|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 » »» роли комедийного репертуара: Лариводьер ("Дочь мадам Анго" Лекока), дон
Андреас ("Перикола" Оффенбаха) и др. С 1926 К.- акт„р и режисс„р Муз.
т-ра им. Немиро-вича-Данченко (с 1941-Муз. т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко). Роли: Нонанкур ("Соломенная шляпка" Дунаевского),
Астрик ("Корневильские колокола" Планкета) и др. Участвовал в пост. опер
"Чио Чио-сан"; "Семья" Ходжи-Эйнатова, "Сказка о чудо-птице" Магиденко,
оперетты "Корневильские колокола" и др. Ставил спектакли в Ленинграде,
Куйбышеве, Казани и др. городах. В 1940-41 К.- худ. рук. Т-ра оперы и
балета в Душанбе, в 1943-46- гл. реж. Белорус. т-ра муз. комедии. В
1952-62 К. в„л оперный класс в Муз. ин-те им. Гнесиных в Москве.
Лит.: МарковП.А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном
театре, М., 1960. А Цв
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Государственный Московский Камерный театр) - русский
советский театр. Открылся 12 дек. 1914 спектаклем "Са-кунтала" Калидасы.
Основатель и руководитель А. Я. Таиров; им пост. все осн. спектакли
т-ра. Объявляя войну мещанству, К. т. противопоставлял свою творческую
программу как натуралистич., так и условно-эстетич. т-ру, связанному с
символизмом. Однако в своей практике К. т. оказывался замкнутым в узких
пределах исканий "чистой театральности", характерных для модернистских
течений в иск-ве предреволюц. лет. Это сказалось в постановке
эстетизированной мистерии "Сакунтала", изысканных пантомимных
представлениях - "Духов день в Толедо" Кузмина (1915) и "Покрывало
Пьеретты" Шницлера (1916), прихотливой стилизации античного мифа -
"Фамира Кифаред" Анненского (1916), в спектакле "Саломея" Уайльда
(1917). Борьба т-ра "...против мещанства в жизни, - писал позднее
Таиров,- сузилась до борьбы против мещанства лишь на театре...
Сценическую площадку мы стали рассматривать как "мир в себе"...
Кризис... вероятно, затянулся бы надолго, а быть может, и привел бы к
катастрофе, если бы не Великая Октябрьская социадиетическая революция.
Революция вызвала гигантскую переоценку всех ценностей" ("По-новому о
новом", в сб.: "Советский театр и современность", 1947, с. 154- 155).
Процесс перестройки т-ра протекал медленно, в творческом опыте К. т.
постепенно формировалось то новое, что сближало т-р с революц.
действительностью. Впервые годы после революции К. т. продолжал считать,
что сценич. эмоция "...должна брать своисокине из подлинной жизни..., а
из сотвор„нной жизни того сценического образа, который из волшебной
страны фантазии вызывает акт„р к его творческому бытию" (Таиров А. Я.,
Записки режисс„ра, [М.], 1921, с. 75). Это определило и характер
репертуара т-ра, дал„кого от современности, и его сценич. воплощение,
основанное на поисках особых "чистых" театр. эмоций. Из спектаклей,
пост. т-ром в 1917-20 ("Король-Арлекин" Лотара, "Ящик с игрушками"
пантомима Дебюсси, "Обмен" и "Благовещение" Клоделя, "Адриенна Лекуврер"
Скриба и Легуве, "Принцесса Брамбилла" по Гофману и др.), только
спектакль "Адриенна Лекуврер" (1919), в к-ром
А. Г. Коонен создала проникнутый правдой живого чувства
лирико-трагедийный образ Адриенны, надолго сохранился в репертуаре т-ра.
Художеств. программа К. т. с момента его основаниясин-тетич. т-ра. В его репертуаре героика высокой трагедии сочеталась с
буффонадой в обозрениях и опереттах. А. В. Луначарский, характеризуя
путь развития К. т., говорил, что этот т-р "...вероятно, будет, в
отношении к слагающемуся быту, гораздо более абстрактным, но зато
абстракцию он будет наполнять живым, подлинным сценическим искусством"
(сб. "Камерный театр", 1934, с. 43). Это живое, подлинное сценич.
иск-во, связанное с передачей акт„ром (гл. обр. Коонен) глубокого
человеческого чувства, с наибольшей полнотой проявилось в трагедийных
спектаклях - "Федра" (1921, худ. Веснин; Федра - Коонен, Тесей -
Эг-герт, Ипполит - Церетелли), "Косматая обезьяна", "Любовь под вязами"
(1926, Эбби - Коонен, Кабот - Фенин, Питер - Ценин) и "Негр" Ю. О'Нила
(1929, худ. бр. В. и Г. Стенберг; Элла Доу-ней - Коонен, Джим Гаррис -
Александров, Микки - Чаплыгин). В пост. пьес О'Нила намечалось
конкретно-социальное осмысление темы, осложн„нное, однако,
экспрессионистскими мотивами. Т. о., в 20-е гг. деятельность К. т.
отличалась чрезвычайной пестротой и в то же время в ней проявилось
стремление к преодолению эстетич. замкнутости. В спектаклях т-ра
футуристич. влияние причудливо переплеталось с гофмановской фантастикой
("Синьор Формика" по Гофману, 1922, худ. Якулов) и эксцентрикой оперетты
("Жирофле-Жирофля", Лекока, 1922, худ. Якулов). Жанр спектакля-обозрения
утверждается в постановке "Кукироль" Антокольского, Масса, Глобы и Зака
(1925). В дальнейшем при„мы оперетты и обозрения соединяются в социально
заостр„нном спектакле "Опера нищих" Брехта и Вей-ля - первый опыт
воплощения драматургии Брехта па сов. сцене (1930, худ. бр. Стенберг;
Пнчем - Фенин, Полли - Назарова, Мак - Хмельницкий, Браун - Аркадии).
Отвлеч„нность конструктивистских форм ("Человек, который был Четвергом"
но Честертону, 1923, худ. Веснин) теряет свою самоценность, наполняется
обличит, антибурж. смыслом в постановке "Машиналь" Тредуэлл (1933, худ.
Рындин; Эллен - Коонен, Джон - Ценин).
Пост. произв. сов. драматургии на сцене К. т. вначале не были удачны
("Наталия Тарпова" Сем„нова, 1929;
"Линия огня" Никитина, 1931). Искания т-ра в области пост. произв.
сов. драматургии получили блестящее завершение в спектакле
"Оптимистическая трагедия" (1933, худ. Рындин; Комиссар-Коонен,
Алексей-Жаров, Вожак - Ценин, Командир - Яниковский). Ро-мантич. героика
пьесы глубоко и последовательно была воплощена в спектакле,
представлявшем собой яркий пример новаторского переосмысления
трагедийного жанра, насыщения его новым, революц. содержанием. Героич.
мотивы, родственные духу революц. романтики Вишневского, вновь
прозвучавшие в спектаклях "Алькасар" (1936) и "Честь" Мдивани (1938),
оказались сниженными в "Думе о Британке" Ю. Яновского (1937). Внутренней
противоречивостью, определявшейся произвольным сочетанием лит.
первоисточников, была отмечена театральная композиция "Египетские ночи"
(1934), состоявшая из фрагментов одноим. произв. Пушкина, "Цезаря и
Клеопатры" Шоу и "Антония и Клеопатры" Шекспира. В те же годы пост. один
из лучших спектаклей- "Мадам Бовари" (по одноим. роману Флобера), в
к-ром на первый план была выдвинута тема гибели человека в чуждой ему
меркантильно-буржуазной среде (1940, худ. Коваленко и Кривошеий; Эмма -
Коонен). На творческой жизни К. т. тяжело отразилась несправедливо
резкая оценка, к-рую в условиях культа личности Сталина вызвала
осуществленная Таировым в 1936 постановка оперы-фарса на муз. Бородина
"Богатыри" (либретто Д. Бедного, переработка одноим. либретто драматурга
19 в. В. А. Крылова). Недостатки спектакля были расценены как выражение
Страницы: «« « 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |