|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 » »» соколы"), Б. Майлина, Ж. Шанина. На первом этапе драматич. т-ру было
поручено и развитие муз. иск-ва; наряду со спектаклями он давал
концерты, вечера нар. творчества и т. п. Т-р был прочно связан с жизнью
казах. народа. В акт„ре ценились знание быта, умение воспроизвести на
сцене подмеченный в народе характер. Сильное влияние на т-р имело нар.
творчество, особенно старинные поэмы, придававшие исполнению романтич.
приподнятость. Однако отрыв от сов. театр. культуры задерживал рост
казах, т-ра. Общий рост экономики и культуры Казахстана в нач. 30-х гг.
вызвал (начиная с 1933) мощный подъ„м нац. театр. иск-ва на основе
освоения культуры и опыта всего сов. и, в первую очередь, рус. т-ра. В
республиканский т-р драмы были привлечены проф. режисс„ры, поднявшие
художеств. уровень спектаклей. В репертуаре появились пьесы сов.
драматургии и мировой классики ("Любовь Яровая", 1937, "Ревизор", 1936,
"Отелло", 1939). Театр стал центром художеств. жизни республики,
способствовал росту драматургии, развитию местных т-ров.
В 1933 в Алма-Ате создан казах, муз. т-р, ставивший вначале муз.
драмы. "Айман и Шолпан" Ауэзова (1933), "Кыз-Жибек" Мусрепова (1934) и
"Жалбыр" Джандарбе-кова (1936) (муз. Е. Брусиловского) были показаны па
декаде казах, иск-ва (1936) в Москве. В 1936 т-р реорганизован в т-р
оперы и балета с двумя труппами - казахской и русской- и переш„л на
оперный репертуар. Первая казах, опера - "Ер-Таргын" Брусиловского
поставлена в 1937. В 1934 в Алма-Ате вместо сезонных трупп создан
постоянный рус. т-р. Тогда же началось развитие сети областных т-ров,
возникавших на основе художеств. самодеятельности, но позднее (с 1937)
пополненных акт„рами-профессионалами. В 1940 в республике было 7 казах,
областных и 14 районных (колхозно-совхозных) т-ров. Кадры для т-ров
Казахстана готовили: Алма-атинское театр. уч-ще, ГИТИС, Алма-атинская и
Моск. консерватории, Ленинградский техникум сценич. иск-в, Ленингр.
хореографич. уч-ще и др.
В годы войны казах, т-ры создали спектакли о борьбе народа: в драм.
т-ре - "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева, в опере - "Гвардия, впер„д!",
либр. Муканова, муз. Брусиловского и др. Развитию театр. иск-ва в
республике способствовала деятельность т-ров, эвакуированных из Москвы,
с Украины и др. В Алма-Ате создан т-р для детей и юношества (рус. труппа
в 1945, казах.-в 1948).
Однако влияние культа личности замедляло творч. развитие нац. т-ра,
порождало нац. ограниченность, бесконфликтность, идейную бедность
спектаклей. В конце 40-х гг. т-ры сняли с репертуара спектакли,
рисовавшие прошлую жизнь казах, народа ("Кыз-Жибек", "Енлик и Кебек" и
др.). Только после разоблачения культа личности были восстановлены
прежние и появились новые историч. и фольклорные спектакли: драмы "Чокан
Валиханов" Муканова, "Майра" Тажибаева, опера "Назугум" уйгурского
композитора Кужамья-рова.
Спектакли "Одно дерево - не лес" Тажибаева, "Волчонок под шапкой"
Мухамеджанова, "Сауле" Ах-танова - в драм. т-ре; опера "Золотые горы"
Ку-жамьярова и Тлендеева, балет "Дорогой дружбы" Тлендеева, Степанова,
Манаева, определили новый этап развития нац. т-ра.
Казах, т-р многогранно отобразил жизнь своего народа в прошлом и
настоящем. На сцене т-ров были созданы красочные образы героев
старинного эпоса (Кыз-Жибек, Козы-Корпеш, Ер-Таргын), нар. сказаний
(Енлики Кебек), деятелей казах, культуры (Чокан Валиханов, Абай,
Ахан-сере), героев гражд. войны (Амангельды), показаны наши
современники, ярко обрисованы черты их характеров.
В 1962 в Казах. ССР существовали: в Алма-Ате- Казах. Академич. т-р
драмы им. М. Ауэзова, Казах. Академический т-р оперы и балета им. Абая,
Алма-атинский рус. т-р, Театр для детей и юношества; на местах -
областные казах, т-ры в Гурьезе, Джамбуле, Караганде, Кзыл-Орде,
Чимкенте, объедин„нный рус.-казах, т-р в Семипалатинске, областные рус.
- в Караганде, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Уральске,
Усть-Каменогорске, Целинограде; корейский - в Кзыл-Орде; районный казах.
- в Уиле Актюбинской области; уйгурский т-р.
Значит, вклад в развитие казах, театр. иск-ва внесли драматурги М.
Ауэзов, Г. Мусрепов, С. Мука-нов, А. Тажибаев, А. Абишев; композиторы А.
Жу-банов, Е. Брусиловскнй, М. Тулебаев; нар. арт. СССР К. Байсеитова, Ш.
Айманов, К. Куанышпаев, Р. Джаманова, Е. Серкебаев; нар. арт. Казах. ССР
К. Бадыров, X. Букеева, Ш. Джандарбекова, К. Кар-мысов, Р. Койчубаева,
С. Кожамкулов, С. Майка-нова, С. Тельгараев, М. Суртубаев, Е. Умурзаков
- в драме, Р. и М. Абдуллины, К. Байсеитов, Ш. Бейсе-кова, К.
Джандарбеков, Б. Досымжанов, М. Ержа-нов, Г. Курмангалиев, А. Умбетбаев
- в опере, в областных /г-рах - А. Абдуллина и Г. Хайруллина (Чимкент),
С. Кыдралин и К. Сакиева (Семипалатинск).
Нац. т-р помог казах, народу внести свой вклад в общую сокровищницу
сов. многонац. иск-ва и одновременно содействовал приобщению казах,
народа к достижениям всей сов. и мировой культуры.
Лит.: Львов Н., Казахский театр. Очерк истории, М., 1961; Канапин
А.К.иВаршавскийЛ. И., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958; Олидор О.,
Путь к зрелости, "Театр", 1958, ј 12; С у р к о в Е., Народ смотрит в
будущее, там же, 1959, ј 3; Театры Казахстана. Фотоальбом, Алма-Ата,
1961. Н. Л.
КАЗАХСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. АБАЯ (Казахский ордена Ленина
академический театр онеры и балета им. Абая) - основан в ЖЗЗ в Алма-Ате
как казахский 'муз.-драматич. театр (был открыт 13 янв. 1934). В 1935 в
составе т-ра были образованы рус. оперная (первый спектакль 1935) и
балетная (первый спектакль 1938) труппы. В 1936 т-р преобразован в Гос.
объедин„нный т-р казах, и рус. оперы (спектакли шли на казах, и рус.
яз.). В 1939 получил назв. Государственный театр оперы и балета
Казахской ССР; в августе 1945 в связи со 100-летием со дня рождения
выдающегося казах, поэта-просветителя Абая Кунанбаева т-ру было
присвоено имя Абая. В 1959 т-р награжд„н орденом Ленина. На сцене этого
т-ра пост. популярная нац. муз. драма "Кыз-Жибек" Брусиловского (1934),
оперы "Абай" Жубанова и Хамп-ди (1944), "Биржани Сара" Тулебаева (1946,
Гос. пр. СССР, 1949) и др. Балетная труппа т-ра пост. казах. нац.
балеты, в т. ч. "Камбар и Назым" Великанова (1950), "Дорогой дружбы"
Тлендеева, Степанова и Манаева (1958) и др. Т-р ставит классич. и сов.
оперы и балеты. В 1936 и 1958 т-р принял участие в декадах казах, иск-ва
в Москве. В т-ре была воспитана выдающаяся представительница казах,
оперного иск-ва нар. арт. СССР К. Байсеитова. В труппе т-ра (1962): нар.
арт. СССР - певец Е. Серкебаев, певица Р. Джаманова; нар. арт. Казах.
ССР - певцы Г. Курмангалиев, Р. и М. Абдуллины, С. Абжанов, Б.
Досымжанов, К. Кенжетаев, А. Умбетбаев, певицы - А. Байкадамова, Д1.
Страницы: «« « 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |