|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 » »» ("Потонувший колокол", "Одинокие", "Ткачи" Гауптмана). Но натуралистич.
направление Немецкого т-ра противоречило творческим убеждениям К. Ему
было глубоко чуждо характерное для этого т-ра стремление подменять
поэтич. силу иск-ва внешним воспроизведением жизни. Акт„р всем своим
творчеством опровергал как натурализм, так и условный т-р. С 1899 и до
своей смерти (1910) К. был акт„ром венского "Бургтеатра", где его талант
получил наивысшее развитие. Он продолжал играть свои юношеские роли -
Ромео, Альфон-со, Дон Карлоса. Но вершиной творчества К. стали Освальд
(1900), Гамлет (1901), Фигаро (1904); Тассо, Мефистофель ("Торквато
Тассо", "Фауст" Г„те, 1906). В этих ролях проявился гуманизм К., его
демократизм, в образах К. звучал протест против действительности,
уродующей личность человека, страстная вера в силу человеческого разума.
Его Гамлет, хрупкий и нежный, был активным одухотвор„нным искателем
истины, в н„м были мужество, постоянная готовность к действию и
трагическая горечь, мучительное сознание собственного бессилия,
тревожные раздумья о жизни. 12 мая 1910 К. последний . раз выступил на
сцене в роли Марка Антония. Он умер, не успев сыграть подготовленные им
роли Ричарда III, Макбета; Сольнеса ("Строитель Сольнес" Ибсена).
Акт„р-мыслитель, К. стоял на позициях, близких Станиславскому и
Художеств. т-ру, был противнмком натурализма и декадентства. Много
выступал на эстраде, покорял слушателей ясностью, силой мысли, к-рая
раскрывалась в музыке слова, выразительном жесте. В К.-чтеце соединялся
оратор и акт„р.
Лит.: G r e g о r i F., J. Kainz, 2. Aufl., 1905; ti a b J., Was ist
uns Kainz?, B., 1905; B r ah m 0., Kainz, В., 1910;
Briefe von Josef Kainz, W., 1921; Falke K., Kainz als Hamlet, Z.,
1911; Richter H., Kainz, W. - Lpz., 1930;
Bahr H., Josef Kainz, W., 1910; Wiegler P., Josef Kainz. Ein Genius
in seinen Verwandlungen, B., 1941; K o-b e r E., Josef Kainz, W., 1948;
Г в о з д e г. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий,
М.-Л., 1939; его же. Хрестоматия по истории Западного театра..., М.-Л.,
1939; Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, М.-Л., 15. , Л. Лоб.
КАЙРОН (Cairon), Сальвадора (2-я пол. 19 в.) - испанская актриса.
Дебютировала как танцовщица, затем перешла в драму. С 1865 была первой
актрисой театра Эспаньоль, выступала вместе с известным акт„ром X.
Валеро, к-рый был е„ мужем. Роли: донья Констанс ("Колокол Алмудаины"
Палоу), Коль, Инглатеса ("Ссоры мудрого короля" Л. де Эгилас). Обладая
прекрасной внешностью, играла комедийные и драм. роли. Работам е„ была
присуща тщательность отделки. Рано оставила сцену из-за болезни.
КАЙСЛЕР (Kay?ler), Фридрих (7. IV. 1874 -24. IV. 1945) - немецкий
акт„р, театральный деятель и драматург. В 1893-94 изучал философию в
Мюнхене и Бреславле. В 1895 становится артистом берлинского Немецкого
т-ра О. Брама. Творч. деятельность К. в основном связана с т-рами,
руководимыми М. Рейнхардтом. В 1900 К. участвует в спектаклях кабаре
"Шум и дым", в 1903-05 он-акт„р Нового т-ра, с 1905 - Немецкого т-ра.
Пост. "Фауста" Г„те (1909, 1911, играл Фауста). В 1918-23 К.- директор
берлинского "Фольксбюне", позднее выступает в Гос. т-ре.
В 1903-13 сыграла т-рах, руководимых Рейнхардтом, роли: Одоардо,
Вернер ("Эмилия Галотти" и "Минна фон Барнхельм" Лессинга), Эдип ("Эдип
и Сфинкс" Гофмансталя), Гигес ("Гигес и его кольцо" Хеб-беля), принц
Гомбургский ("Принц Фридрих Гомбург-ский" Клейста), Сатин ("На дне"),
Вильгельм ("Праздник мира" Гауптмана), пастор Мандерс ("Привидения").
Игра К. отличалась сдержанной силой, даже нек-рой статичностью, его
излюбленные образы - трагические, благородные "чистые души", к-рые он
воплощал на сцене с огромным мастерством. После кратковременного
увлечения натурализмом К. примкнул к экспрессионизму. Будучи директором
"Фольксбюне", К. превратил его в экспрессионистич. т-р; под его
руководством были осуществлены пост. спектаклей: мистерия Иммермана
"Мерлин" (с К. в заглавной роли), "Газ" Кайзера, "Мера за меру" и
"Комедия ошибок" Шекспира, "Путь в Дамаск" Стриндберга, "Антигона"
Софокла, "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, "Кот в сапогах" Тика,
"Человек-масса" Толлера. Но эти увлечения почти не отразились на игре
К., к-рый в своей акт„рской практике следовал принципам психологич.
реализма - Саранцев ("И свет во тьме светит" Л. Н. Толстого, 1923) и др.
К.- автор ряда работ, посв. акт„рскому иск-ву: "Заметки акт„ра", т. 1,
1910, т. 2, 1914, т. 3, 1929; "Памяти И. Кайн-ца", 1911, и пьес:
"Симплициус" (1905), "Чудесный Жан" (1917), "Письмо" (1917) и др.
Снимался в кино (с 1912).
Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1-3, Roma, 1930. Лит.: Bah J., F. Kay?ler und
die Schaubuhne, B., 1907;
W i t t e K., Kunstwollen und Kunsfcforderung F. Kay?-lers
Greifswald, B., 1940. Harn. B.
КАЙТАНИ, Яоко (p. 28. III. 1921) - японская артистка балета,
балетмейстер. В 1942 организовала балетную труппу "Кайтани барэдан", где
пост. "Золушку", "Щелкунчика", "Лебединое озеро", "Коппе-лию" (в 1951
спектакли "Золушка" и "Щелкунчик" были удостоены премии япон. фестиваля
иск-в). В балетных пост. в собственной труппе исполняла партии:
Одетта-Одиллия, Джульетта, Коппелия, Золушка и др. В 1961 К. посетила
Советский Союз, занималась в Моск. хореографич. уч-ще. По возвращении
пост. "Корсар" Адана и Пуни (1961), в к-ром использовала опыт рус. и
сов. балетмейстерской школы. Вед„т педагогическую деятельность,
руководит балетной школой. Л. Г.
КАКАБАДЗЕ, Давид Нестерович (1889-1951) - грузинский советский
художник. Начал работу в т-ре в 1928-30, когда К. Марджанишвили создавал
т-р в Кутаиси. К. был первым художником этого т-ра. Оформил спектакли
"Гоп-ля, мы жив„м!" Толлера, "Баил" Чианели, "Кваркваре Тутабери"
Какабадзе. Работы К. для т-ра отличались простотой и л„гкостью,
остроумным решением сценич. пространства, но в них сказалось увлечение
абстрактно-декоративной живописью. Поворот художника к реализму
определился в его поздних театр. работах - "Гурия Ниношвили" Дадиани
(1934)," "За тех, кто в море!" (1946); "Начальник станции" Мосашвили
(1947).
Лит.: Алибегашвили Г., Давид Какабадзе, Тбилиси, 158.
КАКАБАДЗЕ, Поликарп Малхазович [р. 23.11(7.111). 1895] - грузинский
советский драматург. Род. в крест, семье. Лит. деятельность начал в 1918
и сразу же проявил себя как знаток крестьянского быта, тонкий психолог,
мастер диалога и обрисовки характеров. Уже в первых драм. произв. К.
"Три девицы" и "Перед рассветом" (1918) был создан характерный для
творчества К. образ обездоленного в дореволюц. России груз. крестьянина.
Сочувствуя своему герою, К. в то же время указывает на ограниченность
Страницы: «« « 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |