Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1049   1050   1051   1052   1053   1054   1055   1056   1057  1058   1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067  » »»

   Diaz de Escovar  N.y  Lassodela  VegaF.de  Р.,  Historia  del  teatro
espanol, v. 1, Barcelona, 1924. Д. Крас.
   КАЛЬДЕРОН, Л а К а л ьд e p о н a (Calderon, La Calderona),  Мария  -
испанская актриса первой трети 17 в. В 1623 вместе с мужем П.  Сармьенто
заключила контракт на выступления в Вальядолиде, в 1624 играла в Мадриде
(корраль де  ла  Крус),  позднее  выступала  в  Севилье  (играла  ауто),
Валенсии. Пользовалась большим успехом в ролях первой  дамы.  Талант  К.
высоко ценил Лопе де Вега. Любовница короля Филиппа IV,  мать  его  сына
дон Хуана Австрийского, К. по приказу короля (ок. 1633) стала монахиней,
а впоследствии - настоятельницей монастыря. Л. Крас.
   КАЛЬДЕРОН   (Calderon),   Фернандо   (20.VII.1809-    18.1.1845)    -
мексиканский поэт и драматург. Один из первых представителей  романтизма
в Мексике. В драматургии К. сильно влияние исп.  (Гутьеррес  Гар-сиа)  и
франц. романтиков. Его юношеские пьесы (комедия "Рейнальдо  и  Эльвира",
"Задиг", "Сейла,  или  Индианка-рабыня",  "Армандина",  "Политики  дня",
"Рамиро,  граф  Лусенский"  и  др.)  ставились  в  т-рах  Гвадалахары  и
Сакатекас (1827-36). Наиболее известные пьесы  К.:  романтич.  мелодрамы
"Турнир" (1839) из истории Англии  11  в.  и  "Герман,  или  Возвращение
крестоносца" - на материале немецкой жизни 12 в., историч.  драма  "Анна
Болейн" (1842). Успехом пользовалась также комедия К.  из  мекс.  жизни:
"Ни одна из тр„х".
   Соч.: Obras i poesias y teatro, Mexico, 1902. Лит.:  Magana  Esquivel
A.yLamb Ruth S., Breve  historia  del  teatro  mexicano,  Mexico,  1958;
Gonzalez Pena C., Historia de la literatura mexicana..., ? ed.,  Mexico,
1958.
   КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (Calderon  de  la  Barca),  Педро  Энао  де  ла
Барреда-и-Р и а н ь о (Henao de la Barreda y Riano) (17.1.1600,
   Мадрид, - 25.  V/1681,  там  же)-испанский  драматург.  С  именем  К.
связано  одно  из  высших  достижений  мировой  театральной  культуры  -
испанская нац. драм. школа 17 в. Если творчество Лопе де Вега  знаменует
начало исп. драм. школы, то творчество К.  завершает  е„.  В  театре  К.
сконцентрированы все противоречия этой школы, все е„  слабые  и  сильные
стороны.
   Трагическую антитезу жизни и идеала К. исповедовал  в  парадоксальной
философской формуле "жизнь есть сон". Оттого (по справедливому замечанию
одного уч„ного) "сцены кальдероновских пьес постоянно  колеблются  между
мадоннами Мурильо и шутами Веласкеса". Вслед за Дон Кихотом К.  толковал
жизнь как пышную сцену, как "великий театр мира" и вслед за Санчо  Панса
уподоблял е„ простой шахматной доске, с которой сгребают пешки и фигуры,
едва они выполнили сво„ назначение. Отсюда ещ„ одно характерное  для  К.
положение - тождества "гроба и колыбели", "смерти и бессмертия".
   К.  жил  в  эпоху,   когда   исп.   земля   была   терзаема   острыми
противоречиями, когда золото из заморских владений  притекало  рекой,  а
народ жил в нищете, когда централизация, казалось, достигла предела, а в
стране царило беззаконие, когда церковь радела о спасении душ и  тут  же
губила живых людей "своим угнетающим  преобладанием  над  всеми  другими
элементами государственной жизни" (В. Белинский).
   К. род. в семье секретаря королевского казначейства Диего Кальдерона,
принадлежавшего к старому, но обедневшему дворянскому роду.  Восьми  лет
К. был отдан в иезуитский колледж. Оттуда переш„л в университет  Алькала
де Энарес, а затем в Саламанкский университет, где .изучал гражданское и
канонич.  право,  готовя  себя  к  духовной  карьере.  После   окончания
университета К. жил в Мадриде (1619-23), ведя рассеянную светскую жизнь.
К этому времени относятся первые лит.  опыты.  В  1625  он  окончательно
посвятил себя  т-ру.  В  1636  вышла  "Первая  часть"  его  комедий.  К.
почитался бесспорным преемником Лопе де Вега.
   Лит. труды не мешали и светской карьере.  В  1637  К.  посвящается  в
рыцари ордена Сантьяго. В 1638 принимает участие в войне с Францией, а в
1640 - в походе против Каталонии. 40-е гг.  ознаменованы  рядом  горьких
потрясений, обществ, и личных - упадок страны, гонение  на  т-р,  смерть
близких людей. В  1651  К.  принимает  священнич.  сан,  но  по-прежнему
сохраняет связь с двором. В 1665 после смерти своего покровителя Филиппа
IV К. целиком отда„тся духовной карьере и пишет религиозные пьесы,  лишь
изредка обращаясь к пьесам светского  содержания.  Умер  К.  в  Мадриде,
окруж„нный всеобщим признанием.
   За год до смерти К. по просьбе герцога  де  Верагуа  составил  список
своих пьес. В него вошло 111 комедий и 70 ауто. Он послужил основой  для
первого посмертного, т. н. "полного"  собрания  его  пьес,  изданного  в
1682-91. С тех пор список этот продолжает  пополняться.  Существует  ок.
120 комедий, 78 ауто и 20 пьес более  мелких  жанров,  принадлежащих  К.
Нек-рые произведения (в  т.  ч.  трактат  "Апология  комедии")  известны
только по названиям (т. о., до нас дошло ок. 220 пьес К.).
   Драматургии, наследие К.  можно  разделить  на  4  условных  периода.
Примерно до середины 20-х  гг.,  когда  К.  находится  еще  под  сильным
воздействием тем и стилистики Лопе  де  Вега,-  комедии  "Игра  любви  и
случая" (1625), "Осада Бреды" (1625); период с середины  20-х  до  конца
30-х  гг.,  к-рый  характеризуется  стремлением  к  широким  философским
обобщениям, постановке серьезных социальных  и  морально-этич.  проблем,
одновременной разработке нескольких  тем  в  одной  и  той  же  пьесе  -
"Стойкий принц" (1628-29), "Жизнь есть сон" (1632-35), "Сам у  себя  под
стражей"   (1636)   и   др.   Следующий   период   может   быть   назван
"аналитическим". Не теряя общественной значимости, творчество К. в  этот
период      характеризуется       стремлением       к       углубл„нному
анализу,концентрированной разработке  тем,  раскрытию  ведущей  черты  в
характере героев - "Врач своей  чести"  (1637),  "Саламейский  алькальд"
[1642(?)]. В последний, четв„ртый период  "мелодраматических  аллегорий"
К. сочиняет пьесы для пышных придворных празднеств, насыщенные  танцами,
музыкой,  пением.  На  протяжении  всей  своей  лит.  карьеры  К.  писал
"священные ауто", к-рые также претерпевали изменения.
   Драматич. наследие К. подразделяется в основном на комедии и ауто, но
жанровое  разнообразие   пьес   К.   не   раскрывается   за   обобщ„нным
наименованием комедии. К., как и  его  предшественники,  все  тр„хактные
стихотворные пьесы светского содержания называл комедиями.
   Драматургич. творчество К. развивается в жанровых полюсах классицизма
-  трагедии  и  комедии.  Теоретики  романтизма  называли   его   пьесы,
тяготеющие к трагедии, драмами. К ним относится свыше  50  пьес.  Именно
они доставили К. всемирную славу и долгое время побуждали  романтическую
критику ставить его выше Лопе де Вега и вровень с  Шекспиром.  Драмы  К.
обычно подразделяют на исто-рич., философские, религиозные,  библейские,
мифоло-гич. и  "драмы  чести".  Разделение  это  условное,  и  в  разных

Страницы: «« « 1049   1050   1051   1052   1053   1054   1055   1056   1057  1058   1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066   1067  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия