Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042  1043   1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052  » »»

   Интенсивное развитие К.  д.  началось  после  Октябрьской  революции.
Пьесы М. Ауэзова ("Енлик  и  Кебек",  "Ж„ны-соперницы",  "Карак„з"),  Б.
Майлина ("Хитрый мулла", "Народная школа") и  др.,  ставившиеся  в  нач.
20-х гг., вскрывали т„мные стороны быта старого аула, призывали к борьбе
за просвещение, за раскрепощение  женщины.  Пьеса  "Красные  соколы"  С.
Сейфуллина рисовала становление  Сов.  власти  в  Казахстане.  Однако  в
нек-рых пьесах нач. 20-х гг. (напр.,  "Карак„з"  Ауэзова)  заметно  было
любование стариной,  идеализация  феодального  прошлого.  Националистич.
тенденции отч„тливо  проявились  в  творчестве  авторов,  подпавших  под
влияние буржуазно-националистич. организации алаш-орда.
   В 1925 в Кзыл-Орде возник казах, т-р,  к-рый  способствовал  развитию
нац.  драматургии,  появлению  новых  авторов  из  среды  молодой   сов.
интеллигенции. Пьесы "Два закона" А. Токмагамбетова (1927), "Пе-ризат  и
Рамазан"  Ж.  Тлепбергенова  (1928)  рисовали  ломку  старых  феодальных
устоев,  рождение  нового  быта  в  условиях  Сов.  власти,  однако   их
художеств. качество было невысоким. В годы  первой  пятилетки  появились
пьесы на темы индустриализации ("Шахта" Ж. Шанина,  1930,  "Турксиб"  И.
Джансугурова, 1932)' и коллективизации сельского хозяйства ("Борьба"  К.
Байсеитова и А. Шанина, 1930, "Фронт" Б. Майлина, "Месть" Джансугурова -
обе 1931).
   Во 2-й пол. 30-х гг. наблюдался значит, рост К. д.:  расширился  круг
драматургов, пьесы стали богаче по тематике,  глубже  по  характеристике
образов, по развитию конфликта, разнообразнее по жанрам. Майлин  написал
сатир,  комедию  "Талтанбай"  (1934),  Ауэзов  -историч.  драму  "Ночные
раскаты" (1935) - о пробуждении  революц.  самосознания  казах,  народа,
лирич. комедию "В яблоневом саду"  (1937)  -  о  росте  совр.  молод„жи,
трагедию "Абай" (1940) - о жизни  великого  казах,  поэта-демократа,  Г.
Мусрепов - несколько романтич. драм  на  материале  казах,  фольклора  -
"Кыз-Жибек"  (1934),  "Козы-Корпеш  и  Баян-Слу"  (1940),  "Ахан-сере  и
Актокты" (1942). Гражданской войне в Казахстане были посв. пьесы:  "Наши
джигиты" Майлина (1935), "Амангельды" Мусрепова (1937), "В  дни  борьбы"
Муканова (1939), "Белая бер„зка" Ауэзова  и  Тажибаева  (1939).  В  годы
войны были  созданы  пьесы  патриотич.  содержания:  "В  час  испытания"
Ауэзова (1941), "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (1942).
   В послевоенные годы внимание  драматургов  сосредоточилось  на  темах
совр. жизни  казах"  народа.  На  сценах  т-ров  появились  пьесы  новых
авторов: Абишева "Дружба и любовь" - о карагандинских  шахт„рах  (1947),
"Единая семья" - про обводнение колхозов (1949), "Зависть"  -  из  жизни
агрономов (1955);
   Хусаинова "Весенний  ветер"  -  о  жизни  колхоза  (1953),  "Вчера  и
сегодня" - о сов. интеллигенции (1955); М. Иманжанова "Молодая жизнь"  -
о казах. молод„жи (1949), "Моя любовь" - об уч„ных-животноводах  (1953);
Тажпбаева "Цвети, степь!" (1952;
   1958- под назв. "Одно дерево-не лес") - о колхозных руководителях.  В
них показана жизнь колхозников, служащих, молод„жи,  инженеров,  врачей,
научных работников Казахстана. Однако в пьесах конца 40-х гг.  сказалось
отрицательное  влияние  культа  личности,  положительные   образы,   как
правило,  обрисованы  бледно,  схематично,  конфликты  сглажены.  Новый,
значительный этап начался в развитии К. д., как и всей  культуры  казах,
народа после XX-XXII съездов  Коммунистич.  партии;  пост.  значительные
пьесы: "Чо-кан Валиханов" Муканова  (1956),  "Майра"  Тажибаева  (1957),
"Волчонок под шапкой" Мухамеджанова (1959), "Сауле"  Ахтанова  (1961)  и
др.
   Лучшие  произведения  К.  д.  отображают  жизнь  своего  народа,  они
проникнуты нац. своеобразием, воплощают нар. эпос и  сказания,  отражают
историч.  прошлое,  эпоху  гражданской  войны,   победу   социализма   и
строительство  коммунизма.  Пьесы  Ауэзова,  Мусрепова  и   др.   казах,
драматургов переведены на рус. яз. и яз.  др.  народов  СССР,  пост.  за
пределами Казахстана.
   Лит.:  Очерк  истории  казахской  советской  литературы,  М.,   I960;
Писатели Казахстана. Биографические справки, Алма-Ата, 1958; Ауэзов  М.,
На пути к реалистической драме, "Советский Казахстан",  Алма-Ата,  1954,
.ј 11; М а-ловичко А. Л., Заметки о  развитии  казахской  драматургии  в
послевоенные  годы,  "Известия"  АН  Каз.   ССР.   Серия   филологии   и
искусствоведения, Алма-Ата,  1956,  вып.  5;  его  же.  Конфликт  и  его
решение, в кн.: Сборник статей о казахской литературе,  Алма-Ата,  1957;
его же, Становление жанра.  Заметки  о  казах,  драматургии,  "Советский
Казахстан", Алма-Ата, 1957, .ј8. Я. Л.
   КАЗАХСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ.  М.  АУбЗОВА  -  старейший  в
республике казахский профессиональный театр. Создан в 1925 в  Кзыл-Орде,
открылся 13 янв. 1926. В 1928 вместе со столицей республики перевед„н  в
Алма-Ату. В 1937 получил наименование Академический.  В  1946  награжд„н
орденом Красного Знамени. Ядро акт„рского коллектива  составили  мастера
нар. творчества  и  участники  художеств.  самодеятельности,  среди  них
старейшие:
   К. Куанышпаев, С.  Кожамкулов,  Е.  Умурзаков,  К.  Джандарбеков,  К.
Бадыров.  В  дальнейшем   труппа   пополнялась   акт„рами,   окончившими
театральные школы в Алма-Ате, Ташкенте, выпускниками двух казах,  студий
ГИТИСа (1938  и  1954).  В  первые  годы  существования  т-ра  режисс„ры
выдвигались из среды самого коллектива:  Ж.  Шанин,  С.  Кожамкулов,  К.
Джандарбеков,   К.    Байсеитов.    С    1932    началось    привлечение
режисс„ров-профессионалов из русского  т-ра.  Художеств.  руководителями
т-ра были: М. Г. Насонов (1932-35 и 1937-39), М. И. Гольдблат  (19411944
и 1951-59), Ш. Айманов (1947-51) и др. В  т-ре  работали  художники:  К.
Ходжиков (1933, 1939, 1948), Э. В. Чарномский (1937-48 и  1959),  В.  В.
Го-лубович (1946-58), И. Б. Бальхозин (1946-59),
   В первые годы организации т-р ставил преим. пьесы  нац.  драматургии,
рисовавшие жизнь  старого  аула-"Ж„ны-соперницы"  и  "Карак„з"  Ауэзова,
"Золотое кольцо" Кеменгерова,  "Малкамбай"  Ерданаева  (все  1926)  -или
становление  Сов.  власти,-"Красные  соколы"  Сейфуллина  (1926),"3арлыю
Успанова и Утеу-лина (1927),"Перизат и  Рамазан"  Тлепбергенова  (1928).
Большое  место  в  репертуаре   занимали   пьесы   историко-фольклорного
содержания, впоследствии неоднократно возобновляемые:  "Енлик  и  Кебек"
Ауэзова (1926, 1933, 1957), "Аркалык-батыр" Шанина (1926, 1935).  Наряду
со спектаклями т-р давал концерты,  устраивал  вечера  нар.  творчества.
Постановки т-ра отличались этнографии. точностью в передаче нац. быта. В
годы  первой  пятилетки   в   репертуаре   появились   пьесы   на   темы
индустриализации - "Шахта" Шанина (1930), "Турксиб" Джансугурова (1932),
о коллективизации - "Месть" Джансугурова, "Фронт" Майлина (обе 1931).
   Освоение рус. театр. культуры в сочетании с  развитием  прогрессивных

Страницы: «« « 1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042  1043   1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050   1051   1052  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия