Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1019   1020   1021   1022   1023   1024   1025   1026   1027  1028   1029   1030   1031   1032   1033   1034   1035   1036   1037  » »»

пригласил в труппу молодых талантливых акт„ров Ф. Кортнера, А. Штауб, Р.
Форстера, E. Вейгель, Э. Легаля  и  художников-декораторов.  Вначале  И.
находился под влиянием  творчества  Г.  Крэ-га.  И.  был  пропагандистом
экспрессионизма в нем. т-ре.  Идеалистич.,  субъективный  взгляд  И.  на
события Ноябрьской бурж. революции 1918 определил постановку спектаклей,
трактующих  революцию  как  конфликт  выдающейся  мятежной  личности   с
мещанским окружением - "Настоящие Зедемунды" Бар-лаха  (1922)  и  др.  В
20-е гг. И. пост. спектакли "Заговор Фиеско в  Генуе"  Шиллера,  "Ричард
III";
   "Наполеон, или Сто дней" Граббе (1922), в к-рых показывалось  падение
тиранов, но не вскрывался историко-социальный смысл деспотизма. В  пост.
классич. драматургии И. символически-условно  и  тенденциозно  трактовал
образы героев трагедий, подч„ркивая в них одну всепоглощающую страсть,он
переделывал классич. произведения, выделял гл. сюжетную линию и сокращал
побочные линии, в его спектаклях народ  превращался  в  безликую  массу,
сопутствующую гл. герою.  В  Гос.  т-ре  И.  ставил  пьесы  совр.'  нем.
драматургов Б. Брехта, Л. Фейхтвангера. В сер. 20-х гг. бунтарские  ноты
в творчестве И. слабеют. В спектакле "Ткачи"  Гауптмана  И.  подч„ркивал
благоговейный страх рабочих перед частной собственностью  (сцена,  когда
они в кульминационный момент восстания,  ворвавшись  в  дом  фабриканта,
замирали перед роскошью и изысканностью обстановки).  Для  режиссуры  И.
характерно введение в спектакль экспрессионистически судорожной музыки и
световых, шумовых эффектов, стремление передать настроения растерянности
и мистического ужаса героев перед жизнью. В разл.  спектаклях  И.  часто
повторялась одна декорационная деталь - лестница на огол„нной сцене,  по
к-рой порывисто метались  герои  и  где  разыгрывались  сцены  катастроф
честолюбия. Отказ от психологич. мотивировок поступков  действующих  лиц
часто  приводил  в  спектаклях  И.  к  схематичному   противопоставлению
положит. и от-рицат. персонажей. Несмотря на наличие  в  труппе  крупных
реалистич. акт„ров - А. Крауснек, М. Коп-пенх„фер - акт„рское исполнение
в спектаклях определялось принципами его режиссуры. В конце 20-  30-х  гг.  И.  часто
ставил сказочно-фантастич. или ре-лигиозно-мистич.  спектакли  ("Стойкий
принц" Каль-дерона, "Буря" Шекспира и др.). В  1933  И.  эмигрировал  из
Германии и поселился в  США,  где  работал  гл.  обр.  в  кино.  Умер  в
Голливуде.
   Лит.: Гвоздев А. А., Театр  послевоенной  Германии,  Л.-М.,  1933;  J
herin g H., Reinhardt, Jessner, Piscator oder  Klassikertod,  B.,  1929;
его же, Von Reinhardt bis Brecht, Bd III. B., 1961. И. Н.
   ЙИТС,   E   и   т   с    (Yeats),    Уильям    Батлер    (13.VI.1865,
Сандимаунт,-28.1.1939, Рокбрюн, Франция) - ирландский  поэт,  драматург.
Один из родоначальников ирландского литературного  Возрождения.  Поэтич.
деятельность начал в  1889.  Первая  стихотворная  пьеса  И.-  "Желанная
страна" (изд. 1892, пост. 1894 в Независимом  т-ре,  Лондон).  Вместе  с
группой ирл. интеллигенции (А. Грегори, Э. Мартин и др.) основал  первые
ирл. нац. т-ры - Лит. т-р в Дублине (1899-1901) и Ирл. нац. драм.  об-во
(1902), преобразованное в 1904 в т-р Аббатства, одним  из  директоров  и
драматургов к-рого стал И. Лит. т-р открылся пьесой И. "Графиня Кэтлин",
героиня к-рой, спасая от  голода  народ,  прода„т  душу  дьяволу.  Пьеса
вызвала нападки на И. со стороны  католич.  церкви.  Стремление  создать
иск-во,  уводящее  от  действительности  в  мир  чистой  поэзии,  роднит
эстетику  И.  с   эстетикой   неоромантизма   и   символизма.   Путь   к
восстановлению попранного Англией нац. достоинства ирл. народа И.  видел
в  создании  нац.  культуры,  основанной  на  традициях   нар.   поэтич.
творчества и мифологии. И. писал пьесы на  разговорном  англо-ирл.  яз.,
используя диалект крестьян ирл. Запада. Приемы  романтич.  поэзии  часто
служат для И. средством выражения  нац.-освободит,  идей.  В  одноактной
драме "Кэтлин ни-Холиэн" (1902, Ирл. драм. об-во)  И.  создал  символич.
образ Ирландии - старой нищей Кэтлин ни-Холиэн, преображающейся в момент
пробуждения ирл. народа к борьбе в юную  царственную  девушку.  В  пьесе
"Под знаменем Единорога" (1904, т-р  Аббатства)  И.  осуждает  деспотизм
чужеземцев-англичан. И. стремился возродить высокую  лирич.  трагедию  в
драмах "У порога короля" (1904, т-р Аббатства), рисующую конфликт  между
поэтом и корол„м, и "Дейрдре" (совм. с Дж. Мур, 1907, т-р Аббатства)  на
сюжет древней саги о роковой любви.
   И. мечтал противопоставить  англ.  коммерч.  т-рам  т-р  для  народа,
возрождающий благородство древнего иск-ва, красоту поэтич.  слова.  Хотя
представления И. окрашены  идеализмом,  его  творч.  деятельность  имела
большое значение в становлении ирл. драмы и т-ра.
   Соч.: Collected plavs, L., 1934, 2 ed., L., 1952.
   Лит.: Гвоздев А., Ирландский театр. "Искусство и жизнь", 1940, .ј  6,
с. 10-13;
   Hone J., W. B. Yeats, L., 1942; Hough G. G., The last romantics,  L.,
1950. Ел. К.
   ЙОВКОВ, Иордан (9.XI.1884-15.X. 1937)-болгарский писатель, драматург.
Творч. деятельность начал как прозаик. Написал ряд романов и  рассказов.
И.-  автор  драм  -  "Албена"  (1929),  "Боряна"  (1932),  "Обыкновенный
человек" (1936), отражающих жизнь болг. народа (пост. в  софийском  Нар.
т-ре),  и  комедии  "Миллионер"  (1930),  высмеивающей  болг.  буржуазию
(ставилась гл. обр. в провинции). Вас. М.
   "  ЙОЗЕФШТАДТТЕАТР"  (J  osefsta  dt-theater)  -  австрийский  театр.
Основан в 1788 в предместье Йозефштадт в Вене (отсюда название). Вначале
продолжал традиции нар. т-ра, идущие от драматургии  Ф.  Раймунда  и  И.
Нестроя. После подавления революции 1848 состав зрителей т-ра изменился.
Расширилась граница города, и отдал„нный район  стал  аристократическим,
изменился и состав зрителей, в угоду  к-рым  т-р  начал  ставить  франц.
водевили и оперетты, пьесы А. Шницлера и Г. Гоф-мансталя.
   В 1923-37 т-р возглавил М. Рейнхардт, он заново перестроил зрительный
зал и сцену, укрепил труппу, в к-рую вошли талантливые  акт„ры  -  семья
Тимиг, Ваниек, Ф. Кортнер, позднее А. Моисеи, В. Краус, Г.  Вальден,  П.
Вессели и др. Т-р в этот период назывался "Артисты под  руководством  М.
Рейн-хардта в т-ре Йозефштадта". Программной реж. работой Рейнхардта был
первый спектакль, пост.  им  в  "И.",-"Слуга  двух  господ"  (1924);  он
воскрешал традиции комедии дель арте.  Затем  им  были  пост.  спектакли
"Венецианский купец" (1924), "Сон в летнюю ночь"  (1925),  "Король  Лир"
(1925) Шекспира, 1-я часть "Фауста" Г„те (1933), "Мария Стюарт"  (1934),
"Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло (1934),  "Однажды  ночью"
Верфеля (1937). В 1938-45 т-р возглавлял X. Хильперт.  Среди  спектаклей
этих лет:
   "Ревизор"  (1939),  "Три   сестры"   (1940),   "Крестьянин-миллионер"

Страницы: «« « 1019   1020   1021   1022   1023   1024   1025   1026   1027  1028   1029   1030   1031   1032   1033   1034   1035   1036   1037  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия