Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 » »» Ванин, в сб.: В. В. Ванин, М., 1955, с. 3-96; Театральная этика Станиславского, М., 1960; Некоторые вопросы режиссуры, "Театр", М., 1942, ј 12; Б. Г. Добронравов, в сб.: Мастера МХАТ, М., 1938; Карпенко-Карый и его комедии, в кн.: К a p n e н к о-К а р ы и, Четыре комедии, М., 1948. С. Г. КАЛБОРЯНУ(Са1Ьогеапи), Джордже (р. 3.1.1896)- румынский акт„р. Нар. арт. РНР (1955). Учился на ф-те драматич. иск-ва в консерватории в Яссах, к-рую окончил в 1919. В том же году дебютировал в Яссах в Нац. т-ре. В 1921 - акт„р Нац. т-ра в г. Клуже. С 1924 - акт„р Бухарестского нац. т-ра. Сценич. образы, созданные К., отличаются большой внутренней силой. Гос. пр. (1949). Роли: Штефан Великий ("Закат" Делавранчи), Влай-ку Водэ (о. п. Давила), Ион Водэ Лютый (о. п. Фулги), Павел Аржок ("Огненная крепость" Давидоглу), Ми-хай Бузня ("Ч„рные годы" Баранга и Морару), Егор Булы-чов; Вершинин ("Бронепоезд 14-б9'), Берест ("Платон Кречет"), К оста Варра ("В одной стране" Вирты), Гамлет, Лир. Лит.: "Teatrul", Buc., 1959, ј 12, с. 50-55; "Народная Румыния", 1961, Л'; 4, с. 46. Я. Р. КАЛГАН, Александр Дмитриевич (р. 25. X II. 1911) - чувашский советский поэт, драматург, прозаик. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Автор пьес "Анисса", "Соседи", "Женили", "Волна Октября" и др. Перев„л на чуваш, язык мн. пьесы Островского, Гоголя, Шекспира ("Отелло", "Король Лир"), Н. Погодина и др. Инсценировал поэму К. Иванова "Нарспи". Лит.: Пьесасем (Висе комеди), Шупашкар, 1961 (на чувашском яз.). А. Ив. КАЛИГРАФ (наст. фам.- Иванов)-!) Иван Иванович (1744-80) - русский акт„р. Первый тра-гич. акт„р на моек. сцене. Поступив в Моск. ун-т в год его основания (1755), выступал в университетском т-ре (1759 или 1760). В 1766 поступил в труппу H.C. Титова. К. был "чудесно одарен природою для ролей царей, тиранов и всех, кои называются первыми ролями" (Н. Ильин). Лучшие роли - Димитрий Самозванец (о. п. Сумарокова) и Магомет (о. п. Вольтера). К. играл также в "сл„зных" драмах (дон Альфонс - "Гонимые" Хераскова, 1775). В нач. 70-х гг. как "человек довольно уч„ный и хорошего поведения" К. был приглаш„н преподавателем сценич. иск-ва в т-р при моек. воспитательном доме. Осуществил там постановку 12 пьес и 2 опер ("Жорж Данден", "Лекарь поневоле" и "Скупой" Мольера, "Друг несчастных" Хераскова, "Торжество дружбы" Пот„мкина, опера "Добрые солдаты" и др.). Среди учеников К.- известный комич акт„р А. М. Крутицкий. 2) НадеждаФ„доровна(г. рожд. неизв.- ум. 1813) - русская актриса. Жена И. И. Калиграфа (после его смерти - гражданская жена акт„ра Я. Е. Шушерина). Служила сначала в Москве. Затем в Петербурге (до 1793 и в 1801-08, в перерывев Москве). Актриса большого бурного темперамента, К. прославилась исполнением ролей ч„рствых, коварных "злодеек" в трагедиях. Е„ лучшие роли: Марвуд ("Мисс Capa Сампсон" Лессинга), Вител-лия ("Титове милосердие" Княжнина). Лит.: В и p e н В. Н., Университетский театр в Москве, в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств, 1958. театр. М." 1958, с. 184-86. В. Вир. КАЛИДАСА (4-5 вв. н. э.) - индийский поэт и драматург. Творчество К. относится ко времени империи Гуптов - последнего крупного рабовла-дельч. гос-ва Индии, когда санскритский классич. т-р достиг своего расцвета. Драматич. произв. К. "Мала-вика и Агнимитра" - л„гкая комедия интриги о любви царя Ангимитры и пленницы Малавики. В ней осуждается бездеятельность монарха, пренебрегающего своими обязанностями защитника государства. В основе драмы "Мужеством обрет„нная Урваши" - легенда (о любви царя Пурураваса к небесной деве), утверждавшая, что земная любовь преходяща, счастье же бесконечно только на небесах. Сохраняя верность традиции, К. в то же время изменяет трактовку легенды. Драма исполнена ненависти к косности, смысл жизни К. видит в борьбе, в напряжении физич. и духовных сил человека для достижения высокой цели. Особое место в творчестве К. занимает драма "Шакунтала" на сюжет сказания о царе Душь-янте, соблазнившем девушку из лесной обители Шакунталу и лишь по велению богов сочетавшегося с ней браком. Драма К. повествует о борьбе добра и зла. В "Шакунтале" цари, боги и придворные говорят на санскрите, женщины и представители более низких слоев населения - на др. лит. языках древней Индии (пракритах); в тексте проза перемежается со стихами. Неотъемлемыми элементами драмы являются танец, пение и музыка. Творчество К. было ограничено ж„сткими канонами теоретич. трактатов о драматургии, выражавшими стремление господств. классов ослабить общественную роль т-ра. Но традиц. сюжеты он наполнял живым содержанием. В драмах К. открывался радостный мир гармонии и разума, в них стиралась непроходимая грань между всемогущим божеством и бессильным человеком. Он писал о высокой любви, героизме. К. широко пользовался при„мом невысказанного смысла - "отзвука", "эха" (т. н. дхвани, близкого в совр. понимании подтексту). Драматургия К. построена на единстве действия и единстве чувства. Согласно законам инд. эстетики, драматург должен подчинить композицию пьесы тому или иному чувству героя (любви, гневу, страху и т. д.). Используя узаконенные поэтич. трактатами дра-матич. формы, К. наполнил их содержанием, в известной мере противоречащим этим формам. Хотя драматургия К. была доступна лишь узкому кругу людей, т. к. книжные языки древней Индии были оторваны от живых языков, драмы К. народны благодаря героич. пафосу, пронизывающему их, утверждению ценности человеческой личности. Выступая с требованиями принципов просвещ„нной монархии, К. обличал безнравственность антинародной власти, отражал подлинно нар. интересы. В 1903 "Шакунтала" была пост. в т-ре "Шаушпиль-хауз" (Берлин); в 1914 - в Камерном т-ре (Москва); в 1957 - в Художеств. т-ре китайской молод„жи (Пекин) и др. Соч. в рус. пер.: Драмы, пер. К. Бальмонта, М., 1916; Сакунтала, М., 1955; Избранное, М., 1956. Лит.: Пащенко В. И., Гордость индийской литературы - Калидаса, М., 1956; Кальянов В. И. и Э р м а н В. Г., Калидаса. Очерк творчества, М., 1958; Пыжова О. В., Об эстетическом идеале Калидасы, в сб.: Из истории эстетической мысли древности и среднве-ковья, М.. 1У61. И. Р. Страницы: «« « 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |