Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1042   1043   1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050  1051   1052   1053   1054   1055   1056   1057   1058   1059   1060  » »»

("Потонувший колокол", "Одинокие", "Ткачи" Гауптмана). Но  натуралистич.
направление Немецкого т-ра противоречило творческим  убеждениям  К.  Ему
было глубоко чуждо  характерное  для  этого  т-ра  стремление  подменять
поэтич. силу иск-ва внешним воспроизведением  жизни.  Акт„р  всем  своим
творчеством опровергал как натурализм, так и условный т-р. С 1899  и  до
своей смерти (1910) К. был акт„ром венского "Бургтеатра", где его талант
получил наивысшее развитие. Он продолжал играть свои  юношеские  роли  -
Ромео, Альфон-со, Дон Карлоса. Но вершиной творчества К.  стали  Освальд
(1900), Гамлет (1901),  Фигаро  (1904);  Тассо,  Мефистофель  ("Торквато
Тассо", "Фауст" Г„те, 1906). В этих ролях  проявился  гуманизм  К.,  его
демократизм,  в  образах  К.  звучал  протест  против  действительности,
уродующей личность человека, страстная вера в силу человеческого разума.
Его Гамлет, хрупкий и  нежный,  был  активным  одухотвор„нным  искателем
истины,  в  н„м  были  мужество,  постоянная  готовность  к  действию  и
трагическая  горечь,   мучительное   сознание   собственного   бессилия,
тревожные раздумья о жизни. 12 мая 1910 К. последний . раз  выступил  на
сцене в роли Марка Антония. Он умер, не успев сыграть подготовленные  им
роли  Ричарда  III,  Макбета;  Сольнеса  ("Строитель  Сольнес"  Ибсена).
Акт„р-мыслитель,  К.  стоял  на  позициях,  близких   Станиславскому   и
Художеств. т-ру,  был  противнмком  натурализма  и  декадентства.  Много
выступал на эстраде, покорял слушателей  ясностью,  силой  мысли,  к-рая
раскрывалась в музыке слова, выразительном жесте. В К.-чтеце  соединялся
оратор и акт„р.
   Лит.: G r e g о r i F., J. Kainz, 2. Aufl., 1905; ti a b J., Was  ist
uns Kainz?, B., 1905; B r ah m 0., Kainz, В., 1910;
   Briefe von Josef Kainz, W., 1921; Falke K.,  Kainz  als  Hamlet,  Z.,
1911; Richter H., Kainz, W. - Lpz., 1930;
   Bahr H., Josef Kainz, W., 1910; Wiegler P., Josef Kainz.  Ein  Genius
in seinen Verwandlungen, B., 1941; K o-b e r E., Josef Kainz, W.,  1948;
Г в о з д e г. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий,
М.-Л., 1939; его же. Хрестоматия по истории Западного театра...,  М.-Л.,
1939; Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, М.-Л., 15. , Л. Лоб.
   КАЙРОН (Cairon), Сальвадора (2-я пол. 19  в.)  -  испанская  актриса.
Дебютировала как танцовщица, затем перешла в драму. С 1865  была  первой
актрисой театра Эспаньоль,  выступала  вместе  с  известным  акт„ром  X.
Валеро, к-рый был е„ мужем. Роли: донья  Констанс  ("Колокол  Алмудаины"
Палоу), Коль, Инглатеса ("Ссоры мудрого короля" Л. де  Эгилас).  Обладая
прекрасной внешностью, играла комедийные и драм. роли. Работам  е„  была
присуща тщательность отделки. Рано оставила сцену из-за болезни.
   КАЙСЛЕР (Kay?ler), Фридрих (7. IV. 1874 -24.  IV.  1945)  -  немецкий
акт„р, театральный деятель и драматург. В  1893-94  изучал  философию  в
Мюнхене и Бреславле. В 1895 становится  артистом  берлинского  Немецкого
т-ра О. Брама. Творч. деятельность  К.  в  основном  связана  с  т-рами,
руководимыми М. Рейнхардтом. В 1900 К.  участвует  в  спектаклях  кабаре
"Шум и дым", в 1903-05 он-акт„р Нового т-ра, с 1905  -  Немецкого  т-ра.
Пост. "Фауста" Г„те (1909, 1911, играл Фауста). В 1918-23  К.-  директор
берлинского "Фольксбюне", позднее выступает в Гос. т-ре.
   В 1903-13 сыграла  т-рах,  руководимых  Рейнхардтом,  роли:  Одоардо,
Вернер ("Эмилия Галотти" и "Минна фон Барнхельм" Лессинга), Эдип  ("Эдип
и Сфинкс" Гофмансталя), Гигес ("Гигес и  его  кольцо"  Хеб-беля),  принц
Гомбургский ("Принц Фридрих Гомбург-ский" Клейста),  Сатин  ("На  дне"),
Вильгельм ("Праздник мира" Гауптмана),  пастор  Мандерс  ("Привидения").
Игра К. отличалась сдержанной  силой,  даже  нек-рой  статичностью,  его
излюбленные образы - трагические, благородные "чистые  души",  к-рые  он
воплощал  на  сцене  с  огромным  мастерством.  После   кратковременного
увлечения натурализмом К. примкнул к экспрессионизму. Будучи  директором
"Фольксбюне",  К.  превратил  его  в  экспрессионистич.  т-р;  под   его
руководством были  осуществлены  пост.  спектаклей:  мистерия  Иммермана
"Мерлин" (с К. в заглавной  роли),  "Газ"  Кайзера,  "Мера  за  меру"  и
"Комедия ошибок"  Шекспира,  "Путь  в  Дамаск"  Стриндберга,  "Антигона"
Софокла, "Заговор  Фиеско  в  Генуе"  Шиллера,  "Кот  в  сапогах"  Тика,
"Человек-масса" Толлера. Но эти увлечения почти не  отразились  на  игре
К., к-рый в своей  акт„рской  практике  следовал  принципам  психологич.
реализма - Саранцев ("И свет во тьме светит" Л. Н. Толстого, 1923) и др.
К.- автор ряда работ, посв. акт„рскому иск-ву: "Заметки акт„ра",  т.  1,
1910, т. 2, 1914, т.  3,  1929;  "Памяти  И.  Кайн-ца",  1911,  и  пьес:
"Симплициус" (1905),  "Чудесный  Жан"  (1917),  "Письмо"  (1917)  и  др.
Снимался в кино (с 1912).
   Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1-3, Roma, 1930. Лит.: Bah J., F. Kay?ler und
die Schaubuhne, B., 1907;
   W  i  t  t  e  K.,  Kunstwollen  und  Kunsfcforderung  F.   Kay?-lers
Greifswald, B., 1940. Harn. B.
   КАЙТАНИ,  Яоко  (p.  28.  III.  1921)  -  японская  артистка  балета,
балетмейстер. В 1942 организовала балетную труппу "Кайтани барэдан", где
пост. "Золушку", "Щелкунчика", "Лебединое озеро",  "Коппе-лию"  (в  1951
спектакли "Золушка" и "Щелкунчик" были удостоены премии япон.  фестиваля
иск-в).  В  балетных  пост.  в  собственной  труппе  исполняла   партии:
Одетта-Одиллия, Джульетта, Коппелия, Золушка и др. В  1961  К.  посетила
Советский Союз, занималась в Моск. хореографич.  уч-ще.  По  возвращении
пост. "Корсар" Адана и Пуни (1961), в к-ром  использовала  опыт  рус.  и
сов.  балетмейстерской   школы.   Вед„т   педагогическую   деятельность,
руководит балетной школой. Л. Г.
   КАКАБАДЗЕ,  Давид  Нестерович  (1889-1951)  -  грузинский   советский
художник. Начал работу в т-ре в 1928-30, когда К. Марджанишвили создавал
т-р в Кутаиси. К. был первым художником этого  т-ра.  Оформил  спектакли
"Гоп-ля,  мы  жив„м!"  Толлера,  "Баил"  Чианели,  "Кваркваре  Тутабери"
Какабадзе.  Работы  К.  для  т-ра  отличались  простотой  и   л„гкостью,
остроумным решением сценич. пространства, но в них  сказалось  увлечение
абстрактно-декоративной  живописью.   Поворот   художника   к   реализму
определился в его поздних театр. работах  -  "Гурия  Ниношвили"  Дадиани
(1934)," "За тех, кто в море!"  (1946);  "Начальник  станции"  Мосашвили
(1947).
   Лит.: Алибегашвили Г., Давид Какабадзе, Тбилиси, 158.
   КАКАБАДЗЕ, Поликарп Малхазович [р. 23.11(7.111). 1895]  -  грузинский
советский драматург. Род. в крест, семье. Лит. деятельность начал в 1918
и сразу же проявил себя как знаток крестьянского быта, тонкий  психолог,
мастер диалога и обрисовки характеров. Уже в  первых  драм.  произв.  К.
"Три девицы" и "Перед  рассветом"  (1918)  был  создан  характерный  для
творчества К. образ обездоленного в дореволюц. России груз. крестьянина.
Сочувствуя своему герою, К. в то же время  указывает  на  ограниченность

Страницы: «« « 1042   1043   1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050  1051   1052   1053   1054   1055   1056   1057   1058   1059   1060  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия