Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 » »» роли комедийного репертуара: Лариводьер ("Дочь мадам Анго" Лекока), дон Андреас ("Перикола" Оффенбаха) и др. С 1926 К.- акт„р и режисс„р Муз. т-ра им. Немиро-вича-Данченко (с 1941-Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Роли: Нонанкур ("Соломенная шляпка" Дунаевского), Астрик ("Корневильские колокола" Планкета) и др. Участвовал в пост. опер "Чио Чио-сан"; "Семья" Ходжи-Эйнатова, "Сказка о чудо-птице" Магиденко, оперетты "Корневильские колокола" и др. Ставил спектакли в Ленинграде, Куйбышеве, Казани и др. городах. В 1940-41 К.- худ. рук. Т-ра оперы и балета в Душанбе, в 1943-46- гл. реж. Белорус. т-ра муз. комедии. В 1952-62 К. в„л оперный класс в Муз. ин-те им. Гнесиных в Москве. Лит.: МарковП.А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960. А Цв КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Государственный Московский Камерный театр) - русский советский театр. Открылся 12 дек. 1914 спектаклем "Са-кунтала" Калидасы. Основатель и руководитель А. Я. Таиров; им пост. все осн. спектакли т-ра. Объявляя войну мещанству, К. т. противопоставлял свою творческую программу как натуралистич., так и условно-эстетич. т-ру, связанному с символизмом. Однако в своей практике К. т. оказывался замкнутым в узких пределах исканий "чистой театральности", характерных для модернистских течений в иск-ве предреволюц. лет. Это сказалось в постановке эстетизированной мистерии "Сакунтала", изысканных пантомимных представлениях - "Духов день в Толедо" Кузмина (1915) и "Покрывало Пьеретты" Шницлера (1916), прихотливой стилизации античного мифа - "Фамира Кифаред" Анненского (1916), в спектакле "Саломея" Уайльда (1917). Борьба т-ра "...против мещанства в жизни, - писал позднее Таиров,- сузилась до борьбы против мещанства лишь на театре... Сценическую площадку мы стали рассматривать как "мир в себе"... Кризис... вероятно, затянулся бы надолго, а быть может, и привел бы к катастрофе, если бы не Великая Октябрьская социадиетическая революция. Революция вызвала гигантскую переоценку всех ценностей" ("По-новому о новом", в сб.: "Советский театр и современность", 1947, с. 154- 155). Процесс перестройки т-ра протекал медленно, в творческом опыте К. т. постепенно формировалось то новое, что сближало т-р с революц. действительностью. Впервые годы после революции К. т. продолжал считать, что сценич. эмоция "...должна брать своисокине из подлинной жизни..., а из сотвор„нной жизни того сценического образа, который из волшебной страны фантазии вызывает акт„р к его творческому бытию" (Таиров А. Я., Записки режисс„ра, [М.], 1921, с. 75). Это определило и характер репертуара т-ра, дал„кого от современности, и его сценич. воплощение, основанное на поисках особых "чистых" театр. эмоций. Из спектаклей, пост. т-ром в 1917-20 ("Король-Арлекин" Лотара, "Ящик с игрушками" пантомима Дебюсси, "Обмен" и "Благовещение" Клоделя, "Адриенна Лекуврер" Скриба и Легуве, "Принцесса Брамбилла" по Гофману и др.), только спектакль "Адриенна Лекуврер" (1919), в к-ром А. Г. Коонен создала проникнутый правдой живого чувства лирико-трагедийный образ Адриенны, надолго сохранился в репертуаре т-ра. Художеств. программа К. т. с момента его основаниясин-тетич. т-ра. В его репертуаре героика высокой трагедии сочеталась с буффонадой в обозрениях и опереттах. А. В. Луначарский, характеризуя путь развития К. т., говорил, что этот т-р "...вероятно, будет, в отношении к слагающемуся быту, гораздо более абстрактным, но зато абстракцию он будет наполнять живым, подлинным сценическим искусством" (сб. "Камерный театр", 1934, с. 43). Это живое, подлинное сценич. иск-во, связанное с передачей акт„ром (гл. обр. Коонен) глубокого человеческого чувства, с наибольшей полнотой проявилось в трагедийных спектаклях - "Федра" (1921, худ. Веснин; Федра - Коонен, Тесей - Эг-герт, Ипполит - Церетелли), "Косматая обезьяна", "Любовь под вязами" (1926, Эбби - Коонен, Кабот - Фенин, Питер - Ценин) и "Негр" Ю. О'Нила (1929, худ. бр. В. и Г. Стенберг; Элла Доу-ней - Коонен, Джим Гаррис - Александров, Микки - Чаплыгин). В пост. пьес О'Нила намечалось конкретно-социальное осмысление темы, осложн„нное, однако, экспрессионистскими мотивами. Т. о., в 20-е гг. деятельность К. т. отличалась чрезвычайной пестротой и в то же время в ней проявилось стремление к преодолению эстетич. замкнутости. В спектаклях т-ра футуристич. влияние причудливо переплеталось с гофмановской фантастикой ("Синьор Формика" по Гофману, 1922, худ. Якулов) и эксцентрикой оперетты ("Жирофле-Жирофля", Лекока, 1922, худ. Якулов). Жанр спектакля-обозрения утверждается в постановке "Кукироль" Антокольского, Масса, Глобы и Зака (1925). В дальнейшем при„мы оперетты и обозрения соединяются в социально заостр„нном спектакле "Опера нищих" Брехта и Вей-ля - первый опыт воплощения драматургии Брехта па сов. сцене (1930, худ. бр. Стенберг; Пнчем - Фенин, Полли - Назарова, Мак - Хмельницкий, Браун - Аркадии). Отвлеч„нность конструктивистских форм ("Человек, который был Четвергом" но Честертону, 1923, худ. Веснин) теряет свою самоценность, наполняется обличит, антибурж. смыслом в постановке "Машиналь" Тредуэлл (1933, худ. Рындин; Эллен - Коонен, Джон - Ценин). Пост. произв. сов. драматургии на сцене К. т. вначале не были удачны ("Наталия Тарпова" Сем„нова, 1929; "Линия огня" Никитина, 1931). Искания т-ра в области пост. произв. сов. драматургии получили блестящее завершение в спектакле "Оптимистическая трагедия" (1933, худ. Рындин; Комиссар-Коонен, Алексей-Жаров, Вожак - Ценин, Командир - Яниковский). Ро-мантич. героика пьесы глубоко и последовательно была воплощена в спектакле, представлявшем собой яркий пример новаторского переосмысления трагедийного жанра, насыщения его новым, революц. содержанием. Героич. мотивы, родственные духу революц. романтики Вишневского, вновь прозвучавшие в спектаклях "Алькасар" (1936) и "Честь" Мдивани (1938), оказались сниженными в "Думе о Британке" Ю. Яновского (1937). Внутренней противоречивостью, определявшейся произвольным сочетанием лит. первоисточников, была отмечена театральная композиция "Египетские ночи" (1934), состоявшая из фрагментов одноим. произв. Пушкина, "Цезаря и Клеопатры" Шоу и "Антония и Клеопатры" Шекспира. В те же годы пост. один из лучших спектаклей- "Мадам Бовари" (по одноим. роману Флобера), в к-ром на первый план была выдвинута тема гибели человека в чуждой ему меркантильно-буржуазной среде (1940, худ. Коваленко и Кривошеий; Эмма - Коонен). На творческой жизни К. т. тяжело отразилась несправедливо резкая оценка, к-рую в условиях культа личности Сталина вызвала осуществленная Таировым в 1936 постановка оперы-фарса на муз. Бородина "Богатыри" (либретто Д. Бедного, переработка одноим. либретто драматурга 19 в. В. А. Крылова). Недостатки спектакля были расценены как выражение Страницы: «« « 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |