Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 » »» изданиях одни и те же пьесы К. включаются в разные разделы. Из цикла морально-философских драм наиболее известна "Жизнь есть сон"- попытка дать наглядный урок воспитания идеального государя. Из цикла "драм чести" - "Врач своей чести", "Стойкий принц" и "Саламейский алькальд". Во всех этих пьесах проблема чести возникает в разных е„ аспектах - моральном, философском, социальном. Проблема чести в исп. т-ре 17 в. и особенно у К. присутствует почти во всех без исключения пьесах. Чрезвычайно важна для уяснения идейных позиций К. драма "Любовь после смерти" (1633), проникнутая атмосферой сострадания и живой симпатии к угнет„нным (безвинно пострадавшее арабское население). Кроме "священных" ауто, где К. выступает сценич. глашатаем исп. контрреформации (местами даже впадая в богословскую казуистику), он в своих пьесах обращается к религии для этич. окраски развиваемых в них тем. Даже в пьесах "религ. цикла" - "Поклонение кресту" или "Чистилище святого Патрика" он не выступает с чисто теологич. заданиями. К. утверждает во многих драмах свободу, мыслимую им как самоосвобождение человека через величие духа, характера. Свобода К. - это свобода стоика, основанная на духовном преодолении нужды, принуждения, личных влечений. Вершиной творчества К. считается его замечательная драма "Саламейский алькальд". В ней он впервые вывел чувство чести за пределы исключительно дворянской добродетели и дал яркое изображение произвола, царившего в Испании. Несмотря на умеренность его взглядов (К. был сторонником абсолютистской системы при условии соблюдения ею интересов всех сословий, но без смешения их), пьеса была воспринята как револвщ. призыв и так ставилась в последующие века (с успехом шла в годы Франц. бур/к. революции 1789-94 и в осажд„нном Мадриде во время гражданской войны 1936-39). В один ряд с "Саламейским алькальдом" могут быть поставлены и нек-рые др. пьесы К., в к-рых также сильны социальные мотивы, в т. ч. даже нек-рые ауто, напр. "Великий театр мира". Священные ауто составляют наиболее монолитную в жанровом отношении часть драматического наследия К. Преимущественно это пьесы с участием аллегорических персонажей, чаще всего развивающие какой-нибудь теологический тезис. Утверждение на исп. сцене ауто как полноценного театр. жанра связано прежде всего с именем К. Ему первому удалось придать холодным богословским абстракциям сценич. жизнь и вдохнуть в них подлинную поэзию. Аллегории К. гораздо глубже и философичнее, чем у его предшественников, а персонажи ауто более человечны. Тематика ауто К. разнообразна (философские, на ми-фологич. сюжеты с теологич. истолкованием, на темы Ветхого завета, евангелия, на легендарные и даже исторические сюжеты). Часто они представляют собой разв„рнутую теологическую расшифровку философских формул, содержащихся в светских пьесах К. Некоторые ауто К. и поныне ставятся в Испании и странах Латинской Америки. Комедии К. более однородны по тематике, чем драмы и ауто. В большинстве их созданы обобщ„нные типич. характеристики. Они подразделяются на несколько групп: 1) комедии "плаща и шпаги", 2) назидательные ("Чтобы избавиться от любви, надо этого желать"), 3) новеллистич. Большинство их тяготеет к т. н. "высокой комедии". Отсюда отсутствие жанризма даже в бытовых комедиях, выбор героев только из дворянской среды, безукоризненное соблюдение ими кодекса дворянской чести ("Не всегда верь худшему"), приподнятость, декламационность стихотворного языка (отличаются изощр„нной стихотворной техникой). В комедии К. наиболее близок к Лопе де Вега. Но комедия К. имеет по сравнению с Лопе де Вега более обнаж„нную моральную основу, большую назидательность. Герои кальдероновских комедий подчинены идее добра и зла, а не носят, подобно героям Лопе де Вега, эту идею в себе. Тяготение К. к высокой комедии объясняется не только личным пристрастием автора или расч„том на дворянского зрителя, но и тем, что высокая комедия, построенная на патетике чувств и приподнятой стихотворной речи, подходит для утверждения абстракций и обобщ„нных взглядов. По разнообразию идей, виртуозности психологич. мотивировок одной из лучших комедий К. является "Сам у себя под стражей" (очевидно перекликающаяся с "Дон-Кихотом" Сервантеса). Одна из характернейших для К. комедий - "Дама-невидимка", построенная на игре случайностей. Ограниченная игровая площадка приближает пьесу к принципу единства места классицистов, персонаж грасьосо используется как средство торможения основного действия. Характер творчества К., его эстетич. принципы, его мировоззрение определяются решающим влиянием на писателя тех ренессансных гуманистич. идей и принципов, на к-рых он был воспитан, и тех нац. традиций, к-рые перешли к нему по наследству от предшественников и в первую очередь от Сервантеса. Время, в к-рое жил К., отложило на вс„ его драматургическое наследие отпечаток тревоги, разочарования. Но восприняв от своих предшественников антитезу жизни и идеала, К. в своей художеств. практике пытался сгладить эту антитезу на морально-религиозной основе, дать примирительную концепцию мира, проникнутую одновременно сословно-абсолютистским духом. Острота реакции К. на факты жизни, сочетание в его художественном мышлении абстрактной философичности с обнаж„нной тезисностью и конкретностью в отражении тех или иных областей социальной и духовной жизни общества, стремление к идеальному абсолюту через мучительные сомнения, слияние мотивов утонч„нного стиля барокко с традициями демократического гуманизма - отличительные качества поэтики К. Пьесы К. имели счастливую сценич. судьбу. Они заполонили исп. сцену при жизни драматурга. Интерес к ним оставался сравнительно высок в Испании и др. европ. странах даже в 18 в., когда др. корифеи испанского нац. театра были почти забыты. С победой романтиков интерес к т-ру К. (особенно его драмам) вспыхнул вновь: постановка в 1811 "Стойкого принца" в Веймарском т-ре (по инициативе Г„те); постановка "Жизнь есть сон" в 1810 там же (тоже по инициативе Г„те), пост. в т-рах Берлина, Дюссельдорфа, постановка в Мадриде в 1810 "Саламейского алькальда" И. Майкесом, игравшим заглавную роль. Из более поздних постановок: "Стойкий принц" и "Врач своей чести" в Дюссельдорфском т-ре (1834) в пост. К. Им-мермана; "Жизнь есть сон" (1869) с Э. Росси в роли Сехизмундо. Постановка "Саламейского алькальда" Ж. Виларом в Нар. нац. т-ре на Авиньонском фестивале (1961). Многочисленные современные постановки в странах Зап. Европы и Лат. Америки, а также в странах нар. демократии ("Саламейский алькальд" - ГДР, Румыния, Венгрия). В России знакомство с драматургией К. произошло еще при Петре I, когда на сцене придворного т-ра был показан "Принц Пик-кель Гяринг, или Жоделет сам свой тюрьмовой Страницы: «« « 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |