|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 » »» за-ключник" ("Сам у себя под стражей"),в двойной франко-немецкой
обработке и без указания фамилии автора. Затем Екатерина II попыталась
написать на основании "Спрятанного кабальеро" комедию "Чулан".
В связи со спорами вокруг романтизма в России огромную популярность
приобрели воззрения Шлеге-лей на К., бывшего их любимым автором. В 1831
fe. Каратыгин как дань этим увлечениям пост. в свой бенефис "Врач своей
чести" (под названием "Кровавая рука"). Затем следуют постановки
Московского Малого театра, осуществл„нные в 1866: "Ересь в Англии",
"Саламейский алькальд" и "Сам у себя под стражей" (с П. Садовским в роли
Бенито). Драматургия К. стала основой для экспериментальных постановок:
Вс. Мейерхольд поставил "Поклонение кресту" в "Башенном т-ре" у В.
Иванова (1910), "Стойкий принц" в Александрийском т-ре (1915). А. Таиров
пост. в Камерном т-ре "Жизнь есть сон" (1914).
После Октябрьской революции комедии К. ("Дама-невидимка", "С любовью
не шутят", "Спрятанный кабальеро", "Сам у себя под стражей" и т. д.)
широко вошли в репертуар сов. т-ров. "Дама-невидимка" пост. во 2-й
студии МХАТа (1924), "Сам у себя под стражей"-в ГосценТЮЗе (1936), а
также в Воронежском, Иркутском и др. т-рах. Многие пьесы К. переведены и
пост. на сценах союзных республик.
С о ч.: Obras completas, ed. J. Hartzenbusch, Madrid, 1846-8I (Bibl.
de autores espanoles. Vil, IX, Xll, XIV);
Teatro selecto, ed. por M. Menendez y Pelayo, Madrid, 1881; Obras
completas, v. 1-3, Madrid, 1951-56 (v. 1. Dramas, v. 2. Comedias, v. 3.
Autos sacram.); t. 1-2, ed.
Aguilar, Madrid, 1959; в рус. пер. - Избранные драмы Кальдерона, пер.
С. Костарева, вып. 1-2,М., 1860-61; Сочинения Кальдерона, пер. с испан.
и предисл. К. Д. Бальмонта, вып. 1-3, M., 1910-12; Пьесы, т. 1-2, сост.,
вступ. статья и прим. Н. Б. Томашевского, M., 1961.
Лит.: Hilborn Н. W., A chronology of the plays of Calderon, Toronto,
1938; Perez Pastor, Documentos para la biografia de Calderon, M., 1905;
Menendez y Pelayo M., Calderon y su teatro, Madrid, 1881; Valbuena A.,
Calderon, Madrid, 1941; Cotarelo E., Estudios sobre la historia del arte
escenico in Espana, Madrid, 1896-1902;
Cotarelo E., Ensayo sobre la vida y las obras de P. Calderon de la
Barca, Madrid, 1924; Diaz de Escovar N.yLasso de la VegaF.deP., Historia
del teatro espanol, v. 1-2, Barcelona, 1924; Val bu e n a A., Historia
del teatro espanol, Madrid, 1958; Sauvage M., Calderon. Dramaturgo, Р.,
1959; Петров Д. К., О трагедиях Кальдерона, "Журн. Мин-ва нар.
просвещения", 1901, кн. 1; ШепелевиЧл., Драматическое творчество
Кальдерона, в его кн.: Историко-литературные этюды, серия 1, СПБ, 1904.
Я. Т.
КАЛЬЕЛА (наст. фам. - Н о л ь к), Иоханнес (12.Х.
1900-19.III.1953)-эстонский советский акт„р. Засл. арт. Эст.ССР (1945).
В 1921-24 учился в Таллинской театр. школе, был акт„ром т-ра
"Драмастудио" (с 1937 -Эст. драм. т-р). С 1940-акт„р т-ра им. В.
Кин-гиссепа. Яркий, эмоциональный акт„р, исполнитель характерных ролей:
Хитрый Антс ("Новый Ванапаган из Пыргупыхья" Таммсааре), Пеару
("Варгамяэ" Там-мсааре), Ханс Кондор ("Борьба без линии фронта"
Якобсона), Король Лир. В 1946-51 преподавал акт„рское мастерство в Эст.
театр. ин-те. А. Реб.
КАЛЬЕХА (Calleja), Рафаэль (23.XII.1870 - февр. 1938) - испанский
композитор. Музыке обучался в Мадридской консерватории. Творч.
деятельность начал 18 лет как дириж„р оркестра передвижной труппы,
ставившей сарсуэлы. Написал ок. 200 сарсуэл, в т. ч. "В открытом море"
(1893), "Машина 13" (1895), "Второе предупреждение" (1897), "Арбузы и
дыни" (1900), "Дон Сесар де Басан" (1901), "Свадьба" (1902) и др. M.
Лиц.
КАЛЬМАН (Kalman), Имре (нем. Эммерих) (24. X. 1882, Шиофок,30.X.1953,
Париж) - венгерский композитор. Один из основоположников венской
оперетты. Муз. образование получил в Муз. академии в Будапеште (по
композиции у Я. К„слера). Выступал как муз. критик в газете "Пешти
Напло" (1904-08). Творч. деятельность К. начал еще в Академии; был
удостоен Большой премии г. Будапешта. В 1906 написал пьесу с музыкой
"Наследство Пе-решлени" (из врем„н Рако-ци), пост. к-рой была запрещена
из-за е„ патриотич. песен. Поддержанный В. Яко-бм, К. обратился к жанру
оперетты. Уже в первой оперетте К. "Осенние ман„вры" на либр. К. Бакони
(1908, Будапештский драм. т-р) выявилось нац. венг. направление музыки
К. Оперетта была восторженно принята зрителями. В 1909 е„ с успехом
пост. в Вене, Стокгольме, Копенгагене, Генуе, Лондоне, Нью-Йорке и др.
городах. Затем последовал "Отпускной солдат" (1910, Будапешт; во 2-й
ред.- "Хороший товарищ", 1911, "Бюргер-театр", Вена; в 3-й ред. -
"Золото я отдал за железо", 1914, т-р "АН дер Вин", Вена). Мировую славу
принесла К. оперетта "Цыган-премьер" (1912, "Иоганн Штраус-театр", Вена,
с участием А. Жирарди). Наибольший успех выпал на долю "Княгини Чардаш"
(либр. Л. Штейна и Б. Йенбаха, 1915; "Иоганн Штраус-театр", Вена), к-рая
до 1931 выдержала около 7 000 представлений. В 1917 пост. в Петрограде
(под назв. "Сильва" - т-р "Буфф" в пост. А. Феона и т-р "Луна-парк" в
пост. А. Брянского). Продолжая традиции "Вес„лой вдовы"
Легара, "Княгиня Чардаш" окончательно утвердила новый жанр оперетты,
характеризующийся острыми сценич. конфликтами, развитой муз.
драматургией. 1915-30 - период расцвета творчества К. К этому времени
относится создание таких популярных оперетт, как "Баядера" (1921,
"Карлстеатр", Вена), "Марина" (1924, Вена) (обе на либр. Ю. Браммера и
А. Грюнвальда), "Принцесса цирка" (1926, Вена). Эти оперетты были пост.
т-рами всего мира; в Сов. Союзе впервые пост. в 1923, 1924, 1926 (Моск.
т-р оперетты). В оперетте "Фиалка Монмартра" на либр. Ю. Браммера и А.
Грюнвальда (1930, Вена) особенно ярко раскрылось лирич. дарование К.,
определился поворот композитора в сторону своеобразной муз. драмы. После
захвата нем. фашистами Австрии в 1938 оперетты К. были запрещены. К.
эмигрировал в Швейцарию, затем в США. В 1953 выехал на родину, но умер в
пути.
К. является основоположником лирико-психологич. жанра в оперетте. В
его произв. буффонада, шарж, каскадные танц. номера сочетаются с
драматич. и лирич. сценами. Используется при„м лейтмотива. Широко
разрабатывается оркестровое сопровождение; финалы нек-рых оперетт
напоминают симф. картины. Большая роль в них принадлежит хору, к-рый
принимает активное участие в действии. К.- подлинно национальный
композитор; основа его творчества - венг. нар. музыка, он вв„л в оркестр
венг. нар. инструменты. Лучшие произв. К.: "Сильва", "Марица", "Фиалка
Монмартра" и др. - постоянно идут на сцене сов. т-ров оперетты. По мн.
Страницы: «« « 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |