|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 » »» реакционеров, боровшихся против создания нац. т-ра. Имя Хамза-бая, гл.
героя пьесы, стало олицетворением всего старого, уходящего. В "Тайнах
нищего народа" (1912) К. развенчивает т. н. благотворительные общества,
срывает маски с прислужников царизма, лицемерно выдающих себя за
благодетелей народа. В "Банкроте" (1912) разоблачает миф о возможности
честного обогащения, к-рое упорно пропагандировали идеологи буржуазии.
На реалистич. драматургии К. выросло несколько поколений тат.
артистов и режисс„ров: Г. Кариев, 3. Султанов, Г. Болгарская, К. Шамиль,
Ф. Ильская, X. Абжалилов.
К. и его единомышленники в т-ре понимали, что для развития нац.
сценич. иск-ва и воспитания своего зрителя необходимо широкое
использование произведений мировой классики. Поэтому К. обратился к
переводческой деятельности. Им были переведены пьесы Гоголя,
Островского, Горького, Мольера, Ло-пе де В era и др.
Значительна роль К. в формировании нац. театр. эстетики. Своими
многочисленными статьями, рецензиями на спектакли и пьесы и
практическими советами он способствовал становлению реализма в тат.
т-ре.
Высокие гражданские качества К. ярко раскрылись в период Октября и
гражданской войны. Восторженно приняв революцию, Он целиком отдался делу
создания советской нац. культуры, писал злободневные стихи,
инсценировки. В период гражданской войны К. вступил в Красноармейскую
тат. труппу в качестве рядового бойца-артиста.
К. принадлежит одна из первых пьес о сов. действительности "Милая
Хафиза" (1921) - о благотворном влиянии нар. революции на развитие новых
человеческих отношений.
К. было присвоено звание народного драматурга (1926), имя К. носит
Тат. гос. академич. театр в Казани (1939). Пьесы его постоянно
сохраняются в репертуаре советских тат. т-ров.
Соч.: Эсэрлэр, т. 1. Драматургия эсэрлэрэ, 1898-1933, Казан, 1950; в
рус. пер. - в сб.: Пьесы татарских драматургов-классиков, Казань, 1958.
Лит.: Гали М., Г. Камал. Тормышы, ищаты.... Казан, 1941; Г. Камал
[Фотоальбом], Казан, 1941; Хисмэтул-л и н X., Г. Камал, в кн.: XX йэз
башындагы татар эдэбияты ("Татарская лит-ра начала XX века"). Казан,
1954; в рус. пер.-Г и з а т у л л и н Ф., Предисловие, в сб.: Пьесы
татарских драматургов-классиков, Казань, 1958. Ф. Г.
КАМАЛ, Шариф [наст. фам.- Байгильдеев-15 (27). II. 1884-22.XII. 1942,
Казань] - татарский советский писатель и драматург. Засл. деят. иск-в
Тат. АССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1919. Был чернорабочим,
шахт„ром. С 1905 работал учителем, одновременно занялся лит.
деятельностью. Первая комедия К. "Хаджи эфенди женится", разоблачавшая
торгашей, пост. труппами "Ширкэт" и "Hyp"' в 1915 и сохраняется до сего
времени в репертуаре тат. т-ров. Впоследствии написал пьесы "Огонь"
(1928, 1954), "В вороньем гнезде" (соч. 1910, пост. 1929)-о росте
революц. сознания рабочих, "За туманом" (1934)-об индустриализации
советской страны, пост. в Т-ре им. Г. Камала (Казань) и во мн. т-рах
Тат. АССР. Осн. тема драм К.-труд; в них широко показаны жизнь рабочих
до Октябрьской революции и в сов. время, строительство социализма,
созданы образы новых людей. Пьесы эти написаны живым сочным яз., близким
нар. речи. Творчество К., проникнутое демократизмом, близкое по идейным
устремлениям М. Горькому, способствовало утверждению социалистич.
реализма в тат. драматургии и т-ре.
Соч.: Эсэрлэр, 4 томда, Калан, 1951-56.
Лит.: Кашшаф Г., Шариф Камал, Казан, 1940;
Х э и р и X., Ш. Камал драматургиясе. (Драматургия Ш. Камала), "Сонет
эдэбияты", 1940, ј 7; К а ш ш а ф Г.,
Классик татарской литературы Шариф Камал, "Дружба народов", 1940, .Vs
4, с. 259-262. X. К.
KAMAJIOB, Азам (р. 1912) - таджикский советский дириж„р и композитор.
Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Учился в Муз. уч-ще в Душанбе (1951-53).
Творч. деятельность начал в 1928. В 1929-30 работал артистом оркестра, в
1930-32-дириж„ром Узб. муз. т-ра, в 1932-36-Еврейского муз.-драм. т-ра в
Самарканде, в 1936-38 - Т-ра им. А. Лахути, с 1941 - Тадж. т-ра оперы и
балета (Душанбе). Под рук. К. были пост.: муз. представление "Лола"
Баласанянаи Урбаха(1939), балет "Красный цветок" (1950) и др. К.
принадлежит музыка к спектаклям "Учитель любви" Миршакара, "Саодат"
Саидмурадова и Рабиева и ряд др. соч. Н. Н.
KAMAJIOBA, Фатима [наст. фам.- X а л и у л-л и н а; р. 12(25). X II.
1903] - татарская советская актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1954), засл.
арт. РСФСР (1957). В 1918 участвовала в спектаклях тат.-башк. драм.
кружка в Оренбурге. В 1919 вступила в проф. "Вост. т-р" (Оренбург). В
1921-22 работала в узб. т-ре Ташкента. В последующие годы - в тат. т-рах
Казани, Астрахани, Оренбурга. С 1939 - актриса Т-ра имени Г. Камала
(Казань). На сцене этого т-ра К. создала яркие комедийные и характерные
образы:
Гульжихан, Биби ("Банкрот", "Несчастный юноша" Г. Камала), Гульбану,
Гайша ("Хужа Насретдин", "Зифа" Исанбета), Маймуна ("Минникамал" Амира),
Анна Андреевна ("Ревизор"), Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Кабаниха.
X. К.
KAMAPA (Camara) [полная фамилия - Г о н с а л-вишЗарку да Камара
(Goncalvez Zarco da Camara), Жуан (1852 - 2.1.1908)] - португальский
писатель, драматург. Происходил из знатной семьи. Драматургич.
деятельность начал в 1870 одноактной комедией "Благородство". Историч.
драмы К. в стихах "Король Афонсу VI" (Т-р Донны Марии, 1890) и "Алькасар
Кибир" (1892) посв. событиям ср.-век. португ. истории. Большинство пьес
К. рисуют бурж. быт Лисабона. В комедиях "Бернарда на Олимпе" (1874), "У
очага" (1876, Т-р Донны Марии) К. осмеивает корысть и лицемерие, царящие
в мещанской среде. Трагич. столкновение простых человеческих чувств с
жестокостью католич. морали составляет содержание драмы "Печальная
вдовушка" (1892); в драме "Покинутая Роза" (1896) рассказывается история
девушки, обманувшейся в своей любви к выскочке-буржуа. Мрачный мир
преступлений и убийств, на к-рые толкает людей жажда наживы, показан в
драме "Трясина" (1894). Лицемерной и жестокой морали бурж. общества К.
пытался противопоставить идиллич. картины жизни на лоне природы. С
тонким юмором и глубоким сочувствием рисует он эту жизнь в пьесе
"Старики" (1893). В конце жизни К. написаны две лирич. драмы в стихах:
"Поэт и тоска по родине" (1902) и "Ауто о дитяти Иисусе" (1903).
Соч.: Alfonso VI, drama, Lisboa, 1890; Alcacer-Kibir, drama, Lisboa,
1895; Teatro em verso, Lisboa, 1903.
Лит.: F i ff u e i г e d o F. de. Figuras literarias" Porto, 1906, с.
Страницы: «« « 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |