Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1051   1052   1053   1054   1055   1056   1057   1058   1059  1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067   1068   1069  » »»

за-ключник"  ("Сам  у  себя  под  стражей"),в  двойной   франко-немецкой
обработке и без указания фамилии автора. Затем Екатерина  II  попыталась
написать на основании "Спрятанного кабальеро" комедию "Чулан".
   В связи со спорами вокруг романтизма в России  огромную  популярность
приобрели воззрения Шлеге-лей на К., бывшего их любимым автором. В  1831
fe. Каратыгин как дань этим увлечениям пост. в свой бенефис "Врач  своей
чести"  (под  названием  "Кровавая  рука").  Затем  следуют   постановки
Московского Малого театра, осуществл„нные  в  1866:  "Ересь  в  Англии",
"Саламейский алькальд" и "Сам у себя под стражей" (с П. Садовским в роли
Бенито). Драматургия К. стала основой для экспериментальных  постановок:
Вс. Мейерхольд поставил "Поклонение  кресту"  в  "Башенном  т-ре"  у  В.
Иванова (1910), "Стойкий принц" в Александрийском т-ре (1915). А. Таиров
пост. в Камерном т-ре "Жизнь есть сон" (1914).
   После Октябрьской революции комедии К. ("Дама-невидимка", "С  любовью
не шутят", "Спрятанный кабальеро", "Сам у себя под  стражей"  и  т.  д.)
широко вошли в репертуар  сов.  т-ров.  "Дама-невидимка"  пост.  во  2-й
студии МХАТа (1924), "Сам у себя под  стражей"-в  ГосценТЮЗе  (1936),  а
также в Воронежском, Иркутском и др. т-рах. Многие пьесы К. переведены и
пост. на сценах союзных республик.
   С о ч.: Obras completas, ed. J. Hartzenbusch, Madrid, 1846-8I  (Bibl.
de autores espanoles. Vil, IX, Xll, XIV);
   Teatro selecto, ed. por M. Menendez y  Pelayo,  Madrid,  1881;  Obras
completas, v. 1-3, Madrid, 1951-56 (v. 1. Dramas, v. 2. Comedias, v.  3.
Autos sacram.); t. 1-2, ed.
   Aguilar, Madrid, 1959; в рус. пер. - Избранные драмы Кальдерона, пер.
С. Костарева, вып. 1-2,М., 1860-61; Сочинения Кальдерона, пер. с  испан.
и предисл. К. Д. Бальмонта, вып. 1-3, M., 1910-12; Пьесы, т. 1-2, сост.,
вступ. статья и прим. Н. Б. Томашевского, M., 1961.
   Лит.: Hilborn Н. W., A chronology of the plays of Calderon,  Toronto,
1938; Perez Pastor, Documentos para la biografia de Calderon, M.,  1905;
Menendez y Pelayo M., Calderon y su teatro, Madrid, 1881;  Valbuena  A.,
Calderon, Madrid, 1941; Cotarelo E., Estudios sobre la historia del arte
escenico in Espana, Madrid, 1896-1902;
   Cotarelo E., Ensayo sobre la vida y las obras de P.  Calderon  de  la
Barca, Madrid, 1924; Diaz de Escovar N.yLasso de la VegaF.deP., Historia
del teatro espanol, v. 1-2, Barcelona, 1924; Val bu e n a  A.,  Historia
del teatro espanol, Madrid, 1958; Sauvage M., Calderon. Dramaturgo,  Р.,
1959;  Петров  Д.  К.,  О  трагедиях  Кальдерона,  "Журн.  Мин-ва   нар.
просвещения",  1901,  кн.  1;  ШепелевиЧл.,   Драматическое   творчество
Кальдерона, в его кн.: Историко-литературные этюды, серия 1, СПБ,  1904.
Я. Т.
   КАЛЬЕЛА   (наст.   фам.   -   Н   о   л   ь   к),   Иоханнес   (12.Х.
1900-19.III.1953)-эстонский советский акт„р. Засл. арт. Эст.ССР  (1945).
В  1921-24  учился  в  Таллинской  театр.  школе,   был   акт„ром   т-ра
"Драмастудио" (с 1937  -Эст.  драм.  т-р).  С  1940-акт„р  т-ра  им.  В.
Кин-гиссепа. Яркий, эмоциональный акт„р, исполнитель характерных  ролей:
Хитрый  Антс  ("Новый  Ванапаган  из   Пыргупыхья"   Таммсааре),   Пеару
("Варгамяэ"  Там-мсааре),  Ханс  Кондор  ("Борьба  без   линии   фронта"
Якобсона), Король Лир. В 1946-51 преподавал акт„рское мастерство в  Эст.
театр. ин-те. А. Реб.
   КАЛЬЕХА (Calleja), Рафаэль (23.XII.1870 -  февр.  1938)  -  испанский
композитор.  Музыке  обучался   в   Мадридской   консерватории.   Творч.
деятельность начал 18  лет  как  дириж„р  оркестра  передвижной  труппы,
ставившей сарсуэлы. Написал ок. 200 сарсуэл, в т. ч. "В  открытом  море"
(1893), "Машина 13" (1895), "Второе предупреждение"  (1897),  "Арбузы  и
дыни" (1900), "Дон Сесар де Басан" (1901), "Свадьба"  (1902)  и  др.  M.
Лиц.
   КАЛЬМАН (Kalman), Имре (нем. Эммерих) (24. X. 1882, Шиофок,30.X.1953,
Париж)  -  венгерский  композитор.  Один  из  основоположников   венской
оперетты. Муз. образование получил  в  Муз.  академии  в  Будапеште  (по
композиции у Я. К„слера). Выступал  как  муз.  критик  в  газете  "Пешти
Напло" (1904-08). Творч. деятельность  К.  начал  еще  в  Академии;  был
удостоен Большой премии г. Будапешта. В 1906  написал  пьесу  с  музыкой
"Наследство Пе-решлени" (из врем„н Рако-ци), пост. к-рой была  запрещена
из-за е„ патриотич. песен. Поддержанный В. Яко-бм, К. обратился к  жанру
оперетты. Уже в первой оперетте К. "Осенние ман„вры" на либр. К.  Бакони
(1908, Будапештский драм. т-р) выявилось нац. венг.  направление  музыки
К. Оперетта была восторженно принята зрителями.  В  1909  е„  с  успехом
пост. в Вене, Стокгольме, Копенгагене, Генуе, Лондоне, Нью-Йорке  и  др.
городах. Затем последовал "Отпускной солдат"  (1910,  Будапешт;  во  2-й
ред.- "Хороший товарищ",  1911,  "Бюргер-театр",  Вена;  в  3-й  ред.  -
"Золото я отдал за железо", 1914, т-р "АН дер Вин", Вена). Мировую славу
принесла К. оперетта "Цыган-премьер" (1912, "Иоганн Штраус-театр", Вена,
с участием А. Жирарди). Наибольший успех выпал на долю "Княгини  Чардаш"
(либр. Л. Штейна и Б. Йенбаха, 1915; "Иоганн Штраус-театр", Вена), к-рая
до 1931 выдержала около 7 000 представлений. В 1917 пост.  в  Петрограде
(под назв. "Сильва" - т-р "Буфф" в пост. А. Феона и  т-р  "Луна-парк"  в
пост. А. Брянского). Продолжая традиции "Вес„лой вдовы"
   Легара, "Княгиня Чардаш" окончательно утвердила новый жанр  оперетты,
характеризующийся   острыми   сценич.   конфликтами,    развитой    муз.
драматургией. 1915-30 - период расцвета творчества К.  К  этому  времени
относится  создание  таких  популярных  оперетт,  как  "Баядера"  (1921,
"Карлстеатр", Вена), "Марина" (1924, Вена) (обе на либр. Ю.  Браммера  и
А. Грюнвальда), "Принцесса цирка" (1926, Вена). Эти оперетты были  пост.
т-рами всего мира; в Сов. Союзе впервые пост. в 1923, 1924, 1926  (Моск.
т-р оперетты). В оперетте "Фиалка Монмартра" на либр. Ю. Браммера  и  А.
Грюнвальда (1930, Вена) особенно ярко раскрылось  лирич.  дарование  К.,
определился поворот композитора в сторону своеобразной муз. драмы. После
захвата нем. фашистами Австрии в 1938 оперетты  К.  были  запрещены.  К.
эмигрировал в Швейцарию, затем в США. В 1953 выехал на родину, но умер в
пути.
   К. является основоположником лирико-психологич. жанра в  оперетте.  В
его  произв.  буффонада,  шарж,  каскадные  танц.  номера  сочетаются  с
драматич.  и  лирич.  сценами.  Используется  при„м  лейтмотива.  Широко
разрабатывается  оркестровое  сопровождение;  финалы   нек-рых   оперетт
напоминают симф. картины. Большая роль в  них  принадлежит  хору,  к-рый
принимает  активное  участие  в  действии.  К.-  подлинно   национальный
композитор; основа его творчества - венг. нар. музыка, он вв„л в оркестр
венг. нар. инструменты. Лучшие произв. К.: "Сильва",  "Марица",  "Фиалка
Монмартра" и др. - постоянно идут на сцене сов. т-ров оперетты.  По  мн.

Страницы: «« « 1051   1052   1053   1054   1055   1056   1057   1058   1059  1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067   1068   1069  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия