|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 » »» Раймунда (1939), "Как вам это понравится" Шекспира (1939), "Доротея
Ангерман" Гаупт-мана (1939), "Эмпедокл" Г„льдерлина (1939), "Дон Карлос"
(1943), "Коварство и любовь" (1942), "Нора" (1943). Возглавлявший т-р с
1945 Р. Штайнбек наряду с зая.-европ. драматургией ставил рус. пьесы
"Живой труп" (1946); "Дал„кое" Афиногенова (1946), "Вишн„вый сад"
(1948). С нач. 1956 "И." возглавлял Э. Хойзерман. В 50-60-х гг. т-р
стремится к пост. пьес, раскрывающих острые конфликты бурж. общества,
горечь одиночества интеллигенции, безвыходность, бесплодность поисков. В
репертуар его входят пьесы Ж. Ануя, С. Беккета, Ж. П. Сартра, А. Камю,
Т. Уильямса, А. Миллера и др. Ставятся также пьесы Раймунда и Нестроя,
классич. репертуар. В "И." сохраняется блестящий стиль исполнения,
требующий от акт„ров виртуозного владения техникой сценич. иск-ва,
умения петь, танцевать, двигаться в стремительном и точном ритме.
Режиссура т-ра характеризуется верностью традициям Рейнхардта с е„
принципом театрализации зрелища, острой сценич. формой, использованием
выразит, возможностей музыки, изобразит, иск-ва, театр. освещения. В
1962 в "И." работали реж.: Л. Штеккель, Б. Хильперт, Г. Шницлер, А.
Амбессер; акт„ры - X. Тимиг, П. Вессели, С. Нико-летти, X. Лонер, Г.
Эльб, М. Прессе, Г. Нольт, Л. Рудольф, В. Кохут, Г. Мозер, Г. Путу и др.
В 1956 т-р принял участие в Парижском театр. фестивале, гастролировал в
Нью-Йорке, в Юж. Америке. "И." имеет в Вене филиалы - "Каммершпиле",
"Маленький Театр в Концертхаузе", "Бюргертеатр", в к-рых работают акт„ры
и режисс„ры "И.".
Лит.: В a u e г A., Das Theater in der Josefstadt zu Wien, W. -
Munch., 1957. дин. П.
ЙОКСЙМОВИЧ (Joksimovio), Божидар (20. XI I 1868-23.XI.1955) -
югославский композитор. По национальности серб. Музыке обучался в
Белграде у Т. Андреевича и в Пражской консерватории, по окончании к-рой
(1896) работал преподавателем музыки в Белграде; руководил певческим
об-вом, сотрудничал в муз. и лит. журналах. И. является автором первой
сербской оперы "Женитьба Милоша Обилича" (1901). Осн. жанр сценич.
творчества И.- пьеса с пением, преим. на нар. сюжет, близка совр.
оперетте, ей присущи патриотич. направленность и романтич. черты
("Шляпа", 1907). И. принадлежат также: балет "Молодая девушка" (1942),
музыка к спектаклям "Сербы в Белграде" П. Павловича (1909), "Погасший
очаг" Ж. Лазаревича (1910) и др., ряд вок., камерно-инстру-мент. и др.
соч.
Лит.: Бури?-Klajn Ст., Музика и музичари, Београд, 1956; Я м п о л ь
с к и и И., Музыка Югославии, М., 1958. Над. Я.
ЙОММЕЛЛИ (Jommelli), Никколо (10.IX.1714- 25.VIII.1774) -итальянский
композитор. Один из выдающихся представителей неаполитанской оперной
школы. Обучался с 1725 в консерваториях Неаполя; брал уроки у Дж.
Мартини в Болонье. Первая опера И. "Любовная ошибка", пост. в 1737 в
Неаполе, принесла композитору известность. В 1741 И. был принят в члены
Болонской филармонич. академии. В 1749 написал для Вены оперы "Ахилл на
Скиросе" и "Дидо-на" (2-я ред.). В 1753 был приглаш„н на должность гл.
капельмейстера придворного т-ра в Штутгарте, где работал до 1769. К
этому периоду творчества И. относятся оперы: "Фаэтон" (1753; 2-я
ред.-1768), "Милосердие Тита" (1753), "Триумф любви" (1763) и др.
Возвратившись в Неаполь, поставил три последние оперы: "Армида" (1770),
"Ифигения в Тавриде" (1771) и "Триумф Клелии" (1774).
С именем И. связана реформа итал. оперного т-ра 18 в. Восприняв идею
муз. драмы от П. Метаста-зио, на тексты к-рого написал свои наиболее
значит. произв. ("Демофонт", 1743, Падуя; "Александр в Индии", 1744,
Феррара; "Покинутая Дидона", 1747, Рим, и др.), И. стремился превратить
итал. оперу-сериа в героич. муз. драму. И. развивал т. н.
аккомпани-рованный речитатив ( с оркестровым сопровождением), был тонким
мастером оркестровки. В его соч. (впервые в опере "Артаксеркс", 1748,
Рим) даны ранние образцы применения динамич. оттенков - крещендо и
диминуэндо - для большей выразительности оркестра и вок. партий. Сочинял
также комич. оперы (лучшая из них - "Дон Трастулло", 1749), балетные
дивертисменты, оратории, кантаты и др.
Др. оперы: "Одоардо" (1738, Неаполь), "Ричпмеро (1740, Рим),
"Астианакс" (1741, там же), "Эцио" (1741, Болонья), "Меропа" (1741.
Венеция), "Эвмен" (1742, Бо-лонья), "Софонисба" (1746, Венеция), "Любовь
в маске" (1748, Неаполь), "Пелопс" (1755), "Олимпиада" (1761) - обе
пост. в Штутгарте.
Лит.: Ab e r t H., N. Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908; M o n
d o l f i A. N. Jommelli, в кн.: Die Musik in Geschichte u. Gegenwart,
Kassel, 1958, Bd 7. Lfg. 60/61. Св. Г.
ПОННЕЛЬ (Yoimel), Жан (р. 21.VII.1891) - французский акт„р. Окончил
Парижскую консерваторию (класс Лейтнера). В 1919 начал сценич.
деятельность в т-ре "Одеон", затем вступил в труппу "Комеди Франсез". С
1929 - "сосьетер" (пайщик), позднее - старейшина этого т-ра. Выступает
по преимуществу в "высокой" трагедии и комедии, в пьесах П. Кор-неля,
Мольера. Создал героич. благородный образ Дона Диего в трагедии Корнеля
"Сид" (пост. И.) и зловещий образ Тартюфа. Среди лучших работ И.- роли в
пьесах "Полнев кт", "Никомед" Корнеля, "Мизантроп" Мольера. Для И.
характерна декламационная манера исполнения, торжественно-приподнятое
чтение стихов в трагедии, мелодично-изящное - в комедии, всегда ч„тко
передающее мысль автора. Скульптурность жеста, строгость и лаконизм
внешнего рисунка роли, присущие И., гармонируют с общим стилем
спектаклей старейшего т-ра Франции. И.- профессор консерватории. С 1912
снимается в кино.
В авг. 1944 был одним из участников восстания патриотов столицы
против гитлеровских оккупантов. Лит.: Мокульский С., "Сид" Корнеля на
сцене, "Литературная газета", М., 1954, .N" 47; Б о я д ж и e в Г., Три
спектакля "Комеди Франсез", в кн.: Сообщения Ин-та истории искусств. 6.
театр. М., 1955. А.Я.
ЙОРДАНОВА, Зорка (р. 1904) - болгарская актриса. Нар. арт. НРБ.
Училась в театр. студии И. Даниэля. Первая роль - Консуэлла в пьесе Л.
Андреева "Тот, кто получает пощ„чины" (1923). Работает в Софийском нар.
т-ре им. И. Вазова. Вначале играла роли молодых женщин, придавая своим
страдающим героиням изящество и грустную элегичность.
Лучшие роли: Любовь Гордеевна ("Бедность не порок", 1932), Фанни
("Мариус", 1930, и "Фанни" Паньоля, 1933), Боряна (о. п. Йовкова, 1932),
Нина ("Маскарад" Лермонтова, 1935), Ангелина ("Перед восходом" Савова,
1936),.
Марил ("Дзяды" Мицкевича, 1937), Дездемона (1938), Надя "Враги/). В
1934 создала обаятельный, романтич. образ Герцога Рейхштадтского
Страницы: «« « 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |