Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1053   1054   1055   1056   1057   1058   1059   1060   1061  1062   1063   1064   1065   1066   1067   1068   1069   1070   1071  » »»

реакционеров, боровшихся против создания нац. т-ра. Имя  Хамза-бая,  гл.
героя пьесы, стало олицетворением всего старого,  уходящего.  В  "Тайнах
нищего народа" (1912) К. развенчивает т. н. благотворительные  общества,
срывает  маски  с  прислужников  царизма,  лицемерно  выдающих  себя  за
благодетелей народа. В "Банкроте" (1912) разоблачает миф  о  возможности
честного обогащения, к-рое упорно пропагандировали идеологи буржуазии.
   На  реалистич.  драматургии  К.  выросло  несколько  поколений   тат.
артистов и режисс„ров: Г. Кариев, 3. Султанов, Г. Болгарская, К. Шамиль,
Ф. Ильская, X. Абжалилов.
   К. и его единомышленники в  т-ре  понимали,  что  для  развития  нац.
сценич.  иск-ва  и  воспитания   своего   зрителя   необходимо   широкое
использование произведений мировой  классики.  Поэтому  К.  обратился  к
переводческой   деятельности.   Им   были   переведены   пьесы   Гоголя,
Островского, Горького, Мольера, Ло-пе де В era и др.
   Значительна роль К.  в  формировании  нац.  театр.  эстетики.  Своими
многочисленными  статьями,   рецензиями   на   спектакли   и   пьесы   и
практическими советами он  способствовал  становлению  реализма  в  тат.
т-ре.
   Высокие гражданские качества К. ярко раскрылись в  период  Октября  и
гражданской войны. Восторженно приняв революцию, Он целиком отдался делу
создания   советской   нац.   культуры,   писал   злободневные    стихи,
инсценировки. В период гражданской войны К.  вступил  в  Красноармейскую
тат. труппу в качестве рядового бойца-артиста.
   К. принадлежит одна из первых пьес  о  сов.  действительности  "Милая
Хафиза" (1921) - о благотворном влиянии нар. революции на развитие новых
человеческих отношений.
   К. было присвоено звание народного драматурга (1926),  имя  К.  носит
Тат.  гос.  академич.  театр  в  Казани  (1939).  Пьесы  его   постоянно
сохраняются в репертуаре советских тат. т-ров.
   Соч.: Эсэрлэр, т. 1. Драматургия эсэрлэрэ, 1898-1933, Казан, 1950;  в
рус. пер. - в сб.: Пьесы татарских драматургов-классиков, Казань, 1958.
   Лит.: Гали М., Г. Камал. Тормышы, ищаты....  Казан,  1941;  Г.  Камал
[Фотоальбом], Казан, 1941; Хисмэтул-л и н X., Г. Камал, в  кн.:  XX  йэз
башындагы татар эдэбияты ("Татарская лит-ра  начала  XX  века").  Казан,
1954; в рус. пер.-Г и з а т у л л и н  Ф.,  Предисловие,  в  сб.:  Пьесы
татарских драматургов-классиков, Казань, 1958. Ф. Г.
   КАМАЛ, Шариф [наст. фам.- Байгильдеев-15 (27). II. 1884-22.XII. 1942,
Казань] - татарский советский писатель и драматург.  Засл.  деят.  иск-в
Тат. АССР (1940). Чл. Коммунистич.  партии  с  1919.  Был  чернорабочим,
шахт„ром.  С  1905   работал   учителем,   одновременно   занялся   лит.
деятельностью. Первая комедия К. "Хаджи эфенди  женится",  разоблачавшая
торгашей, пост. труппами "Ширкэт" и "Hyp"' в 1915 и сохраняется до  сего
времени в репертуаре тат.  т-ров.  Впоследствии  написал  пьесы  "Огонь"
(1928, 1954), "В  вороньем  гнезде"  (соч.  1910,  пост.  1929)-о  росте
революц.  сознания  рабочих,  "За  туманом"  (1934)-об  индустриализации
советской страны, пост. в Т-ре им. Г. Камала (Казань)  и  во  мн.  т-рах
Тат. АССР. Осн. тема драм К.-труд; в них широко показаны  жизнь  рабочих
до Октябрьской революции  и  в  сов.  время,  строительство  социализма,
созданы образы новых людей. Пьесы эти написаны живым сочным яз., близким
нар. речи. Творчество К., проникнутое демократизмом, близкое по  идейным
устремлениям  М.  Горькому,  способствовало   утверждению   социалистич.
реализма в тат. драматургии и т-ре.
   Соч.: Эсэрлэр, 4 томда, Калан, 1951-56.
   Лит.: Кашшаф Г., Шариф Камал, Казан, 1940;
   Х э и р и X., Ш. Камал драматургиясе. (Драматургия Ш. Камала), "Сонет
эдэбияты", 1940, ј 7; К а ш ш а ф Г.,
   Классик татарской литературы Шариф Камал, "Дружба народов", 1940, .Vs
4, с. 259-262. X. К.
   KAMAJIOB, Азам (р. 1912) - таджикский советский дириж„р и композитор.
Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Учился в Муз.  уч-ще  в  Душанбе  (1951-53).
Творч. деятельность начал в 1928. В 1929-30 работал артистом оркестра, в
1930-32-дириж„ром Узб. муз. т-ра, в 1932-36-Еврейского муз.-драм. т-ра в
Самарканде, в 1936-38 - Т-ра им. А. Лахути, с 1941 - Тадж. т-ра оперы  и
балета (Душанбе). Под рук. К.  были  пост.:  муз.  представление  "Лола"
Баласанянаи  Урбаха(1939),  балет  "Красный  цветок"  (1950)  и  др.  К.
принадлежит музыка к  спектаклям  "Учитель  любви"  Миршакара,  "Саодат"
Саидмурадова и Рабиева и ряд др. соч. Н. Н.
   KAMAJIOBA, Фатима [наст. фам.- X а л и у л-л и н а; р. 12(25). X  II.
1903] - татарская советская актриса. Нар. арт. Тат. АССР  (1954),  засл.
арт. РСФСР (1957). В 1918  участвовала  в  спектаклях  тат.-башк.  драм.
кружка в Оренбурге. В 1919 вступила в проф. "Вост.  т-р"  (Оренбург).  В
1921-22 работала в узб. т-ре Ташкента. В последующие годы - в тат. т-рах
Казани, Астрахани, Оренбурга. С 1939 -  актриса  Т-ра  имени  Г.  Камала
(Казань). На сцене этого т-ра К. создала яркие комедийные и  характерные
образы:
   Гульжихан, Биби ("Банкрот", "Несчастный юноша" Г. Камала),  Гульбану,
Гайша ("Хужа Насретдин", "Зифа" Исанбета), Маймуна ("Минникамал" Амира),
Анна Андреевна ("Ревизор"), Кормилица ("Ромео и  Джульетта"),  Кабаниха.
X. К.
   KAMAPA (Camara) [полная фамилия - Г о н  с  а  л-вишЗарку  да  Камара
(Goncalvez Zarco da Camara), Жуан (1852  -  2.1.1908)]  -  португальский
писатель,  драматург.  Происходил   из   знатной   семьи.   Драматургич.
деятельность начал в 1870 одноактной комедией  "Благородство".  Историч.
драмы К. в стихах "Король Афонсу VI" (Т-р Донны Марии, 1890) и "Алькасар
Кибир" (1892) посв. событиям ср.-век. португ. истории. Большинство  пьес
К. рисуют бурж. быт Лисабона. В комедиях "Бернарда на Олимпе" (1874), "У
очага" (1876, Т-р Донны Марии) К. осмеивает корысть и лицемерие, царящие
в мещанской среде. Трагич. столкновение простых  человеческих  чувств  с
жестокостью  католич.  морали  составляет  содержание  драмы  "Печальная
вдовушка" (1892); в драме "Покинутая Роза" (1896) рассказывается история
девушки, обманувшейся в  своей  любви  к  выскочке-буржуа.  Мрачный  мир
преступлений и убийств, на к-рые толкает людей жажда наживы,  показан  в
драме "Трясина" (1894). Лицемерной и жестокой морали бурж.  общества  К.
пытался противопоставить идиллич.  картины  жизни  на  лоне  природы.  С
тонким юмором и  глубоким  сочувствием  рисует  он  эту  жизнь  в  пьесе
"Старики" (1893). В конце жизни К. написаны две лирич. драмы  в  стихах:
"Поэт и тоска по родине" (1902) и "Ауто о дитяти Иисусе" (1903).
   Соч.: Alfonso VI, drama, Lisboa, 1890; Alcacer-Kibir, drama,  Lisboa,
1895; Teatro em verso, Lisboa, 1903.
   Лит.: F i ff u e i г e d o F. de. Figuras literarias" Porto, 1906, с.

Страницы: «« « 1053   1054   1055   1056   1057   1058   1059   1060   1061  1062   1063   1064   1065   1066   1067   1068   1069   1070   1071  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия