Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067  1068   1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076   1077  » »»

чуждых политич. тенденций, что было связано с характеристикой К. т.  как
т-ра  "действительно  буржуазного",  данной   Сталиным   еще   в   1929.
Подкрепляемая ссылкой лишь на неудачи К. т. ("Заговор равных"  Левидова,
1927, "Багровый остров"  Булгакова,  1928)  подобная  характеристика  по
существу зач„ркивала  путь,  пройденный  т-ром  в  сов.  годы,  искажала
перспективу его развития. В 1938 была предпринята попытка слияния К.  т.
с коллективом Реа-листич. т-ра, руководимого Н. П. Охлопковым. Однако  в
силу  различия  творческих  принципов,  после  единственной  постановки,
осуществл„нной на сцене К. т. ("Кочубей" Первенцева, 1938),  Охлопков  в
1939 вместе с группой акт„ров уш„л из К. т. В годы Отечеств.  войны  т-р
продолжил свои искания в области  создания  героико-романтич.  спектакля
["Небо Москвы" Мдивани, 1942; "Пока не остановится сердце" Паустовского,
1943 (Мартынова - Коонен); "У стен Ленинграда" Вс. Вишневского, 1944]  и
в области спектакля-обозрения, включающего при„мы оперетты ("Раскинулось
море  широкое  Вишневского,  Крона  и   Азарова,   1943).   Своеобразное
толкование получили на сцене К. т. "Чайка", пост.  "в  сукнах"  в  стиле
спектакля-концерта  (1940,  реж.Таиров  и  Л.  Лукьянов),  и  "Без  вины
виноватые" (1944), раскрывавшие тему трагедии художника в бурж. обществе
(в ролях Нины Заречной и Отрадиной-Кручининой - Коонен).  Стремлением  к
углублению иск-ва, более тесному сближению с современностью,  тонкому  и
разностороннему раскрытию психологич. сущности  образа  отмечены  лучшие
послевоен. спектакли  т-ра:  "Верные  сердца"  Берггольц  и  Макагоненко
(1945, сценич. композиция Таирова, реж.-постановщик Н. Сухоцкая), "Жизнь
в цитадели" Якобсона (1947), "Ветер с юга" Грина (1948, реж. Таиров и Л.
Лукьянов). Гуманизмом  были  проникнуты  спектакли  К.  т.  "Он  приш„л"
Пристли (1945) и в особенности "Старик" Горького (1946, в ролях  Гуля  и
Старика - П. Гайде-буров; реж. обоих спектаклей Таиров  и  Лукьянов).  В
1950 К. т. был закрыт; труппа т-ра в значит. своей части вошла во  вновь
организованный Т-р им. Пушкина.
   Лит.: Луначарский А. В., О театре  и  драматургии,  т.  1,  М.,  1958
(статьи: "Из московских впечатлений", ""Федра" в  Камерном  театре",  "К
десятилетию Камерного театра", ""Косматая обезьяна" в Камерном  театре",
"Из   театральных   исканий",   "О   театральной   критике"   -   раздел
Дореволюционные театры  футуристическою  уклона):  Марков  П.,  Новейшие
театральные течения, М., 1924, с. 37-39; А п у ш  к  и  н  Я.,  Камерный
театр. М.-Л., 1927; Камерный театр. Статьи, заметки,  воспоминания,  М.,
19341 Державин  К.,  Книга  о  Камерном  театре.  1914-1934,  Л.,  1934?
Камерный  театр  его  художники.  1914-1934,  М.,  134;  Очерки  историй
русского советского драматического театра, т. 2-3,  M.,  1960-61  (главы
"Московские театры"). J. Рос.
   КАМЕРЫ РИТОРОВ (rederijkkamers,  или  rederijkerskamers)  -  общества
любителей литературы и театра в средневековых Нидерландах. Первые К.  р.
возникли в 14 в. во Фландрии; во  2-й  пол.  15  в.  распространились  в
Голландии. К. р. представляли собой  своеобразные  объединения  цехового
типа, ставившие целью сочинение стихов и пьес и их исполнение  во  время
праздников и официальных торжеств. Каждая К.  р.  дмела  сво„  название,
герб, девиз и избирала руководителя - "принца", обычно из числа наиболее
знатных членов. К концу 15 в.  насчитывалось  св.  300  К.  р.  Наиболее
известными были "Дикая роза" в Амстердаме, "Роза" в Лувене,  "Фонтан"  в
Генте, "Альфа и  Омега"  в  Ипре  и  др.  С  15  в.  проводились  т.  н/
"ланд-ювелы" (голл. land-juwelen, букв.- сокровища страны)  -  публичные
турниры, на к-рых К. р. состязались в чтении стихов, ставили  фарсы  (т.
н.  "эсбатементы",  голл.  esbatements),  мистерии,  миракли,   моралите
(турниры в Антверпене - 1496  и  1561,  Генте  -  1539,  и  др.).  После
турниров стихи и пьесы,  созданные  К.  р.,  часто  печатались  в  спец.
сборниках, напр. "Игры ума" (Гент, 1569), "Увеселительный  сад  риторов"
(Лейден,  1596),  "Праздник  риторов"  (Амстердам,  1624).  С  усилением
Реформации К. р. вызвали недовольство, а затем и  репрессии  со  стороны
церкви,  т.  к.  их  выступления   часто   отличались   антиклерикальной
направленностью. В 1560 К. р. было запрещено  обращаться  к  религиозной
тематике, на их спектакли ввели цензуру. Многие К. р. были распущены или
видоизменились, приняв форму поэ-тич. кружков. К 1700 большинство К.  р.
исчезло, оставшиеся утратили связь с нар. творчеством.  Деятельность  К.
р. возобновляется в сер. 19 в. в связи с  оживлением  толл.  драматургии
(за 20 лет вновь  организовано  ок.  200  об-в).  В  совр.  голл.  т-рах
ставятся спектакли из репертуара ср.-век. К. р. -  миракль  "Марикен  из
Неймегена", моралите "Каждый" и др.; проявляется  интерес  к  творчеству
писателей - членов ср.-век. К. р. (А. Бейнс, А. де Ровере,  Ян  ван  ден
Дале, В. ван Хехт и др.).
   Лит.: Schotel G. D. J., Geschiedenis der rederijkers in Nederland, dl
1-2, Amst., 1863,  lh71;  D  u  v  s  e  Pr.  van,  Derederijkkamers  in
Nederland, dl 1-2, [s. l.], 1900-02. 5л.О.
   КАМЙЛОВ,  Уста-Алим  (1875-1953)  -  узбекский  советский   музыкант,
хореограф. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Герой Труда (1932). Род.  в  семье
бедного ремесленника. Работая  подмастерьем,  учился  игре  на  дойре  у
знаменитой дойристки Саломат-хола. В 15 лет К. стал известным музыкантом
- исполнителем танцевальных усулей. К. не только  аккомпанировал  танцам
на дойре, но и обучал им исполнителей. После революции принимал  участие
в организации кружков самодеятельности, муз.-драм.  трупп,  выступал  на
революционных митингах, собраниях, в составе агит-трупп Красной Армии (в
1926   -   артист   Узб.   этногра-фич.   труппы,   с   1929   -    Узб.
музыкально-драматич. т-ра, с 1939 - Узб. т-ра оперы и балета им. Навои).
Учениками К. были мн. музыканты и все ведущие танцовщицы  Узбекистана  -
Тамара Ханум, М.  Тур-гунбаева,  Г.  Измайлова,  Р.  Каримова  и  др.  В
содружестве с Тамарой Ханум, М. Тургунбаевой К. поставил  много  танцев,
танц. сюит для муз. драм и опер, в т.  ч.  "Шелкопряд"  (1935),  "Пахта"
(1935), танцы в муз. драмах "Фархад и Ширин" (1937) и "Гульсара" (1937).
Л. Ав.
   КАМЙНКА, Эммануил  Исаакович  (р.28.  IV.  1902)-  русский  советский
артист. Мастер художеств. слова.  Засл.  арт.  РСФСР  (1948).  Учился  в
Студии при т-ре H. H. Синельникова в Харькове. С 1920 работал как  драм.
акт„р (1-й Гос. академич. т-р драмы в Харькове, б. т-р Корша в  Москве).
Выступал на эстраде с чтением фельетонов, юморесок, рассказов.  В  1930,
оставив театр. стал акт„ром-чтецом. Среди первых работ К.:
   "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном  Никифоровичем"
Гоголя, "Вечер советской сатиры (фельетоны Кольцова, Зорича, Рыклина). В
дальнейшем в репертуар К. вошли произв. А. П. Чехова, Марка Твена, Шолом
Алейхема, Л. H. Толстого, Пушкина, Салтыкова-Щедрина; сов.  писателей  -
H. С. Тихонова, Б. А. Лаврен„ва,  К.  Г.  Паустовского  и  др.  Замочат,
рассказчик-сатирик,  К.  вед„т  повествование  как  бы  с  точки  зрения

Страницы: «« « 1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067  1068   1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076   1077  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия