|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 » »» КАМЕНСКИЙ, Василий Васильевич (18.IV.1884- 11.XI.1961) - русский
советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1904. В 1909 стал
одним из организаторов группы кубофутуристов ("будет-лян") в,Петербурге.
В 1913-14 вместе с Маяковским и Д. Бурлюком ездил по городам России,
выступая с чтением стихов, лекциями и докладами. Противопоставляя
капиталистич. городу крестьянскую народную стихию, К. обращается к
мотивам фольклора, к образу Степана Разина. В 1916 он пишет роман, а
затем пьесу "Стенька Разин" (1918, т-р им. Комиссаржевской, Москва;
1919, Киев, пост. Марджанова; 1924, т-р Революции, Москва). В этом
"коллективном представлении", условном по форме, крестьянское восстание
показано как разгул стихийной нар. мести и бунтарской удали, а самому
Разину придан облик фольк-лорно-песенного героя. В пьесе сказались
словотворческие эксперименты К., его приверженность к п„строй словесной
орнаментации. Стремясь сблизить образ Разина с современностью, К.
завершает пьесу рево-люц. торжеством на месте его казни. Излюбленная К.
тема крестьянского восстания нашла развитие в поэме "Емельян Пугач„в"
(1931) и либретто одноим. оперы Коваля (1942, Ленингр. театр оперы и
балета им. Кирова). К. написал также пьесу "Пушкин и Дантес" (1926,
Ленингр. академич. т-р драмы) инеск. агитпьес, связанных с темами
коллективизации и индустриализации ("Паровозная обедня" и др.),
используя в них песни, прибаутки и т. п.
Соч.: Книга о Евреинове, Пг., 1917; Сборник пьес, М., 1925; Путь
энтузиаста [Воспоминания], М., 1931;
Юность Маяковского, [Тифлис], 1931. Б. Рос., Юр. О,
КАМЕНСКИЙ, Василий Филиппович [р. 28.XII. 1896 (9.1.1897)] - русский
советский театральный художник. Засл. деят. иск-в У дм. АССР (1956). Чл.
Ком-мунистич. партии с 1944. В 1915 окончил Художеств. школу в Казани.
Здесь же в 1918 начал деятельность театр. художника. Затем работал в
т-рах Чимкента (1925-31), Бирска (Башкирия, 1932-37), Йошкар-Олы,
Тобольска и др. городов. В 1946-56 - гл. художник Сарапульского драм.
т-ра.
Спектакли: "Вишн„вый сад" (Фрунзе, 1922), "Любовь Яровая" (Чимкент,
1929), "Егор Булычев и другие" (Вязьма, 1934); "Салика" Николаева
(Йошкар-Ола, 1937), "Женитьба Фигаро" (Тобольск, 1941); "Иркутская
история" Арбузова (Глазов, 1961); в Сарапульском т-рс: "Сердце не
камень" Островского (1953), "Раки" Михалкова (1953), "На бойком месте"
(1954), "Дядя Ваня" (1955); "Дон Сезар де Базан" Дюмануара и Деннсри
(1956), "Заводские ребята" Шура (1959), "Весенний гром" Д. Зорина и
"Девушка с веснушками" Успенского (1961) и др. А, Ив.
КАМЕНСКИЙ, Каменьский (Kamienski), Мацей (13. X. 1734-25.1.1821) -
польский композитор. По происхождению словак. Муз. образование получил в
Вене. С 1760 преподавал фп. и пение в Варшаве. Начал композиторскую
деятельность в 1778, написав первую польскую оперу "Осчастливленная
бедность" на либр. Ф. Богомольна (Нац. т-р, Варшава), имевшую большой
успех. Вторая опера К.- "Зоська, или Сельские развлечения" на либр. С.
Шиманьского (1779, Нац. т-р, Варшава) имела ещ„ больший успех и
выдержала подряд 76 представлений. Эта опера насыщена нар. мелодиями и
ритмами, колоритными комич. ариями. К. написал также пасторальную оперу
"Добродетельная простота" (1779, Варшава), оперы "Установленная
традиция" (1780, там же), "Крестьянский бал, или Ка-ся с Ганкой на
выданьи" (1795, там же), две оперы на нем. либр. "Султан Вампун" и
"Антони и Антося" (не были пост.). Оперы К. окрашены славянским нац.
колоритом, особенно в лирич. эпизодах. Партии этих опер отличаются
богатством мелодич. рисунка и орнаментики, сложны для исполнения. В
оперном творчестве К. сказалось влияние итал. оперной школы (увертюра к
"Осчастливленной бедности"). На творч. опыт К. опирались в дальнейшем Я.
Стефани, К. Кур-пиньский, Ю. Эльснер.
Лит.: Karasowski M., Rys historyczny opery polskiej, Wars7., 1859. Л.
Коз.
KAMEPATA (итал. Camerata fiorentina, букв.- флорентийская корпорация)
- содружество поэтов и музыкантов во Флоренции, возникшее ок. 1580.
Организаторами е„ были просвещ„нные флорентийские меценаты Дж. Барди и
Я. Кореи. В К. входили поэты О. Ринуччини, Г. Кьябрера, певцы и
композиторы Я. Пери и Дж. Каччини, музыканты В. Галилей, П. Строцци, Дж.
Меи и др. Здесь были созданы первые оперные произв. Участники К.,
воспитанные на идеях Возрождения, стремились возродить античную
трагедию, для чего добивались синтеза поэзии и музыки. Эстетич.
воззрения К. нашли отражение в "Диалоге о старинной и современной
музыке" Галилея (1581) и в предисловии к сборнику одноголосных
мадригалов Каччини "Нуове музике" (1602), противопоставлявших новый
"выразительный стиль" (монодию с гармо-нич. сопровождением)
господствовавшей ранее полифонии. Произв. нового муз. стиля легли в
основу первых опер - "драматич. мелодий" "Жалоба Уголино" (на текст
Данте), "Плач Иеремии" Галилея, "Мадригалов" Каччини (на тексты сонетов
и канцон итал. поэтов). Возникновению первых оперных произв.
предшествовало исполнение во Флоренции (и в др. городах Италии) в
1579-89 театрализованных мадригалов, интермедий, представлявших собой
пасторали на античные сюжеты с музыкой (музыку сочиняли Л. Ма-ренцио, К.
Мальвецци, Дж. Каччини, Э. де Кавалье-ри, П. Строцци и др.). Первая
флорентийская опера "Дафна" (текст Ринуччини, музыка Пери) написана и
пост. в доме Кореи (1594), музыка е„ не сохранилась. Вторая опера
Ринуччини и Пери "Эвридика" была представлена впервые в 1600 во
Флоренции (в палаццо Питти) во время празднеств по случаю бракосочетания
Марии Медичи и франц. /короля Генриха IV. Опера шла в сопровождении
инструмент, ансамбля. Партию Орфея исполнял Пери,/ Эвридики - В.
Ар-килеи, известная колоратурная/певица. В спектакле принимали участие
также теноры Ф. Рази (Аминта) и А. Бранди (Арчетро), бас М. Цалантротти
(Плутон). Опера не имела увертюры и открывалась фанфарами, за к-рыми
следовал Пролог, повествовавший о теме спектакля. В трактовке хоров (с
корифеями) и введении в действие наперсников \и вестников видно
стремление приблизиться к античной трагедии. Третья опера - "Похищение
Кефала"-была написана Дж. Каччини и Г. Кьябрера (1600).
Лит.: Valle N., Origini del melodramma, Roma, 1936; Martin H., La
"Camerata" du Comte Bardi et la musique fiorentine du xyi siede, "Revuc
de musicologie", 1932, ј42-44,1933, ј 46-47; Роллан Р., Опера в XVII в.
в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М 1931. Св. Г. КАМЕРНАЯ ОПЕРА
- см. Опера. КАМЕРНАЯ СЦЕНА - см. "Каммершпиле". КАМЕРНЙЦКИЙ, Дмитрий
Владимирович [р.1(13). X. 1897] - русский советский режисс„р, певец
(бас) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1918-22 обучался пению в
Моск. консерватории. В 1919-25 К.- акт„р муз. студии МХТ, исполнял осн.
Страницы: «« « 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |