Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1050   1051   1052   1053   1054   1055   1056   1057   1058  1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067   1068  » »»

изданиях одни и те же пьесы К. включаются в  разные  разделы.  Из  цикла
морально-философских драм наиболее известна "Жизнь  есть  сон"-  попытка
дать наглядный урок  воспитания  идеального  государя.  Из  цикла  "драм
чести" - "Врач своей чести", "Стойкий принц" и  "Саламейский  алькальд".
Во всех этих пьесах проблема чести возникает  в  разных  е„  аспектах  -
моральном, философском, социальном. Проблема чести в исп. т-ре 17  в.  и
особенно  у  К.  присутствует  почти  во  всех  без  исключения  пьесах.
Чрезвычайно важна для уяснения идейных позиций К.  драма  "Любовь  после
смерти" (1633), проникнутая атмосферой сострадания и  живой  симпатии  к
угнет„нным (безвинно пострадавшее арабское население). Кроме "священных"
ауто, где К. выступает сценич. глашатаем исп.  контрреформации  (местами
даже впадая в богословскую казуистику), он в своих пьесах  обращается  к
религии для этич. окраски развиваемых в них тем. Даже в  пьесах  "религ.
цикла" - "Поклонение кресту"  или  "Чистилище  святого  Патрика"  он  не
выступает с чисто теологич. заданиями. К. утверждает  во  многих  драмах
свободу, мыслимую им как самоосвобождение человека через  величие  духа,
характера. Свобода К. -  это  свобода  стоика,  основанная  на  духовном
преодолении нужды, принуждения, личных влечений.
   Вершиной творчества К. считается его замечательная драма "Саламейский
алькальд". В ней он впервые вывел чувство чести за пределы исключительно
дворянской добродетели и дал яркое изображение  произвола,  царившего  в
Испании. Несмотря  на  умеренность  его  взглядов  (К.  был  сторонником
абсолютистской  системы  при  условии  соблюдения  ею   интересов   всех
сословий, но без смешения их), пьеса была воспринята как револвщ. призыв
и так ставилась в последующие века (с успехом шла в годы  Франц.  бур/к.
революции 1789-94 и в осажд„нном  Мадриде  во  время  гражданской  войны
1936-39). В один ряд с "Саламейским алькальдом" могут быть поставлены  и
нек-рые др. пьесы К., в к-рых также сильны социальные мотивы,  в  т.  ч.
даже нек-рые ауто, напр. "Великий театр мира".
   Священные ауто составляют наиболее монолитную  в  жанровом  отношении
часть драматического наследия К. Преимущественно это  пьесы  с  участием
аллегорических   персонажей,   чаще   всего   развивающие   какой-нибудь
теологический тезис. Утверждение на исп.  сцене  ауто  как  полноценного
театр. жанра связано прежде  всего  с  именем  К.  Ему  первому  удалось
придать холодным богословским абстракциям сценич. жизнь и вдохнуть в них
подлинную поэзию. Аллегории К. гораздо глубже и философичнее, чем у  его
предшественников, а персонажи ауто более  человечны.  Тематика  ауто  К.
разнообразна   (философские,   на   ми-фологич.   сюжеты   с   теологич.
истолкованием, на темы Ветхого завета, евангелия, на легендарные и  даже
исторические  сюжеты).  Часто   они   представляют   собой   разв„рнутую
теологическую расшифровку философских формул,  содержащихся  в  светских
пьесах К. Некоторые ауто К.  и  поныне  ставятся  в  Испании  и  странах
Латинской Америки.
   Комедии  К.  более  однородны  по  тематике,  чем  драмы  и  ауто.  В
большинстве   их   созданы   обобщ„нные   типич.   характеристики.   Они
подразделяются на несколько  групп:  1)  комедии  "плаща  и  шпаги",  2)
назидательные ("Чтобы избавиться  от  любви,  надо  этого  желать"),  3)
новеллистич. Большинство их тяготеет к т. н. "высокой  комедии".  Отсюда
отсутствие жанризма даже в бытовых  комедиях,  выбор  героев  только  из
дворянской среды,  безукоризненное  соблюдение  ими  кодекса  дворянской
чести  ("Не  всегда  верь  худшему"),  приподнятость,   декламационность
стихотворного языка (отличаются  изощр„нной  стихотворной  техникой).  В
комедии К. наиболее близок к Лопе  де  Вега.  Но  комедия  К.  имеет  по
сравнению с Лопе де Вега  более  обнаж„нную  моральную  основу,  большую
назидательность. Герои кальдероновских комедий подчинены  идее  добра  и
зла, а не носят, подобно героям Лопе де Вега, эту идею в себе. Тяготение
К. к высокой комедии объясняется не только  личным  пристрастием  автора
или расч„том на дворянского зрителя, но  и  тем,  что  высокая  комедия,
построенная на патетике чувств и приподнятой стихотворной речи, подходит
для утверждения абстракций и обобщ„нных взглядов.
   По разнообразию идей, виртуозности психологич. мотивировок  одной  из
лучших  комедий  К.  является  "Сам  у  себя  под   стражей"   (очевидно
перекликающаяся с "Дон-Кихотом" Сервантеса). Одна из характернейших  для
К.  комедий  -  "Дама-невидимка",  построенная  на  игре   случайностей.
Ограниченная игровая площадка приближает пьесу к принципу единства места
классицистов, персонаж грасьосо  используется  как  средство  торможения
основного действия.
   Характер творчества К.,  его  эстетич.  принципы,  его  мировоззрение
определяются решающим влиянием на писателя тех ренессансных  гуманистич.
идей и принципов, на к-рых он был воспитан, и тех нац.  традиций,  к-рые
перешли к нему по наследству от предшественников и в первую  очередь  от
Сервантеса. Время, в к-рое жил К., отложило на вс„ его  драматургическое
наследие  отпечаток  тревоги,  разочарования.  Но  восприняв  от   своих
предшественников антитезу жизни и идеала, К. в своей художеств. практике
пытался сгладить  эту  антитезу  на  морально-религиозной  основе,  дать
примирительную     концепцию     мира,     проникнутую      одновременно
сословно-абсолютистским  духом.  Острота  реакции  К.  на  факты  жизни,
сочетание в его художественном  мышлении  абстрактной  философичности  с
обнаж„нной тезисностью и конкретностью в отражении тех или иных областей
социальной и духовной жизни общества, стремление к  идеальному  абсолюту
через мучительные сомнения, слияние мотивов утонч„нного стиля барокко  с
традициями демократического гуманизма - отличительные  качества  поэтики
К.
   Пьесы К. имели счастливую сценич. судьбу. Они заполонили  исп.  сцену
при жизни драматурга. Интерес  к  ним  оставался  сравнительно  высок  в
Испании и др. европ. странах даже в 18 в., когда др. корифеи  испанского
нац. театра были почти забыты. С победой романтиков интерес  к  т-ру  К.
(особенно его  драмам)  вспыхнул  вновь:  постановка  в  1811  "Стойкого
принца" в Веймарском т-ре (по инициативе Г„те); постановка  "Жизнь  есть
сон" в 1810 там же (тоже по инициативе Г„те),  пост.  в  т-рах  Берлина,
Дюссельдорфа, постановка в Мадриде в 1810  "Саламейского  алькальда"  И.
Майкесом, игравшим заглавную роль. Из более поздних постановок: "Стойкий
принц" и "Врач своей чести" в Дюссельдорфском т-ре  (1834)  в  пост.  К.
Им-мермана; "Жизнь есть сон"  (1869)  с  Э.  Росси  в  роли  Сехизмундо.
Постановка "Саламейского алькальда" Ж.  Виларом  в  Нар.  нац.  т-ре  на
Авиньонском фестивале (1961). Многочисленные  современные  постановки  в
странах Зап. Европы и Лат. Америки, а также в  странах  нар.  демократии
("Саламейский алькальд" - ГДР, Румыния, Венгрия). В России знакомство  с
драматургией К. произошло еще при Петре I, когда  на  сцене  придворного
т-ра был показан "Принц Пик-кель Гяринг, или Жоделет сам свой  тюрьмовой

Страницы: «« « 1050   1051   1052   1053   1054   1055   1056   1057   1058  1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067   1068  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия