Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 » »» КАМЕНСКИЙ, Василий Васильевич (18.IV.1884- 11.XI.1961) - русский советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1904. В 1909 стал одним из организаторов группы кубофутуристов ("будет-лян") в,Петербурге. В 1913-14 вместе с Маяковским и Д. Бурлюком ездил по городам России, выступая с чтением стихов, лекциями и докладами. Противопоставляя капиталистич. городу крестьянскую народную стихию, К. обращается к мотивам фольклора, к образу Степана Разина. В 1916 он пишет роман, а затем пьесу "Стенька Разин" (1918, т-р им. Комиссаржевской, Москва; 1919, Киев, пост. Марджанова; 1924, т-р Революции, Москва). В этом "коллективном представлении", условном по форме, крестьянское восстание показано как разгул стихийной нар. мести и бунтарской удали, а самому Разину придан облик фольк-лорно-песенного героя. В пьесе сказались словотворческие эксперименты К., его приверженность к п„строй словесной орнаментации. Стремясь сблизить образ Разина с современностью, К. завершает пьесу рево-люц. торжеством на месте его казни. Излюбленная К. тема крестьянского восстания нашла развитие в поэме "Емельян Пугач„в" (1931) и либретто одноим. оперы Коваля (1942, Ленингр. театр оперы и балета им. Кирова). К. написал также пьесу "Пушкин и Дантес" (1926, Ленингр. академич. т-р драмы) инеск. агитпьес, связанных с темами коллективизации и индустриализации ("Паровозная обедня" и др.), используя в них песни, прибаутки и т. п. Соч.: Книга о Евреинове, Пг., 1917; Сборник пьес, М., 1925; Путь энтузиаста [Воспоминания], М., 1931; Юность Маяковского, [Тифлис], 1931. Б. Рос., Юр. О, КАМЕНСКИЙ, Василий Филиппович [р. 28.XII. 1896 (9.1.1897)] - русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в У дм. АССР (1956). Чл. Ком-мунистич. партии с 1944. В 1915 окончил Художеств. школу в Казани. Здесь же в 1918 начал деятельность театр. художника. Затем работал в т-рах Чимкента (1925-31), Бирска (Башкирия, 1932-37), Йошкар-Олы, Тобольска и др. городов. В 1946-56 - гл. художник Сарапульского драм. т-ра. Спектакли: "Вишн„вый сад" (Фрунзе, 1922), "Любовь Яровая" (Чимкент, 1929), "Егор Булычев и другие" (Вязьма, 1934); "Салика" Николаева (Йошкар-Ола, 1937), "Женитьба Фигаро" (Тобольск, 1941); "Иркутская история" Арбузова (Глазов, 1961); в Сарапульском т-рс: "Сердце не камень" Островского (1953), "Раки" Михалкова (1953), "На бойком месте" (1954), "Дядя Ваня" (1955); "Дон Сезар де Базан" Дюмануара и Деннсри (1956), "Заводские ребята" Шура (1959), "Весенний гром" Д. Зорина и "Девушка с веснушками" Успенского (1961) и др. А, Ив. КАМЕНСКИЙ, Каменьский (Kamienski), Мацей (13. X. 1734-25.1.1821) - польский композитор. По происхождению словак. Муз. образование получил в Вене. С 1760 преподавал фп. и пение в Варшаве. Начал композиторскую деятельность в 1778, написав первую польскую оперу "Осчастливленная бедность" на либр. Ф. Богомольна (Нац. т-р, Варшава), имевшую большой успех. Вторая опера К.- "Зоська, или Сельские развлечения" на либр. С. Шиманьского (1779, Нац. т-р, Варшава) имела ещ„ больший успех и выдержала подряд 76 представлений. Эта опера насыщена нар. мелодиями и ритмами, колоритными комич. ариями. К. написал также пасторальную оперу "Добродетельная простота" (1779, Варшава), оперы "Установленная традиция" (1780, там же), "Крестьянский бал, или Ка-ся с Ганкой на выданьи" (1795, там же), две оперы на нем. либр. "Султан Вампун" и "Антони и Антося" (не были пост.). Оперы К. окрашены славянским нац. колоритом, особенно в лирич. эпизодах. Партии этих опер отличаются богатством мелодич. рисунка и орнаментики, сложны для исполнения. В оперном творчестве К. сказалось влияние итал. оперной школы (увертюра к "Осчастливленной бедности"). На творч. опыт К. опирались в дальнейшем Я. Стефани, К. Кур-пиньский, Ю. Эльснер. Лит.: Karasowski M., Rys historyczny opery polskiej, Wars7., 1859. Л. Коз. KAMEPATA (итал. Camerata fiorentina, букв.- флорентийская корпорация) - содружество поэтов и музыкантов во Флоренции, возникшее ок. 1580. Организаторами е„ были просвещ„нные флорентийские меценаты Дж. Барди и Я. Кореи. В К. входили поэты О. Ринуччини, Г. Кьябрера, певцы и композиторы Я. Пери и Дж. Каччини, музыканты В. Галилей, П. Строцци, Дж. Меи и др. Здесь были созданы первые оперные произв. Участники К., воспитанные на идеях Возрождения, стремились возродить античную трагедию, для чего добивались синтеза поэзии и музыки. Эстетич. воззрения К. нашли отражение в "Диалоге о старинной и современной музыке" Галилея (1581) и в предисловии к сборнику одноголосных мадригалов Каччини "Нуове музике" (1602), противопоставлявших новый "выразительный стиль" (монодию с гармо-нич. сопровождением) господствовавшей ранее полифонии. Произв. нового муз. стиля легли в основу первых опер - "драматич. мелодий" "Жалоба Уголино" (на текст Данте), "Плач Иеремии" Галилея, "Мадригалов" Каччини (на тексты сонетов и канцон итал. поэтов). Возникновению первых оперных произв. предшествовало исполнение во Флоренции (и в др. городах Италии) в 1579-89 театрализованных мадригалов, интермедий, представлявших собой пасторали на античные сюжеты с музыкой (музыку сочиняли Л. Ма-ренцио, К. Мальвецци, Дж. Каччини, Э. де Кавалье-ри, П. Строцци и др.). Первая флорентийская опера "Дафна" (текст Ринуччини, музыка Пери) написана и пост. в доме Кореи (1594), музыка е„ не сохранилась. Вторая опера Ринуччини и Пери "Эвридика" была представлена впервые в 1600 во Флоренции (в палаццо Питти) во время празднеств по случаю бракосочетания Марии Медичи и франц. /короля Генриха IV. Опера шла в сопровождении инструмент, ансамбля. Партию Орфея исполнял Пери,/ Эвридики - В. Ар-килеи, известная колоратурная/певица. В спектакле принимали участие также теноры Ф. Рази (Аминта) и А. Бранди (Арчетро), бас М. Цалантротти (Плутон). Опера не имела увертюры и открывалась фанфарами, за к-рыми следовал Пролог, повествовавший о теме спектакля. В трактовке хоров (с корифеями) и введении в действие наперсников \и вестников видно стремление приблизиться к античной трагедии. Третья опера - "Похищение Кефала"-была написана Дж. Каччини и Г. Кьябрера (1600). Лит.: Valle N., Origini del melodramma, Roma, 1936; Martin H., La "Camerata" du Comte Bardi et la musique fiorentine du xyi siede, "Revuc de musicologie", 1932, ј42-44,1933, ј 46-47; Роллан Р., Опера в XVII в. в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М 1931. Св. Г. КАМЕРНАЯ ОПЕРА - см. Опера. КАМЕРНАЯ СЦЕНА - см. "Каммершпиле". КАМЕРНЙЦКИЙ, Дмитрий Владимирович [р.1(13). X. 1897] - русский советский режисс„р, певец (бас) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1918-22 обучался пению в Моск. консерватории. В 1919-25 К.- акт„р муз. студии МХТ, исполнял осн. Страницы: «« « 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |