|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 » »» изданиях одни и те же пьесы К. включаются в разные разделы. Из цикла
морально-философских драм наиболее известна "Жизнь есть сон"- попытка
дать наглядный урок воспитания идеального государя. Из цикла "драм
чести" - "Врач своей чести", "Стойкий принц" и "Саламейский алькальд".
Во всех этих пьесах проблема чести возникает в разных е„ аспектах -
моральном, философском, социальном. Проблема чести в исп. т-ре 17 в. и
особенно у К. присутствует почти во всех без исключения пьесах.
Чрезвычайно важна для уяснения идейных позиций К. драма "Любовь после
смерти" (1633), проникнутая атмосферой сострадания и живой симпатии к
угнет„нным (безвинно пострадавшее арабское население). Кроме "священных"
ауто, где К. выступает сценич. глашатаем исп. контрреформации (местами
даже впадая в богословскую казуистику), он в своих пьесах обращается к
религии для этич. окраски развиваемых в них тем. Даже в пьесах "религ.
цикла" - "Поклонение кресту" или "Чистилище святого Патрика" он не
выступает с чисто теологич. заданиями. К. утверждает во многих драмах
свободу, мыслимую им как самоосвобождение человека через величие духа,
характера. Свобода К. - это свобода стоика, основанная на духовном
преодолении нужды, принуждения, личных влечений.
Вершиной творчества К. считается его замечательная драма "Саламейский
алькальд". В ней он впервые вывел чувство чести за пределы исключительно
дворянской добродетели и дал яркое изображение произвола, царившего в
Испании. Несмотря на умеренность его взглядов (К. был сторонником
абсолютистской системы при условии соблюдения ею интересов всех
сословий, но без смешения их), пьеса была воспринята как револвщ. призыв
и так ставилась в последующие века (с успехом шла в годы Франц. бур/к.
революции 1789-94 и в осажд„нном Мадриде во время гражданской войны
1936-39). В один ряд с "Саламейским алькальдом" могут быть поставлены и
нек-рые др. пьесы К., в к-рых также сильны социальные мотивы, в т. ч.
даже нек-рые ауто, напр. "Великий театр мира".
Священные ауто составляют наиболее монолитную в жанровом отношении
часть драматического наследия К. Преимущественно это пьесы с участием
аллегорических персонажей, чаще всего развивающие какой-нибудь
теологический тезис. Утверждение на исп. сцене ауто как полноценного
театр. жанра связано прежде всего с именем К. Ему первому удалось
придать холодным богословским абстракциям сценич. жизнь и вдохнуть в них
подлинную поэзию. Аллегории К. гораздо глубже и философичнее, чем у его
предшественников, а персонажи ауто более человечны. Тематика ауто К.
разнообразна (философские, на ми-фологич. сюжеты с теологич.
истолкованием, на темы Ветхого завета, евангелия, на легендарные и даже
исторические сюжеты). Часто они представляют собой разв„рнутую
теологическую расшифровку философских формул, содержащихся в светских
пьесах К. Некоторые ауто К. и поныне ставятся в Испании и странах
Латинской Америки.
Комедии К. более однородны по тематике, чем драмы и ауто. В
большинстве их созданы обобщ„нные типич. характеристики. Они
подразделяются на несколько групп: 1) комедии "плаща и шпаги", 2)
назидательные ("Чтобы избавиться от любви, надо этого желать"), 3)
новеллистич. Большинство их тяготеет к т. н. "высокой комедии". Отсюда
отсутствие жанризма даже в бытовых комедиях, выбор героев только из
дворянской среды, безукоризненное соблюдение ими кодекса дворянской
чести ("Не всегда верь худшему"), приподнятость, декламационность
стихотворного языка (отличаются изощр„нной стихотворной техникой). В
комедии К. наиболее близок к Лопе де Вега. Но комедия К. имеет по
сравнению с Лопе де Вега более обнаж„нную моральную основу, большую
назидательность. Герои кальдероновских комедий подчинены идее добра и
зла, а не носят, подобно героям Лопе де Вега, эту идею в себе. Тяготение
К. к высокой комедии объясняется не только личным пристрастием автора
или расч„том на дворянского зрителя, но и тем, что высокая комедия,
построенная на патетике чувств и приподнятой стихотворной речи, подходит
для утверждения абстракций и обобщ„нных взглядов.
По разнообразию идей, виртуозности психологич. мотивировок одной из
лучших комедий К. является "Сам у себя под стражей" (очевидно
перекликающаяся с "Дон-Кихотом" Сервантеса). Одна из характернейших для
К. комедий - "Дама-невидимка", построенная на игре случайностей.
Ограниченная игровая площадка приближает пьесу к принципу единства места
классицистов, персонаж грасьосо используется как средство торможения
основного действия.
Характер творчества К., его эстетич. принципы, его мировоззрение
определяются решающим влиянием на писателя тех ренессансных гуманистич.
идей и принципов, на к-рых он был воспитан, и тех нац. традиций, к-рые
перешли к нему по наследству от предшественников и в первую очередь от
Сервантеса. Время, в к-рое жил К., отложило на вс„ его драматургическое
наследие отпечаток тревоги, разочарования. Но восприняв от своих
предшественников антитезу жизни и идеала, К. в своей художеств. практике
пытался сгладить эту антитезу на морально-религиозной основе, дать
примирительную концепцию мира, проникнутую одновременно
сословно-абсолютистским духом. Острота реакции К. на факты жизни,
сочетание в его художественном мышлении абстрактной философичности с
обнаж„нной тезисностью и конкретностью в отражении тех или иных областей
социальной и духовной жизни общества, стремление к идеальному абсолюту
через мучительные сомнения, слияние мотивов утонч„нного стиля барокко с
традициями демократического гуманизма - отличительные качества поэтики
К.
Пьесы К. имели счастливую сценич. судьбу. Они заполонили исп. сцену
при жизни драматурга. Интерес к ним оставался сравнительно высок в
Испании и др. европ. странах даже в 18 в., когда др. корифеи испанского
нац. театра были почти забыты. С победой романтиков интерес к т-ру К.
(особенно его драмам) вспыхнул вновь: постановка в 1811 "Стойкого
принца" в Веймарском т-ре (по инициативе Г„те); постановка "Жизнь есть
сон" в 1810 там же (тоже по инициативе Г„те), пост. в т-рах Берлина,
Дюссельдорфа, постановка в Мадриде в 1810 "Саламейского алькальда" И.
Майкесом, игравшим заглавную роль. Из более поздних постановок: "Стойкий
принц" и "Врач своей чести" в Дюссельдорфском т-ре (1834) в пост. К.
Им-мермана; "Жизнь есть сон" (1869) с Э. Росси в роли Сехизмундо.
Постановка "Саламейского алькальда" Ж. Виларом в Нар. нац. т-ре на
Авиньонском фестивале (1961). Многочисленные современные постановки в
странах Зап. Европы и Лат. Америки, а также в странах нар. демократии
("Саламейский алькальд" - ГДР, Румыния, Венгрия). В России знакомство с
драматургией К. произошло еще при Петре I, когда на сцене придворного
т-ра был показан "Принц Пик-кель Гяринг, или Жоделет сам свой тюрьмовой
Страницы: «« « 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |