Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030   1031   1032  1033   1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042  » »»

Шкловский В., "Жили-были", "Знамя", 1961, ј 8;  Благов  Ф.,  Золушка  от
театра, "Зрелища", 1922, ј 7. Ю. Д.
   КАБЕЛЬ, К а б ю (Cabel; Cabu; урожд. Д p „-л e  т,  Dreulette),  Мари
(31.1.1827-23.V.1885) -  бельгийская  артистка  оперы  (сопрано).  Пению
училась в Парижской консерватории  у  Ж.  Кабю  (впоследствии  муж  К.).
Дебютировала в т-ре "Опера комик" (Париж) в 1849. В  1853-55  и  1861-63
К.-солистка "Т-ра лирик" в Париже, в 1856-61 и  1864-70  -  т-ра  "Опера
комик". Пела на оперной сцене Лиона  и  др.  городов  Франции,  а  также
Брюсселя, Страсбурга, Женевы,  Лондона.  Первая  исполнительница  партий
Туанетты ("Потерянное сокровище" Адана), Манон, Елены  ("Ма-нон  Леско",
"Первый день счастья" Обера), Диноры (о. п. Мейербера), Филины ("Миньон"
Тома) и др. К. обладала красивым,  подвижным  голосом,  хорошей  сценич.
внешностью. Выступала в концертах. В 1878, тяжело заболев,  К.  оставила
сцену.
   Партии: Мари ("Дочь полка" Доницетти), Берта  ("Прс-рок"  Мейербера),
Атенаида ("Мушкет„ры королевы" Галеви), Генриетта ("Жена посла"  Обера).
J7. М.
   КАБРИОЛЬ [франц.- cabriole, от  итал.  capriola  (capra  intricata  -
стреноженная  коза)]  -  движение  в  классич.  и  характерном   танцах.
Виртуозный танцевальный прыжок, при к-ром одна нога, поднятая на  взл„те
назад, впер„д или в сторону, удерживается на заданной высоте, а  другая,
отделяясь от пола, ударяет ранее отвед„нную  ногу  (1  или  2  раза).  В
прыжке танцовщик принимает ту или иную позу. Иногда прыжок совершается с
заранее подготовленной позы.
   Лит. см. при ст. Жете. Д. И.
   КАБУКИ - вид японского театра. Сложился и получил  развитие  в  17-18
вв. Словом "К." в 16 в. обозначали всякую экстравагантность  в  манерах,
одежде, поведении;  оно  же  применялось  к  скоморохам,  нар.  бродячим
акт„рам. Истоки  иск-ва  К.  восходят  к  представлениям  комедиантов  -
исполнителей небольших сценок, фарсов, в к-рые входили пляска  и  пение.
Сначала  представления  давались  на  открытой  площадке,  потом  -   во
временных  сооружениях,  балаганах.  Особой  популярностью  пользовались
представления,  исполнявшиеся  женщинами,  владевшими  иск-вом  пения  и
пляски. В нач. 17 в. известность получила женская труппа, во главе к-рой
стояла  0-Куни;  впоследствии   за   ней   традиция   установила   славу
осно-воположницы всего иск-ва К. В 1629, по соображениям охраны обществ,
нравственности, женские труппы (онна-К.) были запрещены; их место заняли
труппы, состоявшие из мальчиков-подростков (вакасю-К.); в  1651  полиция
запретила  и  эти  труппы.  С  этого  времени  труппы  формировались  из
акт„ров-мужчин (яро-К.), прич„м выработалось особое амплуа  исполнителей
женских ролей (оннагата, или ояма). Эти труппы  выступали  в  постоянных
помещениях крупнейших городов феод. Японии - Киото, Осака и Эдо (Токио).
   С конца 17 в. началось формирование  иск-ва  К.  как  высокоразвитого
проф. т-ра. В этот  период  лучшими  исполнителями  были  акт„ры  Саката
Тодзюро, Итикова  Дандзюро  I  и  Йосидзава  Аямэ  (исполнитель  женских
ролей).  Формированию  спец.  драматургии  для  т-ра  К.  способствовало
творчество Тикамацу Мондзаэмона, писавшего  пьесы  для  Саката  Тодзюро.
История драматургии К. связана с развитием  разговорной  драмы  (к„гэн),
предшественником которой был народный уличный фарс 14-45  вв.  Акт„рская
игра строилась на  основе  "подражания"  (мономанэ),  т.  е.  стремления
воспроизводить действительность, под к-рой понимался также и внутр. мир,
состояние человека. Исполнители мужских  трагич.  ролей  передавали  ара
гото-силу,  неистовость  страстей,  темперамента,  исполнители   женских
трагич. ролей передавали вагото - мягкость,  слабость.  На  основе  этих
элементов сложилась  историч.  трагедия,  дзидаймоно,-  первый  из  двух
главных жанров драматургии  К.  В  этих  трагедиях  историч.  события  и
персонажи выражали  темы,  актуальные  для  того  времени,  когда  пьеса
создавалась. В пьесах о  современности,  героями  к-рых  были  обитатели
"кварталов любви",  акт„ры  передавали  нурэгото  -  горестные  любовные
переживания. Так, в т-ре К. возникла чувствительная мелодрама. В пьесах,
рассказывающих о происшествиях в купеческих и дворянских семьях, главным
содержанием игры акт„ров стала передача быта,  нравов.  На  этой  основе
сложилась  бытовая  драма,  сэвамоно,-второй  из  двух  главных   жанров
драматургии К.
   Сво„ завершение иск-во К.  получило  во  2-й  пол.  18  в.,  когда  в
репертуар К. вошли  дз„рури  -  пьесы  т-ра  марионеток  (аяцури-сибай),
достигшего к этому времени своего наибольшего развития. Перенося на свою
сцену пьесы дз„рури,  труппы  К.  приспособляли  их  к  условиям  своего
иск-ва.   В   спектаклях    сохранился    обязательный    для    дз„рури
сказитель-рассказчик, к-рый под аккомпанемент тр„хструнного сямисэна в„л
рассказ, акт„ры же в пантомиме воспроизводили действенные сцены. Так,  в
драматургич. ткань пьес К. вошла пантомима. Под музыку исполнялись сцены
боя  (та-тимавари),  "путешествия"   (митиюки),   давались   необходимые
вставные пояснения, излагались  переживания  героев.  Таким  образом,  в
сценич. представления т-ра К. вошли элементы муз.  драмы.  Новая  театр.
форма обусловила и новую технику акт„рского исполнения,  в  игре  акт„ра
появилась форма ("ката"), состоявшая из  комплекса  строго  определ„нных
движений и поз, показывающих тех или иных персонажей и  их  переживания.
Установились определ. сценич. формы для  различных  амплуа.  Свою  форму
приобрела и каждая эмоция, каждая сценич.  ситуация.  В  этом  сказалось
влияние иск-ва марионеток, с их четко выработанными позами и движениями.
Эстетика К. требовала, чтобы акт„р находил для подмеченного им  в  жизни
предельно выразительную форму, не заботясь о том, будет ли это выражение
соответствовать внешней жизненной реальности. Основной эстетпч.  принцип
К.- "искусство находится на грани между тем, что есть, и тем, чего нет".
Так образовалось особое понятие сценич. движения - сигуса, сценич.  речи
-  сэрифу.  В  т-ре  К.  сложились  амплуа:  герой   (татияку),   злодей
(катакияку),   молодая   девушка   (вакасюоннагата),   молодой   человек
(вакасюгата), матрона (касягата), старик (оядзигата), комик  (докэгата).
Акт„ры, создававшие определ„нные стили исполнения, передавали эту манеру
своим ученикам, лучший из к-рых наследовал и  имя  своего  учителя  (см.
Итикава). Ввиду замкнутой цеховой организации трупп  К.  преемственность
шла от  отца  к  сыну  (родному  или  усыновл„нному).  На  основе  такой
преемственности образовались акт„рские династии.
   Частая смена места действия в спектаклях К. требовала  быстрой  смены
декораций; это достигалось применением вращающейся  сцены,  перенесением
места действия со сцены на  авансцену  и  ханамити  ("цветочная  тропа")
-дощатый помост, возвышающийся над партером и служащий проходом со сцены
через зрительный зал. "Цветочная тропа"  предназначалась  гл.  обр.  для
сцен "прихода" и "ухода" действующих лиц, если они  имели  значение  для

Страницы: «« « 1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030   1031   1032  1033   1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия