Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1058   1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066  1067   1068   1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076  » »»

роли комедийного репертуара: Лариводьер ("Дочь мадам Анго" Лекока),  дон
Андреас ("Перикола" Оффенбаха) и др. С 1926 К.- акт„р  и  режисс„р  Муз.
т-ра им. Немиро-вича-Данченко (с  1941-Муз.  т-р  им.  Станиславского  и
Немировича-Данченко). Роли: Нонанкур ("Соломенная шляпка"  Дунаевского),
Астрик ("Корневильские колокола" Планкета) и др. Участвовал в пост. опер
"Чио Чио-сан"; "Семья" Ходжи-Эйнатова, "Сказка о чудо-птице"  Магиденко,
оперетты "Корневильские колокола" и др. Ставил спектакли  в  Ленинграде,
Куйбышеве, Казани и др. городах. В 1940-41 К.- худ. рук.  Т-ра  оперы  и
балета в Душанбе, в 1943-46- гл. реж.  Белорус.  т-ра  муз.  комедии.  В
1952-62 К. в„л оперный класс в Муз. ин-те им. Гнесиных в Москве.
   Лит.: МарковП.А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в  музыкальном
театре, М., 1960. А Цв
   КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Государственный Московский Камерный театр) -  русский
советский театр. Открылся 12 дек. 1914 спектаклем "Са-кунтала" Калидасы.
Основатель и руководитель А. Я. Таиров;  им  пост.  все  осн.  спектакли
т-ра. Объявляя войну мещанству, К. т. противопоставлял  свою  творческую
программу как натуралистич., так и условно-эстетич. т-ру,  связанному  с
символизмом. Однако в своей практике К. т. оказывался замкнутым в  узких
пределах исканий "чистой театральности", характерных  для  модернистских
течений  в  иск-ве  предреволюц.  лет.  Это   сказалось   в   постановке
эстетизированной   мистерии    "Сакунтала",    изысканных    пантомимных
представлениях - "Духов день  в  Толедо"  Кузмина  (1915)  и  "Покрывало
Пьеретты" Шницлера  (1916),  прихотливой  стилизации  античного  мифа  -
"Фамира  Кифаред"  Анненского  (1916),  в  спектакле  "Саломея"  Уайльда
(1917). Борьба т-ра  "...против  мещанства  в  жизни,  -  писал  позднее
Таиров,-  сузилась  до  борьбы  против  мещанства  лишь   на   театре...
Сценическую  площадку  мы  стали  рассматривать  как  "мир  в   себе"...
Кризис... вероятно, затянулся бы надолго, а быть может, и  привел  бы  к
катастрофе, если бы не Великая Октябрьская  социадиетическая  революция.
Революция вызвала гигантскую переоценку всех  ценностей"  ("По-новому  о
новом", в сб.: "Советский театр и современность", 1947,  с.  154-  155).
Процесс перестройки т-ра протекал медленно, в  творческом  опыте  К.  т.
постепенно  формировалось  то  новое,  что  сближало  т-р   с   революц.
действительностью. Впервые годы после революции К. т. продолжал считать,
что сценич. эмоция "...должна брать своисокине из подлинной жизни...,  а
из сотвор„нной жизни того  сценического  образа,  который  из  волшебной
страны фантазии вызывает акт„р к его творческому бытию" (Таиров  А.  Я.,
Записки режисс„ра,  [М.],  1921,  с.  75).  Это  определило  и  характер
репертуара т-ра, дал„кого от современности, и  его  сценич.  воплощение,
основанное на поисках особых  "чистых"  театр.  эмоций.  Из  спектаклей,
пост. т-ром в  1917-20  ("Король-Арлекин"  Лотара,  "Ящик  с  игрушками"
пантомима Дебюсси, "Обмен" и "Благовещение" Клоделя, "Адриенна Лекуврер"
Скриба и  Легуве,  "Принцесса  Брамбилла"  по  Гофману  и  др.),  только
спектакль "Адриенна Лекуврер" (1919), в к-ром
   А.   Г.   Коонен   создала   проникнутый   правдой   живого   чувства
лирико-трагедийный образ Адриенны, надолго сохранился в репертуаре т-ра.
Художеств. программа К. т. с  момента  его  основаниясин-тетич. т-ра. В его репертуаре героика высокой трагедии сочеталась  с
буффонадой в обозрениях и опереттах.  А.  В.  Луначарский,  характеризуя
путь развития К. т.,  говорил,  что  этот  т-р  "...вероятно,  будет,  в
отношении к  слагающемуся  быту,  гораздо  более  абстрактным,  но  зато
абстракцию он будет наполнять живым, подлинным  сценическим  искусством"
(сб. "Камерный театр",  1934,  с.  43).  Это  живое,  подлинное  сценич.
иск-во, связанное  с  передачей  акт„ром  (гл.  обр.  Коонен)  глубокого
человеческого чувства, с наибольшей полнотой  проявилось  в  трагедийных
спектаклях - "Федра"  (1921,  худ.  Веснин;  Федра  -  Коонен,  Тесей  -
Эг-герт, Ипполит - Церетелли), "Косматая обезьяна", "Любовь под  вязами"
(1926, Эбби - Коонен, Кабот - Фенин, Питер - Ценин) и "Негр"  Ю.  О'Нила
(1929, худ. бр. В. и Г. Стенберг; Элла Доу-ней - Коонен, Джим  Гаррис  -
Александров,  Микки  -  Чаплыгин).  В  пост.  пьес   О'Нила   намечалось
конкретно-социальное    осмысление    темы,     осложн„нное,     однако,
экспрессионистскими мотивами. Т. о.,  в  20-е  гг.  деятельность  К.  т.
отличалась чрезвычайной пестротой и в  то  же  время  в  ней  проявилось
стремление  к  преодолению  эстетич.  замкнутости.  В  спектаклях   т-ра
футуристич. влияние причудливо переплеталось с гофмановской  фантастикой
("Синьор Формика" по Гофману, 1922, худ. Якулов) и эксцентрикой оперетты
("Жирофле-Жирофля", Лекока, 1922, худ. Якулов). Жанр спектакля-обозрения
утверждается в постановке "Кукироль" Антокольского, Масса, Глобы и  Зака
(1925). В дальнейшем при„мы оперетты и обозрения соединяются в социально
заостр„нном спектакле "Опера  нищих"  Брехта  и  Вей-ля  -  первый  опыт
воплощения драматургии Брехта па сов. сцене (1930, худ. бр. Стенберг;
   Пнчем - Фенин, Полли - Назарова, Мак - Хмельницкий, Браун - Аркадии).
Отвлеч„нность конструктивистских форм ("Человек, который был  Четвергом"
но Честертону, 1923, худ. Веснин) теряет свою самоценность,  наполняется
обличит, антибурж. смыслом в постановке "Машиналь" Тредуэлл (1933,  худ.
Рындин; Эллен - Коонен, Джон - Ценин).
   Пост. произв. сов. драматургии на сцене К. т. вначале не были  удачны
("Наталия Тарпова" Сем„нова, 1929;
   "Линия огня" Никитина, 1931). Искания т-ра в  области  пост.  произв.
сов.   драматургии   получили   блестящее   завершение    в    спектакле
"Оптимистическая  трагедия"   (1933,   худ.   Рындин;   Комиссар-Коонен,
Алексей-Жаров, Вожак - Ценин, Командир - Яниковский). Ро-мантич. героика
пьесы  глубоко   и   последовательно   была   воплощена   в   спектакле,
представлявшем   собой   яркий   пример   новаторского    переосмысления
трагедийного жанра, насыщения его новым, революц.  содержанием.  Героич.
мотивы,  родственные  духу   революц.   романтики   Вишневского,   вновь
прозвучавшие в спектаклях "Алькасар" (1936) и  "Честь"  Мдивани  (1938),
оказались сниженными в "Думе о Британке" Ю. Яновского (1937). Внутренней
противоречивостью,   определявшейся   произвольным    сочетанием    лит.
первоисточников, была отмечена театральная композиция "Египетские  ночи"
(1934), состоявшая из фрагментов  одноим.  произв.  Пушкина,  "Цезаря  и
Клеопатры" Шоу и "Антония и Клеопатры" Шекспира. В те же годы пост. один
из лучших спектаклей- "Мадам Бовари"  (по  одноим.  роману  Флобера),  в
к-ром на первый план была выдвинута тема гибели человека  в  чуждой  ему
меркантильно-буржуазной среде (1940, худ. Коваленко и Кривошеий; Эмма  -
Коонен). На творческой  жизни  К.  т.  тяжело  отразилась  несправедливо
резкая  оценка,  к-рую  в  условиях  культа  личности  Сталина   вызвала
осуществленная Таировым в 1936 постановка оперы-фарса на  муз.  Бородина
"Богатыри" (либретто Д. Бедного, переработка одноим. либретто драматурга
19 в. В. А. Крылова). Недостатки спектакля были расценены как  выражение

Страницы: «« « 1058   1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065   1066  1067   1068   1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия