Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 » »» Шкловский В., "Жили-были", "Знамя", 1961, ј 8; Благов Ф., Золушка от театра, "Зрелища", 1922, ј 7. Ю. Д. КАБЕЛЬ, К а б ю (Cabel; Cabu; урожд. Д p „-л e т, Dreulette), Мари (31.1.1827-23.V.1885) - бельгийская артистка оперы (сопрано). Пению училась в Парижской консерватории у Ж. Кабю (впоследствии муж К.). Дебютировала в т-ре "Опера комик" (Париж) в 1849. В 1853-55 и 1861-63 К.-солистка "Т-ра лирик" в Париже, в 1856-61 и 1864-70 - т-ра "Опера комик". Пела на оперной сцене Лиона и др. городов Франции, а также Брюсселя, Страсбурга, Женевы, Лондона. Первая исполнительница партий Туанетты ("Потерянное сокровище" Адана), Манон, Елены ("Ма-нон Леско", "Первый день счастья" Обера), Диноры (о. п. Мейербера), Филины ("Миньон" Тома) и др. К. обладала красивым, подвижным голосом, хорошей сценич. внешностью. Выступала в концертах. В 1878, тяжело заболев, К. оставила сцену. Партии: Мари ("Дочь полка" Доницетти), Берта ("Прс-рок" Мейербера), Атенаида ("Мушкет„ры королевы" Галеви), Генриетта ("Жена посла" Обера). J7. М. КАБРИОЛЬ [франц.- cabriole, от итал. capriola (capra intricata - стреноженная коза)] - движение в классич. и характерном танцах. Виртуозный танцевальный прыжок, при к-ром одна нога, поднятая на взл„те назад, впер„д или в сторону, удерживается на заданной высоте, а другая, отделяясь от пола, ударяет ранее отвед„нную ногу (1 или 2 раза). В прыжке танцовщик принимает ту или иную позу. Иногда прыжок совершается с заранее подготовленной позы. Лит. см. при ст. Жете. Д. И. КАБУКИ - вид японского театра. Сложился и получил развитие в 17-18 вв. Словом "К." в 16 в. обозначали всякую экстравагантность в манерах, одежде, поведении; оно же применялось к скоморохам, нар. бродячим акт„рам. Истоки иск-ва К. восходят к представлениям комедиантов - исполнителей небольших сценок, фарсов, в к-рые входили пляска и пение. Сначала представления давались на открытой площадке, потом - во временных сооружениях, балаганах. Особой популярностью пользовались представления, исполнявшиеся женщинами, владевшими иск-вом пения и пляски. В нач. 17 в. известность получила женская труппа, во главе к-рой стояла 0-Куни; впоследствии за ней традиция установила славу осно-воположницы всего иск-ва К. В 1629, по соображениям охраны обществ, нравственности, женские труппы (онна-К.) были запрещены; их место заняли труппы, состоявшие из мальчиков-подростков (вакасю-К.); в 1651 полиция запретила и эти труппы. С этого времени труппы формировались из акт„ров-мужчин (яро-К.), прич„м выработалось особое амплуа исполнителей женских ролей (оннагата, или ояма). Эти труппы выступали в постоянных помещениях крупнейших городов феод. Японии - Киото, Осака и Эдо (Токио). С конца 17 в. началось формирование иск-ва К. как высокоразвитого проф. т-ра. В этот период лучшими исполнителями были акт„ры Саката Тодзюро, Итикова Дандзюро I и Йосидзава Аямэ (исполнитель женских ролей). Формированию спец. драматургии для т-ра К. способствовало творчество Тикамацу Мондзаэмона, писавшего пьесы для Саката Тодзюро. История драматургии К. связана с развитием разговорной драмы (к„гэн), предшественником которой был народный уличный фарс 14-45 вв. Акт„рская игра строилась на основе "подражания" (мономанэ), т. е. стремления воспроизводить действительность, под к-рой понимался также и внутр. мир, состояние человека. Исполнители мужских трагич. ролей передавали ара гото-силу, неистовость страстей, темперамента, исполнители женских трагич. ролей передавали вагото - мягкость, слабость. На основе этих элементов сложилась историч. трагедия, дзидаймоно,- первый из двух главных жанров драматургии К. В этих трагедиях историч. события и персонажи выражали темы, актуальные для того времени, когда пьеса создавалась. В пьесах о современности, героями к-рых были обитатели "кварталов любви", акт„ры передавали нурэгото - горестные любовные переживания. Так, в т-ре К. возникла чувствительная мелодрама. В пьесах, рассказывающих о происшествиях в купеческих и дворянских семьях, главным содержанием игры акт„ров стала передача быта, нравов. На этой основе сложилась бытовая драма, сэвамоно,-второй из двух главных жанров драматургии К. Сво„ завершение иск-во К. получило во 2-й пол. 18 в., когда в репертуар К. вошли дз„рури - пьесы т-ра марионеток (аяцури-сибай), достигшего к этому времени своего наибольшего развития. Перенося на свою сцену пьесы дз„рури, труппы К. приспособляли их к условиям своего иск-ва. В спектаклях сохранился обязательный для дз„рури сказитель-рассказчик, к-рый под аккомпанемент тр„хструнного сямисэна в„л рассказ, акт„ры же в пантомиме воспроизводили действенные сцены. Так, в драматургич. ткань пьес К. вошла пантомима. Под музыку исполнялись сцены боя (та-тимавари), "путешествия" (митиюки), давались необходимые вставные пояснения, излагались переживания героев. Таким образом, в сценич. представления т-ра К. вошли элементы муз. драмы. Новая театр. форма обусловила и новую технику акт„рского исполнения, в игре акт„ра появилась форма ("ката"), состоявшая из комплекса строго определ„нных движений и поз, показывающих тех или иных персонажей и их переживания. Установились определ. сценич. формы для различных амплуа. Свою форму приобрела и каждая эмоция, каждая сценич. ситуация. В этом сказалось влияние иск-ва марионеток, с их четко выработанными позами и движениями. Эстетика К. требовала, чтобы акт„р находил для подмеченного им в жизни предельно выразительную форму, не заботясь о том, будет ли это выражение соответствовать внешней жизненной реальности. Основной эстетпч. принцип К.- "искусство находится на грани между тем, что есть, и тем, чего нет". Так образовалось особое понятие сценич. движения - сигуса, сценич. речи - сэрифу. В т-ре К. сложились амплуа: герой (татияку), злодей (катакияку), молодая девушка (вакасюоннагата), молодой человек (вакасюгата), матрона (касягата), старик (оядзигата), комик (докэгата). Акт„ры, создававшие определ„нные стили исполнения, передавали эту манеру своим ученикам, лучший из к-рых наследовал и имя своего учителя (см. Итикава). Ввиду замкнутой цеховой организации трупп К. преемственность шла от отца к сыну (родному или усыновл„нному). На основе такой преемственности образовались акт„рские династии. Частая смена места действия в спектаклях К. требовала быстрой смены декораций; это достигалось применением вращающейся сцены, перенесением места действия со сцены на авансцену и ханамити ("цветочная тропа") -дощатый помост, возвышающийся над партером и служащий проходом со сцены через зрительный зал. "Цветочная тропа" предназначалась гл. обр. для сцен "прихода" и "ухода" действующих лиц, если они имели значение для Страницы: «« « 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |