Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 » »» ("Потонувший колокол", "Одинокие", "Ткачи" Гауптмана). Но натуралистич. направление Немецкого т-ра противоречило творческим убеждениям К. Ему было глубоко чуждо характерное для этого т-ра стремление подменять поэтич. силу иск-ва внешним воспроизведением жизни. Акт„р всем своим творчеством опровергал как натурализм, так и условный т-р. С 1899 и до своей смерти (1910) К. был акт„ром венского "Бургтеатра", где его талант получил наивысшее развитие. Он продолжал играть свои юношеские роли - Ромео, Альфон-со, Дон Карлоса. Но вершиной творчества К. стали Освальд (1900), Гамлет (1901), Фигаро (1904); Тассо, Мефистофель ("Торквато Тассо", "Фауст" Г„те, 1906). В этих ролях проявился гуманизм К., его демократизм, в образах К. звучал протест против действительности, уродующей личность человека, страстная вера в силу человеческого разума. Его Гамлет, хрупкий и нежный, был активным одухотвор„нным искателем истины, в н„м были мужество, постоянная готовность к действию и трагическая горечь, мучительное сознание собственного бессилия, тревожные раздумья о жизни. 12 мая 1910 К. последний . раз выступил на сцене в роли Марка Антония. Он умер, не успев сыграть подготовленные им роли Ричарда III, Макбета; Сольнеса ("Строитель Сольнес" Ибсена). Акт„р-мыслитель, К. стоял на позициях, близких Станиславскому и Художеств. т-ру, был противнмком натурализма и декадентства. Много выступал на эстраде, покорял слушателей ясностью, силой мысли, к-рая раскрывалась в музыке слова, выразительном жесте. В К.-чтеце соединялся оратор и акт„р. Лит.: G r e g о r i F., J. Kainz, 2. Aufl., 1905; ti a b J., Was ist uns Kainz?, B., 1905; B r ah m 0., Kainz, В., 1910; Briefe von Josef Kainz, W., 1921; Falke K., Kainz als Hamlet, Z., 1911; Richter H., Kainz, W. - Lpz., 1930; Bahr H., Josef Kainz, W., 1910; Wiegler P., Josef Kainz. Ein Genius in seinen Verwandlungen, B., 1941; K o-b e r E., Josef Kainz, W., 1948; Г в о з д e г. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, М.-Л., 1939; его же. Хрестоматия по истории Западного театра..., М.-Л., 1939; Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, М.-Л., 15. , Л. Лоб. КАЙРОН (Cairon), Сальвадора (2-я пол. 19 в.) - испанская актриса. Дебютировала как танцовщица, затем перешла в драму. С 1865 была первой актрисой театра Эспаньоль, выступала вместе с известным акт„ром X. Валеро, к-рый был е„ мужем. Роли: донья Констанс ("Колокол Алмудаины" Палоу), Коль, Инглатеса ("Ссоры мудрого короля" Л. де Эгилас). Обладая прекрасной внешностью, играла комедийные и драм. роли. Работам е„ была присуща тщательность отделки. Рано оставила сцену из-за болезни. КАЙСЛЕР (Kay?ler), Фридрих (7. IV. 1874 -24. IV. 1945) - немецкий акт„р, театральный деятель и драматург. В 1893-94 изучал философию в Мюнхене и Бреславле. В 1895 становится артистом берлинского Немецкого т-ра О. Брама. Творч. деятельность К. в основном связана с т-рами, руководимыми М. Рейнхардтом. В 1900 К. участвует в спектаклях кабаре "Шум и дым", в 1903-05 он-акт„р Нового т-ра, с 1905 - Немецкого т-ра. Пост. "Фауста" Г„те (1909, 1911, играл Фауста). В 1918-23 К.- директор берлинского "Фольксбюне", позднее выступает в Гос. т-ре. В 1903-13 сыграла т-рах, руководимых Рейнхардтом, роли: Одоардо, Вернер ("Эмилия Галотти" и "Минна фон Барнхельм" Лессинга), Эдип ("Эдип и Сфинкс" Гофмансталя), Гигес ("Гигес и его кольцо" Хеб-беля), принц Гомбургский ("Принц Фридрих Гомбург-ский" Клейста), Сатин ("На дне"), Вильгельм ("Праздник мира" Гауптмана), пастор Мандерс ("Привидения"). Игра К. отличалась сдержанной силой, даже нек-рой статичностью, его излюбленные образы - трагические, благородные "чистые души", к-рые он воплощал на сцене с огромным мастерством. После кратковременного увлечения натурализмом К. примкнул к экспрессионизму. Будучи директором "Фольксбюне", К. превратил его в экспрессионистич. т-р; под его руководством были осуществлены пост. спектаклей: мистерия Иммермана "Мерлин" (с К. в заглавной роли), "Газ" Кайзера, "Мера за меру" и "Комедия ошибок" Шекспира, "Путь в Дамаск" Стриндберга, "Антигона" Софокла, "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, "Кот в сапогах" Тика, "Человек-масса" Толлера. Но эти увлечения почти не отразились на игре К., к-рый в своей акт„рской практике следовал принципам психологич. реализма - Саранцев ("И свет во тьме светит" Л. Н. Толстого, 1923) и др. К.- автор ряда работ, посв. акт„рскому иск-ву: "Заметки акт„ра", т. 1, 1910, т. 2, 1914, т. 3, 1929; "Памяти И. Кайн-ца", 1911, и пьес: "Симплициус" (1905), "Чудесный Жан" (1917), "Письмо" (1917) и др. Снимался в кино (с 1912). Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1-3, Roma, 1930. Лит.: Bah J., F. Kay?ler und die Schaubuhne, B., 1907; W i t t e K., Kunstwollen und Kunsfcforderung F. Kay?-lers Greifswald, B., 1940. Harn. B. КАЙТАНИ, Яоко (p. 28. III. 1921) - японская артистка балета, балетмейстер. В 1942 организовала балетную труппу "Кайтани барэдан", где пост. "Золушку", "Щелкунчика", "Лебединое озеро", "Коппе-лию" (в 1951 спектакли "Золушка" и "Щелкунчик" были удостоены премии япон. фестиваля иск-в). В балетных пост. в собственной труппе исполняла партии: Одетта-Одиллия, Джульетта, Коппелия, Золушка и др. В 1961 К. посетила Советский Союз, занималась в Моск. хореографич. уч-ще. По возвращении пост. "Корсар" Адана и Пуни (1961), в к-ром использовала опыт рус. и сов. балетмейстерской школы. Вед„т педагогическую деятельность, руководит балетной школой. Л. Г. КАКАБАДЗЕ, Давид Нестерович (1889-1951) - грузинский советский художник. Начал работу в т-ре в 1928-30, когда К. Марджанишвили создавал т-р в Кутаиси. К. был первым художником этого т-ра. Оформил спектакли "Гоп-ля, мы жив„м!" Толлера, "Баил" Чианели, "Кваркваре Тутабери" Какабадзе. Работы К. для т-ра отличались простотой и л„гкостью, остроумным решением сценич. пространства, но в них сказалось увлечение абстрактно-декоративной живописью. Поворот художника к реализму определился в его поздних театр. работах - "Гурия Ниношвили" Дадиани (1934)," "За тех, кто в море!" (1946); "Начальник станции" Мосашвили (1947). Лит.: Алибегашвили Г., Давид Какабадзе, Тбилиси, 158. КАКАБАДЗЕ, Поликарп Малхазович [р. 23.11(7.111). 1895] - грузинский советский драматург. Род. в крест, семье. Лит. деятельность начал в 1918 и сразу же проявил себя как знаток крестьянского быта, тонкий психолог, мастер диалога и обрисовки характеров. Уже в первых драм. произв. К. "Три девицы" и "Перед рассветом" (1918) был создан характерный для творчества К. образ обездоленного в дореволюц. России груз. крестьянина. Сочувствуя своему герою, К. в то же время указывает на ограниченность Страницы: «« « 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |