|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 » »» р.", Р.-В., A. Furstner, 1911. ti. Ip. КАВАЛЕРОВА (урожд. Борисова),
Елена Матвеевна [1791-30.111(11.IV).1863, Москва ]-русская актриса.
Сценич. деятельность начала в 1806 в Российской труппе моек. т-ра
(впоследствии труппа Малого т-ра); работала здесь до 1835, затем в
1842-63. Ок. 20 лет играла не подходившие к характеру е„ дарования роли
"вторых любовниц" и "наперсниц" в трагедиях. Получила признание лишь с
переходом на комедийные характерные роли пожилых женщин и старух. Образы
К. в произв. А. А. Шаховского - княжна Холмская, Ксантипа, Брюзгина
("Какаду", 1828, "Аристофан", 1828, "Ворожея, или Танцы духов", 1829) -
определили новый этап в е„ творчестве. К.- первая воплотительница на
петерб. сцене ролей Хл„стовой ("Горе от ума", 1830,-в сцене "Московский
бал"; в пост. 1831) и Ф„клы Ивановны ("Женитьба", 1843). Верность
жизненной правде, знание рус. быта, внутренняя и внешняя Характерность,
умение поддерживать ансамбль, сочность и живость игры, тонкое чувство
меры, особая простота тона сделали К. замечат. исполнительницей ролей в
пьесах Островского: Карповна ("Бедная невеста", 1853), Пелагея Егоровна
("Бедность не порок", 1854), Спири-доньевна ("Не так живи, как хочется",
1854), Настасья Панкратьевна ("В чужом пиру похмелье", 1856), Матр„на
("Праздничный сон - до обеда", 1857), Перешив-кина ("Не сошлись
характерами", 1858), Незабудкина
("Бедная невеста", 1860), Фоминишна ("Свои люди- сочт„мся", 1861). Е„
купчихи, свахи, мещанки, няньки были взяты из окружающей среды.
Островский, весьма охотно поручавший К. роли в своих пьесах, считал е„
одной из лучших актрис московской труппы.
Сестра К.- Анна Матвеевна Борисова - известная трагич. актриса;
играла на моек. сцене в 1806-37. Муж К.- Константин Прохорович
Кавалеров, бывший крепостной акт„р, с 1806 работал на моек. сцене;
известен как исполнитель комич. ролей слуг. Выступал также как оперный
певец и балетный артист; умер в 1842,
Лит.: Драматический альбом..., Изд. П. Н. Арапова и Авг. Роппольта,
М., 1850, с. LU, LUI, LIV; Аксаков С. Т., Литературные и театральные
воспоминания, Собр. соч., т. 3, M., 1956; Баженов А. Н., Соч. и
переводы, т. I, М., 1869, с. 58, 83, 129, 132, 190, 191. Е. Фил.
КАВАЛЛИ (Cavalli; наст. имя и фам.- Франческо К а л e т т и-Б р у н
и, Caletti-Bruni) (14.II.1602- 14.1.1676) - итальянский композитор. Один
из создателей венецианской оперной школы. Музыке обучался у своего отца
Дж. Б. Калетти-Бруни, капельмейстера собора в Креме. С 1617 - певец
капеллы собора св. Марка в Венеции, затем органист (1640) и
капельмейстер (1668). К. впервые применил к муз.-сценич. произв. назв.
"опера". Автор 42 опер, б. ч. на мифологич. сюжет. Первая опера
К."Свадьба Фети-ды и Пел ея"- была пост. в 1639 в т-ре "Сан-Кассиано" в
Венеции. За ней последовали: "Любовь Аполлона и Дафны" (1640), "Дидона"
(1641), "Эгист" (1643), "Ро-мул п Рем" (1645), "Торильда" (1648) (все
пост. в Венеции) и др. Европ. известность принесла К. опера "Язон"
(1649). В 1660 был приглаш„н в Париж, где пост. оперы "Ксеркс" (1661) и
"Влюбл„нный Геркулес" (1662). Ученик и последователь К. Монтеверди, К.
стремился в своих произв. к правдивости сценич. ситуаций п характеров.
Оперы К. отличаются простотой и выразительностью мелодии, связанной с
нар.-бытовыми источниками, разнообразием муз .-сценич. средств,
единством серь„зного и комического.
Лит.: W i e 1 Т., Fr. Cavalli e la sua musica scenica, Venezia, 1914.
Св. Г.
КАВАЛЬЕРИ (Cavalieri), Лина (25.XII.1874- 7.11.1944) - итальянская
артистка оперы (сопрано). В 1887 начала выступать как певица в римском
кафе-концерте "Эзедра" и вскоре завоевала широкую популярность. По
совету тенора Ф. Маркони решила стать оперной певицей. Пению обучалась у
М. Мариани. На оперной сцене впервые выступила в 1900 в неаполитанском
т-ре "Сан-Карло". Затем пела в т-рах Палермо, Милана, Генуи.
Гастролировала в Лисабоне, Петербурге (1901, 1907-10, 1914),
Монте-Карло, Нью-Йорке (1906-10, в т. ч. вместе с Карузо), Париже,
Лондоне. К. обладала чистым и свежим голосом небольшого диапазона, но
пользовалась успехом благодаря искреннему и эмоциональному исполнению,
исключительно красивой внешности. На итал. оперной сцене в последний раз
выступила в 1916. В 1914-21 снималась в кино ("Манон Леско", "Гранатовая
роза" и др.).
Партии: Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы"), Мими, Тоска; Манон
("Манон Леско" Пуччини), Виолетта; Джульетта ("Сказки Гофмана"
Оффенбаха), Манон, Таис, Саломея ("Манон", "Таис", "Иродиада" Массне),
Федора (о. п. Джордано), АДриенна ("Адриенна Лекуврер" Чилеа).
С о ч.: Le mie verita. Roma, 1936.
Лит.: Беляев Ю., Л. Кавальери, "Петербургский дневник театрала",
1904, .ј 7, с. 1-2. Св. Г.
КАВАЛЬКАДА ЦИРКОВАЯ [франц. cavalacade, от итал. cavalcata (cavalcare
- ездить верхом)] - торжественный въезд в город труппы передвижного
цирка. Известны с сер. 18 в., особое развитие получили во 2-й пол. 19 в.
В К. ц. участвуют артисты, одетые в костюмы для выступления; проводят
животных. В центральной части города К. ц. обычно останавливается, и
артисты демонстрируют фрагменты своих номеров. В СССР выступления такого
рода проводятся на стадионах и площадях. М. Зон.
КАВАЛЯУСКАС, Ионас (р/ 10.XII.1920) - литовский советский акт„р.
Засл. арт. Лит. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии. Сценич.
деятельность начал в Каунасском Гос. т-ре в 1941, с 1949 - акт„р
Вильнюсского т-ра. Образы, созданные К., отличаются глубиной психологич.
анализа, простотой, темпераментом.
Роли: Ленин ("Кремл„вские куранты", "Третья патетическая" Погодина),
Фердинанд; Тарутис ("Земля-кормилица" Милюнаса), Март Туйск ("Блудный
сын" Раннета), Войниц-кий; Скачкаускас ("Доля предрассветная" Сруога),
Лейстер ("Мария Стюарт"), Король ("Гамлет"), Шибаев ("Незабываемый
1919-й", Гос. пр. СССР, 1952), Ветровой ("Калиновая роща" Корнейчука),
Доктор ("Всеми забытый" Хикмета) и др. С 1953 препода„т на акт„рском
ф-те Консерватории Лит. ССР.
Лит.: Petuchauskas M., Jonas KavaUauskas, "Lietuvos teatrai",
Vilnius, 1959, ј 3, с. '18-26; Talen-tingas scenos meistras, "Tiesa",
1957, ј 100. В. М.
КАВАРАДЗАКИ - японская акт„рская династия в т-ре Кабуки. Наиболее
выдающиеся представители этой династии:
К. Кунитаро V (р. 14. X. 1909)-ученик Итикава Энносукэ II. В 1929
впервые выступил в т-ре Кабуки как он-нагата - исполнитель женских
ролей. В 1931 принимал участие в создании труппы "Дзэн-синдза", где был
одним из ведущих акт„ров амплуа оннагата. В 1949 вместе со всем
Страницы: «« « 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |