|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 » »» пригласил в труппу молодых талантливых акт„ров Ф. Кортнера, А. Штауб, Р.
Форстера, E. Вейгель, Э. Легаля и художников-декораторов. Вначале И.
находился под влиянием творчества Г. Крэ-га. И. был пропагандистом
экспрессионизма в нем. т-ре. Идеалистич., субъективный взгляд И. на
события Ноябрьской бурж. революции 1918 определил постановку спектаклей,
трактующих революцию как конфликт выдающейся мятежной личности с
мещанским окружением - "Настоящие Зедемунды" Бар-лаха (1922) и др. В
20-е гг. И. пост. спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, "Ричард
III";
"Наполеон, или Сто дней" Граббе (1922), в к-рых показывалось падение
тиранов, но не вскрывался историко-социальный смысл деспотизма. В пост.
классич. драматургии И. символически-условно и тенденциозно трактовал
образы героев трагедий, подч„ркивая в них одну всепоглощающую страсть,он
переделывал классич. произведения, выделял гл. сюжетную линию и сокращал
побочные линии, в его спектаклях народ превращался в безликую массу,
сопутствующую гл. герою. В Гос. т-ре И. ставил пьесы совр.' нем.
драматургов Б. Брехта, Л. Фейхтвангера. В сер. 20-х гг. бунтарские ноты
в творчестве И. слабеют. В спектакле "Ткачи" Гауптмана И. подч„ркивал
благоговейный страх рабочих перед частной собственностью (сцена, когда
они в кульминационный момент восстания, ворвавшись в дом фабриканта,
замирали перед роскошью и изысканностью обстановки). Для режиссуры И.
характерно введение в спектакль экспрессионистически судорожной музыки и
световых, шумовых эффектов, стремление передать настроения растерянности
и мистического ужаса героев перед жизнью. В разл. спектаклях И. часто
повторялась одна декорационная деталь - лестница на огол„нной сцене, по
к-рой порывисто метались герои и где разыгрывались сцены катастроф
честолюбия. Отказ от психологич. мотивировок поступков действующих лиц
часто приводил в спектаклях И. к схематичному противопоставлению
положит. и от-рицат. персонажей. Несмотря на наличие в труппе крупных
реалистич. акт„ров - А. Крауснек, М. Коп-пенх„фер - акт„рское исполнение
в спектаклях определялось принципами его режиссуры. В конце 20- 30-х гг. И. часто
ставил сказочно-фантастич. или ре-лигиозно-мистич. спектакли ("Стойкий
принц" Каль-дерона, "Буря" Шекспира и др.). В 1933 И. эмигрировал из
Германии и поселился в США, где работал гл. обр. в кино. Умер в
Голливуде.
Лит.: Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии, Л.-М., 1933; J
herin g H., Reinhardt, Jessner, Piscator oder Klassikertod, B., 1929;
его же, Von Reinhardt bis Brecht, Bd III. B., 1961. И. Н.
ЙИТС, E и т с (Yeats), Уильям Батлер (13.VI.1865,
Сандимаунт,-28.1.1939, Рокбрюн, Франция) - ирландский поэт, драматург.
Один из родоначальников ирландского литературного Возрождения. Поэтич.
деятельность начал в 1889. Первая стихотворная пьеса И.- "Желанная
страна" (изд. 1892, пост. 1894 в Независимом т-ре, Лондон). Вместе с
группой ирл. интеллигенции (А. Грегори, Э. Мартин и др.) основал первые
ирл. нац. т-ры - Лит. т-р в Дублине (1899-1901) и Ирл. нац. драм. об-во
(1902), преобразованное в 1904 в т-р Аббатства, одним из директоров и
драматургов к-рого стал И. Лит. т-р открылся пьесой И. "Графиня Кэтлин",
героиня к-рой, спасая от голода народ, прода„т душу дьяволу. Пьеса
вызвала нападки на И. со стороны католич. церкви. Стремление создать
иск-во, уводящее от действительности в мир чистой поэзии, роднит
эстетику И. с эстетикой неоромантизма и символизма. Путь к
восстановлению попранного Англией нац. достоинства ирл. народа И. видел
в создании нац. культуры, основанной на традициях нар. поэтич.
творчества и мифологии. И. писал пьесы на разговорном англо-ирл. яз.,
используя диалект крестьян ирл. Запада. Приемы романтич. поэзии часто
служат для И. средством выражения нац.-освободит, идей. В одноактной
драме "Кэтлин ни-Холиэн" (1902, Ирл. драм. об-во) И. создал символич.
образ Ирландии - старой нищей Кэтлин ни-Холиэн, преображающейся в момент
пробуждения ирл. народа к борьбе в юную царственную девушку. В пьесе
"Под знаменем Единорога" (1904, т-р Аббатства) И. осуждает деспотизм
чужеземцев-англичан. И. стремился возродить высокую лирич. трагедию в
драмах "У порога короля" (1904, т-р Аббатства), рисующую конфликт между
поэтом и корол„м, и "Дейрдре" (совм. с Дж. Мур, 1907, т-р Аббатства) на
сюжет древней саги о роковой любви.
И. мечтал противопоставить англ. коммерч. т-рам т-р для народа,
возрождающий благородство древнего иск-ва, красоту поэтич. слова. Хотя
представления И. окрашены идеализмом, его творч. деятельность имела
большое значение в становлении ирл. драмы и т-ра.
Соч.: Collected plavs, L., 1934, 2 ed., L., 1952.
Лит.: Гвоздев А., Ирландский театр. "Искусство и жизнь", 1940, .ј 6,
с. 10-13;
Hone J., W. B. Yeats, L., 1942; Hough G. G., The last romantics, L.,
1950. Ел. К.
ЙОВКОВ, Иордан (9.XI.1884-15.X. 1937)-болгарский писатель, драматург.
Творч. деятельность начал как прозаик. Написал ряд романов и рассказов.
И.- автор драм - "Албена" (1929), "Боряна" (1932), "Обыкновенный
человек" (1936), отражающих жизнь болг. народа (пост. в софийском Нар.
т-ре), и комедии "Миллионер" (1930), высмеивающей болг. буржуазию
(ставилась гл. обр. в провинции). Вас. М.
" ЙОЗЕФШТАДТТЕАТР" (J osefsta dt-theater) - австрийский театр.
Основан в 1788 в предместье Йозефштадт в Вене (отсюда название). Вначале
продолжал традиции нар. т-ра, идущие от драматургии Ф. Раймунда и И.
Нестроя. После подавления революции 1848 состав зрителей т-ра изменился.
Расширилась граница города, и отдал„нный район стал аристократическим,
изменился и состав зрителей, в угоду к-рым т-р начал ставить франц.
водевили и оперетты, пьесы А. Шницлера и Г. Гоф-мансталя.
В 1923-37 т-р возглавил М. Рейнхардт, он заново перестроил зрительный
зал и сцену, укрепил труппу, в к-рую вошли талантливые акт„ры - семья
Тимиг, Ваниек, Ф. Кортнер, позднее А. Моисеи, В. Краус, Г. Вальден, П.
Вессели и др. Т-р в этот период назывался "Артисты под руководством М.
Рейн-хардта в т-ре Йозефштадта". Программной реж. работой Рейнхардта был
первый спектакль, пост. им в "И.",-"Слуга двух господ" (1924); он
воскрешал традиции комедии дель арте. Затем им были пост. спектакли
"Венецианский купец" (1924), "Сон в летнюю ночь" (1925), "Король Лир"
(1925) Шекспира, 1-я часть "Фауста" Г„те (1933), "Мария Стюарт" (1934),
"Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло (1934), "Однажды ночью"
Верфеля (1937). В 1938-45 т-р возглавлял X. Хильперт. Среди спектаклей
этих лет:
"Ревизор" (1939), "Три сестры" (1940), "Крестьянин-миллионер"
Страницы: «« « 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |