|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 » »» Интенсивное развитие К. д. началось после Октябрьской революции.
Пьесы М. Ауэзова ("Енлик и Кебек", "Ж„ны-соперницы", "Карак„з"), Б.
Майлина ("Хитрый мулла", "Народная школа") и др., ставившиеся в нач.
20-х гг., вскрывали т„мные стороны быта старого аула, призывали к борьбе
за просвещение, за раскрепощение женщины. Пьеса "Красные соколы" С.
Сейфуллина рисовала становление Сов. власти в Казахстане. Однако в
нек-рых пьесах нач. 20-х гг. (напр., "Карак„з" Ауэзова) заметно было
любование стариной, идеализация феодального прошлого. Националистич.
тенденции отч„тливо проявились в творчестве авторов, подпавших под
влияние буржуазно-националистич. организации алаш-орда.
В 1925 в Кзыл-Орде возник казах, т-р, к-рый способствовал развитию
нац. драматургии, появлению новых авторов из среды молодой сов.
интеллигенции. Пьесы "Два закона" А. Токмагамбетова (1927), "Пе-ризат и
Рамазан" Ж. Тлепбергенова (1928) рисовали ломку старых феодальных
устоев, рождение нового быта в условиях Сов. власти, однако их
художеств. качество было невысоким. В годы первой пятилетки появились
пьесы на темы индустриализации ("Шахта" Ж. Шанина, 1930, "Турксиб" И.
Джансугурова, 1932)' и коллективизации сельского хозяйства ("Борьба" К.
Байсеитова и А. Шанина, 1930, "Фронт" Б. Майлина, "Месть" Джансугурова -
обе 1931).
Во 2-й пол. 30-х гг. наблюдался значит, рост К. д.: расширился круг
драматургов, пьесы стали богаче по тематике, глубже по характеристике
образов, по развитию конфликта, разнообразнее по жанрам. Майлин написал
сатир, комедию "Талтанбай" (1934), Ауэзов -историч. драму "Ночные
раскаты" (1935) - о пробуждении революц. самосознания казах, народа,
лирич. комедию "В яблоневом саду" (1937) - о росте совр. молод„жи,
трагедию "Абай" (1940) - о жизни великого казах, поэта-демократа, Г.
Мусрепов - несколько романтич. драм на материале казах, фольклора -
"Кыз-Жибек" (1934), "Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1940), "Ахан-сере и
Актокты" (1942). Гражданской войне в Казахстане были посв. пьесы: "Наши
джигиты" Майлина (1935), "Амангельды" Мусрепова (1937), "В дни борьбы"
Муканова (1939), "Белая бер„зка" Ауэзова и Тажибаева (1939). В годы
войны были созданы пьесы патриотич. содержания: "В час испытания"
Ауэзова (1941), "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (1942).
В послевоенные годы внимание драматургов сосредоточилось на темах
совр. жизни казах" народа. На сценах т-ров появились пьесы новых
авторов: Абишева "Дружба и любовь" - о карагандинских шахт„рах (1947),
"Единая семья" - про обводнение колхозов (1949), "Зависть" - из жизни
агрономов (1955);
Хусаинова "Весенний ветер" - о жизни колхоза (1953), "Вчера и
сегодня" - о сов. интеллигенции (1955); М. Иманжанова "Молодая жизнь" -
о казах. молод„жи (1949), "Моя любовь" - об уч„ных-животноводах (1953);
Тажпбаева "Цвети, степь!" (1952;
1958- под назв. "Одно дерево-не лес") - о колхозных руководителях. В
них показана жизнь колхозников, служащих, молод„жи, инженеров, врачей,
научных работников Казахстана. Однако в пьесах конца 40-х гг. сказалось
отрицательное влияние культа личности, положительные образы, как
правило, обрисованы бледно, схематично, конфликты сглажены. Новый,
значительный этап начался в развитии К. д., как и всей культуры казах,
народа после XX-XXII съездов Коммунистич. партии; пост. значительные
пьесы: "Чо-кан Валиханов" Муканова (1956), "Майра" Тажибаева (1957),
"Волчонок под шапкой" Мухамеджанова (1959), "Сауле" Ахтанова (1961) и
др.
Лучшие произведения К. д. отображают жизнь своего народа, они
проникнуты нац. своеобразием, воплощают нар. эпос и сказания, отражают
историч. прошлое, эпоху гражданской войны, победу социализма и
строительство коммунизма. Пьесы Ауэзова, Мусрепова и др. казах,
драматургов переведены на рус. яз. и яз. др. народов СССР, пост. за
пределами Казахстана.
Лит.: Очерк истории казахской советской литературы, М., I960;
Писатели Казахстана. Биографические справки, Алма-Ата, 1958; Ауэзов М.,
На пути к реалистической драме, "Советский Казахстан", Алма-Ата, 1954,
.ј 11; М а-ловичко А. Л., Заметки о развитии казахской драматургии в
послевоенные годы, "Известия" АН Каз. ССР. Серия филологии и
искусствоведения, Алма-Ата, 1956, вып. 5; его же. Конфликт и его
решение, в кн.: Сборник статей о казахской литературе, Алма-Ата, 1957;
его же, Становление жанра. Заметки о казах, драматургии, "Советский
Казахстан", Алма-Ата, 1957, .ј8. Я. Л.
КАЗАХСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. М. АУбЗОВА - старейший в
республике казахский профессиональный театр. Создан в 1925 в Кзыл-Орде,
открылся 13 янв. 1926. В 1928 вместе со столицей республики перевед„н в
Алма-Ату. В 1937 получил наименование Академический. В 1946 награжд„н
орденом Красного Знамени. Ядро акт„рского коллектива составили мастера
нар. творчества и участники художеств. самодеятельности, среди них
старейшие:
К. Куанышпаев, С. Кожамкулов, Е. Умурзаков, К. Джандарбеков, К.
Бадыров. В дальнейшем труппа пополнялась акт„рами, окончившими
театральные школы в Алма-Ате, Ташкенте, выпускниками двух казах, студий
ГИТИСа (1938 и 1954). В первые годы существования т-ра режисс„ры
выдвигались из среды самого коллектива: Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К.
Джандарбеков, К. Байсеитов. С 1932 началось привлечение
режисс„ров-профессионалов из русского т-ра. Художеств. руководителями
т-ра были: М. Г. Насонов (1932-35 и 1937-39), М. И. Гольдблат (19411944
и 1951-59), Ш. Айманов (1947-51) и др. В т-ре работали художники: К.
Ходжиков (1933, 1939, 1948), Э. В. Чарномский (1937-48 и 1959), В. В.
Го-лубович (1946-58), И. Б. Бальхозин (1946-59),
В первые годы организации т-р ставил преим. пьесы нац. драматургии,
рисовавшие жизнь старого аула-"Ж„ны-соперницы" и "Карак„з" Ауэзова,
"Золотое кольцо" Кеменгерова, "Малкамбай" Ерданаева (все 1926) -или
становление Сов. власти,-"Красные соколы" Сейфуллина (1926),"3арлыю
Успанова и Утеу-лина (1927),"Перизат и Рамазан" Тлепбергенова (1928).
Большое место в репертуаре занимали пьесы историко-фольклорного
содержания, впоследствии неоднократно возобновляемые: "Енлик и Кебек"
Ауэзова (1926, 1933, 1957), "Аркалык-батыр" Шанина (1926, 1935). Наряду
со спектаклями т-р давал концерты, устраивал вечера нар. творчества.
Постановки т-ра отличались этнографии. точностью в передаче нац. быта. В
годы первой пятилетки в репертуаре появились пьесы на темы
индустриализации - "Шахта" Шанина (1930), "Турксиб" Джансугурова (1932),
о коллективизации - "Месть" Джансугурова, "Фронт" Майлина (обе 1931).
Освоение рус. театр. культуры в сочетании с развитием прогрессивных
Страницы: «« « 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |