Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1057   1058   1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065  1066   1067   1068   1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075  » »»

   КАМЕНСКИЙ, Василий  Васильевич  (18.IV.1884-  11.XI.1961)  -  русский
советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1904. В 1909  стал
одним из организаторов группы кубофутуристов ("будет-лян") в,Петербурге.
В 1913-14 вместе с Маяковским и Д. Бурлюком  ездил  по  городам  России,
выступая  с  чтением  стихов,  лекциями  и  докладами.  Противопоставляя
капиталистич. городу  крестьянскую  народную  стихию,  К.  обращается  к
мотивам фольклора, к образу Степана Разина. В 1916  он  пишет  роман,  а
затем пьесу "Стенька Разин"  (1918,  т-р  им.  Комиссаржевской,  Москва;
1919, Киев, пост. Марджанова;  1924,  т-р  Революции,  Москва).  В  этом
"коллективном представлении", условном по форме, крестьянское  восстание
показано как разгул стихийной нар. мести и бунтарской  удали,  а  самому
Разину придан  облик  фольк-лорно-песенного  героя.  В  пьесе  сказались
словотворческие эксперименты К., его приверженность к п„строй  словесной
орнаментации.  Стремясь  сблизить  образ  Разина  с  современностью,  К.
завершает пьесу рево-люц. торжеством на месте его казни. Излюбленная  К.
тема крестьянского восстания нашла развитие в  поэме  "Емельян  Пугач„в"
(1931) и либретто одноим. оперы Коваля (1942,  Ленингр.  театр  оперы  и
балета им. Кирова). К. написал также  пьесу  "Пушкин  и  Дантес"  (1926,
Ленингр. академич.  т-р  драмы)  инеск.  агитпьес,  связанных  с  темами
коллективизации  и  индустриализации  ("Паровозная   обедня"   и   др.),
используя в них песни, прибаутки и т. п.
   Соч.: Книга о Евреинове, Пг., 1917;  Сборник  пьес,  М.,  1925;  Путь
энтузиаста [Воспоминания], М., 1931;
   Юность Маяковского, [Тифлис], 1931. Б. Рос., Юр. О,
   КАМЕНСКИЙ, Василий Филиппович [р. 28.XII. 1896 (9.1.1897)] -  русский
советский театральный художник. Засл. деят. иск-в У дм. АССР (1956). Чл.
Ком-мунистич. партии с 1944. В 1915 окончил Художеств. школу  в  Казани.
Здесь же в 1918 начал деятельность театр.  художника.  Затем  работал  в
т-рах  Чимкента  (1925-31),  Бирска  (Башкирия,  1932-37),   Йошкар-Олы,
Тобольска и др. городов. В 1946-56 - гл.  художник  Сарапульского  драм.
т-ра.
   Спектакли: "Вишн„вый сад" (Фрунзе, 1922), "Любовь  Яровая"  (Чимкент,
1929), "Егор  Булычев  и  другие"  (Вязьма,  1934);  "Салика"  Николаева
(Йошкар-Ола,  1937),  "Женитьба  Фигаро"  (Тобольск,  1941);  "Иркутская
история" Арбузова  (Глазов,  1961);  в  Сарапульском  т-рс:  "Сердце  не
камень" Островского (1953), "Раки" Михалкова (1953), "На  бойком  месте"
(1954), "Дядя Ваня" (1955); "Дон Сезар де  Базан"  Дюмануара  и  Деннсри
(1956), "Заводские ребята" Шура (1959),  "Весенний  гром"  Д.  Зорина  и
"Девушка с веснушками" Успенского (1961) и др. А, Ив.
   КАМЕНСКИЙ, Каменьский (Kamienski), Мацей (13.  X.  1734-25.1.1821)  -
польский композитор. По происхождению словак. Муз. образование получил в
Вене. С 1760 преподавал фп. и  пение  в  Варшаве.  Начал  композиторскую
деятельность в 1778,  написав  первую  польскую  оперу  "Осчастливленная
бедность" на либр. Ф. Богомольна (Нац. т-р,  Варшава),  имевшую  большой
успех. Вторая опера К.- "Зоська, или Сельские развлечения" на  либр.  С.
Шиманьского  (1779,  Нац.  т-р,  Варшава)  имела  ещ„  больший  успех  и
выдержала подряд 76 представлений. Эта опера насыщена нар.  мелодиями  и
ритмами, колоритными комич. ариями. К. написал также пасторальную  оперу
"Добродетельная  простота"   (1779,   Варшава),   оперы   "Установленная
традиция" (1780, там же), "Крестьянский  бал,  или  Ка-ся  с  Ганкой  на
выданьи" (1795, там же), две оперы  на  нем.  либр.  "Султан  Вампун"  и
"Антони и Антося" (не были пост.). Оперы  К.  окрашены  славянским  нац.
колоритом, особенно в  лирич.  эпизодах.  Партии  этих  опер  отличаются
богатством мелодич. рисунка и  орнаментики,  сложны  для  исполнения.  В
оперном творчестве К. сказалось влияние итал. оперной школы (увертюра  к
"Осчастливленной бедности"). На творч. опыт К. опирались в дальнейшем Я.
Стефани, К. Кур-пиньский, Ю. Эльснер.
   Лит.: Karasowski M., Rys historyczny opery polskiej, Wars7., 1859. Л.
Коз.
   KAMEPATA (итал. Camerata fiorentina, букв.- флорентийская корпорация)
- содружество поэтов и музыкантов  во  Флоренции,  возникшее  ок.  1580.
Организаторами е„ были просвещ„нные флорентийские меценаты Дж.  Барди  и
Я. Кореи. В  К.  входили  поэты  О.  Ринуччини,  Г.  Кьябрера,  певцы  и
композиторы Я. Пери и Дж. Каччини, музыканты В. Галилей, П. Строцци, Дж.
Меи и др. Здесь  были  созданы  первые  оперные  произв.  Участники  К.,
воспитанные  на  идеях  Возрождения,   стремились   возродить   античную
трагедию,  для  чего  добивались  синтеза  поэзии  и  музыки.   Эстетич.
воззрения К. нашли  отражение  в  "Диалоге  о  старинной  и  современной
музыке"  Галилея  (1581)  и  в  предисловии  к   сборнику   одноголосных
мадригалов Каччини  "Нуове  музике"  (1602),  противопоставлявших  новый
"выразительный   стиль"   (монодию    с    гармо-нич.    сопровождением)
господствовавшей ранее полифонии. Произв.  нового  муз.  стиля  легли  в
основу первых опер - "драматич.  мелодий"  "Жалоба  Уголино"  (на  текст
Данте), "Плач Иеремии" Галилея, "Мадригалов" Каччини (на тексты  сонетов
и  канцон  итал.   поэтов).   Возникновению   первых   оперных   произв.
предшествовало исполнение во  Флоренции  (и  в  др.  городах  Италии)  в
1579-89 театрализованных мадригалов,  интермедий,  представлявших  собой
пасторали на античные сюжеты с музыкой (музыку сочиняли Л. Ма-ренцио, К.
Мальвецци, Дж. Каччини, Э. де Кавалье-ри,  П.  Строцци  и  др.).  Первая
флорентийская опера "Дафна" (текст Ринуччини, музыка  Пери)  написана  и
пост. в доме Кореи  (1594),  музыка  е„  не  сохранилась.  Вторая  опера
Ринуччини  и  Пери  "Эвридика"  была  представлена  впервые  в  1600  во
Флоренции (в палаццо Питти) во время празднеств по случаю бракосочетания
Марии Медичи и франц. /короля Генриха  IV.  Опера  шла  в  сопровождении
инструмент,  ансамбля.  Партию  Орфея  исполнял  Пери,/  Эвридики  -  В.
Ар-килеи, известная колоратурная/певица. В спектакле  принимали  участие
также теноры Ф. Рази (Аминта) и А. Бранди (Арчетро), бас М.  Цалантротти
(Плутон). Опера не имела увертюры и  открывалась  фанфарами,  за  к-рыми
следовал Пролог, повествовавший о теме спектакля. В трактовке  хоров  (с
корифеями)  и  введении  в  действие  наперсников  \и  вестников   видно
стремление приблизиться к античной трагедии. Третья опера  -  "Похищение
Кефала"-была написана Дж. Каччини и Г. Кьябрера (1600).
   Лит.: Valle N., Origini del melodramma, Roma,  1936;  Martin  H.,  La
"Camerata" du Comte Bardi et la musique fiorentine du xyi siede,  "Revuc
de musicologie", 1932, ј42-44,1933, ј 46-47; Роллан Р., Опера в XVII  в.
в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М 1931. Св. Г. КАМЕРНАЯ ОПЕРА
- см. Опера. КАМЕРНАЯ СЦЕНА - см.  "Каммершпиле".  КАМЕРНЙЦКИЙ,  Дмитрий
Владимирович [р.1(13). X. 1897]  -  русский  советский  режисс„р,  певец
(бас) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В  1918-22  обучался  пению  в
Моск. консерватории. В 1919-25 К.- акт„р муз. студии МХТ, исполнял  осн.

Страницы: «« « 1057   1058   1059   1060   1061   1062   1063   1064   1065  1066   1067   1068   1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия