Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043   1044   1045  1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052   1053   1054   1055  » »»

соколы"), Б. Майлина, Ж. Шанина. На первом  этапе  драматич.  т-ру  было
поручено  и  развитие  муз.  иск-ва;  наряду  со  спектаклями  он  давал
концерты, вечера нар. творчества и т. п. Т-р был прочно связан с  жизнью
казах. народа. В акт„ре ценились знание быта,  умение  воспроизвести  на
сцене подмеченный в народе характер. Сильное влияние на т-р  имело  нар.
творчество, особенно старинные поэмы, придававшие  исполнению  романтич.
приподнятость. Однако отрыв от  сов.  театр.  культуры  задерживал  рост
казах, т-ра. Общий рост экономики и культуры Казахстана в нач. 30-х  гг.
вызвал (начиная с 1933) мощный  подъ„м  нац.  театр.  иск-ва  на  основе
освоения культуры и опыта всего сов. и, в первую очередь, рус.  т-ра.  В
республиканский т-р драмы были  привлечены  проф.  режисс„ры,  поднявшие
художеств.  уровень  спектаклей.  В  репертуаре  появились  пьесы   сов.
драматургии и мировой классики ("Любовь Яровая", 1937, "Ревизор",  1936,
"Отелло",  1939).  Театр  стал  центром  художеств.  жизни   республики,
способствовал росту драматургии, развитию местных т-ров.
   В 1933 в Алма-Ате создан казах,  муз.  т-р,  ставивший  вначале  муз.
драмы. "Айман и Шолпан" Ауэзова (1933), "Кыз-Жибек" Мусрепова  (1934)  и
"Жалбыр" Джандарбе-кова (1936) (муз. Е. Брусиловского) были показаны  па
декаде казах, иск-ва (1936) в Москве. В 1936  т-р  реорганизован  в  т-р
оперы и балета с двумя труппами - казахской  и  русской-  и  переш„л  на
оперный репертуар.  Первая  казах,  опера  -  "Ер-Таргын"  Брусиловского
поставлена в 1937. В  1934  в  Алма-Ате  вместо  сезонных  трупп  создан
постоянный рус. т-р. Тогда же началось развитие  сети  областных  т-ров,
возникавших на основе художеств. самодеятельности, но позднее  (с  1937)
пополненных акт„рами-профессионалами. В 1940 в республике было 7  казах,
областных и 14 районных  (колхозно-совхозных)  т-ров.  Кадры  для  т-ров
Казахстана готовили: Алма-атинское театр. уч-ще, ГИТИС, Алма-атинская  и
Моск. консерватории,  Ленинградский  техникум  сценич.  иск-в,  Ленингр.
хореографич. уч-ще и др.
   В годы войны казах, т-ры создали спектакли о борьбе народа:  в  драм.
т-ре - "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева, в опере - "Гвардия,  впер„д!",
либр. Муканова, муз.  Брусиловского  и  др.  Развитию  театр.  иск-ва  в
республике способствовала деятельность т-ров, эвакуированных из  Москвы,
с Украины и др. В Алма-Ате создан т-р для детей и юношества (рус. труппа
в 1945, казах.-в 1948).
   Однако влияние культа личности замедляло творч. развитие  нац.  т-ра,
порождало  нац.  ограниченность,  бесконфликтность,   идейную   бедность
спектаклей.  В  конце  40-х  гг.  т-ры  сняли  с  репертуара  спектакли,
рисовавшие прошлую жизнь казах, народа ("Кыз-Жибек", "Енлик и  Кебек"  и
др.). Только  после  разоблачения  культа  личности  были  восстановлены
прежние и появились новые историч. и фольклорные спектакли: драмы "Чокан
Валиханов"  Муканова,  "Майра"  Тажибаева,  опера  "Назугум"  уйгурского
композитора Кужамья-рова.
   Спектакли "Одно дерево - не лес"  Тажибаева,  "Волчонок  под  шапкой"
Мухамеджанова, "Сауле" Ах-танова - в драм. т-ре;  опера  "Золотые  горы"
Ку-жамьярова и Тлендеева, балет "Дорогой дружбы"  Тлендеева,  Степанова,
Манаева, определили новый этап развития нац. т-ра.
   Казах, т-р многогранно отобразил жизнь  своего  народа  в  прошлом  и
настоящем.  На  сцене  т-ров  были  созданы  красочные   образы   героев
старинного эпоса  (Кыз-Жибек,  Козы-Корпеш,  Ер-Таргын),  нар.  сказаний
(Енлики  Кебек),  деятелей  казах,  культуры  (Чокан  Валиханов,   Абай,
Ахан-сере),   героев   гражд.   войны   (Амангельды),   показаны    наши
современники, ярко обрисованы черты их характеров.
   В 1962 в Казах. ССР существовали: в Алма-Ате-  Казах.  Академич.  т-р
драмы им. М. Ауэзова, Казах. Академический т-р оперы и балета им.  Абая,
Алма-атинский рус. т-р,  Театр  для  детей  и  юношества;  на  местах  -
областные  казах,  т-ры  в  Гурьезе,  Джамбуле,  Караганде,   Кзыл-Орде,
Чимкенте, объедин„нный рус.-казах, т-р в Семипалатинске, областные  рус.
-  в   Караганде,   Кустанае,   Павлодаре,   Петропавловске,   Уральске,
Усть-Каменогорске, Целинограде; корейский - в Кзыл-Орде; районный казах.
- в Уиле Актюбинской области; уйгурский т-р.
   Значит, вклад в развитие казах, театр. иск-ва  внесли  драматурги  М.
Ауэзов, Г. Мусрепов, С. Мука-нов, А. Тажибаев, А. Абишев; композиторы А.
Жу-банов, Е. Брусиловскнй, М. Тулебаев; нар. арт. СССР К. Байсеитова, Ш.
Айманов, К. Куанышпаев, Р. Джаманова, Е. Серкебаев; нар. арт. Казах. ССР
К. Бадыров, X. Букеева, Ш. Джандарбекова, К. Кар-мысов,  Р.  Койчубаева,
С. Кожамкулов, С. Майка-нова, С. Тельгараев, М. Суртубаев, Е.  Умурзаков
-  в  драме,  Р.  и  М.  Абдуллины,  К.  Байсеитов,  Ш.  Бейсе-кова,  К.
Джандарбеков, Б. Досымжанов, М. Ержа-нов, Г. Курмангалиев, А.  Умбетбаев
- в опере, в областных /г-рах - А. Абдуллина и Г. Хайруллина  (Чимкент),
С. Кыдралин и К. Сакиева (Семипалатинск).
   Нац. т-р помог казах, народу внести свой вклад в  общую  сокровищницу
сов. многонац. иск-ва  и  одновременно  содействовал  приобщению  казах,
народа к достижениям всей сов. и мировой культуры.
   Лит.: Львов Н., Казахский театр. Очерк  истории,  М.,  1961;  Канапин
А.К.иВаршавскийЛ. И., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958;  Олидор  О.,
Путь к зрелости, "Театр", 1958, ј 12; С у р к о в Е.,  Народ  смотрит  в
будущее, там же, 1959, ј 3;  Театры  Казахстана.  Фотоальбом,  Алма-Ата,
1961. Н. Л.
   КАЗАХСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА  ИМ.  АБАЯ  (Казахский  ордена  Ленина
академический театр онеры и балета им. Абая) - основан в ЖЗЗ в  Алма-Ате
как казахский 'муз.-драматич. театр (был открыт 13 янв. 1934). В 1935  в
составе т-ра были образованы рус.  оперная  (первый  спектакль  1935)  и
балетная (первый спектакль 1938) труппы. В 1936 т-р преобразован в  Гос.
объедин„нный т-р казах, и рус. оперы (спектакли шли  на  казах,  и  рус.
яз.).  В  1939  получил  назв.  Государственный  театр  оперы  и  балета
Казахской ССР; в августе 1945 в связи  со  100-летием  со  дня  рождения
выдающегося  казах,  поэта-просветителя  Абая   Кунанбаева   т-ру   было
присвоено имя Абая. В 1959 т-р награжд„н орденом Ленина. На сцене  этого
т-ра пост. популярная нац. муз. драма "Кыз-Жибек" Брусиловского  (1934),
оперы "Абай" Жубанова и Хамп-ди (1944), "Биржани Сара" Тулебаева  (1946,
Гос. пр. СССР, 1949) и  др.  Балетная  труппа  т-ра  пост.  казах.  нац.
балеты, в т. ч. "Камбар и Назым"  Великанова  (1950),  "Дорогой  дружбы"
Тлендеева, Степанова и Манаева (1958) и др. Т-р ставит классич.  и  сов.
оперы и балеты. В 1936 и 1958 т-р принял участие в декадах казах, иск-ва
в Москве. В т-ре  была  воспитана  выдающаяся  представительница  казах,
оперного иск-ва нар. арт. СССР К. Байсеитова. В труппе т-ра (1962): нар.
арт. СССР - певец Е. Серкебаев, певица Р. Джаманова;  нар.  арт.  Казах.
ССР -  певцы  Г.  Курмангалиев,  Р.  и  М.  Абдуллины,  С.  Абжанов,  Б.
Досымжанов, К. Кенжетаев, А. Умбетбаев, певицы  -  А.  Байкадамова,  Д1.

Страницы: «« « 1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043   1044   1045  1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052   1053   1054   1055  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия