|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 » »» опереттам К. созданы кинофильмы.
Др. оперетты: "Маленький король" ("Матео") (1912), "Фея карнавала"
(1917), "Голландочка" (1920), "Герцогиня из Чикаго" (1928), "Дьявольский
наездник" (1932)-все пост. в Вене; "Императрица Жозефина" (1936, Цюрих),
"Маринка" (1945, Нью-Морк).
Лит.: В i s t г о n J., Emmerich Kalman, W.-N. Y., 1932;
Oesterreicher R., Emmerich Kalman, Z., 1954;
Я р о H Г., Имре Кальман - мастер оперетты, "Советская музыка", 1954,
ј 3; e г о же, Имре Кальман, "Музыкальная жизнь", 1962, No 20. /\ fJ
КАЛЬМО (Calmo), Андреа (1509-27. II.1571) - итальянский драматург и
акт„р. К. принадлежат комедии: "Испанец" (1549), "Сальтуцца" (1550),
"Напиток" (1552), "Фьора" (1552), "Девушка с Родоса" (1553), "Заботы"
(1556). В нек-рых комедиях К. следовал канону "уч„ной комедии" и строил
сюжет на основе мотивов итал. новеллистики, гл. обр. "Декамерона". В
других своих пьесах К. приближался к типу нар. комедии 16 в.- комедия
"Напиток", повторяющая сюжет "Мандрагоры" Маккиавели, "Фьора",
"Испанец". В комедиях большое место занимала буффонада. На творчество К.
оказал большое влияние нар. т-р Беолько. Он вводил в свои комедии
диалекты. По свидетельству Дж. Парабоско, комедии К. пользовались в 40-е
гг. 16 в. большой популярностью. К. пользовался успехом и как акт„р. Ф.
Бартоли называл его "чудом сцены". Сохранились письма К., являющиеся
ценным документом истории итал. т-ра 16 в. Р. X.
КАЛЬЦАБЙДЖИ (Calzabigi), Раньери (23.XII. 1714-июль 1795)-итальянский
либреттист. В 1741- 1747 сочинил неск. драм. произв. для неаполитанских
т-ров. В 1750 переехал в Париж. В 1755 начал публикацию всех опер П.
Метастазио и выпустил "Диссертацию о драматич. поэзии синьора аббата П.
Метастазио", в к-рой содержались мысли о реформе оперы. С 1760 жил в
Вене, где познакомился с X. Глюком и балетмейстером Г. Анджолгни. В лице
К. Глюк наш„л либреттиста, в сотрудничестве с к-рым он осуществил свою
оперную реформу. К. принадлежит либр. опер Глюка "Орфей и Эвридика"
(1762), "Альцеста" (1767) и "Парис и Елена" (1769). Для Анджолини К.
написал либр. неск. балетов, в т. ч. "Дон Жуан, или Пир с каменным
гостем" (1761), "Семирамида" (по трагедии
Вольтера, музыка Глюка, 1765). На тексты К. написаны оперы Паизиелло
"Эльвира" (1792, Неаполь) п "Эль-фрида" (1794, там же).
Лит.: Lazzari G , La vita e l'opera letteraria di R. Calzabigi, Citta
di Castello, 107; Della C o r t с A., Gluck e i suoi tempi, Firen/e,
1948. Сб. Г.
КАЛЯДИН, Михаил Павлович (р. 1894) - советский цирковой артист,
клоун. Выступал под псевдонимом "Мишель". Начал работать в цирке в 1909
в труппе акробатов Манион. В 1911 дебютировал в амплуа б уффонадного
комика. В 1929-33 выступал как рыжий клоун в паре с белым клоуном Д. С.
Альперовым. Оба партн„ра много работали над созданием злободневного
сатирич. репертуара, сохраняя присущее клоунаде буффонно-эксцентрич.
начало. После Аль-перова К. выступал с С. В. Ротмистровым, В. С.
Гур-ским и др. Возглавлял клоунские группы, соединяя в своих
выступлениях злободневность с буффонадой. Выступал до 1959. M. Зон.
КАМАЛ Первый [наст. имя и фам.-Габдул-ла К а м а л; 20. Х
(1.XI).1893-1933] -татарский советский акт„р и режисс„р. В 1910-17-акт„р
и режисс„р тат. труппы "Сайяр", в 1918 участвовал во фронтовых театр.
бригадах, в 1919 - режисс„р "Вост. т-ра" (Оренбург). В нач. 20-х гг. К.
принимал деятельное участие в организации узб. проф. т-ра, работал в
тат. т-рах Казани, Астрахани.
Первый исполнитель ролей: Ч„рная мысль ("Две мысли" Кулахметова),
Исмагила ("Галиябану" Фай-зи). Играл Яго, Осипа, Сатина; Президента
("Коварство и любовь"), Коррадо ("Семья преступника" Джа-кометта).
Одновременно с акт„рской в„л и режисс„рскую работу. В 1929-31-гл. реж.
Туркм. т-ра. Ставил на тат. сцене произв. Г. Камала, Островского,
Шиллера. В 1931-33 работал режисс„ром тат. радио в Казани. X. Я.
КАМАЛ Второй [наст. имя и фам. - Габдра-хман К а м а л; 10(22).V.
1896 - 1948] - татарский советский акт„р. Брат Г. Камала. В 1912-18
работал в тат. труппе "Сайяр". Принял активное участие в создании в
Казани тат. сов. т-ра (1918). В последующие годы работал в т-рах Уфы,
Перми, Троицка, Ташкента. В 1925- 1939-актер Т-ра им. Г. Камала
(Казань). Роли: Хлестаков; Фердинанд ("Коварство и любовь"), Тукай (о.
п. Файзи), Закир ("Несчастный юноша" Г. Камала), Исмагил ("Галиябану"
Файзи), Карл Моор ("Разбойники"). X. К.
КАМАЛ Третий [наст. имя и фам.- Камал С а -л а х у т д и н о в; р.
31. XII.1899 (12.1.1900)] - татарский советский акт„р. Нар. арт. Тат.
АССР (1944) и РСФСР (1957). В 1918 вступил в труппу Астраханского тат.
т-ра. С 1924 К.- акт„р Тат. т-ра им.
"Красного Октября" (ныне Т-р им. Г. Камала, Казань). Один из
крупнейших мастеров нац. сцены, создатель ряда героич. образов.
Роли: Лаэрт ("Гамлет", 1925), Хлестаков (1927), Фердинанд (1933);
Хамит ("Первые пветы" Тинчурина, 1934), Гали ("Молодая жизнь"
Кулахметова, 1935), Тукай (о. п. Файзи, 1938), Жацов (1938), Нсзнамов
(1939), Ромео (1941), Эдгар ("Король Лир", 1945), Максимов ("За тех, кто
в морс!", 1946), Мулланур Вахитов (о. п. Исанбета, 1948), Отелло (1953).
X, К.
КАМАЛ, Галиасгар (6.1.1879-8.VI.1933) - татарский драматург,
общественный и театральный деятель. Родоначальник новой тат.
драматургии, один из основателей тат. т-ра. Род. в Казани, в семье
кустаря, учился в медресе, занимался самообразованием, знал мн. языки.
Уже в первой своей пьесе "Несчастный юноша" (1898) обнаружил интерес к
социальным вопросам, выразил просветительские идеи. Демократич.
устремления К. ч„тко обнаружились в годы революции 1905-07. Он создал
газеты "Азат" ("Свобода", 1906), "Азат халык" ("Свободный народ"),
вместе с нар. поэтом Г. Тукай сатирич. журнал "Молния" (1908).
Одновременно К. активно участвует в создании тат. нац. т-ра, к-рый 22
дек. 1906 показал свой первый публичный спектакль. Его пьесы,
отличающиеся глубоким реализмом, жизненностью и современностью
конфликта, мастерством лепки характеров, составили основу репертуара
до-революц. тат. т-ров.
Уже в первых пьесах К. подвергает критике невежество и темноту
("Несчастный юноша"), утверждает демократические идеи. Иллюзии о
всесилии просвещения в переустройстве общества скоро сменяются резко
отрицательным отношением к существующему строю. К. обращается к сатирич.
комедии, выводит на сцену галерею сатирич. образов, олицетворяющих
старый, ненавистный ему мир, часто показывая в пьесах подлинные события.
Так, в комедии "Первое представление" (1908) воссоздан провал тат.
Страницы: «« « 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |