Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 » »» соколы"), Б. Майлина, Ж. Шанина. На первом этапе драматич. т-ру было поручено и развитие муз. иск-ва; наряду со спектаклями он давал концерты, вечера нар. творчества и т. п. Т-р был прочно связан с жизнью казах. народа. В акт„ре ценились знание быта, умение воспроизвести на сцене подмеченный в народе характер. Сильное влияние на т-р имело нар. творчество, особенно старинные поэмы, придававшие исполнению романтич. приподнятость. Однако отрыв от сов. театр. культуры задерживал рост казах, т-ра. Общий рост экономики и культуры Казахстана в нач. 30-х гг. вызвал (начиная с 1933) мощный подъ„м нац. театр. иск-ва на основе освоения культуры и опыта всего сов. и, в первую очередь, рус. т-ра. В республиканский т-р драмы были привлечены проф. режисс„ры, поднявшие художеств. уровень спектаклей. В репертуаре появились пьесы сов. драматургии и мировой классики ("Любовь Яровая", 1937, "Ревизор", 1936, "Отелло", 1939). Театр стал центром художеств. жизни республики, способствовал росту драматургии, развитию местных т-ров. В 1933 в Алма-Ате создан казах, муз. т-р, ставивший вначале муз. драмы. "Айман и Шолпан" Ауэзова (1933), "Кыз-Жибек" Мусрепова (1934) и "Жалбыр" Джандарбе-кова (1936) (муз. Е. Брусиловского) были показаны па декаде казах, иск-ва (1936) в Москве. В 1936 т-р реорганизован в т-р оперы и балета с двумя труппами - казахской и русской- и переш„л на оперный репертуар. Первая казах, опера - "Ер-Таргын" Брусиловского поставлена в 1937. В 1934 в Алма-Ате вместо сезонных трупп создан постоянный рус. т-р. Тогда же началось развитие сети областных т-ров, возникавших на основе художеств. самодеятельности, но позднее (с 1937) пополненных акт„рами-профессионалами. В 1940 в республике было 7 казах, областных и 14 районных (колхозно-совхозных) т-ров. Кадры для т-ров Казахстана готовили: Алма-атинское театр. уч-ще, ГИТИС, Алма-атинская и Моск. консерватории, Ленинградский техникум сценич. иск-в, Ленингр. хореографич. уч-ще и др. В годы войны казах, т-ры создали спектакли о борьбе народа: в драм. т-ре - "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева, в опере - "Гвардия, впер„д!", либр. Муканова, муз. Брусиловского и др. Развитию театр. иск-ва в республике способствовала деятельность т-ров, эвакуированных из Москвы, с Украины и др. В Алма-Ате создан т-р для детей и юношества (рус. труппа в 1945, казах.-в 1948). Однако влияние культа личности замедляло творч. развитие нац. т-ра, порождало нац. ограниченность, бесконфликтность, идейную бедность спектаклей. В конце 40-х гг. т-ры сняли с репертуара спектакли, рисовавшие прошлую жизнь казах, народа ("Кыз-Жибек", "Енлик и Кебек" и др.). Только после разоблачения культа личности были восстановлены прежние и появились новые историч. и фольклорные спектакли: драмы "Чокан Валиханов" Муканова, "Майра" Тажибаева, опера "Назугум" уйгурского композитора Кужамья-рова. Спектакли "Одно дерево - не лес" Тажибаева, "Волчонок под шапкой" Мухамеджанова, "Сауле" Ах-танова - в драм. т-ре; опера "Золотые горы" Ку-жамьярова и Тлендеева, балет "Дорогой дружбы" Тлендеева, Степанова, Манаева, определили новый этап развития нац. т-ра. Казах, т-р многогранно отобразил жизнь своего народа в прошлом и настоящем. На сцене т-ров были созданы красочные образы героев старинного эпоса (Кыз-Жибек, Козы-Корпеш, Ер-Таргын), нар. сказаний (Енлики Кебек), деятелей казах, культуры (Чокан Валиханов, Абай, Ахан-сере), героев гражд. войны (Амангельды), показаны наши современники, ярко обрисованы черты их характеров. В 1962 в Казах. ССР существовали: в Алма-Ате- Казах. Академич. т-р драмы им. М. Ауэзова, Казах. Академический т-р оперы и балета им. Абая, Алма-атинский рус. т-р, Театр для детей и юношества; на местах - областные казах, т-ры в Гурьезе, Джамбуле, Караганде, Кзыл-Орде, Чимкенте, объедин„нный рус.-казах, т-р в Семипалатинске, областные рус. - в Караганде, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде; корейский - в Кзыл-Орде; районный казах. - в Уиле Актюбинской области; уйгурский т-р. Значит, вклад в развитие казах, театр. иск-ва внесли драматурги М. Ауэзов, Г. Мусрепов, С. Мука-нов, А. Тажибаев, А. Абишев; композиторы А. Жу-банов, Е. Брусиловскнй, М. Тулебаев; нар. арт. СССР К. Байсеитова, Ш. Айманов, К. Куанышпаев, Р. Джаманова, Е. Серкебаев; нар. арт. Казах. ССР К. Бадыров, X. Букеева, Ш. Джандарбекова, К. Кар-мысов, Р. Койчубаева, С. Кожамкулов, С. Майка-нова, С. Тельгараев, М. Суртубаев, Е. Умурзаков - в драме, Р. и М. Абдуллины, К. Байсеитов, Ш. Бейсе-кова, К. Джандарбеков, Б. Досымжанов, М. Ержа-нов, Г. Курмангалиев, А. Умбетбаев - в опере, в областных /г-рах - А. Абдуллина и Г. Хайруллина (Чимкент), С. Кыдралин и К. Сакиева (Семипалатинск). Нац. т-р помог казах, народу внести свой вклад в общую сокровищницу сов. многонац. иск-ва и одновременно содействовал приобщению казах, народа к достижениям всей сов. и мировой культуры. Лит.: Львов Н., Казахский театр. Очерк истории, М., 1961; Канапин А.К.иВаршавскийЛ. И., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958; Олидор О., Путь к зрелости, "Театр", 1958, ј 12; С у р к о в Е., Народ смотрит в будущее, там же, 1959, ј 3; Театры Казахстана. Фотоальбом, Алма-Ата, 1961. Н. Л. КАЗАХСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. АБАЯ (Казахский ордена Ленина академический театр онеры и балета им. Абая) - основан в ЖЗЗ в Алма-Ате как казахский 'муз.-драматич. театр (был открыт 13 янв. 1934). В 1935 в составе т-ра были образованы рус. оперная (первый спектакль 1935) и балетная (первый спектакль 1938) труппы. В 1936 т-р преобразован в Гос. объедин„нный т-р казах, и рус. оперы (спектакли шли на казах, и рус. яз.). В 1939 получил назв. Государственный театр оперы и балета Казахской ССР; в августе 1945 в связи со 100-летием со дня рождения выдающегося казах, поэта-просветителя Абая Кунанбаева т-ру было присвоено имя Абая. В 1959 т-р награжд„н орденом Ленина. На сцене этого т-ра пост. популярная нац. муз. драма "Кыз-Жибек" Брусиловского (1934), оперы "Абай" Жубанова и Хамп-ди (1944), "Биржани Сара" Тулебаева (1946, Гос. пр. СССР, 1949) и др. Балетная труппа т-ра пост. казах. нац. балеты, в т. ч. "Камбар и Назым" Великанова (1950), "Дорогой дружбы" Тлендеева, Степанова и Манаева (1958) и др. Т-р ставит классич. и сов. оперы и балеты. В 1936 и 1958 т-р принял участие в декадах казах, иск-ва в Москве. В т-ре была воспитана выдающаяся представительница казах, оперного иск-ва нар. арт. СССР К. Байсеитова. В труппе т-ра (1962): нар. арт. СССР - певец Е. Серкебаев, певица Р. Джаманова; нар. арт. Казах. ССР - певцы Г. Курмангалиев, Р. и М. Абдуллины, С. Абжанов, Б. Досымжанов, К. Кенжетаев, А. Умбетбаев, певицы - А. Байкадамова, Д1. Страницы: «« « 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |