речитатива  к  монологу,  от  соло  к
ансамблю, использовал лейтмотивы, отводил важное место оркестру.
   В 19 в. выступали также композиторы: С. Мерка-данте (1795-1870),  Дж.
Пачини  (1796-1867),  А.  Пон-къелли,  Л.   Риччи   (1805-59).   Но   их
деятельность не оказала большого  воздействия  на  развитие  итал.  муз.
т-ра. В 19 в. в условиях политич. реакции опера в Италии  проявила  себя
как самый массовый  и  де-мократич.  жанр  театр.  иск-ва.  Итал.  оперы
вызвали к жизни новые принципы вок. и  сценич.  исполнения.  Композиторы
предъявляли  к  солистам  требование  драматически  выразит,   пения   и
акт„рской игры, заботились об исторически точных декорациях и  костюмах,
выступая т. о. в роли первых оперных режисс„ров.  В  19  в.  выдвинулись
замечат. вокалисты, представители бель канто, завоевавшие мировую  славу
певицы:
   М. Алъбони, Дж. Грассини, Джулия Гризи, Джудитта Гризи, Т.  Де  Джули
Бореи, А. Каталани, И. Коль-бран, Б. Маркизио, К.  Маркизио,  А.  Патти,
Дж. Паста, М. Пикколомини, Э. Фреццолини и др.; певцы,:  М.  Баттистини,
Ф. Галли, М. Гарсиа,  Джован-ни  Давид,  Д.  Донцелли,  А.  Котонъи,  Л.
Лаблаш, Дж. Марио, А. Ноццари, А. Пини-Корси, Дж. Ронко-ни, Дж.  Рубини,
Р. Станъо, Н. Таккинарди, Ф. Та-манъо, Э. Тамберлик, А. Тамбурини и др.

Страницы: «« « 1012   1013   1014   1015   1016   1017   1018   1019   1020  1021   1022   1023   1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия