Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1026   1027   1028   1029   1030   1031   1032   1033   1034  1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043   1044  » »»

р.", Р.-В., A. Furstner, 1911. ti.  Ip.  КАВАЛЕРОВА  (урожд.  Борисова),
Елена  Матвеевна  [1791-30.111(11.IV).1863,  Москва  ]-русская  актриса.
Сценич. деятельность начала  в  1806  в  Российской  труппе  моек.  т-ра
(впоследствии труппа Малого т-ра);  работала  здесь  до  1835,  затем  в
1842-63. Ок. 20 лет играла не подходившие к характеру е„ дарования  роли
"вторых любовниц" и "наперсниц" в трагедиях. Получила признание  лишь  с
переходом на комедийные характерные роли пожилых женщин и старух. Образы
К. в произв. А. А. Шаховского  -  княжна  Холмская,  Ксантипа,  Брюзгина
("Какаду", 1828, "Аристофан", 1828, "Ворожея, или Танцы духов", 1829)  -
определили новый этап в е„ творчестве.  К.-  первая  воплотительница  на
петерб. сцене ролей Хл„стовой ("Горе от ума", 1830,-в сцене  "Московский
бал"; в пост.  1831)  и  Ф„клы  Ивановны  ("Женитьба",  1843).  Верность
жизненной правде, знание рус. быта, внутренняя и внешняя  Характерность,
умение поддерживать ансамбль, сочность и живость  игры,  тонкое  чувство
меры, особая простота тона сделали К. замечат. исполнительницей ролей  в
пьесах Островского: Карповна ("Бедная невеста", 1853), Пелагея  Егоровна
("Бедность не порок", 1854), Спири-доньевна ("Не так живи, как хочется",
1854), Настасья Панкратьевна ("В чужом пиру  похмелье",  1856),  Матр„на
("Праздничный  сон  -  до  обеда",  1857),  Перешив-кина  ("Не   сошлись
характерами", 1858), Незабудкина
   ("Бедная невеста", 1860), Фоминишна ("Свои люди- сочт„мся", 1861). Е„
купчихи,  свахи,  мещанки,  няньки  были  взяты  из  окружающей   среды.
Островский, весьма охотно поручавший К. роли в своих пьесах,  считал  е„
одной из лучших актрис московской труппы.
   Сестра К.- Анна  Матвеевна  Борисова  -  известная  трагич.  актриса;
играла  на  моек.  сцене  в  1806-37.  Муж  К.-  Константин   Прохорович
Кавалеров, бывший крепостной акт„р,  с  1806  работал  на  моек.  сцене;
известен как исполнитель комич. ролей слуг. Выступал также  как  оперный
певец и балетный артист; умер в 1842,
   Лит.: Драматический альбом..., Изд. П. Н. Арапова и  Авг.  Роппольта,
М., 1850, с. LU, LUI, LIV; Аксаков С.  Т.,  Литературные  и  театральные
воспоминания, Собр. соч.,  т.  3,  M.,  1956;  Баженов  А.  Н.,  Соч.  и
переводы, т. I, М., 1869, с. 58, 83, 129, 132, 190, 191. Е. Фил.
   КАВАЛЛИ (Cavalli; наст. имя и фам.- Франческо К а л e т т и-Б р  у  н
и, Caletti-Bruni) (14.II.1602- 14.1.1676) - итальянский композитор. Один
из создателей венецианской оперной школы. Музыке обучался у своего  отца
Дж. Б. Калетти-Бруни, капельмейстера собора в  Креме.  С  1617  -  певец
капеллы  собора  св.  Марка  в  Венеции,   затем   органист   (1640)   и
капельмейстер (1668). К. впервые применил к муз.-сценич.  произв.  назв.
"опера". Автор  42  опер,  б.  ч.  на  мифологич.  сюжет.  Первая  опера
К."Свадьба Фети-ды и Пел ея"- была пост. в 1639 в т-ре "Сан-Кассиано"  в
Венеции. За ней последовали: "Любовь Аполлона и Дафны" (1640),  "Дидона"
(1641), "Эгист" (1643), "Ро-мул п Рем" (1645),  "Торильда"  (1648)  (все
пост. в Венеции) и др.  Европ.  известность  принесла  К.  опера  "Язон"
(1649). В 1660 был приглаш„н в Париж, где пост. оперы "Ксеркс" (1661)  и
"Влюбл„нный Геркулес" (1662). Ученик и последователь К.  Монтеверди,  К.
стремился в своих произв. к правдивости сценич. ситуаций  п  характеров.
Оперы К. отличаются простотой и выразительностью  мелодии,  связанной  с
нар.-бытовыми  источниками,   разнообразием   муз   .-сценич.   средств,
единством серь„зного и комического.
   Лит.: W i e 1 Т., Fr. Cavalli e la sua musica scenica, Venezia, 1914.
Св. Г.
   КАВАЛЬЕРИ (Cavalieri), Лина (25.XII.1874-  7.11.1944)  -  итальянская
артистка оперы (сопрано). В 1887 начала выступать как певица  в  римском
кафе-концерте "Эзедра"  и  вскоре  завоевала  широкую  популярность.  По
совету тенора Ф. Маркони решила стать оперной певицей. Пению обучалась у
М. Мариани. На оперной сцене впервые выступила в 1900  в  неаполитанском
т-ре  "Сан-Карло".  Затем  пела  в   т-рах   Палермо,   Милана,   Генуи.
Гастролировала   в   Лисабоне,   Петербурге   (1901,   1907-10,   1914),
Монте-Карло, Нью-Йорке (1906-10, в  т.  ч.  вместе  с  Карузо),  Париже,
Лондоне. К. обладала чистым и свежим голосом  небольшого  диапазона,  но
пользовалась успехом благодаря искреннему и  эмоциональному  исполнению,
исключительно красивой внешности. На итал. оперной сцене в последний раз
выступила в 1916. В 1914-21 снималась в кино ("Манон Леско", "Гранатовая
роза" и др.).
   Партии: Маргарита ("Фауст"),  Недда  ("Паяцы"),  Мими,  Тоска;  Манон
("Манон  Леско"  Пуччини),   Виолетта;   Джульетта   ("Сказки   Гофмана"
Оффенбаха), Манон, Таис, Саломея ("Манон", "Таис",  "Иродиада"  Массне),
Федора (о. п. Джордано), АДриенна ("Адриенна Лекуврер" Чилеа).
   С о ч.: Le mie verita. Roma, 1936.
   Лит.: Беляев Ю.,  Л.  Кавальери,  "Петербургский  дневник  театрала",
1904, .ј 7, с. 1-2. Св. Г.
   КАВАЛЬКАДА ЦИРКОВАЯ [франц. cavalacade, от итал. cavalcata (cavalcare
- ездить верхом)] - торжественный  въезд  в  город  труппы  передвижного
цирка. Известны с сер. 18 в., особое развитие получили во 2-й пол. 19 в.
В К. ц. участвуют артисты, одетые в костюмы  для  выступления;  проводят
животных. В центральной части города К.  ц.  обычно  останавливается,  и
артисты демонстрируют фрагменты своих номеров. В СССР выступления такого
рода проводятся на стадионах и площадях. М. Зон.
   КАВАЛЯУСКАС, Ионас (р/  10.XII.1920)  -  литовский  советский  акт„р.
Засл.  арт.  Лит.  ССР  (1954).   Чл.   Коммунистич.   партии.   Сценич.
деятельность начал в Каунасском  Гос.  т-ре  в  1941,  с  1949  -  акт„р
Вильнюсского т-ра. Образы, созданные К., отличаются глубиной психологич.
анализа, простотой, темпераментом.
   Роли: Ленин ("Кремл„вские куранты", "Третья патетическая"  Погодина),
Фердинанд; Тарутис ("Земля-кормилица" Милюнаса),  Март  Туйск  ("Блудный
сын" Раннета), Войниц-кий; Скачкаускас ("Доля  предрассветная"  Сруога),
Лейстер  ("Мария  Стюарт"),  Король  ("Гамлет"),  Шибаев  ("Незабываемый
1919-й", Гос. пр. СССР, 1952), Ветровой ("Калиновая  роща"  Корнейчука),
Доктор ("Всеми забытый" Хикмета) и др. С  1953  препода„т  на  акт„рском
ф-те Консерватории Лит. ССР.
   Лит.:  Petuchauskas  M.,  Jonas  KavaUauskas,   "Lietuvos   teatrai",
Vilnius, 1959, ј 3, с. '18-26; Talen-tingas  scenos  meistras,  "Tiesa",
1957, ј 100. В. М.
   КАВАРАДЗАКИ - японская акт„рская династия  в  т-ре  Кабуки.  Наиболее
выдающиеся представители этой династии:
   К. Кунитаро V (р. 14. X. 1909)-ученик Итикава  Энносукэ  II.  В  1929
впервые выступил в т-ре  Кабуки  как  он-нагата  -  исполнитель  женских
ролей. В 1931 принимал участие в создании труппы "Дзэн-синдза", где  был
одним из  ведущих  акт„ров  амплуа  оннагата.  В  1949  вместе  со  всем

Страницы: «« « 1026   1027   1028   1029   1030   1031   1032   1033   1034  1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043   1044  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия