|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 » »» чуждых политич. тенденций, что было связано с характеристикой К. т. как
т-ра "действительно буржуазного", данной Сталиным еще в 1929.
Подкрепляемая ссылкой лишь на неудачи К. т. ("Заговор равных" Левидова,
1927, "Багровый остров" Булгакова, 1928) подобная характеристика по
существу зач„ркивала путь, пройденный т-ром в сов. годы, искажала
перспективу его развития. В 1938 была предпринята попытка слияния К. т.
с коллективом Реа-листич. т-ра, руководимого Н. П. Охлопковым. Однако в
силу различия творческих принципов, после единственной постановки,
осуществл„нной на сцене К. т. ("Кочубей" Первенцева, 1938), Охлопков в
1939 вместе с группой акт„ров уш„л из К. т. В годы Отечеств. войны т-р
продолжил свои искания в области создания героико-романтич. спектакля
["Небо Москвы" Мдивани, 1942; "Пока не остановится сердце" Паустовского,
1943 (Мартынова - Коонен); "У стен Ленинграда" Вс. Вишневского, 1944] и
в области спектакля-обозрения, включающего при„мы оперетты ("Раскинулось
море широкое Вишневского, Крона и Азарова, 1943). Своеобразное
толкование получили на сцене К. т. "Чайка", пост. "в сукнах" в стиле
спектакля-концерта (1940, реж.Таиров и Л. Лукьянов), и "Без вины
виноватые" (1944), раскрывавшие тему трагедии художника в бурж. обществе
(в ролях Нины Заречной и Отрадиной-Кручининой - Коонен). Стремлением к
углублению иск-ва, более тесному сближению с современностью, тонкому и
разностороннему раскрытию психологич. сущности образа отмечены лучшие
послевоен. спектакли т-ра: "Верные сердца" Берггольц и Макагоненко
(1945, сценич. композиция Таирова, реж.-постановщик Н. Сухоцкая), "Жизнь
в цитадели" Якобсона (1947), "Ветер с юга" Грина (1948, реж. Таиров и Л.
Лукьянов). Гуманизмом были проникнуты спектакли К. т. "Он приш„л"
Пристли (1945) и в особенности "Старик" Горького (1946, в ролях Гуля и
Старика - П. Гайде-буров; реж. обоих спектаклей Таиров и Лукьянов). В
1950 К. т. был закрыт; труппа т-ра в значит. своей части вошла во вновь
организованный Т-р им. Пушкина.
Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958
(статьи: "Из московских впечатлений", ""Федра" в Камерном театре", "К
десятилетию Камерного театра", ""Косматая обезьяна" в Камерном театре",
"Из театральных исканий", "О театральной критике" - раздел
Дореволюционные театры футуристическою уклона): Марков П., Новейшие
театральные течения, М., 1924, с. 37-39; А п у ш к и н Я., Камерный
театр. М.-Л., 1927; Камерный театр. Статьи, заметки, воспоминания, М.,
19341 Державин К., Книга о Камерном театре. 1914-1934, Л., 1934?
Камерный театр его художники. 1914-1934, М., 134; Очерки историй
русского советского драматического театра, т. 2-3, M., 1960-61 (главы
"Московские театры"). J. Рос.
КАМЕРЫ РИТОРОВ (rederijkkamers, или rederijkerskamers) - общества
любителей литературы и театра в средневековых Нидерландах. Первые К. р.
возникли в 14 в. во Фландрии; во 2-й пол. 15 в. распространились в
Голландии. К. р. представляли собой своеобразные объединения цехового
типа, ставившие целью сочинение стихов и пьес и их исполнение во время
праздников и официальных торжеств. Каждая К. р. дмела сво„ название,
герб, девиз и избирала руководителя - "принца", обычно из числа наиболее
знатных членов. К концу 15 в. насчитывалось св. 300 К. р. Наиболее
известными были "Дикая роза" в Амстердаме, "Роза" в Лувене, "Фонтан" в
Генте, "Альфа и Омега" в Ипре и др. С 15 в. проводились т. н/
"ланд-ювелы" (голл. land-juwelen, букв.- сокровища страны) - публичные
турниры, на к-рых К. р. состязались в чтении стихов, ставили фарсы (т.
н. "эсбатементы", голл. esbatements), мистерии, миракли, моралите
(турниры в Антверпене - 1496 и 1561, Генте - 1539, и др.). После
турниров стихи и пьесы, созданные К. р., часто печатались в спец.
сборниках, напр. "Игры ума" (Гент, 1569), "Увеселительный сад риторов"
(Лейден, 1596), "Праздник риторов" (Амстердам, 1624). С усилением
Реформации К. р. вызвали недовольство, а затем и репрессии со стороны
церкви, т. к. их выступления часто отличались антиклерикальной
направленностью. В 1560 К. р. было запрещено обращаться к религиозной
тематике, на их спектакли ввели цензуру. Многие К. р. были распущены или
видоизменились, приняв форму поэ-тич. кружков. К 1700 большинство К. р.
исчезло, оставшиеся утратили связь с нар. творчеством. Деятельность К.
р. возобновляется в сер. 19 в. в связи с оживлением толл. драматургии
(за 20 лет вновь организовано ок. 200 об-в). В совр. голл. т-рах
ставятся спектакли из репертуара ср.-век. К. р. - миракль "Марикен из
Неймегена", моралите "Каждый" и др.; проявляется интерес к творчеству
писателей - членов ср.-век. К. р. (А. Бейнс, А. де Ровере, Ян ван ден
Дале, В. ван Хехт и др.).
Лит.: Schotel G. D. J., Geschiedenis der rederijkers in Nederland, dl
1-2, Amst., 1863, lh71; D u v s e Pr. van, Derederijkkamers in
Nederland, dl 1-2, [s. l.], 1900-02. 5л.О.
КАМЙЛОВ, Уста-Алим (1875-1953) - узбекский советский музыкант,
хореограф. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Герой Труда (1932). Род. в семье
бедного ремесленника. Работая подмастерьем, учился игре на дойре у
знаменитой дойристки Саломат-хола. В 15 лет К. стал известным музыкантом
- исполнителем танцевальных усулей. К. не только аккомпанировал танцам
на дойре, но и обучал им исполнителей. После революции принимал участие
в организации кружков самодеятельности, муз.-драм. трупп, выступал на
революционных митингах, собраниях, в составе агит-трупп Красной Армии (в
1926 - артист Узб. этногра-фич. труппы, с 1929 - Узб.
музыкально-драматич. т-ра, с 1939 - Узб. т-ра оперы и балета им. Навои).
Учениками К. были мн. музыканты и все ведущие танцовщицы Узбекистана -
Тамара Ханум, М. Тур-гунбаева, Г. Измайлова, Р. Каримова и др. В
содружестве с Тамарой Ханум, М. Тургунбаевой К. поставил много танцев,
танц. сюит для муз. драм и опер, в т. ч. "Шелкопряд" (1935), "Пахта"
(1935), танцы в муз. драмах "Фархад и Ширин" (1937) и "Гульсара" (1937).
Л. Ав.
КАМЙНКА, Эммануил Исаакович (р.28. IV. 1902)- русский советский
артист. Мастер художеств. слова. Засл. арт. РСФСР (1948). Учился в
Студии при т-ре H. H. Синельникова в Харькове. С 1920 работал как драм.
акт„р (1-й Гос. академич. т-р драмы в Харькове, б. т-р Корша в Москве).
Выступал на эстраде с чтением фельетонов, юморесок, рассказов. В 1930,
оставив театр. стал акт„ром-чтецом. Среди первых работ К.:
"Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"
Гоголя, "Вечер советской сатиры (фельетоны Кольцова, Зорича, Рыклина). В
дальнейшем в репертуар К. вошли произв. А. П. Чехова, Марка Твена, Шолом
Алейхема, Л. H. Толстого, Пушкина, Салтыкова-Щедрина; сов. писателей -
H. С. Тихонова, Б. А. Лаврен„ва, К. Г. Паустовского и др. Замочат,
рассказчик-сатирик, К. вед„т повествование как бы с точки зрения
Страницы: «« « 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |