|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 » »» Шкловский В., "Жили-были", "Знамя", 1961, ј 8; Благов Ф., Золушка от
театра, "Зрелища", 1922, ј 7. Ю. Д.
КАБЕЛЬ, К а б ю (Cabel; Cabu; урожд. Д p „-л e т, Dreulette), Мари
(31.1.1827-23.V.1885) - бельгийская артистка оперы (сопрано). Пению
училась в Парижской консерватории у Ж. Кабю (впоследствии муж К.).
Дебютировала в т-ре "Опера комик" (Париж) в 1849. В 1853-55 и 1861-63
К.-солистка "Т-ра лирик" в Париже, в 1856-61 и 1864-70 - т-ра "Опера
комик". Пела на оперной сцене Лиона и др. городов Франции, а также
Брюсселя, Страсбурга, Женевы, Лондона. Первая исполнительница партий
Туанетты ("Потерянное сокровище" Адана), Манон, Елены ("Ма-нон Леско",
"Первый день счастья" Обера), Диноры (о. п. Мейербера), Филины ("Миньон"
Тома) и др. К. обладала красивым, подвижным голосом, хорошей сценич.
внешностью. Выступала в концертах. В 1878, тяжело заболев, К. оставила
сцену.
Партии: Мари ("Дочь полка" Доницетти), Берта ("Прс-рок" Мейербера),
Атенаида ("Мушкет„ры королевы" Галеви), Генриетта ("Жена посла" Обера).
J7. М.
КАБРИОЛЬ [франц.- cabriole, от итал. capriola (capra intricata -
стреноженная коза)] - движение в классич. и характерном танцах.
Виртуозный танцевальный прыжок, при к-ром одна нога, поднятая на взл„те
назад, впер„д или в сторону, удерживается на заданной высоте, а другая,
отделяясь от пола, ударяет ранее отвед„нную ногу (1 или 2 раза). В
прыжке танцовщик принимает ту или иную позу. Иногда прыжок совершается с
заранее подготовленной позы.
Лит. см. при ст. Жете. Д. И.
КАБУКИ - вид японского театра. Сложился и получил развитие в 17-18
вв. Словом "К." в 16 в. обозначали всякую экстравагантность в манерах,
одежде, поведении; оно же применялось к скоморохам, нар. бродячим
акт„рам. Истоки иск-ва К. восходят к представлениям комедиантов -
исполнителей небольших сценок, фарсов, в к-рые входили пляска и пение.
Сначала представления давались на открытой площадке, потом - во
временных сооружениях, балаганах. Особой популярностью пользовались
представления, исполнявшиеся женщинами, владевшими иск-вом пения и
пляски. В нач. 17 в. известность получила женская труппа, во главе к-рой
стояла 0-Куни; впоследствии за ней традиция установила славу
осно-воположницы всего иск-ва К. В 1629, по соображениям охраны обществ,
нравственности, женские труппы (онна-К.) были запрещены; их место заняли
труппы, состоявшие из мальчиков-подростков (вакасю-К.); в 1651 полиция
запретила и эти труппы. С этого времени труппы формировались из
акт„ров-мужчин (яро-К.), прич„м выработалось особое амплуа исполнителей
женских ролей (оннагата, или ояма). Эти труппы выступали в постоянных
помещениях крупнейших городов феод. Японии - Киото, Осака и Эдо (Токио).
С конца 17 в. началось формирование иск-ва К. как высокоразвитого
проф. т-ра. В этот период лучшими исполнителями были акт„ры Саката
Тодзюро, Итикова Дандзюро I и Йосидзава Аямэ (исполнитель женских
ролей). Формированию спец. драматургии для т-ра К. способствовало
творчество Тикамацу Мондзаэмона, писавшего пьесы для Саката Тодзюро.
История драматургии К. связана с развитием разговорной драмы (к„гэн),
предшественником которой был народный уличный фарс 14-45 вв. Акт„рская
игра строилась на основе "подражания" (мономанэ), т. е. стремления
воспроизводить действительность, под к-рой понимался также и внутр. мир,
состояние человека. Исполнители мужских трагич. ролей передавали ара
гото-силу, неистовость страстей, темперамента, исполнители женских
трагич. ролей передавали вагото - мягкость, слабость. На основе этих
элементов сложилась историч. трагедия, дзидаймоно,- первый из двух
главных жанров драматургии К. В этих трагедиях историч. события и
персонажи выражали темы, актуальные для того времени, когда пьеса
создавалась. В пьесах о современности, героями к-рых были обитатели
"кварталов любви", акт„ры передавали нурэгото - горестные любовные
переживания. Так, в т-ре К. возникла чувствительная мелодрама. В пьесах,
рассказывающих о происшествиях в купеческих и дворянских семьях, главным
содержанием игры акт„ров стала передача быта, нравов. На этой основе
сложилась бытовая драма, сэвамоно,-второй из двух главных жанров
драматургии К.
Сво„ завершение иск-во К. получило во 2-й пол. 18 в., когда в
репертуар К. вошли дз„рури - пьесы т-ра марионеток (аяцури-сибай),
достигшего к этому времени своего наибольшего развития. Перенося на свою
сцену пьесы дз„рури, труппы К. приспособляли их к условиям своего
иск-ва. В спектаклях сохранился обязательный для дз„рури
сказитель-рассказчик, к-рый под аккомпанемент тр„хструнного сямисэна в„л
рассказ, акт„ры же в пантомиме воспроизводили действенные сцены. Так, в
драматургич. ткань пьес К. вошла пантомима. Под музыку исполнялись сцены
боя (та-тимавари), "путешествия" (митиюки), давались необходимые
вставные пояснения, излагались переживания героев. Таким образом, в
сценич. представления т-ра К. вошли элементы муз. драмы. Новая театр.
форма обусловила и новую технику акт„рского исполнения, в игре акт„ра
появилась форма ("ката"), состоявшая из комплекса строго определ„нных
движений и поз, показывающих тех или иных персонажей и их переживания.
Установились определ. сценич. формы для различных амплуа. Свою форму
приобрела и каждая эмоция, каждая сценич. ситуация. В этом сказалось
влияние иск-ва марионеток, с их четко выработанными позами и движениями.
Эстетика К. требовала, чтобы акт„р находил для подмеченного им в жизни
предельно выразительную форму, не заботясь о том, будет ли это выражение
соответствовать внешней жизненной реальности. Основной эстетпч. принцип
К.- "искусство находится на грани между тем, что есть, и тем, чего нет".
Так образовалось особое понятие сценич. движения - сигуса, сценич. речи
- сэрифу. В т-ре К. сложились амплуа: герой (татияку), злодей
(катакияку), молодая девушка (вакасюоннагата), молодой человек
(вакасюгата), матрона (касягата), старик (оядзигата), комик (докэгата).
Акт„ры, создававшие определ„нные стили исполнения, передавали эту манеру
своим ученикам, лучший из к-рых наследовал и имя своего учителя (см.
Итикава). Ввиду замкнутой цеховой организации трупп К. преемственность
шла от отца к сыну (родному или усыновл„нному). На основе такой
преемственности образовались акт„рские династии.
Частая смена места действия в спектаклях К. требовала быстрой смены
декораций; это достигалось применением вращающейся сцены, перенесением
места действия со сцены на авансцену и ханамити ("цветочная тропа")
-дощатый помост, возвышающийся над партером и служащий проходом со сцены
через зрительный зал. "Цветочная тропа" предназначалась гл. обр. для
сцен "прихода" и "ухода" действующих лиц, если они имели значение для
Страницы: «« « 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |