Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1032   1033   1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040  1041   1042   1043   1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050  » »»

Жаров); "Любовь Яровая"  (1932;  реж.  Ростовцев,  Яровая  -  Карташова,
Яровой - Сем„нов, Кошкин - Муромцев, Панова- Пер-кова, Швандя -  Белов);
"Мой друг" Погодина (1933;  реж.  Сазонов;  Гай  -  Василевский);  "Егор
Булычев и другие" (1932; реж. Ростовцев; Булычев - Муромцев,  Алексей  -
Соколовский, Шурка - Горянская, Глафира - Иванова, Достигаев  -  Злобин,
Тятин - Белов, Меланья - Карташова); "Интервенция" Славина  (1933;  реж.
Ляшенко);   "Чужой   реб„нок"   Шквар-кина   (1934;    реж.    Ляшенко);
"Оптимистическая трагедия" (1936; реж. Треплев); "Беспокойная  старость"
Рахманова (1938; реж. Ардаров)  и  др.  В  этих  спектаклях,  отмеченных
поисками новых средств сценич. выразительности,  проявились  характерные
для т-ра черты - ч„ткая политич. направленность, стремление к  образному
обобщению, выразительности театр. формы. Значит, место в репертуаре т-ра
заняли также произв. рус.  классич.  драматургии:  "Гроза"  (1928,  реж.
Грипич), "Вишн„вый сад" (1929; реж. Грипич),  "Дядя  Ваня"  (1941;  реж.
Гаккель). В т-ре раскрылись дарования акт„ров Ф. В.  Григорьева,  Г.  П.
Ардарова, Е. Е. Жилиной, Н. И. Якушенко, А. Д. Гусева, И. В. Загорского,
Л. П. Миловой, Д. Р. Любина, М. Н. Преображенской, И. В. Никулина и  др.
Большую роль в создании зрелого, творчески спаянного  коллектива  К.  т.
сыграл Г. Д. Ригорин, к-рый 28 лет (1934-62) бессменно руководил  т-ром,
а также режисс„ры Е. А. Простов, Л. М. Литвинов, Э. М. Бейбутов,  Е.  Г.
Гаккель, А. Д. Треплев, Н. А. Медведев и др.
   В  дни  Великой  Отечеств,  войны  в  К.  т.  были  пост.  спектакли:
"Фельдмаршал  Кутузов"   Соловь„ва   (реж.   Прозоровский;   Кутузов   -
Григорьев), "Русские люди" (реж. Ардаров), "Нашествие" (реж. Ниренбург),
"Фронт" (реж. Гаккель) и др., осуществлены пост. классич. драматургии  -
"Маскарад" (реж. В. Бебу-тов), "Горячее сердце" (реж. Дикий), "Правда  -
хорошо, а счастье лучше" Островского (реж. Простов).
   Продолжая работу по созданию  спектаклей,  отражающих  современность,
т-р пост.: "Русский вопрос" (реж. Простов), "Молодая гвардия" по Фадееву
(реж. Медведев), "Великая сила" Ромашова (реж.  Гусев).  В  этот  период
были пост. также "Вей, ветерок!" Райниса (реж. Литвинов), "На дне" (реж.
Простов), "Старик" Горького (реж. Э. Бейбутов), и др. Сценич.  образ  В.
И. Ленина был воссоздан в спектаклях: "Ленин  в  1918  году"  Каплера  и
Златогоровой (реж. Варшавский; Ленин - Борелин),  "Кремл„вские  куранты"
(1940, реж. Прозоровский; Ленин - Бросевич; 1962, реж. Простов;
   Ленин - Провоторов),  "Семья"  Попова  (1952,  реж.  Простов;  Володя
Ульянов- Провоторов, Мария Александровна -  Павлова  и  Шмидт),  "Третья
патетическая" Погодина (1958, реж. Бейбутов; Ленин - Провоторов). В 1948
т-ру присвоено имя В. И.  Качалова.  В  1957  К.  т.  награжд„н  орденом
Трудового Красного Знамени.
   Иск-во К. т. оказало  большое  влияние  на  формирование  и  развитие
театр. иск-ва тат. народа. К. т. неоднократно обращался к лучшим произв.
тат.  драматургии  (спектакль  "Бессмертная  песнь"  Ишмура-това,  посв.
поэту-герою Мусе Джалилю, 1956, и др.).
   В труппе т-ра (1961): нар. артисты СССР Е. Е. Жилина, Н. И. Якушенко;
нар. арт. РСФСР и ТАССР И. В. Загорский;  нар.  артисты  ТАССР  и  засл.
артисты РСФСР Е. В. Лисецкая, В. М. Павлова, Л. С. Шмидт, А.  Д.  Гусев,
Н. С. Провоторов, П. А. Цветаев; режисс„ры: засл. деят.  иск-в  РСФСР  и
ТАССР Е. А. Простов (гл. реж.), засл. деят. иск-в БССР  и  ТАССР  Л.  М.
Литвинов; художники: нар. художники ТАССР В. С. Никитин, Э. Б. Гельмс.
   При т-ре работает театр. студия.  Среди  е„  воспитанников  -  Е.  Е.
Жилина, И.  П.  Зарубина,  В.  В.  Белокуров,  М.  М.  Белоусов,  М.  Л.
Кондратьев, Е. К. Руднева, Д. Л. Волосов и др.  Т-р  рассчитан  на  1027
мест.
   Лит.: Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958;
   Медведев П. М.,  Воспоминания,  Д.,  1929;  Калинин  Н.  Ф.,  Казань,
[Казань], 1952; Собольщиков-Са-м а  р  и  н  Н.  И.,  Записки,  2  изд.,
[Горький], 1960. fJ. И.
   КАЗАНЦЕВА, Надежда Аполлинарьевна [р. 15 (28).  III.  1911  ]-русская
советская певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР  (1947).
Пению обучалась у Е. Г. Городецкой и Л. Я.  Шор-Плотниковой.  В  1930-32
работала пианисткой-аккомпаниатором и певицей в Иркутском радиокомитете;
в 1934 начала выступать как концертная певица. В  1944  дебютировала  на
сцене Большого т-ра, с 1945 гастролировала в т-рах Тбилиси,  Горького  и
др. городов; участвовала  в  концертном  исполнении  опер.  К.  обладает
задушевной манерой исполнения, высокой вок.  техникой,  ч„ткой  дикцией,
тонкой нюансировкой. Выступала с концертами в Венгрии, Болгарии, Польше,
Китае,   Дании,   Италии   и   др.   странах.   Гос.   пр.    СССР    за
концертно-исполнительскую деятельность (1949).
   КАЗАНЬ - столица Татарской АССР. Население 711 200 чел. (1962). К.  -
один из старейших театр. городов. Уже в 1722 здесь  действовал  школьный
т-р Духовной семинарии, руководителем к-рого был преподаватель семинарии
драматург В. Я. Свентипкий. Позднее ученики гимназии, открытой в 1759  в
К. (среди них Державин, позднее Аксаков,Лобачевский,Бутлеров  и  др.)  и
руководимой драматургом М. И. Веревкиным, разыгрывали  популярные  в  то
время трагедии А. П. Сумарокова, пьесы зап.-европ.  драматургов  ("Школа
мужей" Мольера) и др. В  1791  Дирекция  императорских  т-ров  разрешила
открыть  в  К.  публичный  т-р.  "Распорядителем"  т-ра   был   назначен
приглаш„нный  из  Петербурга  придворный   акт„р   В.   Р.   Бобровский.
Организованный  им  полулюбительский  т-р,  проникнутый   прогрессивными
веяниями, просуществовал 6 лет; в состав его труппы входили акт„ры С. А.
Рождественский, В.  Г.  Алексеева,  выступавшие  впоследствии  на  сцене
императорских т-ров.  Основание  проф.  публичного  т-ра  в  К.  заложил
крепостной т-р помещика П. Есипова, труппа к-рого играла в К. с  1803  в
специально отстроенном  помещении.  Большое  влияние  на  становление  и
развитие т-ра оказали И. А. Дмитревский, обучавший в Петербурге  акт„ров
т-ра Есипова (Ф. Львова, Ф. Аникееву), и особенно  П.  А.  Плавильщиков,
длительное время гастролировавший на сцене  этого  т-ра  и  определивший
национально-демократич.  характер  его  репертуара.  В  т-ре  ставились:
"Недоросль" (1804); "Бобыль" и "Ермак" Плавилыцикова, "Мельник - колдун,
обманщик и сват" Аблесимова (вс„ в 1805), "Фингал" Озерова (1811) и  др.
После смерти Есипова (1814) здание т-ра было продано. В последующие годы
в К. играли случайные труппы. В 30 - 40-х гг. здесь гастролировали П. С.
Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов. В 1852 в К. было сооружено  новое
каменное театр. здание. Первую постоянную  труппу  т-ра  возглавлял  (до
1858) акт„р П. К. Милославский, боровшийся за лит. репертуар, укрепление
акт„рского ансамбля. В этот период в т-ре были  пост.:  "Горе  от  ума",
"Ревизор",  "Доходное   место","Гамлет";   свободолюбивым   духом   были
проникнуты пост. мелодрам  -  "Уголино"  Полевого,  30  лет,  или  Жизнь
игрока" Дюканжа и др. Прогрессивные устремления  Милославского  получили

Страницы: «« « 1032   1033   1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040  1041   1042   1043   1044   1045   1046   1047   1048   1049   1050  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия