Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1033   1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041  1042   1043   1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050   1051  » »»

наиболее полное развитие в период, когда Казанский т-р, ставший одним из
лучших т-ров провинции, возглавляли  крупнейшие  деятели  рус.  провинц.
т-ра - антрепрен„р, акт„р и режисс„р П. М. Медведев  (1867-72,  1876-80,
1885-90) и антрепрен„р М. М. Бородай (1895-1900).  Здесь  играли  В.  П.
Давыдов, П. А. Стрепе-това, М. Т. Иванов-Козельский, М. Г. Савина, М. И.
Писарев, А. А. Немирова-Ральф, М.  А.  Решимов,  А.  И.  Шуберт,  И.  М.
Шувалов, К.  Н.  Яковлев,  М.  М.  Петипа,  Е.  А.  Леп-ковский,  А.  А.
Александрова-Дубровина, М. И. Свободина-Барышева, А.  И.  Каширнн,  П.В.
Самойлов и др. В 1897-1900 в К. работал В. И. Качалов. Основу репертуара
составляли произведения классич. драматургии (пьесы Островского, Гоголя,
Грибоедова, Л. Н. Толстого, Чехова, Сухово-Ко-былина, Шекспира, Шиллера,
Мольера). В 1901-07 Казанским т-ром руководил акт„р  и  режисс„р  Н.  И.
Соболыци-ков-Самарин. Пропагандист драматургии  Чехова  и  Горького,  он
пост. на сцене т-ра спектакли: "Фома Гордеев" (1901), "На  дне"  (1903),
"Вишн„вый сад" (1904), "Дачники" (1905), "Дети солнца" (1905), "Варвары"
(1906) и др., добился разрешения на пост. пьесы "Мещане" (1902). В  сов.
время Казанский т-р стал одним из ведущих театр. коллективов страны (см.
Казанский театр).
   В нач. 20-х гг. в К. возникали многочисл. тат. и рус. театр.  студии,
драм. коллективы, агитбригады и др. Среди них-творч. содружество молодых
акт„ров, писателей и художников  -  КЭМСТ  (Казанская  экспериментальная
мастерская современного театра), существовавшее в 1923,-28.
   Под непосредств. влиянием рус; т-ра формировалось театр. иск-во  тат.
народа. В 1887 Г. Ильяси пишет первую пьесу на тат.  яз.  -  "Несчастная
девушка". За ней следуют пьесы Ф. Хамиди, Г. Камала,  Г.  Кулахметова  и
др. 22 дек. 1906 состоялось первое публичное представление на  тат.  яз.
пьесы Г. Камала "Жалкое дитя". Весной 1907 организуется первая постоянно
действующая труппа "Сайяр" (рук. Ку-дашев-Ашказарский).
   В  1920  К.  становится  столицей   Тат.   АССР.   Созда„тся   первый
показательный гос. тат. т-р (см. Татарский театр имени Г. Камала).
   В 1922 (открывается тат. театр.  техникум,  воспитавший  мн.  крупных
деятелей тат.  т-ра.  В  1932  организован  т-р  кукол  (два  сектора  -
татарский и русский), в 1935 - ТЮЗ. В 1939 создан Татарский театр  оперы
и балета им. Мусы  Джалиля  (основу  труппы  составили  выпускники  тат.
оперной студии при Моск. консерватории). В К. существует  театр.  уч-ще,
базируется тат. республиканский передвижной т-р, имеется Тат.  отделение
ВТО с Домом акт„ра, театр. библиотека.
   См. также Татарская драматургия, Татарский театр.
   Лит.: Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958;
   Калинины. Ф., Казань, [Казань], 1952. И, fJ.
   KA3APEC (Casares), Мария (р. 21. XI.  1922)  -  французская  актриса.
Род. в Испании.  С  установлением  фашистского  режима  эмигрировала  во
Францию. В 1942 окончила парижскую Консерваторию драм. иск-ва  и  начала
сценич. деятельность в т-ре "Матю-рен". Выступала в др. парижских т-рах,
в т. ч. в "Ателье", "Ноктамбюль",  "Мариньи"  (труппа  М.  Рено-  Ж.  Л.
Барро). Среди работ этого периода: Марта  и  Виктория  ("Недоразумение",
1943,  "Осада",  1948,  Камю),   Грушенька   ("Братья   Карамазовы"   по
Достоевскому, 1945), Жанетта ("Ромео и Жанетта" Ануя, 1946). В  1952  К.
вступила в труппу т-ра "Комеди Франсез", на  сцене  к-рого  играла  роль
Перичолы  ("Карета  святых  даров"  Мериме).  С  1954  К.   работала   в
Национальном нар. т-ре (TNP), где создала  образы  леди  Макбет  (1954),
Марии Тюдор (о. п.  Гюго,  1955),  Леониды  ("Торжество  любви"  Мариво,
1955), Федры (о. п. Расина, 1957) и др.  С  1960  К.  выступает  в  т-ре
"Атеней" в роли  П.  Кэмпбелл  ("Милый  лжец"  Килти).  Интеллектуальное
творчество  К.  глубоко  человечно,   оно   захватывает   своей   силой,
эмоциональностью. Виртуозная тонкость игры сочетается у  К.  с  огромным
темпераментом. С 1945 снимается в кино. В 1954 с труппой TNP приезжала в
Сов. Союз.
   Лит.: Б о я д ж и е в Г., Московские  гастроли  TNP,  в  кн.:  Поэзия
театра, М., 1960. А. Я.
   КАЗАРИНОВА, Нина Николаевна [р. 27.Х(9.Х1). 1907] - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии  с  1944.  Была
одним из организаторов пермского самодеятельного ТЮЗа (1926-28). В  1931
окончила Ленингр. техникум сценич. иск-в  (класс  В.  Н.  Соловь„ва).  С
1930-актриса Ленингр. ТЮЗа. Играла  в  этом  т-ре  роли  детей,  проявив
знание- детской психологии, характеров, раскрывала внутр.  мир  реб„нка.
Е„ герои-мальчишки, часто внешне грубоватые, "колючие",  задиристые,  но
решительные, смелые, находчивые - были людьми горячего сердца и  большой
мечты. Широкое  признание  актрисе  принесла  роль  озорного,  вес„лого,
отважного  атамана   "хуторской   команды"   С„мы   ("Детство   маршала"
Всеволожского). Революц. романтикой было проникнуто е„ исполнение  ролей
Гаврика, Вани Солнцева ("Белеет парус одинокий" и "Сын полка"  Катаева),
Володи  Дубинина  (о.   п.   Гольдфельда).   Среди   лучших   ролей   К.
также-Тимошка, Пашка ("Ти-мошкин рудник" и о. п. Макарьева), Ганя  ("Дом
ј 5" Штока), Ал„ша Пешков ("Начало пути" Груздева и Форш), Тишка  ("Свои
люди - сочт„мся"), Гекльбер-ри Финн ("Том Сойер" по Твену) и др.
   Лит.: МакарьевЛ., Пятьдесят ролей, газ. "Смена", Л., 1955,  26.XI,  ј
279; Бруштейн А., Советский театр для детей, в кн.: Советский  театр.  К
тридцатилетию Советского государства, М., 1947. А. Ю., С. Др.
   КАЗАРЯН, Аршавир  Меликсетович  [р.  25.IX  (8.X).1914]  -  армянский
советский акт„р. Нар. арт. Арм. ССР (1956). Чл.  Коммунистич.  партии  с
1948. Сценич. деятельность начал в 1935 в арм.  ТЮЗе  в  Ереване.  Акт„р
широкого диапазона, К. играет характерные и драматич. роли.  Иск-во  его
отмечено театральностью, ярким нац. своеобразием.
   Роли: Амбо  ("Гикор"  по  Туманяну),  Аштаракеци  ("Хача-тур  Абовян"
Газазяна), Артур ("Овод" по Войнич), Незнамов;
   Миллер ("Коварство и любовь" Шиллера),  Шульга  ("Молодая  гвардия"),
Жухрай ("Как закалялась сталь") и др. Б. А.
   КАЗАРЯН, Даниел Авакович  [р.  5(17).V.1883]  -  армянский  советский
композитор. Засл.  деят.  иск-в  Арм.  ССР  (1945).  Музыке  обучался  в
Тифлисской консерватории. Автор,  муз.  драм  "Сое  и  Вардитер"  (1917,
Тифлис), "Гикор"  (1934,  Ереван,  т-р  Дома  учителя),  "Лалвари  Ворс"
("Охота на Лалваре") (1955, Ереван), муз. сцены для  детей  "Побежд„нный
ястреб" (1917, Тифлис),  "Волк"  (1930)  и  др.,  а  также  ряда  симф.,
камерно-ин  струм  ент.,  вок.  и  др.  соч.  С   1907   К.   занимается
муз.-педагогич. деятельностью. Засл. учитель Арм. ССР (1944).
   КАЗАХСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ возникла в 1911- 1912. Первые казах, драматурги
- К. Тогусов и И. Мендыханов (автор пьесы "Малдыбай") и  др.,  вышли  из
среды либеральной интеллигенции. Впервые казах, пьеса была напечатана  в
1915 в Уфе ("Жертва невежества" Тогусова).

Страницы: «« « 1033   1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041  1042   1043   1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050   1051  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия